Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов по направлению "хореографическое искусство"'

Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов по направлению "хореографическое искусство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / CHOREOGRAPHIC ART / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / УЧЕБНАЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКИ / PEDAGOGICAL PRE-DIPLOMA PRACTICE / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL / INDUSTRIAL / PRACTICALLY ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е.Ф., Моисеенко Р.Н.

В статье рассматриваются подходы к практико-ориентированному обучению на основе практик по направлению подготовки «Хореографическое искусство». Обосновывается, что организация и проведение совместных мероприятий направлены на формирование профессиональных компетенций, а также на выполнение трудовых функций, необходимых для востребованных специалистов. Акцентируется внимание на том, что подготовка проходит с учетом всех нормативных документов. Авторы на конкретных примерах показывают возможности формирования профессиональных компетенций у обучающихся посредством включения их в работу учебно-творческой лаборатории, основанной на факультете хореографии. Создание такой лаборатории позволяет решить сразу несколько задач: внедрение в систему хореографического образования инновационных технологий, творческий поиск новых хореографических форм, на основе интеграции, синтеза двух видов искусств хореографии и театра. Проведение занятий на базе лаборатории позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и сформировать практические навыки по основным направлениям хореографической деятельности: репетиторской, педагогической и балетмейстерской. Описанная модель обучения дает возможность сформировать востребованного специалиста, готового к работе в учреждениях культуры, в соответствии с требованиями работодателя и современными образовательными и профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Е.Ф., Моисеенко Р.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practically Oriented Training the Specialists on the Direction “Choreographic Art”

The article examines approaches to practically oriented training based on practices of the direction “Choreographic Art.” One of the main tasks of the modern “higher education” is the preparation of a highly qualified specialist in a certain field. In our country, many institutes, universities and academies of culture are engaged in choreographic education. By now, considerable experience has been accumulated in the choreographic education at various levels: in the system of supplementary education, in the system of secondary vocational education and universities. It is substantiated that the organization and holding of joint events are aimed at the formation of professional competencies, as well as the fulfillment of labor functions necessary for demanded specialists. Attention is focused on the fact that the preparation takes into account all normative documents. The authors, using concrete examples, show the possibilities of forming the professional competencies among learners by including them in the work of an educational creative laboratory based on the faculty of choreography. The creation of such a laboratory allows us to solve several problems: introduction of innovative technologies into the system of choreographic education, creative search for new choreographic forms, integration, synthesis of two kinds of arts: choreography and theater. Conducting classes based on the laboratory allows students not only to obtain theoretical knowledge but also to develop practical skills in the main areas of choreographic activity: tutoring, pedagogy and choreography. The described model of training makes it possible to prepare a well-demanded specialist who is ready to work in cultural institutions, in accordance with the requirements of the employer and modern educational and professional standards.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов по направлению "хореографическое искусство"»

3. Kostyuk N.V. Formirovaniye gotovnosti vypusknikov uchrezhdeniyprofessional'nogo obrazovaniya k innovatsionnoy deyatel'nosti: dis. dokt. ped. nauk [Formation of readiness of graduates of institutions ofprofessional education for innovative activity. Dr. ped. sci. diss.]. Velikiy Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2013. 425 p. (In Russ.).

4. Kubitskiy S.I. Sotsial'noe partnerstvo sub"ektov rynkov obrazovaniya i truda v sovremennoy Rossii: avtoref. dis. kand. sotsiolog. nauk [Social partnership of subjects of the markets of education and work in modern Russia. Author's abstract of diss. PhD in sociology]. Moscow, Academy of Labour and Social Relations Publ., 2007. 58 p. (In Russ.).

5. Manets T.V. Sotsial'noe partnerstvo v sisteme professional'nogo obrazovaniya kak institutsional'noe soglashenie: avtoref. dis. ekon. nauk [Social partnership in the system of professional education as institutional agreement. Author's abstract of diss. PhD in economics]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University Publ., 2009. 22 p. (In Russ.).

