ВестникКрасТАУ. 2014. № 6
УДК 37.091.313 В.А. Помазан, А.В. Богданов, А.И. Машанов
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА. ШАГ ПЕРВЫЙ
В статье поднимается проблема использования портфолио в школе. Описана программная разработка «Автоматизированное порфтолио школьника». Система позволяет наглядно отображать достижения школьника, развивает навыки рефлексии и самооценки, способствует нахождению своего призвания и успешной адаптации, помогает при поступлении в вуз. Рассмотреныi перспективы развития системыi.
Ключевые слова: автоматизация, портфолио, автоматизированное портфолио, портфолио школьника, автоматизированное портфолио школьника.
V.A. Pomazan, A.V. Bogdanov, A.I. Mashanov THE SCHOOLCHILD AUTOMATED PORTFOLIO. STEP ONE
The issue of the portfolio useat school is studied in the article. The software development "The schoolchild automated portfolio" is described. The system allows to vividly represent the schoolchild achievements, develops the reflection and self-evaluation skills, promotes the mission finding and the successful adaptation, helps in the university enrollment. The prospects of the system development are considered.
Key words: automation, portfolio, automated portfolio, schoolchildportfolio,schoolchildautomated portfolio.
Автоматизированный школьный звонок - это все, что можно увидеть вслед за статьей с конференции «Молодежь и наука» и ссылкой на Soft-парад по запросу «Автоматизированное портфолио школьника» в поисковой системе Google. Но начнем по-порядку.
В очередной раз будет сказано, что во всем мире неуклонно идет процесс информатизации. И это уже не просто слова. С каждым днем мы это чувствуем все сильнее и сильнее, мы с этим постоянно сталкиваемся: оплачивая покупки и проезд, вставая в очередь в госучреждениях или совершая операции с налогами, штрафами.
В процессе информатизации общества решаются все новые и новые проблемы, а их еще остается довольно много, поскольку процесс еще в самом начале. Если в США об этом заговорили в 80-х годах ХХ века, то у нас датой отсчета можно считать принятие ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. Одной из проблем, которую еще предстоит решить, - проблема создания автоматизированной системы для сбора и оценки достижений индивида на разных этапах его жизни (проблема остается актуальной на сегодняшний день и за рубежом). Это необходимо для самоопределения индивида в обществе, нахождения своего призвания и успешной адаптации на каждом этапе развития человека. В частности, необходимо создание подобной системы для оценки индивида на начальном этапе развития, а именно - в период обучения в школе, получения общего образования [1].
В зарубежной школьной практике в последние 20 лет отрабатывается достаточно новый эффективный инструмент, решающий поставленные задачи, - учебное портфолио. Сегодня оно активно обсуждается и нашими специалистами, а кое-где и внедряется, осваивается.
Портфолио - это способ накопления, фиксирования и оценки индивидуальных достижений. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности [2].
Области привычного и широкого употребления портфолио у нас - это бизнес, творческие профессии, а потому нет каких-либо общепризнанных стандартов.
Портфолио школьника прежде всего необходимо для формирования и отработки:
- навыков сбора, систематизации, классификации и анализа информации;
- умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- умения выражать свои мысли;
- умения работать самостоятельно.
Благодаря работе с портфолио:
- повышается активность участия ребенка в собственном формировании как личности;
- формируется умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- поддерживается высокая учебная мотивация;
- повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с браузером, электронной обработкой изображений и т.п.;
- развиваются навыки рефлексии и самооценки [3, 4].
В настоящее время существует достаточно много моделей портфолио:
- портфолио документов - коллекция работ (контрольные работы, рефераты, курсовые проекты, результаты тестирования, черновые работы и планы), которая собирается за определенный промежуток времени (даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика);
- портфолио процесса - отражает основные этапы обучения. Подобная модель может использоваться для самооценки;
- показательное портфолио - собрание работ, которое позволяет оценить достижения учащегося по различным предметам;
- портфолио развития - предназначается для определения результатов, которых достиг ученик по определенному предмету за период времени (за четверть или учебный год);
- портфолио для учебного планирования - портфолио, которое использует преподаватель для оценки общей успеваемости класса;
- портфолио подготовленности;
- портфолио трудоустройства;
- портфолио для поступления в вуз - в это портфолио входят лучшие работы учеников за несколько лет обучения [5].
