Научная статья на тему 'Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств'

Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
Поделиться
Ключевые слова
CHOREOGRAPHY / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DANCE EDUCATION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ВУЗ / UNIVERSITY / СТУДЕНТ / STUDENT / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варин Э.А., Вагнер П.А.

В данной статье отображается формирование общего представления, которое раскрывает сущность современного профессионального обучения хореографии будущих специалистов высокого уровня в высших учебных заведениях культуры и искусств. Исследователи анализируют условия эффективности допрофессиональной и профессиональной подготовки соответствующих специалистов. Современное развитие в обучении хореографии направлено на развитие обучающегося в соответствии с индивидуальным подходом образовательного процесса и формирование профессионального мастерства при взаимодействии теоретических и практических дисциплин. Профессиональное обучение хореографии строиться на основе системного и комплексного подхода с использованием передовых образовательных технологий. Положительная динамика развития хореографического образования выражается в повышении уровня общенаучной и специальной подготовки выпускников, постоянно растущем количественном составе студентов, в географическом расширении образовательного пространства, в повышении научно-педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варин Э.А., Вагнер П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODERN PROFESSIONAL TEACHING CHOREOGRAPHY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS

The article shows the formation of a common view that reveals the essence of modern professional training of future choreography of high-level specialists in higher educational institutions of culture and arts. The researchers analyze conditions of the effectiveness of pre-vocational and vocational training for professionals. Modern development in the teaching of dance is aimed at the development of the student in accordance with an individualized approach to the educational process and the formation of professional skills in the interaction of theoretical and practical disciplines. Professional learning choreography is based on a systematic and integrated approach using advanced educational technologies. The positive dynamics of development of choreographic education is reflected in the increase in the level of general scientific and special training of graduates, a growing quantity of students in the geographical expansion of educational space, in improving the scientific and pedagogical skills of the teaching staff of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Современное профессиональное обучение хореографии в высших учебных заведениях культуры и искусств»

Технология языкового портфеля, рассмотренная в данной статье, отвечает всем принципам обучения взрослых специалистов, что увеличивает ее ценность в организации иноязычного самообразовательного процесса взрослых. Мы попытались доказать, что потребности и цели взрослых обучающихся, их психофизиологические особенности, наличный профессиональный, социальный и личный опыт требуют организации особой формы обучения иностранному языку - иноязычной самообразовательной деятельности: стимулируя познаватель-

Библиографический список

ную активность взрослых, она помогает выстроить собственный путь развития и достичь качественных результатов за более короткий срок. Представляется возможным утверждать, что одна из актуальных задач современной педагогической науки состоит в поиске новых средств и технологий для создания методической системы обучения иноязычному самообразованию, которая позволит повысить мотивацию в изучении языка и откроет пути личностного роста и интеллектуального долголетия взрослых обучающихся.

1. Дополнительное образование взрослых: стратегии слушателей. Информационный бюллетень. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 32 с. Мониторинг экономики образования; № 4 (78).

2. Рекомендации о развитии образования взрослых (1976 г.). Available at: http://www.un.org/ru/events/literacy/adult_education.pdf

3. Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р). Available at: http://government.ru/docs/16479/

4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (Проект на обсуждении). Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

5. Ариян М.А. Социально-эмоциональное развитие обучающихся средствами иностранного языка. Язык и культура. 2017; 38: 138 - 151.

6. Ариян М.А. Интеллектуальное развитие обучающихся средствами иностранного языка. Развивающие аспекты лингвистического образования: проблемы и перспективы. Нижний Новгород, 2016: 13 - 21.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-ое издание. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике Вопросы философии. 1997; № 3: 62 - 79.

9. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование - парадигма 21 в. Высшее образование в России. 2003; № 5: 25 - 33.

10. Дугарцыренова В.А., Бердникова Д.В., Купцова А.К. Сетевые ресурсы как средство оптимизации обучения академическому письму на иностранном языке в условиях самостоятельной работы. Иностранные языки в школе. 2017; № 3: 26 - 38.

11. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Российский языковой портфель для начальной школы. Руководство для учителя и родителей. Москва: МГЛУ, 2003.

12. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки. Москва: АРКТИ, 2002.

13. Протасова Е.Ю. Европейская языковая политика. Иностранные языки в школе. 2004; № 1: 8 - 14.

References

1. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh: strategii slushatelej. Informacionnyj byulleten'. Moskva: Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki», 2014. 32 s. Monitoring 'ekonomiki obrazovaniya; № 4 (78).

2. Rekomendacii o razvitii obrazovaniya vzroslyh (1976 g.). Available at: http://www.un.org/ru/events/literacy/adult_education.pdf

3. Koncepciya FCP razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 dekabrya 2014 g. № 2765-r). Available at: http://government.ru/docs/16479/

4. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (Proekt na obsuzhdenii). Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095

5. Ariyan M.A. Social'no-'emocional'noe razvitie obuchayuschihsya sredstvami inostrannogo yazyka. Yazyk ikul'tura. 2017; 38: 138 - 151.

6. Ariyan M.A. Intellektual'noe razvitie obuchayuschihsya sredstvami inostrannogo yazyka. Razvivayuschie aspekty lingvisticheskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. Nizhnij Novgorod, 2016: 13 - 21.

7. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. 2-oe izdanie. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

8. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Antropnyj princip v sinergetike Voprosy filosofii. 1997; № 3: 62 - 79.

9. Zborovskij G., Shuklina E. Samoobrazovanie - paradigma 21 v. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003; № 5: 25 - 33.

10. Dugarcyrenova V.A., Berdnikova D.V., Kupcova A.K. Setevye resursy kak sredstvo optimizacii obucheniya akademicheskomu pis'mu na inostrannom yazyke v usloviyah samostoyatel'noj raboty. Inostrannye yazyki v shkole. 2017; № 3: 26 - 38.

11. Gal'skova N.D., Nikitenko Z.N. Rossijskij yazykovoj portfel' dlya nachal'noj shkoly. Rukovodstvo dlya uchitelya i roditelej. Moskva: MGLU, 2003.

12. Koryakovceva N.F. Sovremennaya metodika organizacii samostoyatel'noj raboty izuchayuschih inostrannye yazyki. Moskva: ARKTI, 2002.

13. Protasova E.Yu. Evropejskaya yazykovaya politika. Inostrannye yazyki v shkole. 2004; № 1: 8 - 14.

Статья поступила в редакцию 05.12.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Varin E.A., senior lecturer, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: anastasia_dance@rambler.ru

Wagner P.A., senior lecturer, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: pavelvagner@yandex.ru

MODERN PROFESSIONAL TEACHING CHOREOGRAPHY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS. The article shows the formation of a common view that reveals the essence of modern professional training of future choreography of high-level specialists in higher educational institutions of culture and arts. The researchers analyze conditions of the effectiveness of pre-vocational and vocational training for professionals. Modern development in the teaching of dance is aimed at the development of the student in accordance with an individualized approach to the educational process and the formation of professional skills in the interaction of theoretical and practical disciplines. Professional learning choreography is based on a systematic and integrated approach using advanced educational technologies. The positive dynamics of development of choreographic education is reflected in the increase in the level of general scientific and special training of graduates, a growing quantity of students in the geographical expansion of educational space, in improving the scientific and pedagogical skills of the teaching staff of educational institutions.

Key words: choreography, dance education, specialist, university, student.

Э.А. Варин, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

Е-mail: pavelvagner@yandex.ru

П.А. Вагнер, доц. каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

Е-mail: pavelvagner@yandex.ru

СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В данной статье отображается формирование общего представления, которое раскрывает сущность современного профессионального обучения хореографии будущих специалистов высокого уровня в высших учебных заведениях культуры и искусств. Исследователи анализируют условия эффективности допрофессиональной и профессиональной подготовки соответствующих специалистов. Современное развитие в обучении хореографии направлено на развитие обучающегося в соответствии с индивидуальным подходом образовательного процесса и формирование профессионального мастерства при взаимодействии теоретических и практических дисциплин.

