3. Savotina N.A. Grazhdanskoe vospitanie studencheskoy molodezhi v sovremennom vuze. Dis. dokt. ped. nauk [Civilian education of students in the modern university. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2005. 459 p. (In Russ.).
4. Titova E.N. Formirovanie grazhdanstvennosti studentov v uchebnom protsesse tekhnicheskogo vuza. Dis. cand. ped. nauk [Formation of students' consciousness in the learning process of a technical higher educational institution. Cand. ped. sci. diss.]. Tula, 2000. 200 p. (In Russ.).
УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Самое страшное горе - горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать!
В. А. Сухомлинский
Ивлева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье излагаются результаты диагностики учебной мотивации студентов первого курса заочной формы обучения направления подготовки «Социально-культурная деятельность», профиля «Менеджмент социально-культурной деятельности», предлагается модель формирования мотивации студентов к овладению профессией менеджера.
Ключевые слова: менеджер социально-культурной деятельности, овладение профессией, модель, получение диплома, приобретение знаний, учебная мотивация.
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEARNING MOTIVATION OF STUDENTS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING PROGRAM "MANAGEMENT OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES"
Ivleva Tatyana Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Professor of Chair of Social Sphere Management, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Modern society needs a manager of sociocultural activities (ACS) with a high level of professionalism, initiative and enterprise, creativity. This predetermines restructuring the learning process, especially in the field of motivation. It is known that the foundation of successful training activities of any student is a high level of motivation for this type of activity. The problem of motivating the learning activities is a traditional subject of study in various fields of science, including the pedagogy [4, 6, 8, and others.]. Even the most qualified teachers will not reach the desired result, if his efforts are not coordinated with the motivational sphere of educational activity.
The article discusses the relevance of demand for managers of social and cultural activities with a high level of professionalism, initiative and enterprise, creativity, specificity of learning motivation; it presents the diagnostic results of correspondent first-year students' learning motivation of training courses "Sociocultural activities." The Profile "Management of sociocultural activities," proposes a model of formation of motivation of students for a profession manager containing the goal, objectives, functions, and interactive teaching methods.
In order to diagnose learning motivation of students of the first course of correspondence courses (FTRA) training areas "Management of Kemerovo State University of Culture and Arts" (KemGUKI), we used the technique of "Motivation training in high school" by T.I. Il'ina.
Revealed by the lack of understanding of the value of professional development in preparing the future SKD managers, superficial perception of the content of the profession may further exacerbate the conflict between the students' expectations associated with the role of the status of higher education and mastering the content of training the skilled operations manager.
To solve the above mentioned problems should be focused to form and develop the motivation of students learning to master the profession of manager. At the next stage of the study, we developed a model of the formation and development of learning motivation of students for a profession of a manager.
Motivation training activities is an important component of professional development of students and is seen as a gradual, dynamic and controlled process. Implementation of the proposed model will help shape and develop the learning motivation of students, taking into account the complex factors: the organization of the educational process in KemGUKI, using the "electronic educational environment," subjective special training, specifics of the discipline "Fundamentals of SCA Management."
Keywords: manager of sociocultural activities, mastering the profession, model, diploma, learning, learning motivation.
Современное общество нуждается в менеджерах социально-культурной деятельности (далее - СКД) с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения, прежде всего в мотиваци-онной сфере. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Проблема мотивации учебной деятельности является традиционным предметом исследования в различных областях науки, в том числе и в педагогике [4; 6; 8 и др.]. Никакой, даже очень квалифицированный преподаватель, не достигнет желаемого результата, если усилия его не будут согласованы с мотивационной сферой учебной деятельности.
Учебная мотивация, как справедливо отмечает А. В. Смирнов, - это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация, по мнению автора, определяется комплексом факторов: во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, спецификой учебной дисциплины [8].
