Научная статья на тему 'Актуализация готовности студентов к самоконтролю: уровни и этапы'

Актуализация готовности студентов к самоконтролю: уровни и этапы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / ГОТОВНОСТЬ К САМОКОНТРОЛЮ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К САМОКОНТРОЛЮ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ / УРОВНИ И ЭТАПЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ / SELF-CONTROL / READINESS FOR SELF-CONTROL / COMPONENTS OF READINESS FOR SELF-CONTROL / ACTUALIZATION / CRITERIA AND INDICATORS OF READINESS FOR SELF-CONTROL / LEVELS AND STAGES OF READINESS FOR SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Съедина Н. В., Чурекова Т. М.

В статье раскрыты основные теоретические и прикладные аспекты проблемы актуализации готовности студентов к самоконтролю. Конкретизировано понятие «готовность к самоконтролю», определены критерии и показатели, позволившие выделить и описать уровни изучаемой готовности, обоснован комплекс педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Съедина Н. В., Чурекова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION STUDENTS READINESS FOR SELF-CONTROL: LEVELS AND STAGES

The article reveals the basic theoretical and applied aspects of the problem of actualization of student's readiness for self-control. The concept of “readiness for self-control” is concretized, the criteria and indicators, which allow to identify and describe the levels of readiness, are defined, grounded the set of pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Актуализация готовности студентов к самоконтролю: уровни и этапы»

Suvorova, O.V. Subjhektnostj vospitatelya kak faktor psikhologicheskoyj bezopasnosti sredih doshkoljnogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. - Samara. - 2011. - № 2(4). - Seriya «Socialjnihe nauki». - T. 13.

Chirkova, T.I. Metodih izucheniya obtheniya vospitatelya s detjmi doshkoljnogo vozrasta: uchebno-metodicheskoe posobie k speckursu dlya pedagogov-psikhologov. - N.Novgorod, 1995.

Статья поступила в редакцию 10. 09.12

2.

З

УДК 378.147

Sedina N.V., Churekova T.M. ACTUALIZATION STUDENTS READINESS FOR SELF-CONTROL: LEVELS AND STAGES. The

article reveals the basic theoretical and applied aspects of the problem of actualization of student's readiness for self-control. The concept of “readiness for self-control” is concretized, the criteria and indicators, which allow to identify and describe the levels of readiness, are defined, grounded the set of pedagogical conditions.

Key words: self-control, readiness for self-control, components of readiness for self-control, actualization, criteria and indicators of readiness for self-control, levels and stages of readiness for self-control.

Н.В. Съедина, ст. преп. каф. социологии, политических отношений и права ФГБОУ ВПО ««Кузбасский гос. технический университет», г. Кемерово, E-mail: n.sedina@rambler.ru;

Т.М. Чурекова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии филиала ФБГОУ ВПО ««Кемеровский гос. университет», заслуженный работник ВШ РФ, г. Кемерово, E-mail: churekova_t@mail.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ: УРОВНИ И ЭТАПЫ

В статье раскрыты основные теоретические и прикладные аспекты проблемы актуализации готовности студентов к самоконтролю. Конкретизировано понятие «готовность к самоконтролю», определены критерии и показатели, позволившие выделить и описать уровни изучаемой готовности, обоснован комплекс педагогических условий.

Ключевые слова: самоконтроль, готовность к самоконтролю, компоненты готовности к самоконтролю, актуализация, критерии и показатели готовности студентов к самоконтролю, уровни и этапы готовности студентов к самоконтролю.

Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития, значительных институциональных изменений и коренных преобразований в российском обществе, в то же время реакция системы образования на эти изменения остается недостаточно оперативной и запаздывает относительно темпов экономического развития. Поэтому на сегодняшний день приоритетным направлением развития образовательной системы Российской Федерации должно стать радикальное изменение и трансформация сложившихся форм организации воспитательно-образовательного процесса в вузе в соответствии с новыми реалиями, чтобы на выходе получить специалиста, предрасположенного к инновационным изменениям, способного адаптироваться к постоянно меняющимся современным требованиям производственного процесса, устойчиво ориентированного на компетентное решение профессиональных задач, обладающего личностными характеристиками, такими как независимость, самостоятельность, ответственность, самоконтроль.

