Юбилей
109
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЪЕКТИВНЫХ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
КРОН Роман Викторович - канд. техн. наук, доцент, ведущий специалист по автоматизированным системам обучения и управления учебным процессом, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: asustgau@mail.ru
ДОЛГИХ Екатерина Владимировна - специалист по учебно-методической работе, старший преподаватель, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: asustgau@mail.ru
Аннотация. В статье приводится описание подхода к определению понятия «портфолио », рассматриваются структура и особенности электронного портфолио, даны рекомендации по сопровождению студентов в процессе формирования портфолио. Для выявления эффективности портфолио предлагается использовать рейтинговую оценку. Рассмотрена реализация данного подхода на основе интеграции различных модулей АИС «Университет.» Ставропольского государственного аграрного университета.
Ключевые слова: электронное портфолио, достижения студентов, конкурентоспособность, мониторинг, новые образовательные стандарты, электронная информационно-образовательная среда
В соответствии с новыми требованиями к условиям реализации программ бакалавриата (магистратуры), закрепленными в ФГОС, «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата (магистратуры);
• проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса...».
Возникает потребность в формировании
материалов, обеспечивающих достоверную, целостную и полную картину достижений каждого обучающегося и выпускника. Традиционной формой представления подобных материалов на сегодняшний день является электронное портфолио. Необходимость накопления, обобщения и анализа достижений обучаемого за период, предше-
110
Высшее образование в России • № 7, 2015
ствующий трудовой деятельности, неоднократно отмечалась в работах российских педагогов. Типичным является такое определение портфолио: «организованная обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающая результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы» [1].
В современном информационном пространстве портфолио не только является для студента эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности,но и способствует:
□ его мотивации к образовательным достижениям;
□ приобретению им опыта деловой конкуренции;
□ самообразованию для развития профессиональных компетенций;
□ выработке умения объективно оценивать свой профессиональный уровень;
□ повышению конкурентоспособности.
Портфолио позволяет ответственно
подойти к оценке своих достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей индивидуального рейтинга на рынке труда.
Очевидно, что электронное портфолио обучающегося целесообразно представлять открытым web-ресурсом, реализованным посредством html-технологий, с хостингом на информационной площадке университета. Также очевидно, что информационное наполнение ресурса и его сопровождение и актуализация будут осуществляться двумя независимыми субъектами с явным разделением доступа к разделам представленной информации.
Традиционная часть портфолио, основанная на личных достижениях студента в спорте, различных отраслях искусства и иных формах деятельности, не связанных
с учебной,культурной,воспитательной и прочими видами внутриуниверситетской деятельности, будет представлена информацией, подготовленной обучающимся в соответствии с его собственными представлениями и предпочтениями. Достоверность и актуальность данной информации должна подтверждаться дополнительными материалами; их номенклатура, виды и формы утверждаются нормативными документами и регламентами учебного заведения.
В свою очередь, учебное заведение должно обеспечить сопровождение второй части портфолио в рамках, регламентированных соответствующим образовательным стандартом. Основными данными, представленными в портфолио со стороны учебного заведения, на наш взгляд, должны быть:
1) полный хронометрированный перечень приказов, поощрений и выговоров (если есть) по университету и деканату относительно обучающегося;
2) учебный план и рабочие программы по дисциплинам или ссылки на ресурсы, их содержащие. Закрепление за дисциплинами компетенций и уровней их освоения. Полная карта компетенций с указанием достигнутого финального (текущего) уровня их освоения обучающимся [2; 3];
3) результаты промежуточных аттестаций по дисциплинам, представленные в классическом виде и в балльно-рейтинговом формате. Последний должен отражать как абсолютные показатели по дисциплинам и курсу обучения, так и относительные (сравнительные) характеристики: рейтинг внутри группы/курса, сравнение с лучшим/ худшим по направлению, выделение наиболее хорошо/ плохо освоенных дисциплин и курсов;
4) сведения об обучении на дополнительных образовательных программах, курсах, факультативах и т.п. с указанием сроков и уровня подготовки. Обязательно наличие в портфолио электронных копий дипломов, удостоверений и иных под-
Юбилей
111
тверждающих документов, выданных обучающемуся учебной организацией. Аналогичная информация должна быть представлена относительно обучения, проведенного дистанционно или иными средствами информационно-компьютерного сопровождения [4];
5) данные об участии обучающегося в научно-исследовательской работе по заявленным учебным заведением темам. Обязательными к представлению материалами являются: результаты научно-исследовательской деятельности и документы, их подтверждающие; рецензии и характеристики, подписанные и заверенные научным руководителем направления исследований;
6) информация о публикационной активности обучающегося (возможность доступа к публикациям, в том числе - в виде ссылок на сторонние ресурсы, рецензии и отзывы). Отображение текущего участия публикаций в рейтингах цитирования по списку, утвержденному нормативной документацией учебного заведения;
7) документы, подтверждающие участие обучающегося в конференциях различных уровней, форумах, симпозиумах, съездах, семинарах (соответствующие сертификаты);
8) сведения об участии обучающегося данного учебного заведения в знаковых событиях общественной, культурной и спортивной жизни страны, региона, города, университета с указанием персонального вклада (зоны ответственности). В качестве подтверждающих материалов могут использоваться публикации в прессе (Интернете), теле- и радиотрансляции, а также заверенные учебным заведением, администрациями различных уровней справки, грамоты, дипломы и т.д.;
9) документы о практической деятельности обучающегося по выбранному направлению подготовки во время обучения, в том числе о прохождении производственных практик (соответствующие отчеты и отзывы руководителей);
10) комплексный рейтинг обучающегося относительно группы, курса, направления, общего контингента с учетом всех достижений за отчетный период. Рейтинг рассчитывается относительно нормированных по периоду обучения данных в соответствии с весовыми коэффициентами и методиками расчета, утвержденными нормативной документацией учебного заведения.
