Научная статья на тему 'Электронное портфолио в системе подготовки менеджеров образования'

Электронное портфолио в системе подготовки менеджеров образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / MANAGER IN EDUCATION / AN ELECTRONIC PORTFOLIO / THE MASTER'S COURSE PROGRAM / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / PEDAGOGICAL DIRECTION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Петровна

В статье рассматривается проблема создания и педагогического сопровождения электронного портфолио менеджеров образования, обучающихся в магистратуре. Электронное портфолио студента позволяет отражать индивидуальную траекторию его развития, позволяет выявить личностное и профессиональное развитие в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic portfolio in the system of training managers in education

The article considers the problem of creating and monitoring of electronic portfolios in the training system of managers in education who study in the Master’s Course Program. The electronic portfolio helps to demonstrate his/her individual progress, allows to identify his/her personal and professional dynamic development.

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио в системе подготовки менеджеров образования»

1УДК 378 ББК 74.58

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

О. П. Осипова

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания и педагогического сопровождения электронного портфолио менеджеров образования, обучающихся в магистратуре. Электронное портфолио студента позволяет отражать индивидуальную траекторию его развития, позволяет выявить личностное и профессиональное развитие в динамике.

Ключевые слова: менеджер образования, электронное портфолио, магистерская программа, качество высшего образования, педагогическое направление подготовки.

ELECTRONIC PORTFOLIO IN THE SYSTEM OF TRAINING MANAGERS IN EDUCATION O. P. Osipova

Abstract. The article considers the problem of creating and monitoring of electronic portfolios in the training system of managers in education who study in the Master's Course Program. The electronic portfolio helps to demonstrate his/her individual progress, allows to identify his/her personal and professional dynamic development.

Keywords: a manager in education, an electronic portfolio, the Master's Course Program, quality of higher education, pedagogical direction of training.

Проблема качества высшего образования понимается нами как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

По нашему мнению, на качество высшего образования в целом и на качество обучения в магистратуре в частности влияет множество причин, а именно:

• уровень квалификации профессорско-преподавательского состава вуза в целом (кафедры в частности);

• качество и количество основных образовательных программ магистратуры, предлагаемых абитуриентам для обучения;

• соответствие основных образовательных программ магистратуры современной норма-

тивно-правовой базе, общественному запросу, запросу потребителей и работодателей;

• качество и уровень подготовки абитуриентов (бакалавров), поступающих учиться на магистерские программы;

• качество инфраструктуры вуза в целом и электронной информационно-образовательной среды, в частности, включающей в себя: локальные и глобальные сети, научные электронные библиотеки, электронные системы обучения, официальный сайт образовательной организации и др.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) и актуальной локальной нормативно-правой базой Московского педагогического государственного университета (далее - МПГУ), а именно «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов учебных достижений студентов», оценка качества освоения основной образовательной программы магистратуры (далее - ООП) включает несколько видов контроля:

1. Текущий контроль - проверка качества выполнения всех видов аудиторной и само-

стоятельной работы студентов в течение семестра.

2. Рубежный контроль - форма текущего контроля, направленная на проверку освоения тематически завершенной части рабочей программы учебной дисциплины или для осуществления промежуточных срезов знаний.

3. Промежуточная аттестация - итоговый контроль по дисциплине, осуществляемый в формате зачета или экзамена, направленный на определение уровня сформированности общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

4. Рейтинговая оценка по дисциплине - это накопительная оценка уровня освоения программы дисциплины, которая определяется количеством баллов, набранных в ходе всех процедур текущего контроля (включая рубежный контроль), в рамках промежуточной аттестации, а также при выполнении дополнительных рейтинговых заданий [2].

Как показывает практика организации обучения по магистерской программе «Менеджмент в образовании», направление подготовки «Педагогическое образование» 44.04.01, применяемые формы контроля требуют постоянной модернизации и оптимизации на всех этапах его осуществления. Активно способствует процессу модернизации и оптимизации уже существующих форм контроля разумное использование дистанционных образовательных технологий и, как следствие, организация дистанционного сопровождения на основе использования системы электронного обучения МооЬ!е.

