УДК 371.53
ПОРТФОЛИО: ВОЗМОЖНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Пинская М.А., к.п.н., Институт развития образования ВШЭ, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются портфолио школьника как эффективный инструмент оценки его личных успехов и достижений. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения, а также ; учесть достижения, в широком образовательном пространстве: в системе дополнительного и довузовского образования, на олимпиадах и конкурсах, в ходе практик. Рассмотрены различные виды и примеры создания портфолио. Ключевые слова: портфолио, личные успехи и достижения школьника, виды и примеры создания портфолио
PORTFOLIO: OPPORTUNITIES AND ACTUAL TASKS
Pinskaja M.A., PhD., Institute of education development of HSE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Summary: in article the portfolio of the school pupils is described as an effective tool to assess the personal success and achievements. Portfolio allows to trace the individual progress of the school pupil in a long period of training, and allows take into account the achievements, in a broad educational space: in the system of additional and pre-University education, at Olympiads and contests, in the course of practice. Review the different types and examples creating a portfolio.
Keywords: portfolio, personal success and achievements of the schoolboy, the types and examples of a portfolio.
«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование - это процесс и система, инвестиции и надежда. В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результата и имеет место лишь тогда, когда процесс обучения результативен»1.
Введение
Современное обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счёт реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее партнёрство и сотрудничество с учителем, требует разработки новых подходов к оценке учебных, и шире, образовательных достижений. Эта необходимость зафиксирована в актуальных стратегических документах, определяющих отечественную образовательную политику. «Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и
1 Learning for the 21st Century" - A Report and Mite Guide for 21st Century Skills. Partnership for 21st Century Skills. Washington, DC. - 2002.- p.36
вариативным, важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества образования, ориентированная на новые качественные результаты. В этой оценке наряду со стандартизированными внешними экзаменами, будут применяться новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка». Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»). Необходимость расширения оценочного инструментария и его настройки на оценку не только предметных результатов, но и общих учебных умений, индивидуального прогресса ученика зафиксирована и в новом ФГОС.
В последние 20-25 лет в зарубежной школьной практике отрабатывается новый эффективный инструмент, отвечающий этим задачам - учебный портфолио. Сегодня он активно применяется и в отечественной школе.
В традиционном понимании портфолио - это подборка репрезентативных свидетельств (документов) чьих-либо профессиональных (деловых) квалификаций и достижений. Области привычного и широкого употребления портфолио - бизнес, творческие профессии. В педагогической практике портфолио рассматривают как собрание (коллекцию) работ учащегося, которое демонстрирует его усилия, достижения и прогресс в обучении за определённый отрезок времени . В портфолио учащегося основной и старшей школы включены также разделы, посвящённые самооценке достигнутых результатов и планированию будущих этапов и форм обучения, например, выбору профильных учебных курсов, формированию индивидуального учебного плана и т.п. В портфолио, как правило, включают исследования и проекты, модели и художественные работы, образовательные сертификаты, награды, рецензии, отзывы, резюме, поскольку он изначально вошёл в школу как один из инструментов аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, то есть предметному результату учебной, творческой, социальной деятельности ученика. Такое оценивание не заменяет и не дублирует, а дополняет стандартные внутренние и внешние тесты и другие контрольные процедуры. Имеется убедительная статистика, доказывающая, что регулярное использование
2Jones J.E. Portfolio Assesment as a Strategy for Self Direction in Learning. New Directions for Adult and Continuing Education. - 1994, (64). - P. 23-29.
преподавателем заданий, ориентированных на результат, повышает компетентность учащихся в этой области 3.
Для школы портфолио как форма аутентичного оценивания наиболее ценно тем, что может обеспечивать абсолютную прозрачность оценки при условии, что критерии заранее установлены и обсуждались с учеником, и позволяет ему планировать результаты собственной учебной деятельности, проектировать её виды, формы и средства. Ученик может самостоятельно или в контакте с учителем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений он хочет представить. Для ученика портфолио становится рабочим стратегическим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения. Для учителя и школы в целом портфолио является не менее важным диагностическим инструментом. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить следующие важные задачи:
• Проследить индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения;
• Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм оценивания;
1. Учесть достижения, полученные учеником не только в школе, но в широком образовательном пространстве: в системе дополнительного и довузовского образования, на олимпиадах и конкурсах, в ходе учебных, производственных и социальных практик.
Портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:
• поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• повышать обоснованность выбора индивидуальной учебной прогрммы и эффективность его коррекции в процессе обучения.
3
Schurr, S. Authentic assessment: using product, performance, and portfolio measures from A to Z. Columbus, Ohio: National Middle Sc
Мировой опыт работы с портфолио показывает, что это весьма гибкий инструмент, который может использоваться в широком диапазоне: от мониторинга индивидуальных достижений до формы альтернативного экзамена.
Типология портфолио
При создании и анализе портфолио акцент может ставиться либо на наблюдение за индивидуальным прогрессом ученика, вне сравнения с успехами других детей и заданными учебными параметрами, либо на оценку достижений учащегося в освоении определённой учебной программы. Тогда итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе).
При всём разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, существует определённая типология портфолио. Наиболее традиционной можно считать ту, в которой за основание берётся характер и структура представленных в портфолио материалов. Можно условно назвать её типологией «от ученика». В этом случае выделяют следующие типы портфолио4:
Портфолио Документов или «Рабочий» портфлио:
Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения, с момента, как он поставил перед собой определённую цель и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
Портфолио процесса:
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
Показательный портфолио:
Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Как правило, включает разнообразные
4 www.pgcps.pg.k12.md.us/
аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ.
Другим основанием для выделения различных типов портфолио служит то, с какой целью он создаётся и в каких ситуациях может быть использован. Мы назовём её типологией «от педагога» или «от адресата».
Портфолио развития.
Учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении языка или математики, может обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании.
Портфолио для планирования.
Учителя могут использовать существующую систему портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей ещё до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год.
Портфолио подготовленности ( proficiency)
Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.
Этот портфолио может включать лучшие ученические работы, собранные на определённом этапе обучения и отражающие учебные достижения учащегося. Например, материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.
Портфолио для поступления в вуз
Колледжи и университеты используют показательный портфолио как основание для приёма абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приёмной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении.
Любой вариант портфолио может быть представлен в электронном формате.
Все представленные типы портфолио объединяет то, что они дополняют итоговое (summativе) оценивание, констатирующее конечные и в основном предметно-знаниевые результаты, текущим, фиксирующим их динамику. Такие инструменты целесообразно рассматривать как диагностические и формирующие (formativе), не только маркирующие учебный результат, но корректирующие образовательный процесс и выступающие для ученика в качестве навигатора учебной деятельности.
В этом случае оценивание даёт ученику и учителю информацию, на основании которой они могут решать, чего достигли в процессе обучения, куда им следует двигаться и как лучше это сделать. Оно строится на регулярной обратной связи: ученик получает информацию о своих результатах и возможных дальнейших шагах к их улучшению. Задача этого способа оценки, в отличие от итогового оценивания, не контроль и квалификация учебных достижений, а поддержка их роста, и - в случае портфолио это очевидно - личной учебной инициативы, которую школьники могут реализовать в своём образовательном учреждении, в сфере дополнительного образования и в пространстве дистанционного обучения. Таким образом может быть реализована важная идея сегодняшнего образования, выраженная в обращённом к ученику предложении «Возьми в свои руки контроль над своим образованием»5.
Международный опыт использования портфолио
Надо сказать, что в последние годы возникают универсальные, например, международные форматы портфолио. В Европе всё более широкое распространение приобретает Языковой портфолио6. Портфолио разрабатывается под эгидой Совета Европы, в странах, присоединяющихся к этим разработкам, они получают государственную поддержку. Уже получила известность модель языкового портфолио для подростков (пятнадцатилетние дети). Запущены в действие варианты портфолио для младших школьников и тех, кому больше 16 лет, которым могут пользоваться и взрослые.
