Научная статья на тему 'Е-портфолио как средство мониторинга и инструмент трудоустройства менеджеров социально-культурной деятельности'

Е-портфолио как средство мониторинга и инструмент трудоустройства менеджеров социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖЕР СКД / ELECTRONIC PORTFOLIO MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT / MANAGER OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются преимущества и возможности электронного портфолио как педагогической технологии, которая позволяет проводить мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций, и как инструмента продвижения будущих менеджеров социально-культурной деятельности (СКД) на рынке труда; описывается опыт использования электронного портфолио в учебном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PORTFOLIO AS A MEANS OF MONITORING AND TOOL OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES MANAGERS’ EMPLOYMENT

The article discusses the advantages and opportunities of electronic portfolios as educational technology, which allows you to monitor the formation and development of professional competencies, and as a tool to promote the future managers of socio cultural activities (ACS) in the labor market, describes the experience of using e-portfolios in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «Е-портфолио как средство мониторинга и инструмент трудоустройства менеджеров социально-культурной деятельности»

УДК 37

Т. Н. Ивлева

Е-ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА И ИНСТРУМЕНТ ТРУДОУСТРОЙСТВА МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются преимущества и возможности электронного портфолио как педагогической технологии, которая позволяет проводить мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций, и как инструмента продвижения будущих менеджеров социально-культурной деятельности (СКД) на рынке труда; описывается опыт использования электронного портфолио в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: электронный портфолио, менеджмент, управленческие качества, менеджер СКД.

T. N. Ivleva

E-PORTFOLIO AS A MEANS OF MONITORING AND TOOL OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES MANAGERS’ EMPLOYMENT

The article discusses the advantages and opportunities of electronic portfolios as educational technology, which allows you to monitor the formation and development of professional competencies, and as a tool to promote the future managers of socio - cultural activities (ACS) in the labor market, describes the experience of using e-portfolios in the educational process of the university.

Keywords: electronic portfolio management, quality management, manager of socio-cultural activities.

Решение стратегических задач по содействию занятости выпускников весьма актуально для многих регионов России, в том числе и для Кузбасса. Оно требует более эффективного систематического взаимодействия между учреждениями профессионального образования и работодателями, мониторинга развития инфраструктуры рынка труда. Чрезвычайно актуальным в настоящее время является также повышение уровня ответственности самих выпускников вузов за поиск и получение работы, что в свою очередь требует реализации способов развития качеств личности студента, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда.

Необходимость модернизации высшего профессионального образования в современных условиях определяется тем, что «практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам высших учебных заведений и ко всем тем, кто претендует на должность менеджера... Причем в настоящее время востребованы не просто документы о высшем или среднем профессиональном образовании, а их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовать» [4, с. 3].

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда специалисту с традиционной социально-культурной вузовской подготовкой становится все труднее пробиваться в но-

ISSN 2078-1768

ВЕСТНИК КемГУКИ 22/2013

менклатурную сферу своих профессиональных интересов. В настоящее время ФГОС ВПО утверждены новые для вузов культуры профили подготовки, в их числе «Менеджмент СКД», которые требуют инновационных подходов реализации процесса обучения менеджера. Повышенные требования к профессионализму менеджера СКД и его управленческой направленности пока не находят адекватной реализации в вузовской системе учебно-воспитательного процесса.

Процесс совершенствования подготовки будущих менеджеров СКД в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Прежде всего, это обучение менеджменту как преимущественно практической деятельности, которая в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это отличие касается главного - целей обучения. Основополагающая идея обучения менеджменту строится на утверждении, что управление -это, скорее, поведение, навыки и умения, чем просто знания [1, с. 94].

Одним из способов решения данной проблемы является использование Е-портфолио:

- как педагогической технологии фиксирования, накопления, анализа и самоанализа индивидуальных достижений студента в цифровом виде, который позволяет обеспечить мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций будущего менеджера СКД;

- как инструмента продвижения будущих менеджеров СКД на рынке труда и осуществления карьерного роста.