Организация дистанционного сопровождения магистерской программы «Менеджмент в образовании» осуществляется на портале электронного обучения «Мой МПГУ» по адресу: http://e-learning.mpgu.edu/. В данном случае дистанционное сопровождение понимается нами, прежде всего, как система объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи субъектам в осуществлении образовательной деятельности, а также как специально организованная деятельность по созданию определенных условий для освоения образовательной программы, которая способствует повышению эффективности как отдельных его составляющих, так и образовательного процесса в целом [3].

Программный инструментарий системы обучения Moodle позволяет преподавателю не толь-

ко эффективно и современно реализовать учебный процесс, но и осуществлять контроль результатов обучения на разных его этапах в режиме реального времени. К основным достоинствам осуществления контроля в системе обучения Moodle можем отнести: широкая доступность как для студентов, так и для преподавателей; вероятность (необходимость) обратной связи при проведении различных контрольных мероприятий; соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более многообразные формы контроля возможно использовать); соответствие используемым педагогическим технологиям (может быть, вместо тестирования потребуется провести защиту проекта или обсудить результаты исследования со студентами, используя весь арсенал средств и сервисов системы Moodle); продолжительность контрольных мероприятий (продуманность контрольных заданий уменьшает время работы студентов за компьютером); оперативность (время на анализ результатов контрольного мероприятия и информирования студентов о результатах), объективность полученных результатов и др.

Приходится констатировать, что в последнее время, в рамках использования в МПГУ электронной системы обучения Moodle, все чаще профессорско-преподавательским составом вуза применяются инновационные способы, формы и средства оценивания. К инновационным оценочным средствам можно отнести: рубежные аттестационные тесты, модульно-рейтинговую систему, балльно-рейтинговую систему, стандартизированные тесты с творческими заданиями, кейс-измерители и кейс-методы, тесты практических умений, метод развивающейся кооперации, деловую (ролевую) игру, проектную деятельность, анкетные обследования, электронное портфо-лио и др. Так, на кафедре управления образовательными системами (далее - КУОС) более 85% работ студентов оцениваются с использованием электронной системы обучения Moodle в рамках балльно-рейтинговой системы.

Заявленные выше оценочные инновационные средства могут использоваться преподавателем в сочетании с традиционными средствами контроля. Особенностями (инновацией) данного процесса будет являться то обстоятельство, что это происходит в условиях электронной информационно-образовательной

среды вуза. Рассмотрим более подробно такую форму контроля, как электронное портфолио.

Представим рабочую гипотезу в рамках нашего исследования, что качество подготовки магистров, профессионально-личностное развитие студентов будет более эффективным, если:

• определить особенности организации и сопровождения электронного портфолио магистров с учетом особенностей электронной информационно-образовательной среды вуза;

• раскрыть педагогическую сущность организации и сопровождения электронного портфолио магистров;

• сформировать критерии оценивания и самооценивания в рамках электронного порт-фолио, что, возможно, позволит создать еще один элемент системы вузовского мониторинга качества образовательных достижений, как процесса формирования личностных качеств обучающихся, творческих и профессиональных характеристик студента магистратуры.

Далее более подробно мы остановимся на подтверждении (опровержении) гипотезы исследования. Электронное портфолио понимается нами как возможность фиксации и оценки личных (в том числе учебных и профессиональных) достижений обучающихся за определенный период времени в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза. Анализируя психолого-педагогическую литературу по данному вопросу (И. А. Кныш, Т. Г. Новикова, И. П. Пастухова и др.), приходится констатировать, что портфолио получило широкое распространение не только в зарубежной педагогической практике, но и в отечественной системе образования; портфолио дополняет традиционные контрольные оценочные средства и эффективно используется не только как средство оценивания, но и как средство самооценивания [4; 5].

Рассматривая электронное портфолио как комплекс индивидуальных учебных и профессиональных достижений студентов магистратуры, организованный в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза, мы можем представить как определенные положительные моменты, так и определенные риски внедрения данного ресурса как средства контроля. К несомненным плюсам мы отнесем: открытость процесса контроля, возможность внедрения индивидуализиронных оценок, ко-

торые ориентированы в том числе и на самооценивание. Портфолио значительно расширяет традиционные контрольно-оценочные средства, которые, как показывает практика, в основном направлены на проверку репродуктивного уровня получения знаний [6].