Европейский языковой портфолио рассматривается как средство, которое позволяет ребёнку, молодому человеку или взрослому показать и документально подтвердить свои знания иностранного языка, независимо от того, где они были приобретены.
5 Progress File. Getting Started... Department for Education and Skills, 2002.
6 European Language Portfolio accredited model No. 46. 2003 - /ISBN 3-507-71205-9/20 p.
Говоря о современных моделях портфолио, надо подчеркнуть, они тесно связаны с такими образовательными результатами, как компетенции и ключевые учебные умения. Весомую часть содержания портфолио составляют свидетельства того, что учащийся обладает теми или иными специальными или общими компетенциями, как в новой модели портфолио, единой для общеобразовательных школ Франции - Дневнике компетенций.
В Великобритании независимым экспертным советом соискателю может быть присвоена определённая степень квалификации на основании предъявленного портфолио. Например, для подтверждения компетенции «оперирование числами» можно произвести полную калькуляцию расходов на корпоративную вечеринку для 25 человек и представить все проделанные расчёты в виде портфолио. Аналогичный подход реализуется при оценивании «Информационной» компетенции. Отрабатывается формат портфолио по компетенции «Решение проблем». То есть технология портфолио и компетентностный подход поддерживают и «обслуживают» друг друга. Оценивание осуществляется в рамках проектных и исследовательских технологий, основывается на критериальном подходе, а также предполагает различные формы самооценивания, включая самоотчёты, оценку индивидуальных и групповых презентаций.
Российский опыт использования портфолио
В отечественной школе наиболее распространённым стал комплексный портфолио, построенный по аналогии с представленными выше зарубежными моделями и введенный в практику в ходе эксперимента по профильному обучению 2002-2005 г.г. Соответствующей нормативной базой являются документы, принятые в регионах, как правило, на муниципальном уровне, а также Письмо ГУ-ВШЭ от 28.12.2004 № 31 -17/12-2929. См. «Сборник нормативных документов. Профильное обучение» Москва, 2006. Комплексный портфолио в основной и старшей школе включает такие разделы, как портфель документов и портфель работ, позволяющие представить как текущие работы ученика, так и его наивысшие достижения, а также портфель отзывов или рефлексивный блок. В него помещены разнообразные материалы по самооцениванию, планированию учеником собственной образовательной траектории и выбору профессии, полученные им отзывы и рекомендательные письма,
у
представляющие интересы, прогресс и образовательные планы ученика7.
Есть и другой разнообразный и оригинальный опыт работы с портфолио. Различные зарубежные или оригинальные модели портфолио использовались в школах
7 Т.Г.Новикова, М.А.пинская, А.С.прутченков, Е.Е.Федотова. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подгоовке и профильном обучении. Москва. Сентябрь. 2009.
Петербурга, Москвы, Красноярска, Новосибирска, Пскова, Самары, в школах системы Международного Бакалавриата.
Представим некоторые из них. Портфолио достижений, принятый в школах Международного бакалавриата в Москве и ещё нескольких городах Р.Ф., содержит разнообразные показатели достижений ученика, накопленные им к моменту завершения программы средней школы. Это сертификат программы международного бакалавриата, лист успеваемости, рекомендации школы, отзывы и жизненные планы ученика, документы, подтверждающие неакадемические достижения, и подробное описание и оценку персонального проекта ученика и социальной службы, пройденной в средней школе.
Существенно то, что портфолио достижений отражает не только академические успехи, но весь опыт ученика, имеющий отношение к его будущей карьере. Хорошо организованный портфолио даёт наилучшую возможность показать индивидуальный профиль ученика и его разнообразные достижения во всех сферах школьной жизни, которые не могут быть учтены никаким другим способом. Он также обеспечивает ученика основной информацией, которая может помочь ему планировать свою будущую карьеру. Интересен также подход к оцениванию персонального проекта, ориентированный преимущественно на развитие у школьника умения находить и анализировать нужную информацию, планировать и последовательно осуществлять шаги по реализации проекта.