6. Matyavina M.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubezhnyy opyt i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v Rossii: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [State - private partnership: foreign experience and possibilities of his use in Russia. Author's abstract of diss. PhD in economics]. Moscow, Financial Academy under the government of the Russian Federation Publ., 2008. 24 p. (In Russ.).

7. Sokolova S.V. Sotsial'noe partnerstvo ssuzov spredpriyatiyami-rabotodatelyami kak sredstvo adaptatsii studentov k professional'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social partnership of average educational institutions with the enterprises - employers as means of adaptation of students to professional activity. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2011. 22 p. (In Russ.).

8. Suvorova E.V. Pedagogicheskaya effektivnost' sotsial'nogo partnerstva v srednem professional'nom obrazova-nii: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical efficiency of social partnership on average professional education. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Moscow, Research Institute for the Development of Vocational Education in Moscow Publ., 2008. 21 p. (In Russ.).

9. Tyukalova N.V. Sotsial'noe partnerstvo v obrazovatel'noy praktike kak faktor povysheniya kachestva nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis kand. ped. nauk [Social partnership in educational practice as factor of improvement of quality of primary professional education. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2010. 21 p. (In Russ.).

10. Falomkin A.V. Pedagogicheskaya effektivnost' sotsial'nogo partnerstva v nachal'nom professional'nom obrazova-nii: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical efficiency of social partnership in primary professional education. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Moscow, Research Institute for the Development of Vocational Education in Moscow Publ., 2008. 23 p. (In Russ.).

11. Khomeriki N.B. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak faktor sotsial'nogo razvitiya regiona: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [It is state - private partnership as a factor of social development of the region. Author's abstract of diss. PhD in economics]. Moscow, Moscow State University of Technologies and Management Publ., 2011. 22 p. (In Russ.).

УДК 37.01:39+069

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

Сергеева Елена Фаритовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музейной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: faritowna@mail.ru

Моисеенко Роман Николаевич, старший преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: m-ms@bk.ru

В статье рассматриваются подходы к практико-ориентированному обучению на основе практик по направлению подготовки «Хореографическое искусство». Обосновывается, что организация и проведение совместных мероприятий направлены на формирование профессиональных компетенций, а также на выполнение трудовых функций, необходимых для востребованных специалистов. Акцен-

тируется внимание на том, что подготовка проходит с учетом всех нормативных документов. Авторы на конкретных примерах показывают возможности формирования профессиональных компетенций у обучающихся посредством включения их в работу учебно-творческой лаборатории, основанной на факультете хореографии. Создание такой лаборатории позволяет решить сразу несколько задач: внедрение в систему хореографического образования инновационных технологий, творческий поиск новых хореографических форм, на основе интеграции, синтеза двух видов искусств - хореографии и театра. Проведение занятий на базе лаборатории позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и сформировать практические навыки по основным направлениям хореографической деятельности: репетиторской, педагогической и балетмейстерской. Описанная модель обучения дает возможность сформировать востребованного специалиста, готового к работе в учреждениях культуры, в соответствии с требованиями работодателя и современными образовательными и профессиональными стандартами.

Ключевые слова: подготовка кадров, хореографическое искусство, профессиональные компетенции, учебная, производственная, педагогическая преддипломная практики, практико-ориентированное обучение.

PRACTICALLY ORIENTED TRAINING THE SPECIALISTS ON THE DIRECTION "CHOREOGRAPHIC ART"

Sergeeva Elena Faritovna, PhD in History, Associate Professor of Department of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: faritowna@mail.ru

Moiseenko Roman Nikolayevich, Senior Instructor of Folk Dance Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: m-ms@bk.ru

