Научная статья на тему 'Современные методы контроля результативности учебной деятельности обучающихся и педагогов в изучении хореографических дисциплин'

Современные методы контроля результативности учебной деятельности обучающихся и педагогов в изучении хореографических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1528
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ДОСТИЖЕНИЕ / CONTROL METHODS / RESULTS / FORMATION / STUDENTS / QUALITY ASSESSMENT / SYSTEM / CHOREOGRAPHY / ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палилей Александр Васильевич, Рожков Валентин Николаевич

В предлагаемой статье рассматриваются современные подходы в выборе методов контроля в учебно-познавательной деятельности обучающихся в институте культуры факультета хореографии. Представлен фонд оценочных средств, которые устанавливают соответствие учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин). Роль фонда оценочных средств в образовательном уровне факультета хореографии становится на современном этапе все более актуальной проблемой, поскольку его функциональное качество является ярким показателем образовательного потенциала кафедр факультета, реализующих образовательный процесс по направлениям подготовки специалистов в области хореографического искусства. В связи с этим уточнение функций и форм методов контроля, их структурных компонентов, применяемых в образовательной деятельности факультета, может быть полезной для использования в учебнопознавательной деятельности обучающихся. Методы контроля в учебно-образовательной деятельности в области хореографического искусства присутствовали в период функционирования императорских хореографических учреждениях России XIX века. Но оценка эффективности системы контроля, выбор методик контроля, определение терминов и понятий вызывают споры и дискуссии среди педагогов хореографии до сих пор. Обусловлено это тем, что структура и содержание хореографических дисциплин (модуля) в вузе на современном этапе, образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, нацелены прежде всего на формирование и достижение заявленного результата обучения. В этом случае необходимо установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения. Исходя из этого, мы рассматриваем с точки зрения актуальности применение методов контроля как контрольно-оценочную составляющую в образовательном процессе на современном этапе, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения в области хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палилей Александр Васильевич, Рожков Валентин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Control Methods the Effectiveness of Training Activities of Students and Teachers in Learning Dance Disciplines

This article examines the modern approaches to choice of control methods in the educational cognitive activity of students at the Institute of Culture, Department of Choreography. It presents the fund of assessment tools that identify and match the educational achievements of planned results of training and requirements of educational programs, work programs, modules (disciplines). The role of the fund of assessment tools in the educational level of Department of Choreography is getting on the modern stage more and more urgent problem, since its functional quality is a significant indicator of the educational potential of the faculty implementing the educational process in areas of training of specialists in the field of choreographic art. In this regard, the clarification of roles and forms of control methods, and their structural components used in the educational activities of the faculty, may be useful for use in the educational cognitive activity of students. A control method in the educational activities in the field of choreographic art was present during the operation of the Imperial ballet institutions in Russia of the 19th century. But the evaluation of the effectiveness of control systems, choice of control methods, definition of terms and concepts cause controversy and debate among teachers of choreography so far. The reason is that the structure and content of choreographic disciplines (modules) at the University at the present stage educational technologies, including the planning and evaluation of the quality of training of specialists focused primarily on the formation and achievement of stated learning outcome. In this case, it is necessary to establish matching between the planned and achieved learning outcomes. On this basis, we consider from the point of view of the relevance of the application of control methods as a monitoring and evaluation component in the educational process at the modern stage, which allows to systematically monitor, diagnose, and adjust the learning process in the field of choreographic art.

Текст научной работы на тему «Современные методы контроля результативности учебной деятельности обучающихся и педагогов в изучении хореографических дисциплин»

Design (Master's level). Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 21.03.2016, no. 255]. Konsul'tant Plus: spravochno-pravovaya sistema [Consultant Plus: legal-reference system]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197233 (accessed 18.09.2017).

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta po spetsial'nosti 54.09.03 Iskusstvo dizayna (po vidam) (uroven' podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii)): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.08.2015 № 839 [On approval of the Federal state educational standard of higher education in specialty 54.09.03 The Art of Design (the level of training personnel of higher qualification). Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 17.08.2015, no. 839]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Guarantor: legal information portal]. (In Russ.). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71078702 (accessed 18.09.2017).

9. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.01 "Dizayn" (uroven' bakalavriata) [The project of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 54.03.01 "Design" (Bachelor's level)]. Federal'nyy portalproektov normativnykh pravovykh aktov [Federal portal of projects of normative legal acts]. Moscow, 2017. (In Russ.). Available at: http. www.regulation.gov.ru.

10. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.04.01 "Dizayn" (uroven' magistratury) [The project of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 54.04.01 "Design" (Master's level)]. Federal'nyy portal proektov normativnykh pravovykh aktov [Federal portal ofprojects of normative legal acts]. Moscow, 2017. (In Russ.). Available at: http.www.regula-tion.gov.ru.

УДК 378. 14

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ В ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: palileyav@mail.ru

Рожков Валентин Николаевич, старший преподаватель, кафедра балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: valenti-rozhko@va.ru

В предлагаемой статье рассматриваются современные подходы в выборе методов контроля в учебно-познавательной деятельности обучающихся в институте культуры факультета хореографии. Представлен фонд оценочных средств, которые устанавливают соответствие учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин).

Роль фонда оценочных средств в образовательном уровне факультета хореографии становится на современном этапе все более актуальной проблемой, поскольку его функциональное качество является ярким показателем образовательного потенциала кафедр факультета, реализующих образовательный процесс по направлениям подготовки специалистов в области хореографического искусства. В связи с этим уточнение функций и форм методов контроля, их структурных компонентов, применяемых в образовательной деятельности факультета, может быть полезной для использования в учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Методы контроля в учебно-образовательной деятельности в области хореографического искусства присутствовали в период функционирования императорских хореографических учреждениях России XIX века. Но оценка эффективности системы контроля, выбор методик контроля, определение терминов и понятий вызывают споры и дискуссии среди педагогов хореографии до сих пор. Обусловлено

это тем, что структура и содержание хореографических дисциплин (модуля) в вузе на современном этапе, образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, нацелены прежде всего на формирование и достижение заявленного результата обучения. В этом случае необходимо установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения.

Исходя из этого, мы рассматриваем с точки зрения актуальности применение методов контроля как контрольно-оценочную составляющую в образовательном процессе на современном этапе, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения в области хореографического искусства.

Ключевые слова: методы контроля, результаты, формирование, обучающиеся, оценка качества, система, хореографическое искусство, достижение.

MODERN CONTROL METHODS THE EFFECTIVENESS OF TRAINING ACTIVITIES OF STUDENTS AND TEACHERS IN LEARNING DANCE DISCIPLINES

Paliley Aleksander Vasilyevich, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department Chair of Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: palileyav@mail.ru

Rozhkov Valentin Nikolaevich, Senior Instructor, Department of Choreographic Art, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail:valenti-rozhko@va.ru

This article examines the modern approaches to choice of control methods in the educational - cognitive activity of students at the Institute of Culture, Department of Choreography. It presents the fund of assessment tools that identify and match the educational achievements of planned results of training and requirements of educational programs, work programs, modules (disciplines).

The role of the fund of assessment tools in the educational level of Department of Choreography is getting on the modern stage more and more urgent problem, since its functional quality is a significant indicator of the educational potential of the faculty implementing the educational process in areas of training of specialists in the field of choreographic art. In this regard, the clarification of roles and forms of control methods, and their structural components used in the educational activities of the faculty, may be useful for use in the educational - cognitive activity of students.

A control method in the educational activities in the field of choreographic art was present during the operation of the Imperial ballet institutions in Russia of the 19th century. But the evaluation of the effectiveness of control systems, choice of control methods, definition of terms and concepts cause controversy and debate among teachers of choreography so far. The reason is that the structure and content of choreographic disciplines (modules) at the University at the present stage educational technologies, including the planning and evaluation of the quality of training of specialists focused primarily on the formation and achievement of stated learning outcome. In this case, it is necessary to establish matching between the planned and achieved learning outcomes.

On this basis, we consider from the point of view of the relevance of the application of control methods as a monitoring and evaluation component in the educational process at the modern stage, which allows to systematically monitor, diagnose, and adjust the learning process in the field of choreographic art.

Keywords: control methods, results, formation, students, quality assessment, system, choreography, achievement.

Хореографическое образование как в исполнительском, так и в педагогическом мастерстве на современном этапе его развития в России, представляет собой качественное художественное образование, способное обеспечивать подготовку

высококвалифицированных хореографов достойного уровня.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, их структура, содержание отдельных дисциплин образова-

тельной программы нацелены на формирование и достижение заявленного результата обучения. Оценивание качества подготовки специалистов должно быть направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений создаются фонды оценочных средств для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации с целью установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ дисциплин - актуальная проблема в выборе форм и методов контроля учебных дисциплин.