Стоит признать, что проблема самоконтроля не является новой для науки в целом и для педагогики в частности. Основы формирования самоконтроля учебной деятельности обучающихся разработаны Ю.К. Бабанским, П.П. Блонским, И.Я. Лернером и др. Самоконтроль как один из методов самосовершенствования в рамках теории самовоспитания личности отражен в трудах А.Я. Арет, И.С. Кона, А.И. Кочетова, Л.Н. Куликова, Л.И. Ру-винского, С.Л. Соловейчика и др. Изучению роли контролирующих действий обучающихся при организации самостоятельной работы посвящены труды А.С. Лынды, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др. Самоконтроль как составляющая учебнопознавательной деятельности студентов раскрыт в исследованиях Е.П. Бочаровой, Л.В. Галимовой, Т.А. Вахрушевой, Н.И. Олейник, Г.Н. Репетуевой, Я.О. Устиновой, Л.А. Федько, М.П. Филипповой, Ю.Г. Холода и др., где авторы останавливаются на способах формирования самоконтроля и определяют его взаимосвязь с другими составляющими личности.

Однако анализ теоретических источников и опыта практической работы показывает, что, несмотря на признание большинством авторов высокого потенциала использования самоконтроля в воспитательно-образовательном процессе и наличие ряда исследований в области организации и методической поддержки его внедрения в вузовскую практику, концепт актуализации готовности студентов к самоконтролю рассмотрен недостаточно полно.

Анализ научно-педагогической литературы, осмысление данной проблемы и опыт педагогической деятельности позволили нам выявить основное противоречие между возросшими потребностями общества в специалистах, обладающих развитыми способностями самостоятельно контролировать свою про-

фессиональную деятельность, принимать решения в ситуации выбора и недостаточно выраженной ориентацией воспитательно-образовательного процесса вуза на данный аспект подготовки. Поиск путей разрешения обозначенного противоречия составил проблему исследования, заключающуюся в необходимости теоретического обоснования сущностной характеристики готовности студентов к самоконтролю, а также разработки и практической реализации педагогических условий ее актуализации в современном вузе.

В своем исследовании, мы понимаем готовность к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе как динамическое и целостное состояние личности, характеризующееся осознанной направленностью на выполнение комплекса взаимосвязанных и последовательно выполняемых действий (планирование, регулирование, корректирование, оценка) в рамках решения обучающимся субъектом учебной задачи. Динамическая характеристика изучаемого состояния отражает его развитие и изменение под влиянием действующих условий. Целостная характеристика подразумевает объединение эмоционально-волевого, информационно-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов в единое образование.

Остановимся на содержательной характеристике компонентов готовности студентов к самоконтролю, связанной с особенностями юношеского (студенческого) возраста.

Эмоционально-волевой компонент готовности студентов к самоконтролю отличается пониманием роли и значения эмоционально-волевого регулирования в деятельности личности и характеризуется не только устойчивым и положительным отношением к самоконтролю, но и уверенностью в его значительном влиянии на удачный результат работы. П.М. Якобсон подчеркивает, что юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы человека, можно сказать, что это «критический» возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни, которые станут фундаментом эмоциональности в дальнейшем [1]. Эмоциональная составляющая готовности представляет собой осознание смысловой стороны контрольного действия, являющегося основой перехода внешнего коллективного контрольного действия в действие внутреннее, индивидуальное. Волевая характеристика юности также имеет свои отличительные аспекты, О.Н. Яцков в своей работе отмечает, что студенческий возраст является сензитивным периодом для развития волевой сферы личности, поскольку в процессе подготовки специалиста меняется характер деятельности, большое внимание уделяется самостоятельной работе, возникают новые учебные ситуации [2]. Волевая составляющая готовности выражается в сознательном преодолении человеком трудностей (препятствий) на пути к поставленной цели, что способствует развитию процессов самоуправления.

Информационно-деятельностный компонент готовности студентов к самоконтролю направлен на реальное воплощение операционных действий (алгоритма) самоконтроля, основанное на знаниях, что не только обеспечивает успешное включение последнего в учебную работу, но и дает возможность более рационально ее построить. В исследованиях И.С. Кона и В.С. Мухиной определены характеристики студенческого возраста, на которые опирается описываемый компонент, такие как: самостоятельное логическое мышление, образная память, индивидуальный стиль умственной деятельности, интерес к научному поиску [3]; понимание необходимости учебы, значение не-регламентированных условий приобретения знаний, познавательная сфера и творчество, позитивные тенденции в развитии, стремление к знаниям и профессионализму [4]. Информационная (когнитивная) составляющая рассматриваемого компонента включает в себя совокупность знаний и понятий студентов о сущности, особенностях и способах использования самоконтроля в своей учебной, а в будущем и профессиональной деятельности. Эти знания необходимы, в первую очередь, для того чтобы узнать и осознать, что такое самоконтроль, как бы «прочувствовать его изнутри». Деятельностная (операционная) составляющая - это совокупность некоторой суммы умений и навыков самоконтроля (алгоритм действий), применение которых на практике основано на знаниях о том, что такое самоконтроль и как его осуществлять.

