О.А. Сычёва, канд. пед. наук, зам. директора, Читинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Чита, Россия, [email protected]
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Реализация комплексного подхода в оценке образовательных результатов младших школьников возможна лишь при условии внедрения дополнительной системы оценивания. Одним из таких дополнений к традиционной системе оценивания мы считаем оценку с использованием портфолио. Учёт возрастных особенностей младших школьников будет являться основой выбора формы и структуры документа. При разработке структуры портфолио важно дозировать количество компонентов и их содержание, учитывая один из важнейших принципов подготовки - принцип самостоятельности. Поддержка со стороны родителей и администрации школы должна носить организационный и стимулирующий характер. В статье представлены результаты поиска оптимального соотношения между формой и содержанием системы оценивания достижений учеников в начальной школе. Автор отмечает, что при подсчёте итогового рейтинга школьника целесообразно вести равноценный подсчет результатов как основного, так и дополнительного образования. Это не только позволит повысить качество и снизить формализм процедуры оценивания, но и станет мощным средством воспитания и развития личности учащихся начальной школы, стимулирования их творческого и спортивного потенциала, так как в этом возрасте первоочередной задачей является формирование учебной мотивации. Ключевые слова: образование, младший школьный возраст, портфолио школьника, оценка, качество образования, школьное образование, учебная мотивация школьников, воспитание, развитие.
Внедрение в образовательный процесс начальной школы портфолио как инструмента накопительной оценки - проблема не новая, однако до сих пор оптимального подхода к реализации данной системы оценивания не выработано. Диагностика показала, что наиболее часто встречающейся проблемой при внедрении портфолио являются его громоздкая структура и сложность при подготовке учащимися самостоятельно. Поэтому важно найти оптимальное соотношение между формой и содержанием данной системы оценивания достижений школьников.
Анализ литературы подтверждает необходимость оценивания результатов образования не только традиционным способом1.
Целесообразно, на наш взгляд, использовать элементы рейтинговой накопительной системы оценки, поскольку данный подход позволяет органично соединить количественную и качественную оценку образовательных достижений учащихся. Кроме того, именно портфолио позволяет поднять значимость дополнительного образования школьников.
Младший школьный возраст - наиболее активный период в плане дополнительного образования детей. По статистике, в этом возрасте школьники очень активны как в выборе различных кружков и секций, так и в количестве посещений. Ребенок имеет широкие возможности выбора того или иного вида дея-тельности2. Интегрированная характеристи-
ка даст возможность определить, насколько гармонично идет развитие ребенка, реализует ли школьник свой личностный потенциал, видят ли этот потенциал учителя. К сожалению, как показывают _ результаты диагностики, учителя отмечают в первую очередь успешных в учебной деятельности ребят. Поэтому портфо-лио является не только одним из способов накопительной оценки результатов как основного, так и дополнительного образования, но и способом повышения имиджа ребенка в глазах педагогов.
Определение портфолио, предложенное Д. Майером, считаем наиболее отражающим цель и задачи его внедрения в начальной школе: «Это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор ... содержания, определения критериев ... отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства рефлексии учащегося»3.
Одна из причин, почему портфолио является современной формой оценивания, заключается в том, что оно способствует решению важных педагогических задач, для чего необходимо:
— определить оптимальные сроки накапливания материалов;
— предусмотреть возможность взаимодействия учеников, учителей и родителей;
— продумать различные варианты формирования портфолио в зависимости от необходимости влияния на степень учебной мотивации, развитие социальной активности и т. п.;
— предварительно подготовить учащихся, родителей и педагогов к работе по данной системе.
Для повышения эффективности деятельности в данном направлении необходимо рассматривать портфолио не только с позиций рейтинговой накопительной функции. Преодолев перечисленные выше трудности и противоречия во внедрении данной инновационной системы оценивания в учебный процесс, педа-
Интегрированная характеристика даст возможность определить, насколько гармонично идет развитие ребенка, реализует ли школьник свой личностный потенциал, видят ли этот потенциал учителя.
гог с помощью учебного портфолио получит возможность обновить традиционную систему оценки, что позволит по-новому взглянуть и на сам процесс обучения. Кроме того, формирование у учащихся навыков и умений самоанализа, систематизации собственных достижений, повышение учебной мотивации согласуются с требованиями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.
