8. Saikina E.G., Smimova V. Fitnes kak znachimoe sotsiokul'tumoe iavlenie [Fitness as a significant sociocultural phenomenon]. Fitnes: stanovlenie, tendentsii i perspektivy razvitiia v Rossii: sb. mater. nauch.-prakt. konf., posviashch. 210-letiiu RGPU im. A.I. Gertsena, 60-letiiu fakul'teta fizicheskoi kul'tury [Fitness: formation, trends and prospects of development in Russia: Sat. mater. scientific and practical. Conf., is dedicated. 210th anniversary RSPU. Herzen, the 60th anniversary of the Faculty of Physical Education]. Sankt-Petersburg, RGPU Publ., 2006, pp. 41-47. (In Russ.).
9. Fizicheskaia rekreatsiia kak mezhdistsiplinarnaia oblast' fizkul'turnogo obrazovaniia [Physical recreation as an interdisciplinary field of sports education]. Ed. K.N. Pruzhinin, M.V. Pruzhinina. Irkutsk, RGUFKSM i T Publ., 2011. 120 p. (In Russ.).
УДК 371
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
Салазкина Лидия Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ (г. Кемерово, РФ). E-mail: kafedra359551@yandex.ru
В статье раскрывается опыт работы кафедры управления социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств по производственно-профессиональной подготовке студентов. Раскрывается понятие терминов «практика», «производственная практика».
Обосновывается инновационный подход к оценке качества производственной практики. Дается описание реализации интегрированного механизма создания компетентностного подхода к освоению практических умений и навыков. Рассматривается система освоения профессиональных качеств менеджеров учреждения социально-культурной сферы и обосновывается необходимость освоения навыков практической деятельности в учреждении социально-культурной сферы во время прохождения производственной практики для дальнейшего трудоустройства выпускников вуза. В статье представлены некоторые подходы к совершенствованию практической подготовки высококвалифицированных специалистов, адаптированных к практической деятельности; совместной деятельности руководителей баз практики, профессорско-преподавательского состава КемГУКИ и разработки целевой программы производственной практики студентов.
Ключевые слова: практика, производственная практика, инновационный подход, квалифицированный работник, конкурентоспособность, компетенции, интегрированный, механизм.
EXPERIENCE AND PROSPECTS OF THE ORGANIZATION OF INDUSTRIAL PRACTICE OF STUDENTS
Salazkina Lidia Pavlovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Department of Management of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts, Honored Worker of Culture of the Russian Federation (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kafedra359551@yandex.ru
The article reveals the experience of the Department of Management of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts in production-training students. The notion of the terms "practice," "manufacturing practices." It substantiates an innovative approach to assessing the quality of manufacturing practices, describes implementation of an integrated mechanism for the creation of competence-based approach to the development of practical skills. We consider a system development competencies of managers of social institutions in the cultural sphere and the necessity of development of practical skills in the establishment
of sociocultural sphere during the practical training for future employment of the university graduates. The paper presents some approaches to improving the practical training of highly qualified specialists, adapted to the practice, joint activity database managers practice, professors of KemGUKI and development programs aimed at students' practical training.
Keywords: practice, innovative approach, skilled worker, competitiveness, competence, integrated, mechanism.
Перед высшей школой культуры стоит задача подготовки специалистов, которые соответствовали бы требованиям «эпохи глобализации, информатизации, экономики знаний. Вуз призван не только вооружить будущего специалиста современными знаниями, но и обеспечить становление его профессиональной и личностной культуры, формирование специалиста в своем деле» [7].
Социально-культурная сфера за последние годы претерпела существенные изменения в связи с новыми социально-экономическими отношениями. Изменился состав посетителей учреждений социально-культурной деятельности, изменилась система управления, следовательно, и к практической подготовке специалистов появились новые требования. Стало необходимым подготовка квалифицированного работника, конкурентно-способного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для этого необходима не только теоретическая, но и практическая подготовка студентов.