Работа над портфолио достижений готовит ученика к возрастающей самостоятельности в старшей школе, когда значительный вес приобретает умение анализировать и адекватно оценивать свои достижения и возможности, а также поддерживает его формирование как социально активного и ответственного члена общества.
Другие интересные и разнообразные образцы портфолио были опробованы ещё раньше в нескольких школах Петербурга и Москвы. Эти модели, оригинальные либо опирающиеся на известные зарубежные образцы, были представлены А.П. Тряпициной, одним из авторов книги «Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов».8
Одна из таких моделей была разработана на основе шотландского аттестата и отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Великобритании. Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится
8 Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. - С-П, 2002.
в течение всего процесса обучения. Он фиксирует учебные цели, которые поставил ученик: темы, которые надо изучить, умения, которыми надо овладеть, практики, которые предстоит пройти. В папку помещаются также свидетельства того, что поставленные цели достигнуты, самооценка ученика, рекомендации учителей. Эта модель была адаптирована к отечественной школе и использовалась в Международном лицее г.Петербурга .
Достаточно известны и такие варианты портфолио, как «Сундук регалий» и «Творческие книжки». «Сундук» составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими-либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения. Что может наполнять сундук:
• Документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
• Характеристики, данные педагогами;
• Моя уникальность;
• Членские удостоверения учреждений и организаций;
• Рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы
• Перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
• Образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
• Личные замечания и другие оценки;
• Спортивные свидетельства.
Список открыт, и каждый может его дополнить по своему усмотрению. Наиболее известным отечественным опытом использования портфолио можно считать работу И.П. Волкова с творческой книжкой школьника. Нельзя не согласиться с автором творческой книжки, считавшим, что, даже не увеличивая количества кружков и факультативных занятий в школах, но, введя творческую книжку и придав ей статус официальнго документа, равного аттестату, можно существенно повысить учебную мотивацию ученика. Если же увеличивать количество форм и видов деятельности, но не производить регистрации выполненных работ, то все останется по-прежнему.
В творческой книжке регистрируются все самостоятельные работы, выполненные учеником сверх учебной программы. Книжка включает записи о техническом и художественном творчестве, исследовательской работе, факультативах, участии в олимпиадах и т.п. Учитель анализирует творческие работы и пишет «Характеристику деятельности школьника», которая прилагается к творческой книжке.
Аналогом портфолио, ориентированного на развитие у ученика способности и привычки к рефлексии и планированию учебных достижений, служит «Тетрадь-паспорт».
Тетрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи-характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть». Существует три типа дневника: дневник достижений, дневник-отчет и дневник- самооценка. В целом его можно рассматривать как вариацию трёх традиционных типов портфолио - портфеля «показательного», акцентирующего результат учебной или какой-либо иной деятельности учащегося, «рабочего», максимально демонстрирующего ход рабочего процесса, и «оценочного» портфеля, посвящённого внешней оценке и самостоятельной рефлексии.
Ещё один вариант портфолио «нового поколения», вошедший в практику в последние несколько лет в контексте нового компетентностно-ориентированного содержания образования, был разработан в Самарской области и описан Г. Голуб и О. Чураковой.
Портфолио рассматривается в ряду технологий, поддерживающих формирование ключевых компетенций, как это принято за рубежом. Наиболее тесно авторы связывают портфолио с компетенцией решения проблем - одной из шести ключевых компетенций .
Это, конечно, далеко не все варианты портфолио, прошедшие испытание практикой, показавшие свою эффективность и принятые школой. В качестве комментария можно привести слова одного из авторов-разработчиков: «Можно сказать, что любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности.. .Таким образом ученик осознаёт собственную субъектную позицию»9.
Эта активная субъектная позиция достигается далеко не всеми учениками и принимается не всеми учителями. Портфолио, как всякий полезный инструмент, может помочь работающим с ним школьникам и педагогам приобрести подобный опыт.
9 Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика.
