PEDAGOGICS
УДК 004.91:347.7
Т. Н. Ивлева
ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются преимущества и возможности технологии электронного портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, анализируются подходы к определению понятий «портфолио» и «электронный портфолио», описывается опыт использования электронного портфолио в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: портфолио, электронный портфолио, технология электронного портфолио, менеджмент, менеджер социально-культурной деятельности.
T. N. Ivleva
ELECTRONIC PORTFOLIO TEHNOLOGIES IN PREPARING MANAGERS FOR SOCIAL AND CULTURAL SPHERE
The article considers the advantages and possibilities for electronic portfolio technology in preparing managers for social and cultural sphere, analysis the approaches for defining the terms “portfolio” and “electronic portfolio”, describes experience of using electronic portfolio in higher education institutions.
Keywords: portfolio, electronic portfolio, electronic portfolio technology, management, manager of social and cultural sphere.
Необходимость модернизации высшего на рынке труда специалисту с традицион-
профессионального образования в современ- ной социально-культурной вузовской подго-
ных условиях определяется тем, что «прак- товкой становится все труднее пробиваться
тика и работодатели не снижают, а наобо- в номенклатурную сферу своих профес-
рот, повышают требования к выпускникам сиональных интересов. В настоящее время
высших учебных заведений и ко всем тем, государственными образовательными стан-
кто претендует на должность менеджера. дартами высшего образования утверждены
...Причем в настоящее время востребованы новые для вузов культуры специальности,
не просто документы о высшем или среднем в их числе «Социально-культурная деятель-
профессиональном образовании, а их под- ность» (СКД), специализация «Менедж-
тверждение в виде конкретных компетентно- мент СКД», которые требуют новых подхо-
стей, включающих практические умения, на- дов реализации процесса подготовки менед-
выки и готовность их реализовать» [10, с. 3]. жера, его профессионального и управлен-
В. Чижикова в [13] справедливо отме- ческого развития. Повышенные требования
чает, что в условиях жесткой конкуренции к профессионализму менеджера СКД и его
управленческой направленности пока не находят адекватной реализации в вузовской системе учебно-воспитательного процесса.
Процесс совершенствования подготовки будущих менеджеров СКД в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Прежде всего, это обучение менеджменту как преимущественно практической деятельности, которая в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это отличие касается главного - целей обучения. Основополагающая идея обучения менеджменту строится на утверждении, что управление -это скорее поведение, навыки и умения, чем просто знания [4, с. 94].
Одним из способов решения данной проблемы является использование технологии электронного портфолио в профессиональной подготовке менеджеров СКД. Применение технологии портфолио в процессе подготовки менеджеров позволяет формировать и развивать управленческие компетентности менеджера, ориентированные, прежде всего, на практику профессиональной управленческой деятельности; вызвать интерес к осознанному поиску и реализации потенциальных резервов личности каждого, кто пожелает посвятить себя этой профессии, суть которой - управление людьми.
Технология «портфолио» является ком-петентностно-ориентированной технологией, которая применяется в системе профильного образования и относится к педагогическим инновациям, обусловленным информатизацией образования. Анопченко Т. и др. отмечают, что для современной образовательной парадигмы характерны реализация принципов личностно ориентированного и деятельностного подходов. Применение технологии «портфолио» направлено на активизацию самостоятельной познавательной деятель-
ности обучающихся, формирование у них ответственности за результаты собственного обучения, развитие навыков критического и творческого мышления, формирование навыков работы в группе, а также изменение роли преподавателя, который должен направлять и поддерживать познавательную деятельность обучающихся, а не служить для них единственным источником информации [1].
Портфолио происходит от английского (portfolio) - портфель или папка для документов. Анализ литературных источников и электронных ресурсов свидетельствует, что термин «портфолио» трактуется неоднозначно:
- это грамотно оформленный перечень работ, выполненных каким-либо специалистом [2];
- комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента [11];
- пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические -учебные, так и личные) [7].
Сегодня словом «портфолио» называют набор документов специалиста, студента, учащегося, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон. На наш взгляд, данный подход не дает полного представления о его сущности. Определение понятия «портфолио» как способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, предложенное Т. А. Полиловой, представляется более обоснованным. Трудно не согласиться с мнением автора, что «портфолио» - это способ, синонимами которого являются слова технология, методика, метод. Такой подход наиболее точно отражают сущность данного понятия и позволяет рассматривать его в структуре технологий интенсивного обучения.