К определенным рискам организации электронного портфолио в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза мы отнесем: формирование собственных уникальных критериев оценки может оказаться для преподавателей достаточно сложным; в том случае, если критерии оценок не определены достаточно четко, портфолио может стать бессистемным собранием работ студента, не отражающим не только полноты его достижений, но и динамики его профессионально-личностного развития; как и всякую качественную, часто творческую информацию, материалы портфо-лио может быть сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить тенденции профессионально-личностного роста студента; владение определенным уровнем ИКТ-компетентности для создания и сопровождения портфолио в электронной системе обучения Moodle и др. Также надо понимать, что необходимо создавать такие учебные условия для студента, чтобы создатель портфолио (в нашем случае обучающийся) был сам заинтересован в его организации и сопровождении, в своевременном отборе материала и актуальном обновлении.

Существенной особенностью и уникальностью организации обучения по магистерской программе «Менеджмент в образовании» направление подготовки 44.04.01 на кафедре управления образовательными системами МПГУ является то обстоятельство, что более 75% студентов являются действующими топ-менеджерами региональной образовательной системы. Исходя из этого обстоятельства нами и формировалось понимание педагогической организации и сопровождения портфолио в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза. Следовательно, применительно к образовательному процессу и с учетом особенностей организации обучения по магистерской программе «Менеджмент в образовании» под электронным портфолио понимается целевая подборка работ студента магистратуры, показывающая его достижения не только в учебных дисциплинах, но и в профессиональ-

ной деятельности, а также успехи в научной и исследовательской деятельности. Важной особенностью является то, что подборка и размещение работ осуществляется студентами самостоятельно в электронной системе обучения Moodle по адресу: http://e-learning.mpgu.edu/course/view.php?id= 2390 на основе разрабатываемых нами стандартизированных подходов. Таким образом создается электронное портфолио студента буквально с первого дня обучения в магистратуре.

По нашему мнению, создание электронного портфолио является составной частью дистанционного сопровождения образовательного процесса и, как следствие, стратегии внедрения электронного обучения (e-learning). Преимуществом электронного портфолио студента является то обстоятельство, что возможно оперативно разместить в рамках ресурса материалы различных форматов: видео- и фотоотчеты, презентации, электронные образовательные ресурсы, отчеты по производственной практике, отчеты по научно-исследовательской практике, документы, дипломы, сертификаты, документы о повышении квалификации, таблицы, рисунки и др. Электронное портфолио возможно постоянно пополнять независимо от места нахождения самого студента, а преподавателю - оценивать, независимо от времени и места своего нахождения.

В теории и практике педагогики уже сложилась определенная типология портфолио студента, описанная как в отечественных, так и зарубежных трудах. Проанализировав научно-педагогическую литературу, а также исходя из своего практического опыта, мы спроектировали электронный ресурс для студентов магистратуры в системе обучения Moodle, который получил название «Портфолио. Менеджмент в образовании». Первый модуль нами назван «Портфолио работ. Творческая книжка». Данный модуль ориентирован на подборку творческих, проектных, исследовательских, научных и других работ обучающихся в магистратуре.

Следующий модуль электронного портфолио обозначен как «Портфолио документов. Протокольное портфолио». Предлагается данный раздел наполнять всеми видами учебной деятельности: ответы на задания, контрольные работы, эссе и др.

«Портфолио достижений» - так назван следующий раздел электронного портфолио. В данном

разделе аккумулируются документы, отражающие учебные и профессиональные достижения студентов: дипломы за участие в учебных и профессиональных конкурсах, дипломы за участие в научных конференциях, благодарственные письма, отзывы руководителей производственной практики, отзывы научного руководителя, отзывы представителей работодателей, рецензии на научные статьи, различные заключения и др. По нашему мнению, а также по отзывам студентов (84%), данный раздел может быть интересен потенциальным работодателям - выпускникам кафедры.

