Научная статья на тему 'Пространственно-временная модель портфолио ученика'

Пространственно-временная модель портфолио ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА / A STUDENT''S PORTFOLIO / THE SPATIAL-TEMPORAL MODEL OF MEMORY / DIGITAL PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёв Семён Владимирович

Статья посвящена проблеме создания электронного портфолио для школьников на основе пространственно- временной модели памяти. Особенность рассматриваемого портфолио заключается в возможности осуществлять психолого-педагогические запросы и отчеты по временным периодам, что позволяет проводить прогнозный анализ развития личности и принимать решения о коррекции образовательного и воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPATIAL-TEMPORAL MODEL OF A STUDENT''S PORTFOLIO

The article deals with the problem of designing a digital portfolio for school students, which is based on the spatial-temporal model of memory. The key feature of the portfolio is the ability to conduct psychological and pedagogical queries and report according to time periods, which makes it possible to do a predictive analysis of personality development and make decisions about correction of the educational process.

Текст научной работы на тему «Пространственно-временная модель портфолио ученика»

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

THE SPATIAL-TEMPORAL MODEL OF A STUDENT'S PORTFOLIO

С.В. Королёв S.V. Korolev

Пространственно-временная модель памяти, электронное психолого-педагогическое портфолио, порт-фолио ученика.

Статья посвящена проблеме создания электронного портфолио для школьников на основе пространственно-временной модели памяти. Особенность рассматриваемого портфолио заключается в возможности осуществлять психолого-педагогические запросы и отчеты по временным периодам, что позволяет проводить прогнозный анализ развития личности и принимать решения о коррекции образовательного и воспитательного процесса.

The spatial-temporal model of memory, digital psychological-pedagogical portfolio, a student's portfolio.

The article deals with the problem of designing a digital portfolio for school students, which is based on the spatial-temporal model of memory. The key feature of the portfolio is the ability to conduct psychological and pedagogical queries and report according to time periods, which makes it possible to do a predictive analysis of personality development and make decisions about correction of the educational process.

Сущность Портфолио. История свидетельствует, что в 80-х годах XX века в США возникла идея использования портфолио в школах. Опыт использования портфолио в США и Канаде положил начало популярности этой идеи в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио стали говорить специалисты российской системы образования [Новикова, 2005, с. 251].

Сейчас актуально говорить об электронной форме портфолио [Полилова, 2007, с. 98], ведь повсеместно возрастающие объемы информации требуют использования информационных технологий на основе автоматизированных информационных систем.

В настоящее время термин «портфолио» трактуется по-разному. Ниже приведем некоторые определения:

- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;

- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);

- форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;

-антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку [Новикова и др., 2005, с. 85].

Принято, что создатель портфолио должен объяснить, как он понимает данный термин. Выделим несколько открытых вопросов, которые помогут сформулировать проблему обсуждения, а также объяснить наше видение термина «портфолио».

- Как должно выглядеть электронное портфолио, чтобы оно вызывало интерес к его использованию в учебных заведениях?

- Какие технологии должны быть использованы для создания портфолио, чтобы макси-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

д

н и

щ

PQ

малы-ю удовлетворять запросам и требованиям пользователей?

- Какие психолого-педагогические возможности должны быть реализованы в портфолио?

Из вышеизложенного понятно, что нет чётких стандартов, способных облегчить задачу исполнения такого программного продукта, однако данная статья призвана решить другую проблему, которая заключается в применении на практике пространственно-временной модели памяти. Конечно, при реализации мы должны прислушиваться к известным эргономическим решениям, дабы отыскать путь с наименьшим количеством препятствий.

О целях данной работы. Все исследователи, когда-либо дававшие определение «портфолио», сходятся в том мнении, что портфолио есть способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период времени [Помазан и др., 2010, с. 24]. Психолого-педагогическое портфолио накапливает нужную информацию с помощью соответствующих встроенных автоматизированных психодиагностических средств.

На наш взгляд, портфолио должно быть функционально удобным, чтобы непрерывно его вести в течение всей жизни - со школьной скамьи, во время учебы в вузе и после.

Многие исследователи предлагают реализовать преемственность в портфолио даже между дошкольным образованием и начальной школой.