В КемГУКИ на кафедре управления социальной сферы в рамках дисциплины

«Основы менеджмента СКД» для студентов профиля подготовки «Менеджмент СКД» (бакалавр) мы используем Е-портфолио «Программа индивидуально-ориентированного профессионального развития студента» («ПИОПРС»). Электронный вариант позволяет, с одной стороны, сохранять информацию, с другой - оперативно вносить в него все необходимые изменения и дополнения. Данный момент представляется важным, так как студенты могут работать с материалами Е-портфолио на протяжении всего периода обучения, включая результаты прохождения всех практик, отзывы работодателей на различные виды деятельности, предполагаемые программой прохождения практик. Таким образом, у студентов появляется возможность формировать портфолио по результатам личного профессионального развития в течение всего периода обучения в вузе и в конечном итоге предъявить его работодателю или для поступления в магистратуру. Соискатель на рынке труда, обладающий таким Е-портфолио, будет выгодно отличаться от конкурентов.

Как известно, Е-портфолио не является аналогом привычного бумажного портфолио, выполненным в электронной форме. Еще раз подчеркнем, что обучение менеджменту предполагает овладение практическими управленческими навыкам, которым можно научиться только в условиях имитируемой управленческой деятельности посредством использования интенсивных технологий (кейсы, имитационные игры, тренинги и др.).

Модель содержания Е-портфолио, наряду с традиционными, включает в себя четыре раздела:

«Диагностический» - заполняются результаты анкетирования, тестирования и других диагностических методик по вы-

явлению индивидуальных управленческих «Технология планирования профессио-

качеств студента. нальной карьеры» - включаются результаты

«Результаты имитационных игр» - фик- методики «Якоря карьеры»; резюме; само-

сируются видеозаписи имитационных моде- презентация и т. п.

лей и результаты анализа поведения будущих Таким образом, Е-портфолио - это не

менеджеров. Этот раздел Е-портфолио по- только и не столько папка с документами

зволяет проводить мониторинг формирова- в электронном виде, а динамичная информа-

ния и развития управленческого поведения ция, которая позволяет провести в процессе

студентов, степень проявления тех или иных обучения мониторинг формирования и раз-

менеджерских качеств, которые отмечаются вития управленческих качеств, творческих и

в «Диагностическом разделе». исследовательских навыков студентов, уме-

«Самостоятельная работа студентов ния решать проблемы.

(внеаудиторная)» - отражаются результаты Использование Е-портфолио «ПИОПРС»

работы с электронными учебниками, обу- позволяет рассматривать его как средство мо-

чающими программами, которые позволяют ниторинга формирования и развития профес-

студентам не только получать теоретические сиональных компетенций, и как инструмент

знания, но и совершенствовать практические продвижения будущих менеджеров СКД

умения и навыки по изучаемой дисциплине. на рынке труда.

Литература

1. Громова Л. А., Егорова Е. В. «Кейс-стади» в обучении менеджменту [Текст] // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2006. - Вып. 72. - С. 93-110.

2. Ивлева Т. Н. Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы студентов // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 21. - С. 145-150.

3. Ивлева Т. Н. Технология электронного портфолио в подготовке менеджеров социальнокультурной деятельности // Вестник Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 19. - С. 156-163.

4. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 192 с.

Literatura

1. Gromova L. A., Egorova E. V «Kejs-stadi» v obuchenii menedzhmentu [Tekst] // Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii. - 2006. - Vyp. 72. - S. 93-110.

2. Ivleva T. N. Interaktivnye metody obuchenija v organizacii samostojatel’noj raboty studentov // Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul’tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2012. -№ 21. - S. 145-150.

3. Ivleva T. N. Tehnologija jelektronnogo portfolio v podgotovke menedzherov social’no-kul’turnoj dejatel’nosti // Vestnik Kemerov. gos. un-ta kul’tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2012. - № 19. - S. 156-163.

4. Panfilova A. P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb. posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. - M.: Izd. centr «Akademija», 2009. - 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.