Вопросам выбора методов контроля учебного процесса обучающихся посвящены научно-методические статьи, учебные пособия. Обсуждаются на различном уровне: научно-практических конференциях российского, регионального, вузовского уровня, проведения круглых столов, мастер-классов и др. Изучению и поиску форм, видов и методов контроля результатов профессионального обучения в вузе, в том числе хореографов, посвящены многочисленные педагогические работы: Т. Гаппарова, А. И. Гирнык, В. И. Загвязинский, Н. Б. Истомина Т. С. Лисицкая, Н. А. Матвеева, Л. А. Савельева, И. А. Шипилина и др.

Представленные работы, раскрывающие соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалиста, подготовке будущего педагога к методическому творчеству [4; 6; 7], формированию у обучающихся творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания, являются основой организации учебного процесса, критического переосмысления имеющихся средств [2; 3; 4], форм и методов обучения [6]. В то же время анализ представленной литературы показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках совпадают, но названия терминов, их классификацию и взаимосвязь разные авторы трактуют по-разному применительно к хореографическому образованию. В практике обучения хореографическим дисциплинам в вузах культуры преподавателями применяются определенные виды контроля, его методы и приемы, формы и организацию.

Цель данной статьи - определить наиболее эффективные формы и методы педагогического контроля при современной подготовке обучающихся по хореографическим дисциплинам, заявленным в образовательных программах по соответствующим направлениям обучения, а также определить задачи педагогического контроля как важной составляющей учебно-воспитательного процесса в вузе.

Контроль (от фр. - control) в образовательном процессе высшей школы следует понимать, как педагогическое сопровождение, наблюдение и проверку успешности учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Контроль и оценка знаний обучающихся на факультете хореографии по направлениям 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», квалификация / степень «бакалавр», 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного (современного) танца, педагог-репетитор», квалификация / степень «бакалавр», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом», квалификация / степень «бакалавр», является важной составляющей учебно-воспитательного процесса на современном этапе. Поэтому преподаватели выпускающих кафедр факультета хореографии при разработке образовательных программ, рабочих программ дисциплин, а также применяя их в практической учебно-воспитательной деятельности для системы оценивания знаний и умений обучающихся, используют следующие виды и формы педагогического контроля:

Методы:

• предварительный;

• текущий;

• промежуточный;

• итоговый.

Формы:

• устный опрос (индивидуальный, фронтальный, собеседование);

• контрольные письменные работы;

• тестирование;

• практическая работа;

• наблюдение (на учебной, педагогической, преддипломной практике, оценка на рабочем месте);

• защита творческих работ (реферат, статья, проект, ВКР, и др.);

• участие в конференциях творческих конкурсах, фестивалях.

Предложенные формы и методы контроля в образовательных программах и рабочих программах дисциплин направлены прежде всего на педагогический контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся, направление усилий преподавателей - решение следующих задач:

- выявление качества усвоения учебного материала, степени соответствия полученных умений и навыков целям и задачам учебной дисциплины;

- выявление трудностей в усвоении обучающимися учебной информации и типичных ошибок с целью их коррекции и устранения;

- определение эффективности организационных форм, методов и средств обучения;

- диагностирование уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.

Предлагаемый подход педагогического контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся основан прежде всего на приобретении профессиональных компетенций в области хореографической деятельности как балетмейстеров-педагогов, педагогов-репетиторов, артистов-исполнителей народной и современной хореографии, так и руководителей хореографического любительского коллектива.

Отличительной чертой использования в современных условиях педагогической практики видов и форм контроля по дисциплинам хореографии выпускающих кафедр факультета хореографии является выявление уровня подготовленности студента к восприятию нового материала.

Анализ видов контроля по хореографическим дисциплинам по направлению подготовки бакалавров «Хореографическое искусство», «Хо -реографическое исполнительство», «Народная художественная культура» выявил единство использования содержания видов контроля качества образования: предварительного, текущего, тематического, итогового. Например, предварительный контроль по всем направлениям подготовки бакалавров осуществляется в начале обучения обучающегося на факультете для установления уровня знаний и предотвращения дидактиче-

ских трудностей в период адаптации студентов-первокурсников к особенностям педагогического процесса в вузе. Так, по дисциплинам «Мастерство хореографа», профиль подготовки «Руководитель хореографического любительского коллектива», «Искусство балетмейстера», профиль подготовки «Хореографическое искусство», проводится предварительная диагностическая проверка на способность обучающихся к руководству художественно-творческой деятельностью любительского хореографического коллектива с учетом особенностей его состава, подготовке бакалавров к творческо-балетмейстерской, постановочно-репетиционной, концертной художественной деятельности в любительском хореографическом коллективе.