С целью диагностики учебной мотивации студентов первого курса заочной формы обучения
(далее - ЗФО) направления подготовки «СКД», профиля «Менеджмент СКД» (далее - МСКД) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (Кем ГУКИ) мы использовали методику «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной [6], которая включает в себя три шкалы:
• «приобретение знаний» - стремление к приобретению знаний, любознательность;
• «овладение профессией» - стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества;
• «получение диплома» - стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
Методика состоит из 50 утверждений и позволяет выявить преобладание мотивов по вышеназванным шкалам. Преобладание мотивов по первым двум «приобретение знаний» и «овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью занятия учебной деятельностью, целеустремленностью, сильной волей и т. п. Обучающие, ориентированные на получение профессии, часто проявляют избирательность и разделяют дисциплины на «нужные» и «ненужные» для их профес-
сионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к получению данного документа - нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т. п.
Всего было опрошено 25 студентов 1-го курса группы «МСКД - 131» ЗФО. Большинство из числа опрошенных - 18 человек - женщины (72 %). Чуть больше половины респондентов -13 человек (52 %) - имеют среднее профессиональное образование, остальные - общее профессиональное. Почти половина (44 %) из числа опрошенных занимают управленческие должности: директора домов культуры - 4 человека (16 %), художественные руководители -2 человека (16 %), предприниматели - 3 человека (12 %).
Результаты опроса показали, что у студентов доминирующее значение имеет ориентация на «приобретение знаний» - средний балл 9,1 (максимум 12,6).
Рисунок 1. Результаты опроса по шкале «приобретение знаний»
Из диаграммы (рис. 1) видно, что 5 человек (20 %) из числа опрошенных имеют максимальный показатель по данной шкале; 7 респондентов (28 %) имеют от 10,8 до 11,2 балла; 9 респондентов (36 %) - от 9 до 8,4 балла; по 2 респондента (8 %) - 5,4 и 6 баллов соответственно; по одному респонденту (4 %) - 3,6 и 2,4 балла. Почти все студенты (84 %) при поступлении в вуз ориентированы, в первую очередь, на получение знаний в области менеджмента. Для того чтобы сохранить эту ориентацию доминирующей в процессе обучения, необходимо целенаправленно формировать мотивацию обучения студентов в данном направлении на последующих курсах.
На втором месте - средний балл 8 (максимум 10) - шкала «получение диплома» (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты опроса по шкале «получение диплома»
Из диаграммы (рис. 2) видно, что 5 респондентов (20 %) имеют максимальный показатель 10 баллов; 11 респондентов (44 %) - 8,5-9 баллов; 8 респондентов (32 %) - 6-7,5 балла; и по одному (по 4 %) - 2,8 балла и 1,5 балла соответственно. Эта шкала практически всеми респондентами представлена высокими показателями. На наш взгляд, это объясняется тем, что наличие диплома бакалавра дает больше шансов для карьерного продвижения, получения более престижного места работы и трудоустройства для студентов ЗФО.
На третьем месте - средний балл 6,7 (максимум 10 баллов) - «овладение профессией» (рис. 3).
1; 4 % 3; 12 %
4; 16% I
10; 40%
I10 баллов 18-9 баллов 16 и 7 баллов 5 баллов 13 и 4 балла 0 баллов
Рисунок 3. Результаты опроса по шкале «овладение профессией»
Из диаграммы видно, что высокую мотивацию по данной шкале получили лишь 3 студента (12 %); выше среднего - 10 студентов (40 %). Мотивированными на «овладение профессией» из числа респондентов являются 13 человек (52 %). Средние оценки получили 4 студента (16 %). Оценки ниже среднего получили 8 студентов (32 %). Обращает на себя внимание тот факт, что один студент получил ноль баллов по данной шкале, что свидетельствует о полном отсутствии мотивации на профессию менеджера.
Результаты тестирования показали, что на первом месте у респондентов «получение знаний» (9,1 балла), на втором месте - «получение
диплома» (8 баллов) и на третьем - «овладение профессией» (6,7 балла). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что необходимо формировать и развивать мотивацию обучения студентов на «овладение профессией».
Недостаточное понимание значения профессионального развития в процессе подготовки будущих менеджеров СКД, поверхностное восприятие содержания профессии может в дальнейшем обострить у студентов внутренний конфликт между ожиданиями, связанными со статусной ролью высшего образования и содержанием квалифицированной деятельности менеджера.