Как сказал немецкий педагог XIX века, выступающий за секуляризацию школ, А. Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Чему и отвечает создание, ведение и поддержание в актуальном состоянии электронного портфолио школьника.
Портфолио становится для ученика рабочим инструментом, позволяющим планировать, контролировать и оценивать свои достижения, а для учителя и школы - диагностическим и стратегическим инструментом.
Но имеется ряд проблем на пути становления портфолио в качестве неотъемлемого инструмента успешного развития личности школьника:
- новизна и слабое развитие, сложность внедрения;
- отсутствие прикладного значения (портфолио в старших классах многих школ делается только ради портфолио);
- отсутствие единых стандартов;
- сложность автоматизации.
Вопреки всем указанным проблемам и с учетом мирового опыта [6] нами была реализована система автоматизированного портфолио школьника (рис.).
ВестницКрасГЯУ 2014. № 6
Автоматизированное портфолио школьника
Система, состоящая из трех блоков:
- портфолио;
- директора/администратора;
- классного руководителя.
Блок портфолио (по разработанной нами модели, в результате анализа зарубежных и отечественных наработок) состоит из следующих разделов:
- общая информация;
- учебная деятельность;
- дополнительная информация;
- специальная информация;
- фотораздел;
- раздел тестирования.
Раздел общей информации включает в себя:
- фотографию ребенка;
- ФИО;
- пол;
- номер и букву класса, номер школы;
- дату рождения;
- контакты (основной телефон, дополнительный телефон, электронную почту);
- краткую автобиографию.
Раздел с учебной деятельностью представляет дневник с итоговыми оценками по каждому предмету за определенный класс. Кроме того, предметы данного раздела группируются по предметным областям, согласно нормативным документам, для выявления наклонностей учащегося.
Раздел дополнительной информации содержит в себе:
- таблицу с курсами и дополнительными занятиями;
- таблицу с результатами олимпиад и конкурсов;
- таблицу с достижениями в спорте;
- информацию, занимается ли ребенок творчеством, с возможностью подробного описания;
- информацию, занимается ли ребенок спортом, с возможностью подробного описания;
- информацию, занимается ли ребенок общественной деятельностью, с возможностью подробного описания;
- информацию в свободной форме о хобби и увлечениях.
Раздел специальной информации состоит из анкет профориентации, адаптации и самоопределения. Все обучение в школе мы разделили на три ступени:
- 1-я ступень (1-4 классы) - анкета адаптации;
- 2-я ступень (5-8 классы) - анкета самоопределения;
- 3-я ступень (9-11 классы) - анкета профориентации.
Фотораздел состоит из 4 альбомов:
- «Наука», в который можно загружать изображения документов, подтверждающих участие или призовое место в той или иной олимпиаде, конкурсе и т.п.
- «Спорт» - с документами, подтверждающими участие или призовое место в спортивных соревнованиях.
- «Творчество», содержащий документы или фотографии с результатами творчества ребенка.
- «Другое», в котором, в частности, могут находиться фотографии общественной жизни ученика.
Последний раздел - это раздел тестирования, в котором размещаются психодиагностические методики и результаты их прохождения. Очень важный раздел с точки зрения образования - поддержание психологического здоровья ребенка и его развития, самопознания.
Чем еще интересен последний раздел - так это тем, что тесты, предусмотренные в нем для третьей ступени (9-11-е классы), способствуют выявлению профессиональной направленности ребенка. Одна из методик (ДДО) была использована нами как основа создания экспертной системы, позволяющей дать рекомендации по поступлению на то или иное направление обучения в Сибирском федеральном университете.
Кроме того, создан раздел помощи, где, помимо всего, можно отправить отзыв или предложение по работе автоматизированного портфолио.