Сторонники, пропагандисты идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или накопления учебных работ школьников. Исходя из того, мы принимаем решение наделить портфолио психодиагностическими средствами, способствующими достижению педагогических целей.

Цель настоящей работы - изложить возможность создания психолого-педагогического портфолио школьника на основе пространственно-временной модели памяти.

Безусловно, наша модель портфолио может выступать как тревожная кнопка, оповещающая

психолога учебного заведения или непосредственного руководителя (воспитателя, классного руководителя, куратора) о том, что на данного респондента следует обратить большее внимание, чем обычно, и проделать некоторые работы по оказанию помощи или поддержки.

Основные идеи, пространственно-временная модель. Важным аспектом внедрения портфолио в школы и высшие учебные заведения, на наш взгляд, является его возможность структурировать информацию об учащихся, а также сделать её доступной для определенного круга лиц.

Пространственно-временная модель портфолио предполагает хранение информации в привычной форме с использованием баз данных, например, MySQL, Oracle. Однако хранение информации предполагает, что портфолио будет интерпретировать эту информацию и в пространстве, и во времени, что подводит нас к пространственно-временной модели памяти.

Память - это человеческий орган, основанный на нейронной сети. Сеть - это совокупность нейронов, привязанных к эмоциональной и моторной системам всех органов человека, способных образовывать взаимосвязи. Каждый нейрон состоит из ядра, оболочки и отростков, называемых дендритами и аксонами, с помощью которых нейроны связываются друг с другом синапсами (контактные устройства) и по которым передаются сигналы. Сигналы, поступающие от сенсорной, эмоциональной и моторной систем, возбуждают совокупность определенных нейронов, которые в этом состоянии могут фиксировать связи между собой [Пак, 2012, с. 49].

Интерпретация портфолио накопленной информации предполагает использование механизмов искусственного интеллекта. Поясним идею на примере. Допустим, школьник второй раз проходит психологическое тестирование по методике Айзенка «EPI», при сохранении результатов будет создана новая строка в таблице базы данных, отражающая нынешние его психологические свойства. При интерпретации результатов, психолого-педагогическое портфолио позволяет проанализировать динамику изменений психологических характеристик личности (рис. 1).

Память

Портфолно

Т е с т

н

р

о в а в н е

А н

а л и

з

Прогноз

Прогноз

Рис. 1. Пространственно-временная модель портфолио

Допустим, что темперамент респондента изменился, и он определяется теперь как флегматик. Однако прошлое тестирование показало, что по типу темперамента, которым обладает данный респондент, он холерик. Изменение данного свойства может говорить о трудностях, о вероятно сложном этапе в жизни респондента или сложных взаимоотношениях в коллективе. Главное здесь, что наша модель призвана «улавливать» такие закономерности, а в будущем и прогнозировать.

Пример, описанный выше, способен показать преимущества нашей модели. Обычно тестовые методики не учитывают динамику изменений состояний во времени. Для интерпретации результатов мы предполагаем использование показателей и их динамику и по другим тестам, которые явно связаны с исследуемыми свойствами респондента.

Портфолио учитывает различные достижения учащихся, позволяет объективно оценить

уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю.

С одной стороны, немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление ученика о присущих ему способностях, необходимых для решения различных задач. С другой - важной психологической особенностью, влияющей на достижение успехов и его самооценку, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки [Новикова и др., 2005, с. 87]. Тем самым ребенку необходимо иметь адекватную оценку самого себя. Всякая оценка или самооценка предполагает измерение того, что есть, и его сравнение с тем, что должно быть, то есть сравнение реального положения с нормой. Мы полагаем, что этот момент для него (а также для учителей и родителей) поможет прояснить личный

И W й

I

$

ctí

о I

ь <

н W н К а

Рч W И

■ к ■к

а >>

О о

С L_|

о и

а

К К

w и н о

Он

с

W Р4 К

щ га:

S w

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м с «

S

Е

н

и

w

портфолио. Индивидуальный «портфель» образовательных достижений - собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений; характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого респондента своей конкретной деятельности и ее результатов; учебная успеваемость, уровень физического и нравственного развития.

Педагогическая философия учебного портфолио предполагает:

- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет в данной теме и данному предмету;

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самоанализе, самостоятельной экспертизе собственной деятельности

Интерфейс веб-приложения «Психолого-педагогическое портфолио».