The article examines approaches to practically oriented training based on practices of the direction "Choreographic Art." One of the main tasks of the modern "higher education" is the preparation of a highly qualified specialist in a certain field. In our country, many institutes, universities and academies of culture are engaged in choreographic education. By now, considerable experience has been accumulated in the choreographic education at various levels: in the system of supplementary education, in the system of secondary vocational education and universities. It is substantiated that the organization and holding of joint events are aimed at the formation of professional competencies, as well as the fulfillment of labor functions necessary for demanded specialists. Attention is focused on the fact that the preparation takes into account all normative documents. The authors, using concrete examples, show the possibilities of forming the professional competencies among learners by including them in the work of an educational creative laboratory based on the faculty of choreography. The creation of such a laboratory allows us to solve several problems: introduction of innovative technologies into the system of choreographic education, creative search for new choreographic forms, integration, synthesis of two kinds of arts: choreography and theater. Conducting classes based on the laboratory allows students not only to obtain theoretical knowledge but also to develop practical skills in the main areas of choreographic activity: tutoring, pedagogy and choreography. The described model of training makes it possible to prepare a well-demanded specialist who is ready to work in cultural institutions, in accordance with the requirements of the employer and modern educational and professional standards.

Keywords: personnel training, choreographic art, professional competence, educational, industrial, pedagogical pre-diploma practice, practically oriented training.

Одной из главных задач современной высшей школы является подготовка высококвалифицированного специалиста в определенной области. В нашей стране хореографическим образованием занимаются многие институты культуры, универ-

ситеты и академии. К настоящему времени накоплен значительный опыт по хореографическому образованию на различных уровнях: в системе дополнительного образования, в системе среднего профессионального образования и вузах. Се-

годня современное хореографическое искусство ищет новые и неординарные пути при создании художественных произведений, тем, сюжетов, образов, используя при этом выразительные стилевые и композиционные возможности смежных искусств. Хореографическое искусство, как органический сплав различных видов искусств, представляет собой их художественное слияние в едином образном целом, где ведущую роль играет танец. Одним из главных вопросов в подготовке высококвалифицированных специалистов в области хореографического искусства остается практико-ориентированный подход.

Кадровый вопрос на сегодняшний день является одним из самых острых для учреждений сферы культуры и искусства. Эффективность работы учреждений социально-культурной направленности обуславливается не только профессионализмом специалистов, работающих в данной области, но и их личностными качествами: умением стратегически мыслить, разрабатывать и научно обосновывать социально-культурные проекты и программы, владеть навыками проектирования инновационных систем построения культурно-просветительской деятельности и художественного образования. Поэтому рассматривая вопросы развития культуры как отрасли в общем, а также таких ее составляющих, как привлечение дополнительных средств, развитие инновационных форм деятельности, осуществление проектной деятельности и др. в конечном итоге возвращаемся к вопросам подготовки молодых специалистов, сохранению и развитию имеющегося кадрового состава.

Представляется, что один из возможных вариантов решения указанных проблем сопряжен с обращением к идеям практико-ориентирован-ного обучения.

Отметим, что в современной педагогике нет однозначно разделяемой всеми учеными точки зрения на содержание понятия «практико-ориен-тированное обучение». Наиболее узкий подход к данному понятию был высказан Ю. Ветровым и Н. Клушиной в статье «Практико-ориен-тированный подход», где они связывают практи-ко-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики [1].

Наиболее широкий подход, был сформулирован Ф. Г. Ялаловым, который говорит о «дея-тельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом [9].

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. В свете решаемых нами задач данный подход наиболее целесообразен. Он позволяет выпускнику вуза культуры развивать у себя способность использовать свои знания в практической деятельности, экстериоризировать их. И именно эта деятельность будет отражать продуктивность обучения, органичный сплав приобретенных знаний, умений и практической деятельности. Что, в свою очередь, является показателем высокопродуктивной профессиональной пригодности выпускника.

Рассмотрим опыт практико-ориентированно-го обучения обучающихся по направлению подготовки «Хореографическое искусство» факультета хореографии Кемеровского государственного института культуры (далее КемГИК). Согласно федеральному государственному образовательному стандарту «Хореографическое искусство» доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы, должна быть не менее 10 процентов. На сегодняшний момент в институте сложилась практика участия работодателей в образовательном процессе института и оценке качества образования, выраженного в согласовании основной профессиональной образовательной программы и программ практик. Интерес работодателей связан с тем, что им нужны квалифицированные специалисты, способные сразу приступить к работе, то есть имеющие опыт создания культурного продукта, владеющие алгоритмами и процедурами соответствующей деятельности.