В конечном итоге «автоматизированное портфолио школьника» способствует успешному становлению личности и сознательному выбору направления обучения в среднеспециальном или высшем учебном заведении.
Министерство науки и образования Красноярского края, ознакомившись с портфолио, дало официальный ответ, в котором отмечается актуальность разработки подобной системы: «образовательные организации по-разному организуют учет учебных и внеучебных достижений школьников. Предлагаемая вами система помогает систематизировать эту работу, дает возможность оперативно получать полную информацию об успехах каждого ребенка». Отмечается тот факт, что портфолио объединяет в себе две действующие на сегодняшний день, но разрозненные системы, а именно: «КИАСУО» (перекликается с разделом с общей информацией и учебной деятельностью в нашем портфолио) и «Красталант» (имеется общее с разделом дополнительной информации. Следует отметить, что целевая программа «Одаренные дети Красноярья» - «Красталант» была рассчитана на 2011-2013 годы).
Об актуальности подобной системы говорит и тот факт, что министр образования и науки РФ на совещании с ректорами 10 июня 2013 года указал на наличие необходимости при поступлении в вуз учитывать «внеучебные достижения, успешность абитуриентов в творчестве, спорте, то есть принимать во внимание некоторое портфолио» [7].
«Автоматизированное портфолио школьника» хранит в себе огромный потенциал развития. У системы имеются огромные нераскрытые возможности.
Во-первых, учитывая то, что сегодня активно идет борьба по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в основном по пути запретов, из автоматизиованного портфолио можно создать экосистему:
- внедрить социальные составляющие, такие как общение и объединение, в группы по интересам (научные области, спорт, творчество);
- предоставить доступ к качественному и развивающему контенту, будь то научно-познавательные фильмы, научно-популярная литература или материал, направленный на формирование добродетели.
Во-вторых, «автоматизированное портфолио школьника» может дать качественный толчок в развитии автоматизированного портфолио студента. Часть информации может быть экспортирована из системы для школьников в систему для студентов. Умение работать с портфолио с юных лет поможет студенту более продуктивно и целенаправленно использовать этот инструмент в процессе становления себя как специалиста, а это будет способствовать развитию кадрового потенциала отраслей [8-11].
И в-третьих, система позволит апробировать существующие психодиагностические методики на огромной аудитории, развивать, модифицировать их с целью получения более точных результатов.
Но чтобы ко всему этому придти - необходимо развивать систему. Для этого должна быть сформирована команда высококлассных специалистов, команда из аналитиков, программистов, психологов и педагогов, способная мыслить в рамках своей специализации и выходить за ее пределы, интегрируя и развивая знания на пути развития программного комплекса. Этому способствует открытая и бесплатная архитектура системы, ее можно дорабатывать и адаптировать.
Весь этот потенциал еще не раскрыт - но первый шаг уже сделан.
Литература
1. Богданов А.В., Помазан В.А. Разработка автоматизированного портфолио школьника. - URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s080/s080-003.pdf.
2. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио. - URL: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm.
3. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» // Директор школы. - 2004. - № 7. -С. 45-48.
4. Титова И.Н. Акмеологический подход в активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио // Акмеология. - 2009. - № 1. - С. 36-41.
5. Пинская М.А. Портфолио: возможности и актуальные задачи. - URL: http://iuorao.ru/2010-01-01-91/135-2010-01-01-98#_ftn7.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). -URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
7. Ливанов предложил при приеме в вуз учитывать аттестат и портфолио. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1093404.
Вестник,КрасГЯУ 2014. № 6
8. Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской Федерации // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7. - С. 151-161.
9. Смолянинова О.Г., Бекузарова Н.В. Перспективы использования технологии е-портфолио для трудоустройства (итоги экспертного семинара) // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 6. - 300 с.
10. Ковалевич И.А. Профессионализация в системе непрерывного образования: учеб. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 156 с.
11. Игонина Е.В. Применение студенческого портфолио в диагностике профессиональных компетенций студентов вуза // Образование и наука. - 2011. - № 10. - С. 123-133.