При разработке формы портфолио необходимо учитывать трудности и противоречия, существующие в традиционной системе оценивания, сложившейся на базе конкретного учебного заведения, возрастные особенности учащихся, цели внедрения портфо-лио в данном учебном заведении.
В начальной школе портфолио имеет ряд характеристик, обусловленных возрастными особенностями школьников (особенности мотивации, познавательные интересы), а также особенностями организации учебного процесса младших школьников. Следует помнить, что на уровне начальной школы портфолио - лишь подготовительный этап в развитии навыков самооценочной деятельности ученика. При разработке структуры портфолио важно дозировать количество компонентов и их содержание, учитывая один из важнейших принципов подготовки - принцип самостоятельности. Поддержка со стороны родителей и администрации школы должна носить организационный и стимулирующий характер.
В начальной школе важно обратить внимание на составление собственного «портрета». Это может быть краткая автобиография, самоанализ, выполненный, в том числе, и в виде художественного произведения. Анализируя этот раздел портфолио, учитель не только лучше узнает своих учеников, но и оценивает характер их социализации и иные личностно-психологические особенности.
При подсчёте итогового рейтинга в начальной школе целесообразно вести подсчет результатов как основного, так и дополни-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
тельного образования. Тем более что для младшего школьника данный возрастной период связан с самопознанием, попыткой найти себя в различных сферах деятельности. Именно поэтому учащиеся пробуют участвовать в различных мероприятиях и кружковой работе. Внимание со стороны сверстников и педагогов к их успехам станет мощным средством воспитания и развития личности учащихся начальной школы, стимулирования их творческого и спортивного потенциала.
Проанализируем возможные компоненты портфолио, чтобы выделить необходимые и достаточные для учащихся начальной школы. Один из основных разделов представляет собой комплект документов, подтверждающих участие в мероприятиях, связанных с тем или иным направлением деятельности, и отражающих уровень достижений школьников во внеуроч- -
ной и внешкольной деятельности. Данный раздел может иметь место в портфолио ученика начальной школы с учетом его участия в доступных возрасту мероприятиях и конкурсах. Этот раздел в первую очередь и дает в итоге накопительную оценку.
Следующий раздел, который считаем целесообразным для портфолио ученика на-
Педагог с помощью учебного портфолио получит возможность обновить традиционную систему оценки, что позволит по-новому взглянуть и на сам процесс обучения.
чальной школы, может включать соответствующие возрасту творческие работы, в основном это художественные и литературные материалы, поделки (их фото) и т.п.
Остальные разделы можно включать по желанию образовательного учреждения. Однако следует помнить, что учащиеся начальной школы ещё не готовы к качественной систематизации накопленных материалов. А задачи портфолио при несамостоятельной его подготовке не будут решены.
Рассмотрим апробированный нами вариант составления портфолио для учащихся начальных классов, который является дополнительной формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика. Предлагаемая нами структура целесообразна для учащихся начальной школы с учетом незначительной помощи в сборе материалов учителей и родителей.
Портфолио обучающегося собирается в течение его обучения в 1-4-м классах. Периодичность оценивания результатов портфолио обговаривается заранее, согласовывается с родителями и учащимися. При наличии предметной составляющей периодичность может быть один раз
Таблица 1
Структура портфолио школьника
Номер п/п Наименование раздела Представленные документы Примечание
1 Мой портрет Информация о себе, своей семье, увлечениях, школе, городе, друзьях, представленная в творческой форме Красочность, оригинальность. Оценивается по согласованию
2 Официальные документы Дипломы, грамоты, свидетельства об участии в конкурсах, конференциях, олимпиадах Участвует в рейтинге
3 Творческие достижения Оригиналы или фотографии работ Качественная оценка
4 Памятки Таблицы, схемы, правила (не только по учебным дисциплинам), которые школьник считает важными для себя По желанию учащегося
в четверть. Перечень разделов портфолио представлен в табл. 1.
Учет портфолио при определении образовательного рейтинга (табл. 2, 3) выпускника начальной школы происходит путем суммирования следующих позиций: результаты итоговой аттестации; результаты участия в олимпиадах и конкурсах; результаты участия в научно-практических конференциях; результаты спортивных достижений и художественных конкурсов в рамках дополнительного образования; дополнительная составляющая - красочность, оригинальность
Схема исчисления обр*
и содержательность иных разделов (не обязательна для учета).