Рефлексивно-оценочный компонент готовности студентов к самоконтролю раскрывается через постоянное видение и анализ целесообразности своей работы и включает в себя

переосмысление логических оснований своих действий и их целей. В.И. Слободчиков характеризует студенческий возраст с точки зрения внутренней направленности, выделяя следующие характерные черты: рефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, самоопределение, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное «врастание» в различные сферы жизни, самооценка [5]. Рефлексия в студенческом возрасте играет особую роль в развитии личности, так как позволяет критично относиться к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем, при этом являясь важнейшим средством непрерывного самостоятельного развития, нацеливающим студента на самоос-мысление собственного поведения, постановку целей и задач, проектирование необходимой деятельности. Самооценка есть суть отношения к своим способностям, возможностям и личностным качествам, когда личность сама дает содержательную и развернутую характеристику результатов своей деятельности, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет студенту увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Кроме того, в теоретической части исследования нами выделены критерии и соответствующие им показатели, с помощью которых можно отследить динамику развития и изменения обозначенных выше компонентов готовности студентов к самоконтролю (таблица 1).

Таблица 1

Критерии, показатели и средства диагностики готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе

Критерии Показатели Средства диагностики

потребностно- мотивационный стремление к достижению успеха в учебной деятельности; положительный эмоциональный настрой на осуществление самоконтроля, дающий чувство уверенности в своих силах; настойчивость и обязательность в преодолении затруднений при решении учебных задач. Шкала оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова; Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, С.В. Фирсовой; Методика самооценки волевых качеств личности В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана; Наблюдение за студентами в процессе учебных занятий, беседы с преподавателями и студентами.

когнитивно- технологический знание основ реализации самоконтроля учебной деятельности; владение алгоритмом действий самоконтроля. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в деятельности Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, С.В. Фирсовой; Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) Д. Роттера; Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла по шкале Q3; Наблюдение за студентами в процессе учебных занятий, беседы с преподавателями и студентами.

коррекционно- самооценочный самоанализ результатов учебной работы; самооценка исходя из полученных результатов. Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла по шкале Мй. Методика нахождения количественного выражения уровня самооценки С.А. Будасси. Наблюдение за студентами в процессе учебных занятий, беседы с преподавателями и студентами.

Отметим, что разработанные нами критерии и показатели предоставили нам возможность не только полноценно оценить степень выраженности каждого компонента готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе, но и позволили выделить ее уровни (таблица 2).

Уровневая структура готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе позволила нам выделить этапность актуализации изучаемой готовности. Отметим, что актуализация - это перевод чего-либо из состояния потенциального, не соответствующего современным условиям, в состояние реальное и актуальное, т.е. превращение чего-либо в нечто важное и насущное [6].

Оптимальный уровень готовности студентов к самоконтролю в рамках актуализации предполагает активизацию обозначенной готовности. Активизация - есть усиление, оживление деятельности; переход к более подвижному состоянию, к решительным действиям [7]. Поскольку готовность изначально находится на высоком (оптимальном) уровне, то задача педагога сводится к сохранению уже достигнутого результата, дабы не допустить регресса.

Допустимый уровень готовности студентов к самоконтролю подразумевает развитие готовности. Развитие представ-

ляет собой закономерное изменение, переход от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному [8]. Развитие предполагает использование побудительных средств и методов для «усиления» уже существующей готовности.

Критический уровень готовности студентов к самоконтролю требует формирования готовности. Формирование - это придание чему-либо устойчивости, законченности, определенности [9]. При работе с данной группой студентов преподаватель должен сформировать обозначенную готовность и вывести студентов на ее более высокий уровень.

Этапность актуализации готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе вуза нашла свое практическое воплощение в виде реализации в единстве и взаимосвязи комплекса педагогических условий.

