Научная статья на тему 'Электронный портфолио как инструмент формирования управленческих качеств студентов'

Электронный портфолио как инструмент формирования управленческих качеств студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ELECTRONIC PORTFOLIO / MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT / MANAGER OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Т. Н.

В статье рассматриваются преимущества и возможности технологии электронного портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, описывается опыт использования электронного портфолио в учебном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PORTFOLIO MANAGEMENT AS A TOOL FOR FORMING QUALITIES OF STUDENTS

This article discusses the advantages and opportunities of e-portfolio managers in the preparation of socio-cultural activities, describes the experience of using e-portfolio in education of the University.

Текст научной работы на тему «Электронный портфолио как инструмент формирования управленческих качеств студентов»

5. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.

6. Актуализация // Новейший философский словарь. - М., 2007.

7. Активизация // Словарь иностранных слов. - М., 1982.

8. Развитие // Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. - М., 2006. - Т. 3.

9. Формирование // Большой энциклопедический словарь. - М., 2000

10. Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления / Н.А. Красно-

перова, Н.А. Игнатова, В.В. Шушерина. - Красноярск, 2006.

11. Взаимодействие // Новейший философский словарь. - М., 2007.

12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2006.

Bibliography

1. Yakobson, P.M. Psikhologiya chuvstv i motivacii: izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 2001.

2. Yackov, O.N. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya volevoyj sferih molodihkh lyudeyj v processe podgotovki specialista: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Astrakhanj, 2006.

3. Kon, I.S. Otkrihtie «Ya». - M., 1978.

4. Mukhina, V.S. Lichnostj: mifih i realjnostj (Aljternativnihyj vzglyad. Sistemnihyj podkhod. Innovacionnihe aspektih). - Ekaterinburg, 2007.

5. Slobodchikov, V.I. Kategoriya vozrasta v psikhologii i pedagogike razvitiya // Voprosih psikhologii. - 1991. - № 2.

6. Aktualizaciya // Noveyjshiyj filosofskiyj slovarj. - M., 2007.

7. Aktivizaciya // Slovarj inostrannihkh slov. - M., 1982.

8. Razvitie // Sovremennihyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: v 3 t. - M., 2006. - T. 3.

9. Formirovanie // Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2000

10. Krasnoperova, N.A. Orientirovanie studenta na zdorovihyj obraz zhizni v processe professionaljnogo stanovleniya / N.A. Krasnoperova, N.A. Ignatova, V.V. Shusherina. - Krasnoyarsk, 2006.

11. Vzaimodeyjstvie // Noveyjshiyj filosofskiyj slovarj. - M., 2007.

12. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию: 19.07.12

УДК 004.91-057.87

Ivleva T.N. E-PORTFOLIO MANAGEMENT AS A TOOL FOR FORMING QUALITIES OF STUDENTS. This article discusses the advantages and opportunities of e-portfolio managers in the preparation of socio-cultural activities, describes the experience of using e-portfolio in education of the University.

Key words: electronic portfolio, management, quality management, manager of socio-cultural activities.

Т.Н. Ивлева, канд. пед. наук, доц., проф. каф. управления социальной сферы КемГУКИ,

E-mail: [email protected]

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются преимущества и возможности технологии электронного портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, описывается опыт использования электронного портфолио в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: электронный портфолио, менеджмент, управленческие качества, менеджер социально-культурной деятельности.