Кафедры, занимающиеся подготовкой в данном направлении, ведут активный поиск профессионалов не только в Кемеровской области, но и за ее пределами. В качестве председателей государственных экзаменационных комиссий приглашаются высококвалифицированные специалисты в области хореографического искусства - художественные руководители ведущих ансамблей страны. Работодатели все активнее взаимодействуют с кафедрами вуза, участвуя как в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля, так и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. Таким образом, работодатель становится заказчиком, участником и оценщиком качества образования, что делает необходимым разработку и реализацию программ, ориентированных на учет потребности работодателя. Традиционным становятся круглые столы с работодателями, где обсуждаются тенденции развития рынка труда, возникновения новых профессий и требований основных потребителей к качеству образования. В 2018 году в рамках Всероссийской научно-методической конференции «Реализация образовательных программ в области культуры и искусства в контексте требований современного рынка труда: опыт, проблемы и пути повышения качества подготовки специалистов в области хореографии» проведен круглый стол с работодателями. Главной задачей в обсуждении было создание сбалансированной системы трудовых отношений, обусловленной потребностью изменения действующей системы квалификаций, а также приближения образовательных программ к запросам реальных секторов экономики. На круглом столе обсуждались такие актуальные вопросы, как взаимное влияние профессиональных и образовательных стандартов на формирование профессиональных компетенций у выпускника-бакалавра по направлению «Хореографическое искусство».

Решение данной проблемы, на наш взгляд, заключается в объединении усилий работодателей и сотрудников факультета хореографии, с целью совместной работы над нормативными документами, регламентирующих образовательную деятельность. На сегодняшний день остро стоит вопрос о совмещение таких стандартов, как образовательный и профессиональный. Степень, присуждаемая после окончания вуза, остается «бакалавр», что не дает право заниматься педа-

гогической и профессиональной деятельностью. На данный момент профессиональные стандарты вышли только в области педагогической направленности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [6]. Должностные функции хореографа-репетитора, как профессионала, изложены в пока еще действующем Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [5].

Безусловно, для всей системы художественного образования базисом, каркасом практико-ориентированного обучения является постоянно, системно реализующаяся концертно-исполни-тельская деятельность обучающихся. И в вузе культуры студенты не только демонстрируют приобретенные знания, умения и навыки в ежегодных отчетных концертах, но и участвуют в фестивалях, конкурсах, социальных проектах, реализуемых в вузе, регионе, стране.

Одно из решений данной проблемы и заключается в практико-ориентированном обучении. В соответствии со стандартом третьего поколения по направлению подготовки «Хореографическое искусство» определены следующие виды практик: учебная (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, исполнительская), производственная (педагогическая, исполнительская, творческая) и преддипломная [8, с. 21].

Анализ практической составляющей подготовки студентов показывает, что с переходом на стандарт ФГОС 3+ произошло увеличение недель на учебные и производственные практики -с 10 до 18 зачетных единиц, такая же ситуация остается и в ФГОС 3++, это один из положительных моментов, ведь выпускник, освоивший данную программу бакалавриата должен быть готов решать профессиональные задачи в области балетмейстерской и репетиторской деятельности. Выпускник должен владеть методикой исполнения хореографического материала, реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе, владеть теорией и технологией создания хореографического произведения, все эти задачи решаются именно на практике.

Учебная (исполнительская) практика является практикой по получению первичных профес-

сиональных умений и навыков в хореографическом искусстве. Целью данной практики является совершенствование исполнительского мастерства и приобретение практического опыта на основе полученных теоретических и практических знаний. Практика способствует формированию у обучающегося целостной картины будущей творческой деятельности, воспитанию творческого отношения к профессии, повышению уровня исполнительской культуры, ознакомлению с исполнительским мастерством выдающихся деятелей хореографии, развитию исследовательского подхода к исполнительскому процессу.