Ориентирование преподавателей и студентов на осознание значимости самоконтроля, при этом ориентирование в педагогической теории и практике есть комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение какой-либо цели и определенный результат, вследствие которого происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, становление личности, саморе-

Таблица 2

Характеристика уровней готовности студентов к самоконтролю

Компонент / критерий Уровни

Эмоционально-волевой / потребностно-мотивационный Оптимальный (I группа) Студент стремится к успеху, не только учебной, но и будущей профессиональной деятельности, испытывает положительный эмоциональный настрой относительно осуществления самоконтроля в своей учебной работе и как следствие чувство уверенности в своих силах, проявляет настойчивость и обязательность в преодолении затруднений при решении учебных задач. Допустимый (II группа) Студент стремиться к успеху учебной деятельности, но это стремление носит не постоянный характер, не всегда испытывает положительный эмоциональный настрой на осуществление самоконтроля своей учебной работы; настойчивость и обязательность в преодолении затруднений, возникших в ходе решения учебных задач, проявляются в зависимости от их сложности. Критический (III группа) Студент не стремиться к успеху учебной деятельности, безразлично относится к самоконтролю, хотя при этом порой может быть весьма самоуверен в своих силах, настойчивость и обятельность в преодолении возникших трудностей в ходе решения учебных заданий носят эпизодический характер.

Информационнодеятельностный / когнитивнотехнологический Оптимальный (I группа) Студент знает теоретические основы реализации самоконтроля на практике, владеет алгоритмом действий самоконтроля. Допустимый (II группа) Студент обладает некоторыми знаниями о сущности и алгоритме использования самоконтроля на практике. Критический (III группа) Студент имеет поверхностные знания о самоконтроле, не знаком с алгоритмом осуществления действий самоконтроля на практике.

Рефлексивно-оценочный / коррекционно-самооценочный Оптимальный (I группа) Студент осуществляет самоанализ результатов проделанной работы с целью улучшения ее качества и как следствие успеваемости, в зависимости от результатов которого самостоятельно оценивает степень достижения ожидаемого результата. Допустимый (II группа) Студент не всегда ищет причины ошибок и неудач при неудовлетворительных результатах своей учебной деятельности, вследствие чего самооценивание не является постоянной составляющей учебного процесса. Критический (III группа) Студент не занимается самоанализом и переосмыслением своих учебных действий, не оценивает самостоятельно результаты своей работы.

Таблица 3

Распределение студентов по уровням готовности к самоконтролю (в процентном соотношении) до и после эксперимента

Компоненты готовности к самоконтролю

Эмоционально- волевой Информационно- деятельностный Рефлексивно- оценочный

уровни уровни уровни

о д к о д к о д к

до эксперимента 13 25 62 19 32 49 21 35 44

после эксперимента 29 37 34 34 44 22 34 43 23

ализация в различных аспектах жизни [10]. Ориентирование было осуществлено на практике при помощи семинара «Технология актуализации готовности студентов к самоконтролю» для преподавателей, эвристической беседы, дискуссии, интеллект-карты, карты самодиагностики и др.

Реализация студентами взаимоконтроля индивидуальной и совместной деятельности предполагает процесс взаимодействия, где взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью, возникающей из совместного участия объектов взаимодействия в сложной, подвижной сети отношений, задавая способы реализации совместной деятельности [11]. Взаимоконтроль нашел свое воплощение во время организации групповой работы, проведения ролевых игр, осуществления практики рецензирования, взаимопроверки и др.

Библиографический список

Организация самостоятельной работы студентов, нацеленной на самоконтроль подразумевает наличие высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [12]. Самостоятельная работа была осуществлена при помощи следующих методов: решения задач, заполнения таблиц, составления структурно-логических схем, работы над презентацией доклада и др.

Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента показал позитивную динамику уровней готовности студентов к самоконтролю (таблица 3).

Таким образом, мы можем утверждать, что обозначенные выше педагогические условия в единстве и взаимосвязи способствуют актуализации готовности студентов к самоконтролю.

1. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: избранные психологические труды. - М., 2001.

2. Яцков, О.Н. Психологические особенности развития волевой сферы молодых людей в процессе подготовки специалиста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 2006.

3. Кон, И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

4. Мухина, В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

5. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития II Вопросы психологии. - 1991. - № 2.

6. Актуализация II Новейший философский словарь. - М., 2007.

7. Активизация II Словарь иностранных слов. - М., 19В2.

В. Развитие II Современный толковый словарь русского языка: в З т. - М., 2006. - Т. З.

9. Формирование II Большой энциклопедический словарь. - М., 2000

10. Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления I Н.А. Красно-

перова, Н.А. Игнатова, В.В. Шушерина. - Красноярск, 2006.

11. Взаимодействие II Новейший философский словарь. - М., 2007.

12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2006.

Bibliography

1. Yakobson, P.M. Psikhologiya chuvstv i motivacii: izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 2001.

2. Yackov, O.N. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya volevoyj sferih molodihkh lyudeyj v processe podgotovki specialista: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Astrakhanj, 2006.