Как показывает практика организации, сам процесс формирования электронного портфолио не представляет для студентов особой сложности. Так как по всем рабочим программам учебных дисциплин магистерской программы «Менеджмент в образовании» на кафедре управления образовательными системами МПГУ осуществляется дистанционное сопровождение, то студентам приходится иметь определенный уровень ИКТ-компетентности для работы в электронной системе обучения Moodle. Данное обстоятельство относится и к преподавателям кафедры УОС - 100% преподавателей работают в системе электронного обучения Moodle. Практически все задания в рамках освоения рабочих программ учебных дисциплин выполняются в электронном виде: ответы на вопросы, различные тесты, эссе, презентации, рецензии, конспекты и др.

Так, в 2015-2016 учебном году среди студентов кафедры управления образовательными системами МПГУ был объявлен кафедральный конкурс на лучший студенческий отчет о прохождении производственной практики. Более 85% студентов, обучающихся по программе «Менеджмент в образовании», приняли участие в данном конкурсе и представили в отчетах не только описательную часть, но и видеоролики, фотоотчеты, презентации. Все материалы данного конкурса размещены на портале кафедры управления образовательными системами МПГУ в разделе «Жизнь студента-магистранта» по адресу: http:// e-learning.mpgu.edu/mod/glossary/view. php?id=69951, а также были размещены в определенных разделах личного портфолио обучающихся. Таким образом, данный конкурс официально стал отправной точкой создания личного электронного портфолио студентов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры управления образовательными системами создает студентам все необходимые условия для профессионально-личностного развития и научно-исследовательской деятельности: участие с возможностью публикации научных статей в ежегодных Всероссийских Шамовских педагогических чтениях, внутренних конкурсах МПГУ научных работ и конкурсах учебно-методических работ, возможность публиковаться в журналах МПГУ и др. Кроме этого, многие студенты во время обучения в магистратуре участвуют в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, повышают свою квалификацию. Итоги всех этих и многих других мероприятий предлагается студентами оформлять и самостоятельно размещать в электронном портфолио на портале «Мой МПГУ».

Рассматривая вопросы педагогической организации электронного портфолио, можем сказать, что для создания электронного порт-фолио в системе обучения Moodle предлагается использовать модуль «Глоссарий», который позволяет не только собирать и систематизировать ресурсы и различную информацию, но и с помощью определенных сервисов оценивать материалы, производить самооценивание. Полученные баллы за задания могут быть объединены, чтобы сформировать окончательную оценку, которая записывается в журнал оценок каждого студента. Преподаватель (руководитель образовательной программы) организует доступ студентов для прикрепления файлов к записям данного модуля. Особое внимание уделяется грамотному и правильному форматированию текста, если текст размещается непосредственно на ресурсе, и подготовке файлов, если они прикрепляются.

Преподаватель при организации работы с электронным портфолио может проводить поиск и просмотр записей по алфавиту, по категории, по дате размещения или по автору. Записи, размещенные материалы могут быть одобрены по умолчанию, либо они должны быть одобрены преподавателем, прежде чем станут доступны всем пользователям для просмотра. Преподаватель может разрешить делать комментарии для записей. Записи могут также быть оценены преподавателями или студентами (равноправная оценка). При проведении итоговых конфе-

ренций по прохождению практики (производственной практики, научно-исследовательской практики) студенты представляют свои отчеты, размещая их на портале «Мой МПГУ».

Говорить об итогах организация электронного портфолио для студентов магистерской программы «Менеджмент в образовании» на данном этапе пока преждевременно, так как работа не закончена. Но предварительные итоги, в рамках подтверждения гипотезы исследования, нами подведены, и мы можем констатировать, что уже на данном этапе организованное электронное портфолио студента магистратуры позволяет получить определенные системные эффекты. К таким системным эффектам мы отнесем:

• достижения и успехи обучающегося стали более наглядными, систематизированными и доступными;

• установились межпредметные и мета-предметные связи, которые позволяют стимулировать образовательную деятельность студента и более успешно планировать профессиональную карьеру;

• появилась возможность у руководителя образовательной программы оценить по косвенным признакам деятельность отдельных преподавателей и, как следствие, оптимизировать качество рабочих программ учебных дисциплин и качество основной образовательной программы в целом;

• также появилась возможность оценить подготовку студента по конкретному предмету на основании содержащихся в портфолио выполненных заданий;

• продолжает успешно формироваться и развиваться ИКТ-компетентность как у обучающихся, так и преподавателей.