В ходе прохождения учебной практики студенты знакомятся с исполнительским мастерством выдающихся артистов ансамблей, посещают ведущие профессиональные ансамбли, присутствуют на занятиях, экзаменах и репетициях учебных заведений, творческих коллективах, разучивают и исполняют репертуар профессиональных ансамблей, работают с видеоматериалом.

В ходе проведения учебной практики у студентов формируются такие профессиональные компетенции, как способность собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать информацию и преобразовывать ее в художественные образцы для последующего создания хореографических произведений (проектов) (ПК-8); способность использовать методы контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий (ПК-22) и др. [7].

Педагогическая практика позволяет углубить усвоение основных принципов организации и ведения педагогической деятельности, сформировать представления о дополнительном образовании для детей, а также видах, формах и средствах практической педагогической деятельности, развить профессиональные умения [2]. Важно, что данная практика позволяет использовать педагогический материал в образовательных программах, реализуемых в КемГИК. С 2016 года ведется набор на предпрофессиональное образование в области хореографического творчества. Студенты учатся планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания, полученные в ходе изучения дисциплин психолого-педагогической направленности. Являясь логическим продолжением

предыдущей (учебной) практики, педагогическая практика позволяет студенту научиться работать в разноплановых коллективах. В ходе ее проведения у студентов формируются такие профессиональные компетенции, как способность осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия (ПК-2); способность использовать понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики, образования, психологии (ПК-3) [8].

В общей системе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности производственная (творческая) практика занимает важное место. Она неразрывно связана с главной профилирующей дисциплиной «Искусство балетмейстера», призвана закрепить и проверить полученные знания и навыки по данному предмету, способствовать формированию основных умений и накоплению опыта в сфере будущей профессиональной деятельности, проводится на базе профессиональных коллективов. Целями производственной (творческой) практики являются: совершенствование опыта самостоятельной сочинительской и постановочной работы студентов, использование комплекса профессиональных знаний в области балетмейстерского искусства, полученных в процессе обучения, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам профиля подготовки, изучение опыта работы балетмейстеров профессиональных и любительских коллективов г. Кемерово, Кемеровской области, других регионов России. Данная практика формирует такие компетенции, как способность редактировать (реконструировать) ранее сочиненный хореографический текст, стилизовать создаваемое, редактируемое или реконструируемое хореографическое произведение (ПК-13); способность профессионально работать с исполнителями, корректировать их ошибки, иметь четкие художественные критерии подбора исполнителей, воспитывать потребность постоянного совершенствования у артиста (ПК-14) и др. [8]. После прохождения данного вида практики обучающийся должен уметь собирать, записывать, обрабатывать и систематизировать сведения о работе ведущих хореографических коллективов; быть готовым к профессиональному общению со специалистами-хореографами; создавать художественно-образное решение кон-

цертных программ на основе творческих методов театрализации, игры; разрабатывать композиционный план, сценарий, либретто хореографического номера; осуществлять их постановку; организовывать репетиционную работу по подготовке хореографического номера в соответствии с постановочными задачами.

Заключительным этапом в практико-ориен-тированном подходе является преддипломная практика. Ее цель - закрепление умений создавать хореографическое произведение и воплощать свой творческий замысел в сфере профессионального хореографического искусства, сочинять качественный и профессиональный хореографический текст; создавать замысел будущей хореографической композиции, исходя из особенностей строения музыкального произведения, раскрывать тему, идею своего произведения, осуществлять подбор музыкального материала, создавать либретто и композиционный план, создавать композицию танца различных хореографических форм, ориентироваться в специальной литературе, создавать сценарную, хореографическую драматургию балетного спектакля; доступным профессиональным языком объяснять цели и задачи, тему и идею своего авторского произведения. Итогом преддипломной практики выступает выпускная квалификационная работа. Преддипломная практика формирует все профессиональные компетенции.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что практико-ориентированный подход заключается в правильной расстановке учебной и производственной практик, которые способствуют формированию основных умений и навыков в сфере будущей профессиональной деятельности.