Возможность поддержки веб-приложений различными платформами не оставила нам выбора при подборе средств разработки. Следовательно, программа выполнена такими средствами, как html, php, ess и др. В результате ребенок сможет в любое время и из любого места, где есть сеть Интернет, посетить наш ресурс.

Главная страница портфолио (рис. 2) сформирована так, чтобы заинтересовать ребенка. Мы возложили некоторые надежды на применяемые цвета и считаем, что такая цветовая гамма способствует возбуждению интереса ребенка.

ш

О проекте Создатели Методики Вход Регистрация

Психолого-педагогическое портфолио

( В о йти ]

Что такое портфолио?

Портфолио —способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период времени. В нашем случае портфолио также накапливает психологическую информацию с помотаю соответствующих программных средств.

Портфолио — первый шаг на пути к будущему

Портфолио учитывает различные достижения учащихся, позволяет объективно оценить уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю.

Поскольку для успешного обучения требуется наиболее объективная информация о самом себе, портфолио призвано помочь б самопознании. Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей, ваши представления о присущих вам способностях, необходимых для решения различных задач.

Узнать больше о методиках

Наша модель портфолио претендует на создание программы, способствующей решению психологических и педагогических задач с одной стороны, а с другой - программой, способной организовать и мотивировать учащегося к деятельности.

©

Семён Королёв разработчик

©2012 Красноярский Государственный Педагогический Университет Напишите нам

Рис. 2. Интерфейс главной страницы

В текст главной страницы, конечно же, будут Зарегистрировавшись, ребенок перейдет на вноситься изменения в сторону меньшей кон- собственную страницу, что будет выглядеть ана-центрации «научности». логично рис. 3.

ШЖ

О проекте Создатели Методики Мое портфолио

Психолого-педагогическое

Добро

портфолио

Данные пользователя Достижения Диагностика Действия

Королёв Семён Выйти

Семен

Фамилия Королев Отчество

Дата рождения 26 » Декабря

О неуказан ® мужской О женский Школа N°

Добавить еще одну школу

© 2012 Красноярский Государственный Педагогический Университет Напишите нам

Рис. 3. Страница портфолио

Здесь он сможет редактировать свои данные, накапливать информацию о достижениях, а также использовать психодиагностический пакет методик, что будет пополняться различными методиками на протяжении всего жизненного цикла данного программного обеспечения.

Прорабатываются и другие разделы нашего приложения, но в данный момент их визуализация не представляется возможной.

Результаты и выводы работы. Разрабатываемое программное обеспечение способно накапливать различного рода информацию, которая представляет собой ценный материал для психологических и педагогических исследований. Приложение призвано сделать труд школьного психолога менее трудоемким, избавив от рутинных операций, и оказать помощь в поиске нужного направления для работы с конкретным школьником.

Предложенная модель портфолио будет способствовать решению психологических и педагогических задач школьной практики и мотивировать учащегося к самостоятельной деятельности. Благодаря психодиагностическим возможностям электронного портфолио учащийся

получает дополнительную возможность к самопознанию и рефлексии.

Библиографический список

1. Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процессе // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 251-259.

2. Новикова Т.Г. Зарубежный опыт использования портфолио // Народное образование. 2005. № 9. С. 151-154.

3. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков A.C. Портфолио в российской школе // Народное образование. 2005. № 1. С. 84-97.

4. Пак Н.И. Пространственно-временная информационная модель памяти // Фундаментальные науки и образование: сб. тр. конференции. Бийск, 2012. С. 48-54.

5. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио М.: Смысл, 2007. 215 с.

6. Помазан В.А., Ефремов Е.А., Королев C.B. Автоматизация психологических методик с применением технологии ADO // Материалы V Всероссийской науч.-технич. конф. студ., аспир. и молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века»: в 7 ч. Красноярск: СФУ, 2010. Ч. 3. С. 24-28.

С

га

Щ

3 Î

4

m'

о

ь

х к w га н о

Рч < ^

о **

о о u h о Q

í W H

S

о

Cu

W

I

О

!

ж

g

«

w о w

V

S

fe u <C ra w С

«

2 К

H U

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.