Сейчас в России идет процесс создания новой культуры, новой этики, нового спроса на образование. Рынок образовательных услуг во многом зависит от социально-культурной среды, от господствующих в обществе ценностей, норм и традиций. Это наглядно подтверждают данные о мотивах выбора абитуриентами профессии менеджера, которая неизменно привлекает к себе интерес и не испытывает недостатка желающих попробовать в ней свои силы. Сегодня профессия менеджера является одной из самых интересных и востребованных. От современного менеджера требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, са-мообучаться, принимать непопулярные и ответственные решения, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

В. Чижикова в [1] справедливо отмечает, что в условиях жесткой конкуренции на рынке труда специалисту с традиционной социально-культурной вузовской подготовкой становится все труднее пробиваться в номенклатурную сферу своих профессиональных интересов. В настоящее время государственными образовательными стандартами высшего образования утверждены новые для вузов культуры специальности. В их числе «Социально-культурная деятельность» (СКД), профиль «Менеджмент социальнокультурной деятельности», которые требуют новых подходов реализации процесса подготовки менеджера, его профессионального и управленческого развития. Повышенные требования к профессионализму менеджера СКД и его управленческой направленности пока не находят адекватной реализации в вузовской системе учебно-воспитательного процесса.

Процесс совершенствования подготовки будущих менеджеров СКД в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Прежде всего, это обу-

чение менеджменту как преимущественно практической деятельности, которая в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это отличие касается главного - целей обучения. Основополагающая идея обучения менеджменту строится на утверждении, что управление - это скорее поведение, навыки и умения, чем просто знания [2, с. 94].

Одним из способов решения данной проблемы является использование технологии электронного портфолио (Е-портфо-лио) в профессиональной подготовке менеджеров СКД. Эта технология позволяет формировать и развивать управленческие компетенции менеджера, ориентированные, прежде всего на практику профессиональной управленческой деятельности; вызвать интерес к осознанному поиску и реализации потенциальных резервов личности каждого, кто пожелает посвятить себя этой профессии, суть которой - управление людьми.

«Е-портфолио» является компетентностно-ориентированной технологий, которая применяется в системе профильного образования и относится к педагогическим инновациям, обусловленным информатизацией образования. Т.Ю. Анопченко и др. справедливо отмечают, что для современной образовательной парадигмы характерны реализация принципов личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Применение технологии «Е-портфолио» направленно на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирование у них ответственности за результаты собственного обучения, развитие навыков критического и творческого мышления, формирование навыков работы в группе, а также изменение роли преподавателя, который должен направлять и поддерживать познавательную деятельность обучающихся, а не служить для них единственным источником информации [3].

Анализ литературных источников, просмотр многочисленных сайтов свидетельствует, что определение «Е-портфолио» трактуется по-разному [3; 4]. Причина такого положения автору видится в многозначном смысле данного понятия. В нашем представлении Е-портфолио это программа индивидуальноориентированного профессионального развития студента (ПИ-ОПРС), которая включает в себя фиксацию, накопление, анализ и самоанализ результатов реальных изменений и индивидуальных достижений в процессе обучения менеджменту. Применение Е-портфолио позволяет проводить мониторинг роста профессионального мастерства будущего менеджера СКД в процессе обучения.

В Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ) на кафедре управления социальной сферы в рамках дисциплины «Основы менеджмента СКД» для студентов специальности «Социально - культурная деятельность» профиль «Менеджмент СКД» (бакалавр) мы используем Е-пор-тфолио «ПИОПРС». Электронный вариант позволяет с одной стороны сохранять информацию, с другой - оперативно вносить в него все необходимые изменения и дополнения. Данный момент представляется важным, так как студенты могут работать с материалами Е-портфолио на протяжении всего периода обучения. Дисциплина «Основы менеджмента СКД» изучается на 1, 2 и 3 семестрах, а дисциплина «Технологии менеджмента СКД» на 4, 5 и 6 семестрах. На 7 и 8 семестрах будут изучаться такие дисциплины, как «Арт-менеджмент», «Проектный менеджмент», «Стратегический менеджмент». Таким образом, у студентов появляется возможность формировать Е-портфолио по результатам личного профессионального развития в течении всего периода обучения в вузе и в конечном итоге предъявить его работодателю. Соискатель на рынке труда, обладающий таким Е-портфолио, будет выгодно отличаться от конкурентов, так как автора это характеризует как представителя новой волны работников, живущих в ногу с высокими технологиями.