Данные системные эффекты выявлены нами в процессе анкетирования преподавателей КУОС и студентов по итогам проведенной первой части нашего исследования по организации электронного портфолио.

Таким образом, электронное портфолио студента, даже на первоначальном этапе внедрения его в образовательный процесс, позволяет отражать индивидуальную траекторию его развития и наглядно демонстрировать профессионально-личностное развитие обучаемых. На основании полученных системных эффектов при-

ходится констатировать, что в учебном процессе происходит косвенное управление, которое позволяет обучающемуся перейти от внешнего контроля к самоконтролю.

На данном этапе проведенного исследования не все задачи оказались полностью решены. В рамках дальнейшего исследования нами ставится задача сформировать критерии оценивания и самооценивания в рамках электронного портфолио, что, возможно, позволит создать еще один элемент системы вузовского мониторинга качества образовательных достижений, процесса формирования личностных качеств обучающихся, творческих и профессиональных характеристик студента магистратуры.

Рассматриваем продолжение данной работы как возможность провести исследование в рамках магистерской диссертации студентов, обучающихся на кафедре управления образовательными системами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (режим доступа: 25.02.2017).

2. Приказ ректора от 19.10.2012 г. № 538 «Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов учебных достижений студентов». URL: http://Mmy^/wp-content/upload s/2014/06/15.-Polozhenie-o-ballno-reytingovoy-sisteme-otsenivaniya-rezultatov-uchebnyih-dostizheniy-studentov-prikaz-rektora-538-ot-19.10.12.pdf (дата обращения: 25.02.2017).

3. Осипова О. П. Региональная модель дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011.

4. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. «Портфолио» - новый и эффективный

инструмент оценивания // Директор школы.

- 2008. - № 2. - С. 32-35.

5. Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. - 2008.

- № 1. - С. 69-71.

6. Гюрова В. Т., Зелеева В. П. Портфолио в системной оценке качества образования // Уч. зап. Казанского ун-та. Сер. Гуманит. науки.

- 2012. - Т. 154, кн. 6. - С. 280-287.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed: 25.02.2017).

2. Prikaz rektora ot 19.10.2012 No. 538 "Polozhe-nie o ballno-reytingovoy sisteme otsenivaniya rezultatov uchebnykh dostizheniy studentov". Available at: http://mpgu.rf/wp-content/ uploads/2014/06/15.-Polozhenie-o-ballno-reytingovoy-sisteme-otsenivaniya-rezultatov-uchebnyih-dostizheniy-studentov-prikaz-rekto-ra-538-ot-19.10.12.pdf (accessed: 25.02.2017).

3. Osipova O. P. Regionalnaya model distantsion-nogo soprovozhdeniya povysheniya kvalifikat-sii rabotnikov obrazovaniya. ScD dissertation (Education). Moscow, 2011.

4. Novikova T. G., Pinskaya M. A., Prutchenkov A. S. "Portfolio" - novyy i effektivnyy instrument otsenivaniya. Direktor shkoly. 2008, No. 2, pp. 32-35.

5. Knysh I. A., Pastukhova I. P. Portfel individual-nykh dostizheniy kak kontrolno-otsenochnoe pedagogicheskoe sredstvo. Srednee profession-alnoe obrazovanie. 2008, No. 1, pp. 69-71.

6. Gyurova V. T., Zeleeva V. P. Portfolio v sistem-noy otsenke kachestva obrazovaniya. Uch. zap. Kazanskogo un-ta. Ser. Gumanit. nauki. 2012, Vol. 154, No. 6, pp. 280-287.

Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Osipova Olga P., ScD in Education, Associate Professor, Management of Educational systems Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.