3. Kon, I.S. Otkrihtie «Ya». - M., 1978.

4. Mukhina, V.S. Lichnostj: mifih i realjnostj (Aljternativnihyj vzglyad. Sistemnihyj podkhod. Innovacionnihe aspektih). - Ekaterinburg, 2007.

5. Slobodchikov, V.I. Kategoriya vozrasta v psikhologii i pedagogike razvitiya II Voprosih psikhologii. - 1991. - № 2.

6. Aktualizaciya II Noveyjshiyj filosofskiyj slovarj. - M., 2007.

7. Aktivizaciya II Slovarj inostrannihkh slov. - M., 19B2.

B. Razvitie II Sovremennihyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: v З t. - M., 2006. - T. З.

9. Formirovanie II Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2000

10. Krasnoperova, N.A. Orientirovanie studenta na zdorovihyj obraz zhizni v processe professionaljnogo stanovleniya I N.A. Krasnoperova, N.A. Ignatova, V.V. Shusherina. - Krasnoyarsk, 2006.

11. Vzaimodeyjstvie II Noveyjshiyj filosofskiyj slovarj. - M., 2007.

12. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию: 19.07.12

УДК 004.91-057.87

Ivleva T.N. E-PORTFOLIO MANAGEMENT AS A TOOL FOR FORMING QUALITIES OF STUDENTS. This article discusses the advantages and opportunities of e-portfolio managers in the preparation of socio-cultural activities, describes the experience of using e-portfolio in education of the University.

Key words: electronic portfolio, management, quality management, manager of socio-cultural activities.

Т.Н. Ивлева, канд. пед. наук, доц., проф. каф. управления социальной сферы КемГУКИ,

E-mail: tnivleva@yandex.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются преимущества и возможности технологии электронного портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, описывается опыт использования электронного портфолио в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: электронный портфолио, менеджмент, управленческие качества, менеджер социально-культурной деятельности.

Сейчас в России идет процесс создания новой культуры, новой этики, нового спроса на образование. Рынок образовательных услуг во многом зависит от социально-культурной среды, от господствующих в обществе ценностей, норм и традиций. Это наглядно подтверждают данные о мотивах выбора абитуриентами профессии менеджера, которая неизменно привлекает к себе интерес и не испытывает недостатка желающих попробовать в ней свои силы. Сегодня профессия менеджера является одной из самых интересных и востребованных. От современного менеджера требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, са-мообучаться, принимать непопулярные и ответственные решения, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

В. Чижикова в [1] справедливо отмечает, что в условиях жесткой конкуренции на рынке труда специалисту с традиционной социально-культурной вузовской подготовкой становится все труднее пробиваться в номенклатурную сферу своих профессиональных интересов. В настоящее время государственными образовательными стандартами высшего образования утверждены новые для вузов культуры специальности. В их числе «Социально-культурная деятельность» (СКД), профиль «Менеджмент социальнокультурной деятельности», которые требуют новых подходов реализации процесса подготовки менеджера, его профессионального и управленческого развития. Повышенные требования к профессионализму менеджера СКД и его управленческой направленности пока не находят адекватной реализации в вузовской системе учебно-воспитательного процесса.

Процесс совершенствования подготовки будущих менеджеров СКД в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Прежде всего, это обу-

чение менеджменту как преимущественно практической деятельности, которая в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это отличие касается главного - целей обучения. Основополагающая идея обучения менеджменту строится на утверждении, что управление - это скорее поведение, навыки и умения, чем просто знания [2, с. 94].

Одним из способов решения данной проблемы является использование технологии электронного портфолио (Е-портфо-лио) в профессиональной подготовке менеджеров СКД. Эта технология позволяет формировать и развивать управленческие компетенции менеджера, ориентированные, прежде всего на практику профессиональной управленческой деятельности; вызвать интерес к осознанному поиску и реализации потенциальных резервов личности каждого, кто пожелает посвятить себя этой профессии, суть которой - управление людьми.

«Е-портфолио» является компетентностно-ориентированной технологий, которая применяется в системе профильного образования и относится к педагогическим инновациям, обусловленным информатизацией образования. Т.Ю. Анопченко и др. справедливо отмечают, что для современной образовательной парадигмы характерны реализация принципов личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Применение технологии «Е-портфолио» направленно на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирование у них ответственности за результаты собственного обучения, развитие навыков критического и творческого мышления, формирование навыков работы в группе, а также изменение роли преподавателя, который должен направлять и поддерживать познавательную деятельность обучающихся, а не служить для них единственным источником информации [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.