Термин «портфолио» давно знаком профессионалам из области искусства: многие
художники и сейчас, и в прежние века создавали портфолио своих творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг.
Изучая этимологию термина «портфолио», автор справедливо отмечает, что для российской педагогики это новое слово. В словаре методических терминов это слово отсутствует. Слово «портфолио» обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать его в мужском и среднем роде [11].
«Портфолио» в школе начали примене-нять в 1980-х годах в США, затем в Европе и Японии. В 1990-х годах эта методика получила распространение в российской системе образования: портфолио ученика, учителя, студента. В настоящее время появилось большое количество публикаций. посвященных теме применения портфолио в высшей школе, в том числе размещенных в интернете. На запрос «портфолио студента» в поисковой системе «Яндекс» выдается более 3 миллионов найденных страниц.
Анализ литературных источников, просмотр многочисленных сайтов свидетельствуют, что определение «электронное портфолио» также трактуется по-разному. Причина такого положения автору видится в многозначном смысле данного понятия. Так, А. Мосина и О. Ляшенко сущность понятия электронного портфолио трактуют как одну из форм интернет-поддержки профессиональной деятельности преподавателей [8].
Полилова Т. А. полагает, что электронное портфолио (веб-портфолио) - это интернет-сайт, который создается студентом или уча-
щимся для демонстрации своих личных достижений [11].
Некоторые авторы под этим термином понимают набор документов, которые создаются на компьютере. Другими словами, электронное портфолио является аналогом привычного бумажного портфолио, выполненного в электронной форме [5].
Представляется, что данные трактовки не дают полного представления о сущности электронного портфолио. На наш взгляд, электронное портфолио - это технология фиксирования, накопления, анализа и самоанализа индивидуальных достижений студента в цифровом виде, которая позволяет обеспечить мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций будущего менеджера СКД.
Модели содержания электронного портфолио студента также предлагаются разные варианты. Например, в «портфолио» студента включают такие разделы, как: успеваемость; сведения о курсовых и дипломных работах; освоение дополнительных образовательных программ; научно-исследовательская и проектная деятельность; участие в научнопрактических конференциях; внеучебная активность студента [12].
Структуру портфолио студента, которую предлагает Л. Р. Лизунова, наряду с вышеуказанными разделами, выгодно отличает дифференциация профессиональных знаний, умений и навыков [6]. Вместе с тем, трудно согласиться с позицией автора, что уровень профессиональных знаний студента определяется только научно-исследовательской работой и самообразованием. Видимо, прежде всего, это показатели успеваемости студента.
Многие вузы используют более лаконичную модель, которая включает в себя три основные составляющие: портфолио документов, работ и отзывов [1; 11; 14].
Могилевкин Е. предлагает портфолио карьерного продвижения (ПКП) и рассма-
тривает его как современную технологию планирования и развития карьеры выпускников вузов [7]. На наш взгляд, ориентация портфолио только на планирование карьеры ограничивает возможности формирования разнообразных профессиональных компетенций студента, не позволяет влиять на его развитие в процессе обучения менеджменту, на практику управленческий деятельности в целом. Думается, что ПКП может быть разделом электронного портфолио, в котором отражены различные направления деятельности будущего менеджера СКД, реализуемые в рамках учебно-воспитательного процесса.
В нашем представлении технология электронного портфолио - это программа индивидуально-ориентированного профессионального развития студента (ПИОПРС), которая включает в себя фиксацию, накопление, анализ и самоанализ результатов реальных изменений и индивидуальных достижений в процессе обучения менеджменту. Применение электронного портфолио позволяет проводить мониторинг роста профессионального мастерства будущего менеджера СКД в процессе обучения.