Следует отметить, что Е-портфолио не является аналогом привычного бумажного портфолио, выполненного в электронной форме. Еще раз подчеркнем, что обучение менеджменту предполагает научение практическим управленческим навыкам, которым можно научиться только в условиях имитируемой управленческой деятельности посредством использования игровых имитационных методов моделирования. Поэтому содержание Е-портфолио включает в себя четыре раздела:

Раздел 1 «Диагностический» - заполняются результаты анкетирования, тестирования и других диагностических методик по выявлению индивидуальных управленческих качеств студента, которые он заполняет на практических занятиях и самостоятельно.

Раздел 2 «Результаты имитационных игр» - фиксируются видеозаписи имитационных моделей и результаты анализа поведения будущих менеджеров. Этот раздел Е - портфолио позволяет проводить мониторинг формирования и развития управленческого поведения студентов, степень проявления тех или иных менеджерских качеств, которые отмечаются в Диагностическом разделе.

Раздел 3 «Самостоятельной работы студентов» (внеаудиторная) - отражает результаты работы с электронными учебниками; обучающими программами, которые позволяют студентам не только получать теоретические знания, но и закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине; эссе; презентации и т.п.

Раздел 4 «Технология планирования профессиональной карьеры» - включает составление резюме; самопрезента-цию; изложение о карьерном продвижении известного политика, менеджера или бизнесмена; план развития карьеры; эссе «Я и моя карьера».

Таким образом, Е - портфолио это не только и не столько папка с бумажными документами в электронном варианте, а динамичная информация, которая позволяет провести в процессе обучения мониторинг формирования и развития управленческих качеств, творческих и исследовательских навыков студентов, умения решать проблемы.

На первом занятии студенты заполняют анкету, которая включает в себя следующие вопросы «Почему выбрали КемГУ-КИ?», «Из каких источников узнали о вузе и о профиле «менеджмент СКД», «Какие дисциплины вы хотели бы изучать?», «Предполагаемое место работы после окончания вуза» и т.п. Полученные данные заносятся в «Диагностический раздел» Е-порт-фолио для того, чтобы студент мог увидеть в процессе обучения и после окончания вуза, насколько удовлетворены его ожидания и притязания. Кроме того эта информация чрезвычайно полезна для преподавателя, так как она позволяет учитывать

индивидуальные интересы студентов в учебном процессе. Например, из 12 опрошенных студентов группы МСКД-111(бака-лавр) четверть респондентов «хотели бы открыть свое дело», столько же хотели бы быть «менеджером фирмы» и столько же «поступить в магистратуру». По одному студенту отметили «ресторанный бизнес», «телевидение» и «пока не определился». В зависимости от предполагаемого места работы преподаватель может подобрать соответствующие модели деловых игр, тренингов, заданий для самостоятельной работы. Особое внимание с точки зрения профессионального самоопределения следует обратить преподавателю на студента, который «пока не определился».

Логическим продолжением полученной информации в наполнении электронного портфолио являются результаты методики «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина). В ней имеются три шкалы:

- «приобретение знаний» - стремление к приобретению знаний, любознательность;

- «овладение профессией» - стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества;

- «получение диплома» - стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.

Использованная нами методика позволяет выявить преобладание мотивов по вышеназванным шкалам. Преобладание мотивов по первым двум «приобретение знаний» и «овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Результаты опроса показали, что таких студентов в группе МСКД-111 чуть меньше половины - 5 человек из 12.

Студенты, нацеленные на «получение знаний», характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. В данной группе у всех, за исключением одного (показатель 6 баллов), высокие показатели по этой шкале. 4 студента имеют максимально высокий показатель - 12,6 баллов, столько же - 9 баллов, 3 студента - 7,2 балла.