По мнению Т.С. Фещенко, в процессе формирования портфолио должны участвовать в первую очередь сами учащиеся, их классные руководители, родители, администрация школы4:
— заместитель директора школы по воспитательной работе разрабатывает нормативную документацию для внедрения портфолио;
— классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфо-лио, проводит родительские собрания, обес-
Таблица 2
овательного рейтинга
Мероприятие Предмет Уровень Дата Результат, в баллах
III место II место I место
Олимпиада Школьная 1 2 3
Городская 4 5 6
Областная 7 8 9
Региональная 10 11 12
Научно -практиче - Школьная 3 4 5
ская конференция Городская 6 7 8
Областная 9 10 11
Региональная 12 13 14
Другие конкурсы Школьный 1 2 3
Городской 4 5 6
Областной 7 8 9
Региональный 10 11 12
Итого (образовательный рейтинг):
Таблица 3
Рейтинг индивидуальной активности
Мероприятие Уровень Предмет Дата Результат Балл
Олимпиада Школьная Участник 1
Научно -практиче ская конференция Школьная Участник 1
... и далее по 1 баллу
печивает необходимыми формами, бланками, пишет рецензии, отзывы на учебные проекты и другие работы учащихся;
— учащиеся ведут сбор документов, ранжируют их;
— родители помогают школьникам скомпоновать документы в портфолио в соответствии со структурой.
Портфолио учащегося начальной школы отличается от портфолио старшеклассника прежде всего тем, что ребята только учатся самоанализу, рефлексии, а также систематизации документов и иных сведений. Поэтому обширен раздел «Мой портрет», предусмотрены дополнительные разделы, например, «Памятки». Кроме того, для учащихся этого возраста важна игровая деятельность, поэтому и в портфолио важно учиться самооценке в игровой форме. В остальном отличительными чертами будут обозначение видов деятельности, характерных именно для начальной школы, заложенных в основу порт-фолио, а также красочность его оформления.
Портфолио (рабочая файловая папка) оформляется в виде дневника достижений учащегося с приложением ряда официальных документов, на основании анализа которых вычисляется образовательный рейтинг. Разделы «Мой портрет», «Творческие достижения», «Памятки» оцениваются по согласованию всех сторон учебного процесса.
Разработанная нами на основе рассмотрения большого количества вариантов структура портфолио5 целесообразна для учащихся начальной школы с учетом некоторой помощи в сборе материалов учителей и родителей. Данная форма была апробирована на базе Забайкальского краевого лицея-интерната в течение семи лет и показала свою успешность6. Одним из выигрышных моментов в применении данного подхода, как отмечают педагоги и родители, является его понятная именно для учащихся структура. Попытки внедрения портфолио более сложных форм приводили к формализму при его подготовке и, как следствие, к игнорированию большей частью участников образовательного процесса. Утвержденный вариант портфолио учащегося начальных классов не исключает возможности привнесения в него дополнительных элементов по жела-
нию участника. И в то же время облегчает процесс его подготовки для большинства школьников именно самостоятельно.
Таким образом, система оценки с помощью портфолио позволяет объединить качественную и количественную оценку достижений учащегося. Не менее значимо, что портфолио предусматривает сотрудничество учителя, учащихся и их родителей. Подготовка и оформление портфолио не заканчиваются с окончанием определенной ступени обучения, а продолжаются на следующей. ^
Литература
1. Крюков Д. С. К вопросу о формулировке дефиниции культурных феноменов // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 1 (69). С. 29-31; Сычёва О.А. Личностно-профессиональная готовность учителя к работе с одаренными детьми // Дни науки - 2012: материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2012. С. 15-20; Портфолио ученика средней школы / авт.-сост. И.Г. Юдина. Волгоград: Учитель, 2007. 223 с.
2. Сычёва О.А. О повышении доступности дополнительного образования детей // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 39. С. 139-146.
3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 32-36.
4. Фещенко Т.С. Методика формирования портфо-лио учителя и ученика // Русский язык и литература. Всё для учителя! 2011. № 10. С. 3-11.
5. Сычева О.А. Возможности использования нетрадиционной системы оценки результатов экологического образования школьников // Трансграничье в изменяющемся мире: образование и международное сотрудничество (Россия - Монголия - Китай): материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского; редкол. Л.А. Бордонская. Чита, 2008. С. 171-177.