Такая проверка проводится в форме фронтального устного опроса на практических, лабораторных занятиях, индивидуальных или групповых консультациях, которая дает возможность обучающимся осознавать социальную, культурную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

В рамках предварительного контроля обязательных дисциплин теоретико-практического характера, таких как «Теория, методика и практика классического танца», «Теория, методика и практика русского танца», «Теория, методика и практика народно-сценического танца» и др., учебных планов по вышеперечисленным профилям подготовки бакалавров проводится предварительная диагностическая проверка в форме практических занятий на способность обучающихся к учебно-педагогической и методической работе в хореографических коллективах с учащимися учебных заведений по освоению теории и истории хореографического искусства, с учётом возрастных и психологических особенностей самодеятельных артистов, потребностей, интересов, творческих способностей, уровня исполнительской подготовки.

Таким образом, подводя итоги предварительного контроля обучающихся по хореографическим дисциплинам, преподаватели определяют достигнутые ими успехи в качестве усвоения учебного материала, степени соответствия полученных умений и навыков целям и задачам учеб-

ной дисциплины, а также определяют эффективность организационных форм, методов и средств обучения своей педагогической работы.

Следующим видом контроля является тематический, семестровый контроль (зачет, экзамен), который проходит в форме контрольных уроков, практических показов, презентаций, тестирования, собеседования, проектов, на которых проверка знаний направлена на определение уровня усвоения обучающимися определенной темы или разделов нескольких взаимосвязанных тем. Одной из основных задач тематической проверки обучающихся является выявление трудностей в теоретическом и практическом усвоении студентами учебной информации в области методики построения и исполнения танцевальных этюдов, хореографических композиций, наследия репертуара русского, народно-сценического, классического и современного танца, методики построения экзерсиса у станка и на середине зала, постановка хореографических композиций на определенную тематику, с целью выявления типичных ошибок, их коррекции и устранения, а также диагностирование уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала.

Преподаватели в процессе учебно-педагогической работы определяют наиболее эффективные организационные формы, методы и средства обучения обучающихся с целью усвоения ими теоретического и практического материала, контролируют их выполнение в течение семестра в форме индивидуальных и групповых занятий, после чего, обучающийся допускается к сдаче зачета или экзамена, при условии выполнения им всех видов работ.

После подведения итогов тематического контроля (зачета или экзамена) по каждой дисциплине преподаватели создают предпосылки для планирования, осмысления и обобщения учебной информации с целью внесения изменений теоретических и практических заданий в проведении тематического контроля в следующем семестре или учебном году, устраняя элементы случайности и объективно оценивания учебные достижения обучающихся по всем темам, разделам.

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения обучающихся, осуществляемый по окончании изучения одной

темы или раздела в форме практического показа элементов у станка и на середине зала по дисциплинам «Теории, методике и практике русского, народно-классического, классического, дуэтного танца» и др., демонстрируя исполнительское мастерство и показа фрагментов хореографической композиции по дисциплине «Искусство балетмейстера» или «Мастерству хореографа», проверка выполнения написания разделов курсовых и выпускных квалификационных работ. Он, естественно, выступает как неотъемлемая составная часть всего периода обучения обучающихся. При последовательном обучении, согласно рабочей программе дисциплины, весь материал, подлежащий усвоению, разбивается на разделы и темы, которые изучаются последовательно под руководством преподавателя. Так, прежде чем обучающийся приступит к практическому выполнению хореографической постановки, ему необходимо освоить основные законы драматургии танца, основные выразительные свойства танца, актерское мастерство хореографа, которые изучаются в комплексе с другими хореографическими дисциплинами. Переход от первой темы или раздела к последующей возможен тогда, когда она усвоена полностью и безошибочно. В данном случае, преподаватель проводит промежуточный контроль в форме контрольного показа, где обучающиеся демонстрируют знания в области методики исполнения танцевальных элементов у станка и на середине зала, исполнительское мастерство в исполнении танцевальных комбинаций и этюдов. В данном случае применяется индивидуальный подход к оценке учебных успехов обучающихся, предусматривающий выявление уровня знаний, умений и навыков каждого студента, выбора методов контроля с учетом индивидуальных особенностей: развитие физических данных, актерского мастерства, навыков владения приёмами и методами постановочной работы и т. д., после чего предъявляются вопросы и задания обучающимся, которые они обязан выполнить в дальнейшем.