Профессиональное обучение хореографии строиться на основе системного и комплексного подхода с использованием передовых образовательных технологий. Положительная динамика развития хореографического образования выражается в повышении уровня общенаучной и специальной подготовки выпускников, постоянно растущем количественном составе студентов, в географическом расширении образовательного пространства, в повышении научно-педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

Ключевые слова: хореографическое искусство, хореографическое образование, специалист, вуз, студент.

Художественно-творческая деятельность очень разнообразна и многогранна. Хореографической искусство является одной из её разновидностей. В специфической форме оно передает внутренний мир человека.

Определение хореографического искусства дает Р В. Захаров: Хореография - искусство танца, включающее в себя классический балет, народные и бытовые танцы, это социально детерминированный вид творчества, передающий переживания сквозь призму пластической образно-художественной формы [1, с. 33].

Хореографическое искусство является синтетическим. По-средствам этой деятельности в человеке развивается морально-волевые, эмоциональные и эстетические стороны. Танец способен приобщить человека к национальным культурным ценностям, ориентировать его на ведение здорового образа жизни, повысить работоспособность. Хореография воспитывает и развивает будущее поколение комплексно.

Обучение танцам не всегда отождествляется с профессиональным образованием в сфере искусства танца. В настоящее время хореография очень популярна и различные заведения разнообразных организационно-правовых форм несут это знание в массы, делая его доступным для широких слоев населения. Однако это обучение не готовит профессиональных танцоров.

Профессиональное хореографическое образование отличается своими целями, задачами и формами обучения танцу. В танцевальные кружки ходят многие дети, получая эстетическое развитие, но продолжают обучение в училищах и вузах лишь единицы.

Обучать ли ребёнка танцам всегда решают родители. Они должны учитывать, что в этом виде художественной деятельности имеет место ранняя профессионализация. Обычно родители отдают ребенка в секции для воспитания и физического развития, не задумываясь о приобретении профессии танцора.

На протяжении всей своей истории танец привлекал особое внимание зрителей. Сегодня этот вид искусства популяризируется через средства массовой информации и телевидение. Снимают фильмы и передачи о профессиональных танцорах, созданы реалити-шоу, позволяющие всем желающим показать себя и прославиться.

В связи с этим остро встает вопрос о развитии современного хореографического образования. Необходимо проанализировать уже имеющийся опыт и новые тенденции на предмет их практической применимости.

Хореографическое искусство имеет два вектора: любительское и профессиональное. И каждый обучающийся должен выбрать его для себя. Таким образом, складывается дальнейшее обучение. Сосредоточим свое внимание на высших учебных заведениях в сфере хореографии.

В качестве основной тенденции развития хореографического образования можно выделить следующее. Раньше во главу угла вставилась выработка практических навыков и умений, теперь главная задача - формирование личности студента, развитие способности самостоятельно осваивать новые знания и трудиться в изменяющихся условиях, подстраиваясь к ним.

На сегодняшний день вузы России и, в том числе, Алтайского края идут по пути использования передовых технологий обучения: компьютерные и интерактивные технологии, экспериментальные методики, дистанционное обучение.

Анализ востребованности хореографических специализаций показал, что наиболее востребованными направлениями являются национальные виды танцев: русские народные, танцы национальных меньшинств. Необходимо бережно относиться к культуре и своим корням. Это осознание сейчас особенно актуально [2, с. 10].

Необходимо развивать в ВУЗах материальную обеспеченность. Учебные пособия, регламентирующие изучение танцев, научные труды ведущих балетмейстеров, методические материалы и программы изучения национального танца, а также видеоматериалы являются основой подготовки специалистов в ВУЗе.