В КемГУКИ на кафедре управления социальной сферой в рамках дисциплины «Основы менеджмента СКД» для студентов специализации «Менеджмент СКД» (бакалавр) мы используем электронное портфолио «ПИОПРС». Электронный вариант позволяет, с одной стороны, сохранять информацию, с другой - оперативно вносить в него все необходимые изменения и дополнения. Данный момент представляется важным, так как студенты могут работать с материалами электронного портфолио на протяжении всего периода обучения. Дисциплина «Основы менеджмента СКД» изучается в 1, 2 и 3-м семестрах, а дисциплина «Технологии менеджмента СКД» - в 4, 5 и 6-м семестрах. В 7-м и 8-м семестрах будут изучаться такие дисциплины, как «Арт-менеджмент»,
«Проектный менеджмент», «Стратегический менеджмент». Таким образом, у студентов появляется возможность формировать портфолио по результатам личного профессионального развития в течение всего периода обучения в вузе и в конечном итоге предъявить его работодателю. Соискатель на рынке труда, обладающий таким портфолио, будет выгодно отличаться от конкурентов, так как автора это характеризует как представителя новой волны работников, живущих в ногу с высокими технологиями [1].
Как известно, электронное портфолио не является аналогом привычного бумажного портфолио, выполненного в электронной форме. Еще раз подчеркнем, что обучение менеджменту предполагает научение практическим управленческим навыкам, которым можно научиться только в условиях имитируемой управленческой деятельности посредством использования интенсивных технологий (кейсы, тренинги и пр.), в том числе интерактивных, к которым относятся имитационные игры.
Модель содержания электронного портфолио, наряду с традиционными, включает в себя четыре раздела:
Раздел 1 - «Диагностический» - вносятся результаты анкетирования, тестирования и других диагностических методик по выявлению индивидуальных управленческих качеств студента, которые он заполняет на практических занятиях и самостоятельно.
Раздел 2 - «Результаты имитационных игр» - фиксируются видеозаписи имитационных моделей и результаты анализа поведения будущих менеджеров. Этот раздел электронного портфолио позволяет проводить мониторинг формирования и развития управленческого поведения студентов, степень проявления тех или иных менеджерских качеств, которые отмечаются в Диагностическом разделе.
Раздел 3 - «Самостоятельная работа студентов (внеаудиторная)» - отражает результаты работы с электронными учебниками; обучающими программами, которые позволяют студентам не только получать теоретические знания, но и закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине; эссе; презентации и т. п.
Раздел 4 - «Технология планирования профессиональной карьеры» - включает результаты методики Э. Шейна «Якоря карьеры»; резюме; самопрезентацию; изложение о карьерном продвижении известного политика, менеджера или бизнесмена; план развития карьеры; эссе «Я и моя карьера».
Таким образом, электронное портфолио - это не только и не столько папка с бумажными документами в электронном варианте, а динамичная информация, которая позволяет провести в процессе обучения мониторинг формирования и развития управленческих качеств, творческих и исследовательских навыков студентов, умения решать проблемы.
На первом занятии студенты заполняют анкету, которая включает в себя следующие вопросы: «Почему выбрали КемГУКИ?», «Из каких источников узнали о вузе и о специализации “Менеджмент социальнокультурной деятельности”?», «Какие дисциплины вы хотели бы изучать?», «Предполагаемое место работы после окончания вуза» и т. п. Полученные данные заносятся в «Диагностический» раздел портфолио для того, чтобы студент мог увидеть в процессе обучения и после окончания вуза, насколько удовлетворены его ожидания и притязания. Кроме того, эта информация чрезвычайно полезна для преподавателя, так как она позволяет учитывать индивидуальные интересы студентов в учебном процессе. Например, из 12 опрошенных студентов группы МСКД-111 (бакалавр) четверть респон-
дентов «хотели бы открыть свое дело», столько же хотели бы быть «менеджером фирмы» и столько же «поступить в магистратуру». По одному студенту отметили «ресторанный бизнес», «телевидение» и «пока не определился».
В зависимости от предполагаемого места работы преподаватель может подобрать соответствующие модели деловых игр, тренингов, заданий для самостоятельной работы.
Логическим продолжением полученной информации в наполнении электронного портфолио являются результаты методики «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина). В ней имеются три шкалы:
- «приобретение знаний» - стремление к приобретению знаний, любознательность;
- «овладение профессией» - стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества;
- «получение диплома» - стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
Использованная нами методика позволяет выявить преобладание мотивов по вышеназванным шкалам. Преобладание мотивов по первым двум шкалам («приобретение знаний» и «овладение профессией») свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Результаты опроса показали, что таких студентов в группе МСКД-111 чуть меньше половины - 5 человек из 12.
Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. В данной группе у всех, за исключением одного (6 баллов), высокие показатели по этой шкале: 4 студента имеют максимально высокий показатель - 12,6 баллов, столько же - 9 баллов, 3 студента - 7,2 балла.
Те же, кто ориентирован на овладение профессией, часто проявляют избирательность и разделяют дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Высокие показатели по этой шкале имеет 5 студентов, средние - 3 студента, остальные - ниже среднего уровня.
Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению - нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т. п. Максимальный балл по этой шкале имеют 2 студента (10 баллов), у всех остальных - выше среднего уровня. Низкие оценки по этой шкале никто не получил. Это свидетельствует о том, что студенты ориентированы на получение документа о высшем образовании.
Периодическое отслеживание результатов данной методики через наполнение содержания портфолио позволяет преподавателю отследить и влиять на динамику развития индивидуальных мотивационных ориентаций студентов.
В этот раздел заносятся результаты всех диагностических методик, которые студенты заполняют на практических занятий и в рамках самостоятельной работы. Например, «Потенциал менеджера» (А. Д. Ишков), «Методика определения сформированности ключевых компетенций» (Э. Э. Сыманюк, А. М. Павлова)) и др.
Важным составляющим электронного портфолио являются раздел 2 «Результаты имитационных игр». В процессе обучения менеджменту как преимущественно практической деятельности игровые технологии занимают доминантную позицию. Возможности и значение игр убедительно формулирует А. П. Панфилова: «Игра - это деятельность, которая направлена на развитие разно-
образных умений и навыков, а в вузовском учебном процессе - на развитие профессиональных умений и навыков, саморазвитие и самокоррекцию личности, на развитие умений сотрудничества и взаимодействия; она формирует личностный и профессиональный потенциал обучаемого; развивает психологическую готовность к будущей деятельности, способствует адаптации, развивает уверенность в себе» [9, с. 17]. Имитационные игры проводятся с использованием видеотехники. Процесс игрового взаимодействия записывается на видеокамеру, что позволяет при просмотре более подробно провести анализ созданного студентами учебного материала в процессе игры и сохранить его в электронном портфолио. Например, по теме «Технология подготовки и разработки управленческих решений» мы проводим практические занятия с использованием имитационных игр «Полет на луну», «Выжить в пустыне» или «Кораблекрушение». Это игры для принятия решений в экстремальных ситуациях и определения лидеров. Игры проводится в строго регламентируемом режиме (15-25 минут), что является обязательным для такого рода блиц - игр [9, с. 16]. Методика игры предполагает на первом этапе принятие индивидуального решения по ранжированию предметов, предусмотренных условиями соответствующей игры, затем групповое решение по результатам обсуждения. Разница между количеством баллов по результату индивидуального решения и группового показывает, в какой степени студенту удалось повлиять на принятие командного решения. В портфолио фиксируется видеофрагмент игры в момент обсуждения решения и количество полученных баллов (разница между индивидуальным и групповым решением). Результаты всех игр, которые проводятся в процессе обучения, фиксируются в электронном портфолио. Динамика поведения
студентов в игровом общении позволяет провести мониторинг уровня развития управленческих навыков и умений будущих менеджеров.
Результаты самостоятельной работы студентов также отражаются в портфолио. Одно из направлений - это самостоятельное изучение учебного материала по электронным учебникам (например, «Основы менеджмента» Л. В. Плаховой, Т. М. Ану-риной и др. и «Менеджмент организации» А. В. Тебеткина, Б. С. Касаева). В учебниках изложены основные положения современной теории и практики менеджмента. Структурно и содержательно учебники построены таким образом, что кроме текста используются видеоматериалы, глоссарий, примеры из дополнительной литературы, персоналии, интернет-ресурсы.
Студент может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тренировочных тестов. Повторять попытки найти верный ответ в режиме тренировочных тестов можно многократно, даются ссылки к соответствующим разделам текста. Завершить работу помогают контрольные тесты. В отличие от тренировочных, они не дают студенту информацию о том, какой ответ в каком задании является верным, но выставляют итоговую оценку по заданиям в целом с указанием неверных ответов. Эти оценки по каждой самостоятельно изученной теме заносятся в портфолио.
В раздел «Самостоятельная работа» входит работа с обучающими программами, которые позволяют студентам получать не только теоретические знания, но и закреплять
и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине.