Распоряжением правительства РФ одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы, в которой отмечена необходимость концептуального подхода к решению проблем образования, непрерывного совершенствования профессиональной компетенции всех, кто мотивирован на самореализацию в практической деятельности учреждения социальной сферы. Мы согласны с мнением Л. Н. Коченовой, которая считает, что в профессиональной подготовке менеджера социально-культурной деятельности необходимо владение не только научными и практическими знаниями, но и определенными умениями, приобрести которые в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно. Для этого должны быть созданы условия, которые побуждали бы студентов к целенаправленному формированию нужных
умений. Необходима производственная практика как часть учебного процесса, предоставляющая возможность практического приобретения, закрепления и развития теоретических знаний, умений в области управления, овладения технологиями менеджмента. Практика, по определению С. И. Ожегова, - это «деятельность людей, в которой они, воздействуя на материальный мир в процессе производства, преобразуют его», используя «приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы», применяя и закрепляя знания, полученные теоретическим путем. Практика это внеучебная деятельность, объединяющая теоретическое обучение и самостоятельную работу студента. Особую роль развитию личности во внеучебной деятельности отводили Дж. Дьюи, А. С. Макаренко, С. Т. Шатский и др. Самореализации посвящены труды Р. Бернса, И. С. Когана, И. В. Дубровиной и др. Практика является самой сложной формой учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане. Сложность заключается в умении организаторов практики соединить интересы учреждения социально-культурной сферы и вуза, приспособить процесс обучения к практическим задачам.
В международных стандартах профильного образования делается акцент на увеличение часов практической подготовки и изменения содержания учебно-производственной практики в вузе с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом на все виды практик и практической подготовки менеджеров социально-культурной деятельности отводится 14 недель из 132 недель, предусмотренных учебным планом на теоретическое и практическое обучение студентов, что составляет 10,6 % общего количества часов.
Дидактическими целями производственной практики является приобретение опыта самостоятельной деятельности, навыка работы по специ-
альности, овладение профессиональными компетенциями, которые позволяют сформировать профессиональные умения и навыки закрепления их при применении на практике.
На протяжении десятилетий на кафедре управления социальной сферы КемГУКИ идет поиск инновационных подходов к развитию умений, закреплению теоретических знаний в процессе практической апробации определенных методик управления учреждениями социально-культурной сферы. Ежегодно кафедра выпускает более 100 специалистов. За 19 выпусков общее число подготовленных специалистов более 2,5 тысяч человек. Деятельность выпускников высоко оценивается учреждениями, организациями территории Сибирского региона.
На кафедре сложилась система подготовки выпускников, которая ежегодно модернизируется и совершенствуется.
Одним из эффективных путей подготовки специалистов клубного дела явилось в свое время создание филиала кафедры на базе Дворца культуры производственного объединения «Азот».
Основная цель создания филиала - укрепление связей кафедры с практикой, повышение практической подготовки студентов, расширение базы для исследований, подбор абитуриентов из числа участников художественной самодеятельности и объединений по интересам.
Взаимоотношение между филиалом и кафедрой определялось «Положением о филиале кафедры», утвержденным ректором института и директором Дворца культуры «Азот». В Положении указаны цели и задачи филиала, его структура, права и обязанности.
Занятия студентов в филиале кафедры давали возможность изучить методы управления учреждениями культуры клубного типа, познакомиться с планированием работы учреждения, формами проведения занятий самодеятельных коллективов и технологией организации и проведения совещаний, планерок, заседаний Совета Дворца культуры.
Производственная практика проходила в течение трех месяцев. Студенты имели возможность по индивидуальной программе освоить не только должностные обязанности руководителей учреждения, но и его структурных подразделений. Итогом прохождения производственной практики был экзамен, который студенты сдавали,
выступая в роли руководителя учреждения или структурного подразделения, проводя совещание с сотрудниками Дворца культуры по вопросам готовности к очередному мероприятию.
В последующие годы при подготовке студентов к практической деятельности педагогами кафедры широко использовались активные методы обучения: деловые и ролевые игры, моделирование производственных ситуаций, круглые столы, решение производственных задач.