Студенты, ориентированные на «овладение профессией» часто проявляют избирательность и разделяют дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Высокие показатели по этой шкале имеет 5 студентов, средние - 3 студента, остальные - ниже среднего уровня. Одна студентка по этой шкале имеет ноль баллов.

Установка на «получение диплома» делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению -нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п. Максимальный балл по этой шкале имеют 2 студента, у всех остальных - выше среднего уровня. Низкие оценки по этой шкале никто не получил. Это свидетельствует о том, что студенты ориентированы на получение документа о высшем образовании.

Периодическое проведение мониторинга результатов данной методики через наполнение содержания Е-портфолио позволяет преподавателю оказывать влияние на динамику развития индивидуальных мотивационных ориентаций студентов.

В этот раздел заносятся результаты всех диагностических методик, которые студенты заполняют на практических занятий и в рамках самостоятельной работы. Например, «Потенциал менеджера» (А.Д. Ишков), «Методика определения сформиро-ванности ключевых компетенций» (Э.Э. Сыманюк и А.М. Павлова), «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко) и др.

Важным составляющим Е-портфолио является «Результаты имитационных игр». В процессе обучения менеджменту как преимущественно практической деятельности игровые технологии занимают доминантную позицию. Возможности и значение игр убедительно формулирует А.П. Панфилова «Игра это деятельность, которая направлена на развитие разнообразных умений и навыков, а в вузовском учебном процессе на развитие профессиональных умений и навыков, саморазвитие и самокор-рекцию личности, на развитие умений сотрудничества и взаимодействия; она формирует личностный и профессиональный потенциал обучаемого; развивает психологическую готовность к будущей деятельности, способствует адаптации, развивает уверенность в себе» [5, с. 17]. Имитационные игры мы проводим с использованием видеотехники. Процесс игрового взаимодействия записывается на видеокамеру, что позволяет при просмотре более подробно провести анализ созданного студентами учебного материала в процессе игры и сохранить его в Е-портфолио.

14З

Результаты самостоятельной работы студентов также отражаются в Е-портфолио в разделе 3. Одно из направлений это самостоятельное изучение учебного материала по электронным учебникам. Например, электронные учебники «Основы менеджмента» (Л.В. Плахова, Т.М. Анурина и др) и «Менеджмент организации» (А.В. Тебеткин, Б.С. Касаев) и др., в которых изложены основные положения современной теории и практики менеджмента. Структурно и содержательно учебники построены таким образом, что кроме текста используются видеоматериалы, глоссарий, примеры из дополнительной литературы, персоналии, интернет ресурсы.

После изучения материалов всех параграфов главы студент прослушивает основные выводы по главе, выполняет контрольные задания, знакомится с индивидуальной программой повторения главы, которая автоматически формируется по результатам выполнения контрольных заданий, после этого переходит к изучению следующей главы. Опыт самостоятельной работы с электронными учебниками показывает, что у студентов появляется повышенный интерес к такой учебной деятельности, в отличие от традиционного выполнения рефератов, что способствует развитию позитивной мотивации и более качественному усвоению нового материала.

Студент может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тренировочных тестов. Повторять попытки найти верный ответ в режиме тренировочных тестов можно многократно, даются ссылки к соответствующим разделам текста. Завершить работу помогают контрольные тесты. В отличие от тренировочных они не дают студенту информацию о том, какой ответ в каком задании является верным, но выставляют итоговую оценку по заданиям в целом с указанием неверных ответов. Эти оценки по каждой самостоятельно изученной теме заносятся в портфолио.

В раздел «Самостоятельная работа» входит работа с обучающими интерактивными программами, которые позволяют студентам получать не только теоретические знания, но и закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине.

В рамках самостоятельной работы студенты готовят эссе, рефераты, доклады с презентациями в Power Point, которые также включаются в Е-портфолио.

Необходимость включения в Е-портфолио раздела «Технология планирования профессиональной карьеры» - объясняет-

ся тем, что индивидуальная карьера рассматривается как самоуправление.