6. Создание системы работы с одаренными детьми на базе областного многопрофильного лицея-интерната № 1 г. Читы / Л.А. Бордонская [и др.] // Трансграничье в изменяющемся мире: образование и международное сотрудничество (Россия -Монголия - Китай): материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского; редкол. Л.А. Бордонская. Чита, 2008. С. 28-31.
PORTFOLIO AS A TOOL OF ACCUMULATIVE ASSESSMENT AT ELEMENTARY SCHOOLS
O.A. Sycheva, Candidate of Pedagogy, deputy director, Chita branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chita, Russia, [email protected]
The complex approach to assessment of junior schoolchildren's educational results is possible only with introduction of an additional system of assessment. One of these additions to the traditional system of assessment can be an application ofportfolio. Taking into account of age features of junior schoolchildren will be a base for choosing form and structure of the document. Developing the structure of portfolio it is necessary to measure component number and their content, taking into account one of the main principles of training - the principle of self-dependence. Support of parents and school administration should be organizational and stimulating. The article provides the results of searching the most optimal correlation between form and content of this system. The author underlines that calculation of final schoolchild's rating it is useful to introduce equal calculation of basic and additional education. It allows rising of quality and decreasing of this procedure assessment formalism, but it also will become a great mean of upbringing and development of schoolchildren's personalities, stimulation of their creative and sport potential, because at their age the first-priority objective is a formation of educational motivation. Key words: education, primary school age, portfolio, student assessment, quality of education, schooling, learning motivation of students, education, development.
References
1. Kriukov D.S. K voprosu o formulirovke definitsii kul'turnykh fenomenov [To the question about the wording of the definition of cultural phenomena]. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki - Actual problems of modern science, 2013, no. 1 (69), pp. 2931.; Sycheva O.A. Lichnostno-professional'naia go-tovnost' uchitelia k rabote s odarennymi det'mi [Personal and professional readiness of teachers to work with gifted children]. Dni nauki - 2012 Materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii [Science days-2012 proceedings of the VIII Inter. sci.-prac. conf.]. Prague, 2012, pp. 15-20; Portfolio uchenika srednei shkoly / avt.-sost. I.G. Iudina. -Volgograd: Uchitel', 2007. - 223 s.
2. Sycheva O.A. O povyshenii dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniia detei [On increasing the availability of additional education of children]. Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia v Ros-sii - Problems and prospects of education development in Russia, 2016, no. 39, pp. 139-146.
3. Sycheva O.A. O povyshenii dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniia detei [Portfolio individual learning achievements - more than just an alternative way to evaluate]. Problemy i perspektivy raz-vitiia obrazovaniia v Rossii - School of technology, 2016, no. 39, pp. 139-146.
4. Feshchenko T.S. Metodika formirovaniia portfolio uchitelia i uchenika [Methods of formation of a portfolio of teacher and student]. Russkii iazyk i litera-
tura. Vse dlia uchitelia! - Russian language and literature. All for the teacher!, 2011, no. 10, pp. 3-11.
5. Sycheva O.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniia netra-ditsionnoi sistemy otsenki rezul'tatov ekologichesk-ogo obrazovaniia shkol'nikov [The possibility of using an unconventional system of evaluation of results of environmental education of schoolchildren]. Transgranich'e v izmeniaiushchemsia mire: obra-zovanie i mezhdunarodnoe sotrudnichestvo (Ros-siia - Mongoliia - Kitai) materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Borderlands in a changing world: education and international cooperation (Russia - Mongolia - China) proceedings of the Inter. sci.-pract. conf.]. Chita, 2008, pp. 171177.
6. Bordonskaia L.A., Igumnova E.A., Luchkin N.G., Luchkina T.V., Sycheva O.A. Sozdanie siste-my raboty s odarennymi det'mi na baze oblastnogo mnogoprofil'nogo litseia-internata № 1 g. Chity [The establishment of a system of work with gifted children on the basis of the regional multidisciplinary Lyceum № 1. cheats]. Transgranich 'e v izmeniaiushchemsia mire: obrazovanie i mezhdunarodnoe sotrudnichestvo (Rossiia - Mongoliia - Kitai) materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii [Borderlands in a changing world: education and international cooperation (Russia - Mongolia -China) proceedings of the Inter. sci.-pract. conf.]. Chita, 2008, pp. 28-31.