Важной составляющей формой контроля является итоговый контроль - государственная итоговая аттестация.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандар-

тов высшего образования итоговая государственная аттестация выпускников состоит из защиты выпускной квалификационной работы и государственного междисциплинарного экзамена.

Государственный междисциплинарный экзамен, как форма итоговой государственной аттестации, направлен на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВО.

Подготовка и успешная сдача государственного междисциплинарного экзамена наряду с защитой выпускной квалификационной работы завершает процесс освоения бакалавром основной образовательной программы.

Целью государственного междисциплинарного экзамена является комплексная оценка общекультурных и профессиональных компетенций и степени подготовленности выпускников к профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы по направлениям подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного (современного) танца, педагог-репетитор», квалификация / степень «бакалавр», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом», квалификация / степень «бакалавр».

Государственный междисциплинарный экзамен включает тематику общепрофессиональных дисциплин, дисциплин теоретической и практической подготовки: «История и теория хореографического искусства», «История и теория музыки», «Анализ музыкального произведения», «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце», «История и теория изобразительного искусства», «Теория, методика и практика дуэтного танца», «Теория, методика и практика русского танца», «Теория, методика и практика народно-сценического танца», «Теория, методика и практика классического танца», «Теория, методика и практика историко-бытового танца», «Теория, методика и практика джаз танца», «Теория, методика и практика модерн-танца», «История костюма», «Наследие и репертуар», «Искусство балетмейстера», «Основы репетиторского мастерства»,

а также «История», «Литература», «Философия», «Педагогика и психология».

В ходе государственного экзамена бакалавр должен показать свои способности решать на современном уровне задачи в области профессиональной деятельности, четко излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Выпускник в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями, выносимыми на государственный экзамен:

педагогическая деятельность:

- способностью обучать танцевальным и теоретическим дисциплинам, сочетая научную теорию и достижения художественной практики;

- способностью профессионально осуществлять педагогическую и репетиторскую работу с исполнителями;

- способностью применять в педагогической практике собственный практический опыт исполнения хореографического репертуара;

балетмейстерская деятельность:

- способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать информацию и преобразовывать ее в художественные образы для последующего создания хореографических произведений (проектов);

- способностью сочинять качественный хореографический текст;

- способностью выстраивать хореографическую композицию;

- способностью профессионально работать с исполнителями, корректировать их ошибки, иметь четкие художественные критерии подбора исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования у артистов;

репетиторская деятельность:

- способностью эффективно работать -с хореографическим произведением, владеть понятийным аппаратом и терминологией хореографии, профессионально использовать методы репетиционной работы с хореографическим коллективом;

- способностью запомнить и стилистически верно воспроизвести (показать) текст хореографического произведения;

- способностью применять на практике методику преподавания хореографических дисциплин;

- способностью использовать методы контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий;

методическая деятельность:

- способностью разрабатывать программы, учебные пособия, учебники и методические материалы в области хореографического искусства, владеть навыками ведения и организации методической работы;

- способностью исследовать тенденции развития хореографического искусства и подготовить на этой основе публикацию, выступление, передачу, мастер-класс, творческую встречу с использованием современных технологий;

культурно-просветительская деятельность:

- способностью проводить исследования в сфере методологии хореографической науки и практики, педагогики, истории и теории хореографического искусства, творчества, проблем искусства и культуры;

- способностью дать художественно-эстетический анализ и оценку явлений хореографического искусства;

научно-исследовательская деятельность:

- способностью планировать и реализовы-вать собственную исследовательскую деятельность: работать с литературой, анализировать, выделять главное, противоречия, проблему исследования, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств для проведения исследования, делать выводы;

творческо-исполнительская деятельность:

- способностью к внутреннему художественному постижению сущности хореографического произведения и его воплощению в движении, хореографическом тексте, жесте, ритме, динамике;

- способностью демонстрировать необходимую технику исполнения хореографии, индивидуальную художественную интонацию, исполнительский стиль;

- способностью запоминать хореографический материал и воспроизводить хореографические тексты;

- способностью видеть и исправить технические, стилевые и иные ошибки, собственные и других исполнителей.