На сегодняшний день в России существует множество специализированных кафедр по хореографии. Но возникают проблемы обучения и дискуссии специалистов. Часто на практике возникает и неопределенность методики преподавания дисциплин в сфере хореографии. Отсутствует целостный процесс подготовки хореографов в вузах и других учреждениях в сфере культуры и искусств.

Системный подход в ходе формирования профессионального хореографического мастерства в вузах и учреждениях культуры и искусств России является многоэтапным процессом, который включает в себя все необходимые элементы или подсистемы учебного творческого процесса. Компоненты в структуре системы формирования у студентов умений, знаний, и навыков плотно связаны с функциональным анализом общей подготовки хореографов. Здесь представляют интерес два направления: раскрываются механизмы внутреннего и внешнего порядка функционирования системы обучения и воспитания высококвалифицированных кадров в области мирового хореографического искусства, а также и национальной хореографии в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование профессионального мастерства должно строиться в рамках системного подхода. Это залог совершенствования качества организации деятельности социально-культурных и культурно-досуговых учреждений. При этом повышается уровень профессионального хореографического образования и искусства [3, с. 7].

Основной тенденцией современного образования в сфере танца является формирование обучения таким образом, чтобы у студентов формировалось мировоззрение. Хореография сегодня - это не только физические данные, это еще и вовлечение в философию.

Так, сформировалось совершенно особое направление -Contemporary dance. Это синтез философии и хореографии, импрессионизм в динамике. Этот вид танца является иррациональным способом художественного самовыражения.

B Contemporary dance танцор ищет свой пластический способ самовыражения. Это и выступает особенностью творчества хореографа, своеобразной визитной карточкой. Поэтому мир современной хореографии очень индивидуален и разносторо-нен. Особенностью преподавания Contemporary dance является обеспечение полной свободы самовыражения студента посредством танца.

Например, в некоторых вузах существуют кафедры хореографии. Основной целью деятельности кафедры выступает подготовка специалистов в сфере художественной культуры. Они направлены на формирование сценической и исполнительской культуры студента. Обучение развивает собственную сферу педагогической деятельности студента.

На протяжении учебного года студенты принимают участие в концертной деятельности, выполняют исследовательские ра-

боты по различным тематикам хореографического искусства, относящимся к учебным дисциплинам.

Большое внимание уделяется воспитательному процессу студентов. Здесь особую роль играет сценическая практика, формирующая у будущих выпускников бакалавриата и магистратуры, представления касательно творческой составляющей профессии.

Обычно на кафедрах проводятся занятия по следующим дисциплинам:

- Методика преподавания классического танца

- Методика преподавания народно-сценического танца

- Методика преподавания современного танца

- Этнография и танцевальный фольклор народов России

- Историко-бытовой танец и методика его преподавания

- История и теория хореографического искусства

- Основы хореографической драматургии и режиссуры танца

- Основы актерского мастерства

- Образцы танцевального репертуара

- Основы менеджмента в хореографии

- Теория и история народной художественной культуры

- История самодеятельного творчества

- Педагогика народного художественного творчества

- Костюм и сценическое оформление танца и другие.

Эти дисциплины не только формируют профессиональные навыки у студентов, а также являются основными профилирующими дисциплинами в процессе воспитания будущих бакалавров и магистров, тем самым приобретая навыки педагогической , постановочной и репетиционной работы.

В ходе учебного процесса на кафедре происходит взаимодействие теоретических и практических дисциплин, используются современных методики и технические средства обучения.

Задачами педагогов кафедры хореографии выступают:

- создание образовательной среды, помогающей осуществить полную самореализацию студента;

Библиографический список

- формирование у студентов потребности в самовоспитании и самообразовании:

- содействие раскрытию творческой индивидуальности каждого студента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения производственной практики студентов.