Еще одной формой практико-ориентирован-ного, продуктивного обучения на факультете хореографии является работа учебно-творческой лаборатории - Театра танца «Начало». В его составе три коллектива: ансамбль народного танца «Молодой Кузбасс», ансамбль классического танца «Балетный вернисаж», ансамбль современной хореографии «Вечное движение». На базе этой лаборатории студенты проходят педагогическую и производственную практику, апробируют свои теоретические научно-исследовательские работы. Суть деятельности лаборатории - творческий эксперимент, внедрение в систему хореографического образования инновационных технологий,

творческий поиск новых хореографических форм на основе интеграции, синтеза двух видов искусств - хореографии и театра. Проведение занятий на базе лаборатории позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и сформировать практические навыки по основным направлениям хореографической деятельности: репетиторской, педагогической и балетмейстерской.

Особо хочется отметить сотрудничество факультета хореографии и Губернаторского театра танца «Сибирский калейдоскоп» Государственной филармонии Кузбасса им. Б. Штоколова. Сотрудничество происходит по всем направлениям работы факультета. К учебному процессу привлекаются сотрудники театра танца, чей практико-ориентированный подход позволяет формировать необходимые знания, умения, владения, а также трудовые действия на основе совмещения образовательного и профессионального стандарта. Театр танца «Сибирский калейдоскоп» - одна из основных баз прохождения всех видов практик в соответствии с программой обучения по направлению «Хореографическое искусство». Более 15 лет на его базе проводится учебная практика. Выпускники и студенты старших курсов являются сотрудниками театра. Кроме того, художественный руководитель и балетмейстер участвуют в разработке комплексных учебных ресурсов, являются членами государственной экзаменационной комиссии. Данное сотрудничество позволяет формировать как профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВО, так и общепрофессиональные компетенции.

Подводя итоги, отметим, что модель прак-тико-ориентированного обучения является дея-тельностной по своей сути [3, с. 32]. Применительно к высшему образованию она может реализовывать такие дидактические приемы, как личностно ориентированный подход, создающий условия, необходимые для развития индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их профессионального роста; ориентация на социально-практическую деятельность, которая формируется путем реализации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения; компетентностный дидактический подход, способствующий демонстрации не только уровня сформированности компетенций, но ориентируемый на запросы регионального рынка труда.

Литература

1. Ветров Ю. Практико-ориентированный подход [Электронный ресурс] // Высш. шк. - 2002. - № 6. -С. 43-46. - URL: https://cyberleninka.ru /article/v/praktikoorientirovannyy-podhod (дата обращения: 11.04.2018).

2. Борздун В. Н., Григоренко Н. Н. Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 1(38). - С. 210-220.

3. Кагакина Е. А. Проектирование процесса компетентностно-ориентированного обучения в вузе на основе онтологической модели // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 3(15). - С. 31-36.

4. Кагакина Е. А., Родионова Д. Д. Применение технологий практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» // Науч. диалог. - 2016. - № 3(51). - С. 329-340.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразви-тия России) от 30 марта 2011 года № 251н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"». Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 мая 2011 года.

6. Реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 11.04.2018).

7. Родионова Д. Д. Формирование профессиональных компетенций музееведа в условиях взаимодействия вуза и музея // Вестн. Алт. гос. пед. ун-та. - 2016. - № 26. - С. 216-223.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Хореографическое искусство». - М., 2016. - 27 с.

9. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 января. - URL: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 11.04.2018).

References

1. Vetrov Yu. Praktiko-orientirovannyy podkhod [Practice-oriented approach]. Vysshaya shkola [Higher school], 2002, no. 6, pp. 43-46. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/praktikoorientirovannyy-podhod (accessed 11.04.2018).

2. Borzdun V.N., Grigorenko N.N. Metod proektov v organizatsii pedagogicheskoy praktiki v tvorcheskom vuze [The method of projects in the organization of pedagogical practice in a creative college]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 1 (38), pp. 210-220. (In Russ.).