В настоящее время освоение программы производственной практики, готовность студентов включиться в активную жизнь баз практики отрабатывается через интерактивные формы познания тонкостей клубной работы, через освоение проектной деятельности учреждений культуры и внедрение собственных проектов внутри организации. Интегрированный механизм проведения производственной практики позволяет апробировать полученные знания, закрепить навыки управления персоналом базы практики. Стало традицией на кафедре управления социальной сферы по результатам производственной, преддипломной практик проводить учебно-практические конференции, на которых присутствуют студенты, педагоги кафедры, руководители практик, руководство института социально-культурных технологий, приглашенные руководители баз практик. Студенты рассказывают о производственной практике, о приобретенных навыках управления, о внедрении собственных проектов. Выступления студентов сопровождаются презентациями.
В свою очередь руководители баз практик, выступая на конференции, дают оценку уровню профессиональной подготовки студентов и их вкладу в совершенствование деятельности учреждения - базы практики. Дают советы, рекомендации, приглашают студентов-выпускников на работу.
Это приглашение очень необходимо учреждениям клубного типа. В Кемеровской области функционируют 687 клубных учреждений, в них работают 3577 специалистов, из которых специалистов по культуре только 1747 (48,8 %). Эти данные говорят о том, что учреждения клубного типа нуждаются в специалистах-профессионалах.
Дефицит квалифицированных кадров, специалистов сегодня является одним из основных факторов, сдерживающих темпы развития культуры региона.
Задача обеспечения учреждений социально-культурной сферы выпускниками находится в центре внимания руководителей вуза. Для решения проблемы обеспечения учреждений культуры конкурентоспособными специалистами необходимы совместные усилия руководителей баз практики, преподавателей и ученых.
В ФГОС ВПО нового поколения предусматривается широкое участие работодателей «в подготовке востребованных рынком труда специалистов: предписано их обязательное участие в проведении учебных занятий; итоговой государственной аттестации; осуществлении экспертизы образовательных программ; организации всех видов практик».
На сегодняшний день главная задача кафедры - выпуск конкурентоспособных, привлекательных для работодателя потенциальных работников, обладающих определенным набором компетенций.
Для совершенствования практической подготовки конкурентоспособных специалистов необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть вопрос о заключении долгосрочных договоров с учреждениями социально-культурной сферы, организациями о проведении практики студентов на одной базе, включая три этапа: ознакомительная производственная, преддипломная практика.
2. Считаем, что настало время готовить не просто выпускников вуза с отличными оценками, с высоким качеством подготовки, а готовить кадры для учреждения, предприятия-заказчика. Тогда будет необходимость разрабатывать программу целевой подготовки, а качество подготовки может рассматриваться как способность удовлетворить требования к профессиональной деятельности в учреждении социально-культурной сферы.
3. Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент», квалификация «бакалавр», дается характеристика профессиональной деятельности бакалавров и требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, в которых определены общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК), компетенции, то есть применяется компетентностная модель выпускника с минимальным набором компетенций выпускника вуза,
необходимых для профессиональной деятельности, которые следует учитывать, разрабатывая целевую программу производственной практики.
4. Инновационным решением проблемы выпуска конкурентоспособных потенциальных работников учреждений социально-культурной сферы можно назвать систему профессиональных заказов от предприятий, управлений культуры на молодых специалистов. Каждый заказ должен содержать в себе не только элементы целевой контрактной подготовки специалиста, но и выполнение конкретных требований работодателя к уровню специалистов. Поэтому целевая подготовка высококвалифицированного специалиста с определенным набором компетенций под конкретное рабочее место может начинаться уже со 2-го курса.
5. Для целенаправленной организации производственной практики необходимо отделу практики вуза, заключая договор с базами практики, предоставлять им программы практик, обсуждая их цель и задачи. Руководителям практик от кафедры следует заранее обсудить с руководителем учреждения цели и задачи практики.
6. Ввести обязательный отчет студента в последний день производственной практики на собрании учреждения, организации, где озвучиваются положительные и отрицательные моменты прохождения практики, даются советы студенту, предоставляется характеристика с оценкой по результатам производственной практики.
Проходя производственную практику, студент получает дополнительную информацию о рынке востребованных компетенций и рынке профессий, получает возможность трудоустройства в организации, где проходил производственную практику.
Все виды практик охватывают основные аспекты учебной и производственной деятельности, в ходе которой студенты приобретают определенные профессиональные умения. Кроме того, все виды производственных практик тесно взаимодействуют, проникая одна в другую.