Выпускники кафедры хореографии имеют все необходимые навыки для осуществления научно-исследовательской, научно-методической и преподавательской деятельности. Они готовы к работе специалистами в образовательных учреждениях (школах искусств, учреждениях дополнительного образования, учреждениях дошкольного образования, в ссузах, вузах), детских оздоровительных лагерях, муниципальных учебно-методических центрах, в госструктуре [4].

Профессиональное обучение танцу несет в себе кроме физического развития также и воспитательную функцию и должно строиться на основе системного и комплексного подхода с использованием передовых образовательных технологий. Основной тенденцией современного хореографического образования является синтез развития пластики и философии одновременно.

Положительная динамика развития хореографического образования выражается в повышении уровня общенаучной и специальной подготовки выпускников, постоянно растущем количественном составе студентов, в географическом расширении образовательного пространства, в повышении научно - педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений [5].

Танец - это самовыражение через зрительный образ и движения человека, поэтому его особенности зависят от выбранного направления. Например, национальный танец призван передать образы взаимодействия человека с природой, а со^етрогагу-внутренние чувства и переживания индивида. Поэтому в первом случае больше обращается внимание на традиции, а во втором - на свободу самовыражения. Увидеть и выявить эти особенности - основная задача педагога-хореографа.

1. Никитин В.Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы. Вестник МГУКИ. 2014; № 2 (58): 31 - 40.

2. Юнусова Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ. Вестник ЧГПУ. 2011; 8: 8 - 15.

3. Исаков В.М. Специфические особенности управления хореографическим образованием. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012; 8 5 - 12.

4. Томский государственный педагогический университет. Available at: https://www.tspu.edu.ru/fkii/kaf-h.html

5. Филановская Т.А. Динамика хореографического образования в художественной культуре России XVIII-XX веков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.

References

1. Nikitin V.Yu. Horeograficheskoe obrazovanie i obuchenie: tendencii i perspektivy. Vestnik MGUKI. 2014; № 2 (58): 31 - 40.

2. Yunusova E.B. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya horeograficheskih umenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v dopolnitel'nom obrazovanii DOU. Vestnik ChGPU. 2011; 8: 8 - 15.

3. Isakov V.M. Specificheskie osobennosti upravleniya horeograficheskim obrazovaniem. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2012; 8 5 - 12.

4. Tomskijgosudarstvennyjpedagogicheskijuniversitet. Available at: https://www.tspu.edu.ru/fkii/kaf-h.html

5. Filanovskaya T.A. Dinamika horeograficheskogo obrazovaniya v hudozhestvennoj kul'ture Rossii XVIII-XX vekov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

Статья поступила в редакцию 01.12.17

УДК 373.24

Vyalova N.V., senior teacher, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia),

E-mail: nataliya_vyalova@bk.ru

Konakova T.A., senior teacher, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia),

E-mail: t89101311524@yandex.ru

Buyanova S.V., head, MBDOU "Kindergarten No. 8 'Solnyshko'" (Varnavinsky District, Nizhny Novgorod Region, Russia),

E-mail: algaangel2012@yandex.ru

INTEGRATED APPROACH TO THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF FORMING THE CULTURE OF FOOD IN THE CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article deals with a problem of how to form food culture and proper eating behavior as the basis of a healthy lifestyle in children of preschool age. The authors attempt to determine the basics of the nutrition culture of a preschool child on the basis of an analysis of the different approaches of scientists to this problem. The article presents practical experience of working with children, parents and employees of the pre-school educational organization on familiarizing children with a healthy diet in the framework of implementing an integrated approach, defining the organizational and pedagogical conditions for the formation of a nutrition culture for preschool children. Various forms and methods of work with preschool children, family and employees of the educational organization, including the author's workings out, are offered. It is concluded that this problem has been little studied and requires further research.

Key words: food culture, food hygiene, healthy eating, eating habits, eating behavior, catering, table etiquette.