Таким образом, в современной педагогической практике, роль форм и методов контроля в образовательном уровне факультета хореографии играет основное значение, поскольку его функциональное качество является ярким показателем образовательного потенциала кафедр факультета, реализующих образовательный процесс по направлениям подготовки специалистов в области хореографического искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, мы приходим к выводу, что рассмотренные формы и методы контроля, их использование в образовательном процессе, позволяют повысить качественный уровень подготовки обучающихся выпускающих кафедр факультета хореографии по следующим направлениям учебно-педагогической работы:

- повышается хореографическая подготовленность обучающихся в познании основных жанров хореографии: классической, народной, современной;

- совершенствуется исполнительская практика хореографическими элементами различной степени трудности;

- развивается музыкальность, ритмичность, эмоциональная выразительность, динамичность, легкость;

- повышается уровень балетмейстерско-постановочной работы.

Представленный анализ позволяет утверждать, что применение форм и методов контроля при подготовке бакалавров в области хореографического искусства должно осуществляться на основе тесной взаимосвязи содержания дисциплин педагогического и профессионального циклов с учетом компетентностного подхода.

Вместе с тем проведенный анализ применения форм и методов контроля профессиональной подготовки бакалавров-хореографов к практической деятельности не отражает всех видов контроля учебно-педагогического процесса к решению профессиональных задач и не претендует на исчерпывающее решение всего вопроса. Дальнейшей разработки требуют применение организационных форм контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, фронтальная и групповая проверка и др. для профессионального развития бакалавров-хореографов.

Литература

1. Авксентьев Е. Н. Формирование готовности студентов педагогических вузов к физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Чебоксары, 2004. - 22 с.

2. Акимова А. П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Л.: Ленинград. гос. пед. ун-т, 1982. - 203 с.

3. Берак О. Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалиста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М.: МГУ, 1985. - 211 с.

4. Гаппарова Т. Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ташкент, Ташкент. гос. пед. ун-т,1984. - 16 с.

5. Гирнык А. И. Методологические проблемы формирования творческого мышления студенческой молодежи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Львов, Львовский гос. пед. ун-т, 1982. - 208 с.

6. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

7. Истомина Н. Б. Подготовка будущего учителя к методическому творчеству // Начальная школа. - 1991. -№ 4. - С. 2-5.

References

1. Avksentyev E.N. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskikh vuzov kfizkul 'turno-sportivnoy deyatel'nosti: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of readiness of students of pedagogical universities with sports activity. Author s abstract of Diss. PhD Ped. Sciences]. Cheboksary, 2004. 22 p. (In Russ.).

2. Akimova A.P. Formirovanie u studentov tvorcheskikh umeniy reshat' pedagogicheskie zadachi v oblasti vospitaniya: dis. kand. ped. nauk [The Formation of students' creative skills for solving pedagogical tasks in the field of education. Diss. PhD Ped. Sciences]. Leningrad, Leningrad. State Pedagogical University Publ., 1982. 203 p. (In Russ.).

3. Berak O.L. Sootnoshenie reproduktivnykh i tvorcheskikh komponentov uchebno-professional'noy deyatel'nosti pri formirovanii spetsialista: dis. kand. ped. nauk [The Ratio of reproductive and creative components of educational-professional activity in the formation of the expert. Diss. PhD Ped. Sciences]. Moscow, MGU Publ., 1985. 211 p. (In Russ.).

4. Gapparova T. Vospitanie u studentov pedvuzov tvorcheskogo otnosheniya k pedagogicheskomu trudu: avtoref. dis. kand. ped. nauk [The Education of the students of teacher training universities creative attitude to pedagogical work. Author's abstract of Diss. PhD Ped. Sciences]. Tashkent, Tashkent State Pedagogical University Publ., 1984. 16 p. (In Russ.).

5. Girnyk A.I. Metodologicheskie problemy formirovaniya tvorcheskogo myshleniya studencheskoy molodezhi: dis. kand. ped. nauk [Methodological problems of formation of creative thinking of students. Diss. PhD Ped. Sciences]. Lvov, Lvov State Pedagogical University Publ., 1982. 208 p. (In Russ.).

6. Zagvyazinskiy V.I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya [Pedagogical creativity of the teacher]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 159 p. (In Russ.).

7. Istomina N.B. Podgotovka budushchego uchitelya k metodicheskomu tvorchestvu [Training future teachers to the methodological creativity]. Nachal'naya shkola [Primary school], 1991, no. 4, pp. 2-5. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.