Для решения обозначенных проблем необходимо целенаправленно формировать и развивать мотивацию обучения студентов к овладению профессией менеджера. На следующем этапе нами была разработана структурно-функциональная модель формирования и развития учебной мотивации студентов к овладению профессией менеджера (рис. 4). Слово «модель» в переводе с французского означает «образец». Из словаря иностранных слов: «Модель - это наглядное пособие или схема, представляющая собой изображение предмета, процесса или явления при некоторой схематизации и условности изобразительных средств» [7, с. 325].
Первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование и развитие мотивации студентов к учебной деятельности, обуславливающей успешное решение профессиональных задач в процессе подготовки менеджеров СКД. Следует подчеркнуть, что для студентов первого курса важно не только сформировать мотивацию к овладению профессиональными знаниями, но и развивать эту ориентацию на последующих курсах.
Вторым структурным элементом модели являются задачи. Формирование мотивации студентов необходимо начинать с её диагностики (в модели первая задача). Это позволяет определить мотивационный профиль каждого студента и общую картину по направлению подготовки «СКД», профиль «МСКД». Поэтому диагностика является неотъемлемым компонентом данной модели. На основе анализа полученной в ходе диагностики информации возможна реализация такой важной задачи мотивации, как удовлетворения индивидуальных потребностей студентов. Например, для студентов ЗФО это могут быть потребности, связанные с занимаемой должностью в настоящее время, карьерным продвижением. Индивидуальный подход в мотивации особенно важен. В свою очередь решение задач предполагает реализацию функций, представленных в модели.
Рисунок 4. Структурно-функциональная модель формирования мотивации студентов к овладению профессией
Важным структурным элементом модели формирования мотивации студентов к овладению профессией менеджера являются методы обучения. Не умаляя значения традиционных методов обучения, мы делаем акцент именно на интерактивных методах, так как обучение профессии менеджера предполагает включенность, активность и участие самого студента в учебном процессе [1; 2; 3; 5]. Особенности взаимодействия педагога и студентов в традиционных и современных интерактивных технологиях представлены на рис. 5 [5, с. 5].
Контрольно-измерительные методы, представленные в модели, - также значимая составляющая из числа методов формирования мотивации студентов к овладению профессией. Например, тестовые задания по дисциплинам
профессионального цикла, которые могут быть использованы не только преподавателем для проверки знаний, но и студентами для самостоятельной проверки знаний, при подготовке к зачету и экзамену по дисциплинам в области менеджмента.
Мотивация учебной деятельности является важной составляющей профессионального становления студентов и рассматривается как поэтапный, динамичный и управляемый процесс. Внедрение предлагаемой модели позволит формировать и развивать учебную мотивацию студентов с учетом комплекса факторов: организации образовательного процесса в КемГУКИ; использования электронной образовательной среды; субъектных особенностей обучающихся; специфики учебной дисциплины «Основы МСКД».
Рисунок 5. Виды взаимодействий преподавателя и студентов в различных технологиях
Литература
1. Ивлева Т. Н. Внедрение интерактивных методов обучения в организацию самостоятельной работы студентов // Менеджмент XXI века: ресурсы развития образования и бизнеса: сб. науч. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. - Санкт-Петербург, 27-29 нояб. 2012 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. -С. 137-139.
2. Ивлева Т. Н. Е-портфолио и модерацая как интенсивные технологии профессионального развития личности студентов // Вестн. Балт. пед. акад.: сб. науч. ст. по мат-лам заоч. Междунар. науч.-практ. конф. «Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: зарубежный и отечественный опыт», г. Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена 19 марта 2014 года. - СПб., 2014. - Вып. 113. - С. 59-61.
3. Ивлева Т. Н. Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы студентов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 145-150.
4. Ивлева Т. Н. Развитие мотивации учебной деятельности студентов специальности «Менеджмент организации» // Оптимизация профессионального образования в области культуры и искусства: мат-лы X Всерос. науч.-метод. конф. - Барнаул, 2010. - С 67-71.
5. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекоменд. / авт.-сост. М. Г. Савельева, Т. А. Новикова, Н. М. Костина; отв. ред. Е. Н. Анголенко. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2013. - 44 с.
6. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной [Электронный ресурс]. - URL: http://www. psychometrica.ru/index.php?hid=50&met_info=200. - Загл. с экрана.
7. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1998. - 607 с.
8. Смирнов А. В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 12. - URL: http://psychology.snauka. ru/2012/12/1450. - Загл. с экрана.
References
1. Ivleva T.N. Vnedrenie interaktivnykh metodov obucheniya v organizatsiyu samostoyatel'noy raboty studentov [The introduction of interactive teaching methods in the organization of independent work of students]. Menedzhment XXI veka: resursy razvitiya obrazovaniya i biznesa: Sbornik nauchnykh statey XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Sankt-Peterburg, 27-29 noyabrya 2012 [Management of the XXI century: resources for the development of education and business: the Collection of scientific articles XII International scientific-practical conference, St. Petersburg, 27-29, November 2012]. St. Petersburg, Russian State Pedagogical University A.I. Herzen Publ., 2012, pp. 137-139. (In Russ.).
2. Ivleva T.N. E-portfolio i moderatsaya kak intensivnye tekhnologii professional'nogo razvitiya lichnosti studentov [E-portfolio moderata as intensive technology professional development of students' personalities]. Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii: Sbornik nauchnykh statey po materialam zaochnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Intensivnye metody i tekhnologii v obuchenii i professional'nom razvitii lichnosti: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt" [Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy. The Collection of scientific articles correspondence international scientific-practical conference "Innovative methods and technologies in teaching and professional personality development: international and national experience", St. Petersburg, 19, March 2014]. St. Petersburg, Russian State Pedagogical University A.I. Herzen Publ., 2014, iss. 113, pp. 59-61. (In Russ.).
3. Ivleva T.N. Interaktivnye metody obucheniya v organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [Interactive teaching methods in the organization of independent work of students]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture andArts], 2012, no. 1, pp. 145-150. (In Russ.).
4. Ivleva T.N. Razvitie motivatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov spetsial'nosti "Menedzhment organizatsii" [The development of motivation of educational activity of students of the specialty "Management of organizations"]. Optimizatsiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti kul'tury i iskusstva: materialy 10 Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Optimization professional education in the field of culture and art: proceedings of the 10th all-Russian scientific-methodical conference]. Barnaul, 2010, pp. 67-71. (In Russ.).
5. Ispol'zovanie aktivnykh i interaktivnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy: metod. rekomendatsii. Avt.-sost. M.G. Savel'eva, T.A. Novikova, N.M. Kostina; otv. red. E.N. Angolenko [The use of active and interactive learning technologies: method. recommendations. Auth.-comp. M.G. Savelyeva, T.A. Novikova, N.M. Kostin; resp. Ed. by E.N. Angolina]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2013. 44 p. (In Russ.).
6. Metodika izucheniya motivatsii obucheniya v vuze T.I. Il'inoy [The methodology for the study of learning motivation in high school T.I. Ilyina]. Available at: http://www. psychometrica.ru/index.php?hid=50&met_info=200. (In Russ.).
7. Slovar' inostrannykh slov [The dictionary of foreign words]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1998. 607 p. (In Russ.).
8. Smirnov A.C. Formirovanie motivatsii uchebnoy deyatel'nosti u studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of motivation of educational activity of students of a technical University]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika [Psychology, sociology and pedagogy]. 2012, no. 12. Available at: http://psychology. snauka.ru/2012/12/1450. (In Russ.).
УДК 37
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КЛУБНОГО ТИПА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Булатова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Слаутина Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены основные вопросы конкурентоспособности учреждений клубного типа и ее особенности, определены факторы, оказывающие влияние на деятельность учреждений. Решению проблемы повышения конкурентоспособности может помочь только знание научных подходов, принципов, методов управления учреждениями клубного типа.
Ключевые слова: конкурентоспособность, особенности конкурентоспособности, учреждения клубного типа, «дорожная карта», критерии, имидж.