3. Kagakina E.A. Proyektirovanie protsessa kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya v vuze na osnove ontologicheskoy modeli [Designing the process of competence-oriented learning in a university based on the ontological model]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i zarubezhom [Vocational education in Russia and abroad], 2014, no. 3(15), pp. 31-36. (In Russ.).

4. Kagakina E.A., Rodionova D.D. Primenenie tekhnologiypraktiko-orientirovannogo obucheniya pripodgotovke spetsialistov napravleniya «Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya» [Application of technologies of practice-oriented training in the training of specialists in the field "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage"]. Nauchnyy dialog [Scientific dialogue], 2016, no. № 3(51), pp. 329-340. (In Russ.).

5. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii (Minzdravsotsrazvitiya Rossii) ot 30 marta 2011 goda № 251n g. Moskva «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh», razdel «Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov kul'tury, iskusstva i kinematografii». Zaregistrirovan v Minyuste RF 24 maya 2011 goda [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation (Ministry of Healthcare and Social Development of Russia) of March 30, 2011 No. 251n Moscow "On the Approval of the Unified Qualification Handbook of Positions of Executives, Specialists and Employees, section" Qualification Characteristics of the Positions of Workers of Culture, Art and Cinematography". Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on May 24, 2011]. (In Russ.).

6. Reyestr professional'nykh standartov [Register of professional standards]. (In Russ.). Available at: http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (accessed 11.04.2018).

7. Rodionova D.D. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy muzeeveda v usloviyakh vzaimodestviya vuza i muzeya [Formation of professional competencies of the museum expert in the conditions of interaction between the university and the museum]. Vestnik Altayskogogo sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Altai State Pedagogical University], 2016, no. 26, pp. 216-223. (In Russ.).

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya «Khoreograficheskoe iskusstvo» [Federal State Educational Standard of Higher Education "Choreographic Art"]. Moscow, 2016. 27 p. (In Russ.).

9. Yalalov F.G. Deyatel'nostno-kompetentnostnyy podkhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu [The activity-competence approach to practice-oriented education]. Internet-zhurnal"Eydos" [Internet-magazine "Eidos"], 2007, January 15. (In Russ.). Available at: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (accessed 11.04.2018).

УДК 378

АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Лазарева Маргарита Викторовна, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: rita.antropova@yandex.ru

В современных социально-экономических условиях вопрос актуальности непрерывного профессионального образования не вызывает сомнений. Однако непрерывное профессиональное образование как явление сформировалось в обществе в середине двадцатого века, а предпосылки становления были описаны многим ранее, в связи с чем в статье приведен анализ подходов исследователей исторических этапов развития непрерывного образования. Во всех исследованиях исторических этапов ученые сходятся во мнении, что непрерывное образование рассматривалось только в контексте «образования взрослых» и основной целью являлась компенсация недостатков предшествующих этапов образования. В статье определены методологические подходы исследователей к формулировкам и определению сущности непрерывного профессионального образования. Все исследуемые подходы авторов были разделены на две группы. Первая группа исследователей рассматривает «непрерывное образование» используя системный подход в различных направлениях, например, как педагогическую систему, систему государственных и общественных образовательных организаций и др.; вторая группа - в рамках личностно-ориентированного подхода, определяя сущность понятия как философско-педагогическую концепцию, непрерывное развитие возможностей человека, процесс приращения профессиональных компетенций и др. В результате исследования автором уточнено понятие «непрерывное профессиональное образование» как процесса непрекращающегося целенаправленного развития, в рамках которого четко определены роли как образовательной организации, так и личности обучающегося.

Ключевые слова: непрерывность, непрерывное профессиональное образование, прерывность профессионального образования.

ANALYSIS OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF "CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION"

Lazareva Margarita Viktorovna, Postgraduate, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: rita.antropova@yandex.ru

In modern social and economic conditions, the question of the relevance of continuous vocational education is beyond doubt. However, continuing vocational education as a phenomenon was formed in society in the middle of the 20th century, and the prerequisites for its formation were described earlier. In this connection, the article analyzes the approaches of domestic and foreign scientists whose work is devoted to the historical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.