В рамках самостоятельной работы студенты готовят эссе, рефераты, доклады с презентациями в Power Point, которые также включаются в модель электронного портфолио.
«Технология планирования профессиональной карьеры» - это четвертый раздел электронного портфолио. Необходимость включения этого раздела в портфолио объясняется тем, что индивидуальная карьера осуществляется как самоуправление. Студенты самостоятельно составляют резюме и готовят самопрезентацию, составляют план развития карьеры и эссе «Я и моя карьера» [7].
Целью плана развития карьеры является определение возможностей профессионального развития, которыми можно воспользоваться еще во время обучения, чтобы достичь личной готовности к карьере.
Технология электронного портфолио «Программа индивидуально-ориентированного профессионального развития студента» в результате регулярного обновления по всем разделам отражает профессиональные компетенции на каждом этапе обучения, позволяет фиксировать все достижения студента. Опыт применения электронного портфолио на основе использования интенсивных технологий обучения позволяет рассматривать процесс обучения как изменение поведения, приобретение навыков и умений студентами (а не просто получение знаний), что в свою очередь способствует формированию и развитию управленческих компетенций будущих менеджеров СКД.
Литература
1. Анопченко Т. Ю., Максимов В. А., Мошкин И. В. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения / Южный федеральный университет. - Ростов н/Д: Изд-во АкадемЛит, 2011. - 160 с.
2. Антропов С. Как сделать портфолио? Примеры и образцы портфолио [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kadrof.ru/st_pf. shtml (дата обращения 14.03.2012).
3. Буланов С., Гаврилин И. Создаем электронный портфолио: методические рекомендации по созданию портфолио = Create an portfolio. Methodical recommendations [Электронный ресурс]. -URL: http:IInovobr.org/professionalnoe-razvitie-pedagogovI80.html (дата обращения 02.01.12).
4. Громова Л. А., Егорова Е. В. «Кейс-стади» в обучении менеджменту II Вестник Балтийской педагогической академии. - 200б. - Вып. 72. - С. 93-110.
5. Краткая история идеи портфолио в обучении [Электронный ресурс] II Портфолиотека. - URL: http:IIportfolioteka.ru/publications/2I (дата обращения 15.03.2012).
6. Лизунова Л. Р. Портфолио студента [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logopunkt.ru/ umml.htm#start (дата обращения 15.03.2012).
7. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов [Электронный ресурс] II Управление персоналом. -200б. - № 5. - URL: http:IIwww.rhr.ru/index/findIwhat_is_interviewIl0504.html (дата обращения 15.03.2012).
8. Мосина А. В., Ляшенко О. С. Электронное портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки преподавателя в магистратуре педагогического вуза [Электронный ресурс]. -URL: http:IIfilippovatn. narod.ru/portfolio.htm. (дата обращения 08.03.2012).
9. Панфилова А. П. Динамика развития методов активного обучения и игрового моделирования II Вестник Балтийской педагогической академии. - 200б. - Вып. 72. - С. 14-32.
10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
11. Полилова Т. А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. - URL: http:IIschools. keldysh.ru/courses I e-portfolio.htm (дата обращения 14.03.2012).
12. «Портфолио» студента Соликамского государственного педагогического института [Электронный ресурс] I Соликамский государственный педагогический институт. - URL: http://job.solgpi.ru/ portfolio.htm (дата обращения: 14. 032012).
13. Чижикова Е. В. Формирование профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 I МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2004. - 23 с.
14. Что такое электронное портфолио и как его правильно составить? [Электронный ресурс]. -URL: http:IIhghltd.yandex.net/yandbtm?fmode= (дата обращения 08.01.12).
УДК 37
Н. Г. Смирнова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается непрерывное образование как социально-педагогический процесс, обеспечивающий формирование общей культуры личности. Социально-педагогический процесс, интегрирующий педагогическую и социально-культурную деятельность, выступает в качестве социокультурного основания непрерывного образования, где культура является ядром его содержания на всех возрастных этапах. Значительное внимание уделяется педагогическому эксперименту в юношеском возрасте, аккумулирующему предшествующий социокультурный опыт формирующейся личности.
Ключевые слова: социально-педагогический процесс, непрерывное образование, общая культура, юношеский возраст, педагогическая и социально-культурная деятельность.
1бЗ