Таким образом, Е-портфолио как инструмент формирования управленческих качеств будущих менеджеров осуществляет ряд функций:

• образовательно-формирующую - способствует приобретению новых управленческих знаний, умений (прежде всего исследовательских и умений по творческой переработке материала);

• диагностическую - позволяет студенту увидеть уровень организационно - управленческого потенциала и готовность к самостоятельной организации деятельности (является средством оценивания);

• рефлексивную - предоставляет студентам возможность приобрести опыт рефлексивного мышления;

• мотивационно-презентативную - позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к ее изучению, способствует поощрению активности и самостоятельности [4].

Следует отметить, что в реализации перечисленных функций, активизации личностных сил и способностей студента в выборе траектории саморазвития и достижении цели существенное значение имеет педагогическая поддержка и оказание квалифицированной помощи.

С целью совершенствования профессиональных компетенций студентов в области менеджмента и информационных технологий в КемГУКИ кафедра управления социальной сферы и институт социально-культурных технологий провели конкурс студенческих презентаций «Я - МЕНЕДЖЕР». Для участия в конкурсе из 21 представленной презентации было отобрано 10 лучших работ, авторами семи из которых являлись студенты первого курса (бакалавр). На наш взгляд, это объясняется повышенным уровнем мотивации студентов, которые работают с Е-порт-фолио и стремятся проявить себя.

Таким образом, технология Е-портфолио «Программа индивидуально-ориентированного профессионального развития студента» в результате регулярного обновления по всем разделам отражает профессиональные компетенции на каждом этапе обучения, позволяет фиксировать все достижения студента. Опыт применения Е-портфолио по курсу «Основы менеджмента СКД» позволяет рассматривать процесс обучения как инструмент формирования и развития управленческих компетенций будущих менеджеров СКД.

Библиографический список

1. Чижикова, Е.В. Формирование профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004.

2. Громова, Л.А. «Кейс-стади» в обучении менеджменту /Л.А. Громова, Е.В. Егорова // Вестник Балтийской Педагогической Академии. -2006. - Вып. 72.

3. Анопченко, Т.Ю. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения / Т.Ю. Анопченко, В.А. Максимов, И.В. Мошкин. - Ростов н/Д., 2011.

4. Игонина, Е.А. Функции портфолио студента высшего учебного заведения [Э/р]. - Р/д: http://gisap.eu/ru/node/734

5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2009.

Вibliographу

1. Chizhikova, E.V. Formirovanie professionaljno-upravlencheskoyj napravlennosti menedzherov socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti v vuzakh kuljturih i iskusstv: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2004.

2. Gromova, L.A. «Keyjs-stadi» v obuchenii menedzhmentu /L.A. Gromova, E.V. Egorova // Vestnik Baltiyjskoyj Pedagogicheskoyj Akademii. -

2006. - Vihp. 72.

3. Anopchenko, T.Yu. Sostavlenie individualjnogo ehlektronnogo portfolio v sootvetstvii s kreditno-moduljnoyj sistemoyj obucheniya / T.Yu. Anopchenko, V.A. Maksimov, I.V. Moshkin. - Rostov n/D., 2011.

4. Igonina, E.A. Funkcii portfolio studenta vihsshego uchebnogo zavedeniya [Eh/r]. - R/d: http://gisap.eu/ru/node/734

5. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlya studentov vihsshikh uchebnihkh

zavedeniyj. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 15.07.12

УДК 316. 613-053.67: 37 35

Smirnova N.G. SOCIAL FND PEDAGOGICAL MODEL OF SHAPING OF GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION (the case of adolescence). The article examines the issue of shaping of general culture of individual through developing a theoretical social and pedagogical model on the basis of system and synergetic approaches and testing in the case of adolescence.

Key words: model, general culture of individual, school children, students, social and pedagogical process, system approach, continuous education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.