На наш взгляд, данный перечень предоставляемой информации является минимальным с точки зрения полноты, но достаточно удобным с точки зрения динамичной актуализации и достоверности. Кроме того, в зависимости от потребностей, например, по запросу потенциальных работодателей, перечень предоставляемой информации может быть дополнен или изменен, особенно в своей аналитической (сравнительной) части.
На базе Ставропольского государственного аграрного университета данный проект можно реализовать с использованием следующих компонентов и программных модулей действующей АИС «Университет »:
1) физическое размещение - web-сервер университета;
112
Высшее образование в России • № 7, 2015
2) программное сопровождение - web-портал на базе «1С-Битрикс»;
3) пп. 1, 8 - общий отдел; отдел по воспитательной работе и социальным вопросам студентов; центр эстетического воспитания студентов (ЦЭВС); модуль «Деканат» АИС «Университет» ;
4) п. 2 - модули «Учебный план », «Рабочие программы» АИС «Университет»;
5) пп. 3, 10 - модули «Электронный журнал», «Балльно-рейтинговая оценка ППС и студентов» АИС «Университет»; программные комплексы обработки статистической информации;
6) п. 4 - данные Института дополнительного профессионального образования (ИДПО); СДО «MOODLE» ;
7) пп. 5, 6, 7 - аналитические данные научно-инновационного учебного центра (НИУЦ);
8) п. 9 - деканаты, кафедры университета; модуль «Деканат» АИС «Университет ».
Предложенная система, помимо соответствия требованиям ФГОС, имеет ряд достоинств:
• позволяет работодателям и администрации университета объективно оценивать достижения выпускников учебного заведения;
• предотвращает возможность пред-
ставления в резюме неполных или искаженных данных;
• упрощает контроль за процессом обучения со стороны родителей, кураторов групп, администрации учебного заведения;
• привносит явный «дух соревновательности» в процесс обучения и общественную жизнь студентов;
• позволяет анализировать успешность процесса обучения и планировать возможные направления его совершенствования.
Литература
1. Панюкова С.В. Электронное портфолио
ученика // Информатика и образование. 2007. №2. С. 85-86.
2. Ивашова В.А., Галеев Е.В. Региональные
исследования профессиональной компетентности молодых специалистов аграрного сектора экономики // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 2 (2). С. 98-102.
3. Atanov I., Kapustin I, Lebedev A, Grinchenko
V., Kapustina E. Competence-based approach to education in higher educational institution // Modern European Researches. 2015. № 2. С. 6-9.
4. Трухачев В.И. Опыт применения техноло-
гии е-learning в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 75-80.
Статья поступила в редакцию 20.05.15.
Юбилей
113
METHODOLOGY FOR FORMATION OF THE OBJECTIVE DATA OF ELECTRONIC
STUDENT PORTFOLIO
KRONRoman V. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Leading specialist in automated systems of training and learning management, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: asustgau@mail.ru
DOLGIKH Ekaterina V. - Specialist in methodological work, Senior Lecturer, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: asustgau@mail.ru
Abstract. The article describes the approach to the definition of «portfolio », examines the structure and features of an electronic portfolio. The authors give recommendations for students’ support in the process of portfolio formation. Rating assessment is used for testing of portfolio effectiveness. We studied realization of this approach based on the integration of the various modules of the AIS «University» applied at Stavropol State Agrarian University.
Keywords: electronic portfolio, student achievement, competitiveness, monitoring, new educational standards, electronic information and educational environment
References
1. Panyukova S.V. (2007) [Electronic Portfolio of a Student]. Informatika i obrazovanie [Informatics
and Education]. No. 2, pp. 85-86. (In Russ.)
2. Ivashova V.A., Galeev E.V. (2011) [Regional Research of the Professional Competence of Young
Specialists of the Agrarian Sector of the Economy]. Vestnik APK v Stavropol’ye [Vestnik of the agro-industrial complex of Stavropolye]. No. 2 (2), pp. 98-102. (In Russ.)
3. Atanov I., Kapustin I., Lebedev A., Grinchenko V., Kapustina E. (2015) [Competence-based Approach to Education in Higher Educational Institution]. Modern European Researches. No. 2,
pp. 6-9.
4. Trukhachev V.I. (2009) [Experience of using е-learning technology in the system of the agrarian
education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 75-80. (In Russ.)
The paper was submitted 20.05.15.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В АГРАРНОМ ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТА
АТАНОВ Иван Вячеславович - канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: atanovivan@mail.ru
ГУНЬКО Татьяна Ивановна -канд. экон. наук, доцент, начальник отдела по воспитательной работе и социальным вопросам, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: gunko57@mail.ru
ЮРЧЕНКО Светлана Николаевна - ведущий специалист отдела по воспитательной работе и социальным вопросам студентов, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: kunia2010@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются достижения университета в организации воспитательной работы, эффективность которой повышается за счет развития социального партнерства администрации, академического и студенческого сообществ, обеспечения функционирования механизмов поддержки молодежных инициатив, содействия эффективному освоению студентами социокультурных компетенций.