Внедрение предложенных технологий организации и проведения производственной практики позволит повысить взаимную ответственность как работодателей, так и профессорско-преподавательского состава кафедры управления социальной сферы.
Литература
1. Кайбияйнен А. Корпоративная культура вуза и профессиональный имидж его выпускников // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 71-77.
2. Когогин С. А., Ягудина Л. Р. Подготовка выпускников в образовательном кластере: модель оценки качества образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 1. - С. 112-117.
3. Кудрина Е. Л., Бедин В. И. Состояние, проблемы и перспективы подготовки кадров в области библиотечно-информационной и социально-культурной деятельности с учетом компетентностного подхода в многоуровневом образовании // Вестн. КемГУКИ. - 2013. - № 22/1. - С. 201-211.
4. Кудрина Е. Л., Гук А. Г. Потребность работодателей в специалистах сферы культуры и удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг // Вестн. КемГУКИ. - 2013. - № 22/1. - С. 158-165.
5. Кулова Р. Из опыта работы центра содействия трудоустройству выпускников // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С. 102.
6. Малошонок Н. Г., Девятко И. Ф. Эксперимент как метод изучения эффективности практик и нововведений в высшем образовании // Высшее образование в России. - 2013. - № 10. - С. 141-151.
7. Надаховская Т. А. Образовательная концепция высших профессиональных учебных заведений как основа карьерного роста в условиях рыночных отношений // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сборник статей / под науч. ред. А. В. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2004. - Вып. 5. -С. 103.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 279-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http //www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html
References
1. Kaibiiainen A. Korporativnaia kul'tura vuza i professional'nyi imidzh ego vypusknikov [Corporate culture of the university and the professional image of its graduates]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2007, no 9, pp. 71-77. (In Russ.).
2. Kogogin S.A., Iagudina L.R. Podgotovka vypusknikov v obrazovatel'nom klastere: model' otsenki kachestva obrazovaniia [Preparing graduates in the education cluster: a model of assessing the quality of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2014, no 1, pp. 112-117. (In Russ.).
3. Kudrina E.L., Bedin V.I. Sostoianie, problemy i perspektivy podgotovki kadrov v oblasti bibliotechno-informatsionnoi i sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti s uchetom kompetentnostnogo podkhoda v mnogourovnevom obrazovanii [Status, problems and prospects of training in the field of library and information and socio-cultural activities with the competence approach in multilevel education]. Vestnik KemGUKI [Bulletin of Kemerovo State University of Culture And Arts], 2013, no 22/1, pp. 201-211. (In Russ.).
4. Kudrina E.L., Guk A.G. Potrebnost' rabotodatelei v spetsialistakh sfery kul'tury i udovletvorennost' potrebitelei kachestvom obrazovatel'nykh uslug [Employer's need for specialists of culture and customer satisfaction quality of educational services]. Vestnik KemGUKI [Bulletin of Kemerovo State University of Culture And Arts], 2013, no 22/1, pp. 158-165. (In Russ.).
5. Kulova R. Iz opyta raboty tsentra sodeistviia trudoustroistvu vypusknikov [Experience of the center to promote employment of graduates]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2008, no 8, p. 102. (In Russ.).
6. Maloshonok N.G., Deviatko I.F. Eksperiment kak metod izucheniia effektivnosti praktik i novovvedenii v vysshem obrazovanii [Experiment as a method of studying the effectiveness of practices and innovations in higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2013, no 10, pp. 141-151. (In Russ.).
7. Nadakhovskaia T.A. Obrazovatel'naia kontseptsiia vysshikh professional'nykh uchebnykh zavedenii kak osnova kar'ernogo rosta v usloviiakh rynochnykh otnoshenii [Educational concept of higher vocational education institutions as a basis for career growth in market conditions]. Innovatsionnye tekhnologii obucheniia kul'turno-dosugovoi deiatel'nosti: sbornik statei. Pod nauch. red. A.V. Zharkova [Innovative technology training of cultural and leisure activities: a collection of papers. Scientific Ed. A.V. Zharkova]. Moscow, MGUKI Publ., 2004, vol. 5, p. 103. (In Russ.).
8. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 279-FZ [On Education in the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2012 № 279-FZ]. Available at: www.consultant.ru/law/ hotdocs/23125. html (In Russ.).