- 2005. - № 3 - С.56-81
Портфолио на выходе из школы
История применения портфолио показала, что область его использования в школе всё больше расширяется, обычно с ним работают и в начальных классах, и на основной и старшей ступени. Для старших школьников нужен портфолио, который поддерживает самоанализ, планирование собственной образовательной траектории и выбор профессии.
В начальной школе целесообразно собирать портфолио работ, которые демонстрируют прогресс в определённом предмете и в освоении ключевых учебных умений.
Но по мере того, как всё более понятным становится, как использовать портфолио для педагогического сопровождения на уровне класса и школы, острее встаёт следующий вопрос: вопрос разработки и использования портфолио на выходе из школы, то есть портфолио выпускника. Цель такого портфолио - связывать школьный и последующие этапы обучения.
Отражая результаты индивидуальной образовательной активности, траекторию развития выпускника, портфолио является ценным источником сведений для вуза:
• Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ, поскольку наиболее полно покрывает те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре.
• Портфолио свидетельствует о подготовке выпускника школы, полученной им в ходе профильного обучения, к специализации в данной профессиональной сфере, как за счёт профильных курсов, так и благодаря специальным практикам, профориентационным пробам и др.
• Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат.
• Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.
Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве
дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов.
Существенно, что учёт портфолио вузом стимулирует активность не только наиболее одарённых школьников, потенциальных призёров олимпиад высокого уровня, но и всех заинтересованных учеников, участвующих в вузовских, муниципальных, кустовых олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Следующий вопрос, который решит, будет ли портфолио расширять возможности учёта индивидуальных достижений выпускника/абитуриента в сравнении с тем, как это происходит сейчас, когда вузы учитывают результаты олимпиад высокого уровня, вопрос определения убедительных и значимых свидетельств таких достижений. Отражением индивидуальных образовательных достижений абитуриента являются сертификаты, представленные в портфолио абитурента. Кажется целесообразным рассматривать в качестве возможных составных частей портфолио выпускника/абитуриента следующие виды сертификатов:
- дипломы олимпиад разного уровня;
- дипломы конкурсов исследовательских работ;
- дипломы конкурсов проектных работ;
- документальные свидетельства спортивных достижений;
- документальные свидетельства достижений в системе дополнительного образования;
- документы по результатам образовательных тестирований.
Причём необходимым условием является предоставление вузовскому экспертному сообществу наиболее полной и объективной информации о возможных мероприятиях, относящихся к разным образовательным сферам, позволяющим школьникам проявить свои возможности и получить свидетельства индивидуальных достижений. Для этого необходимо:
- Структурировать обширное поле имеющихся конкурсов проектных и исследовательских работ, идентифицировать наиболее представительные и референтные для вузовского сообщества мероприятия.
- Ранжировать их уровни по аналогии с тем, как это принято в случае олимпиад, определить перечень документов и сертификатов участников и победителей, которые могут учитываться при рассмотрении портфолио абитуриента. Перечень может включать как всероссийские, так и региональные, муниципальные, кустовые, межвузовские мероприятия.
Документы, свидетельствующие о достижениях абитуриента, могут конвертироваться в баллы. Например, по следующей схеме:
Примерная схема учёта документов, представленных в портфолио
Позиции Компоненты Результ ат (баллы)
Региональная:
- победитель 5
Блок А Олимпиады - призёр Городская: - победитель - призёр Районная: 4 3 2
- победитель 1 1/2
- призёр
Конкурсы исследовательских и проектных
Блок Б работ различного уровня. Мероприятия и конкурсы, проводимые От 1 до 5
Иные сертификаты учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования (по решению Вуза)
Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе.
Необходимо исключить возможность предъявления документов, не отражающих реальные достижения абитуриента. К таким документам относятся, прежде всего, свидетельства достижений, полученные учащимся в школе при отсутствии независимой экспертизы. Поэтому документы школьного уровня, релевантные различным ситуациям оценки и учёта «Портфолио ученика» на этапе общего среднего образования, в «Портфолио выпускника» включаться не должны.
В нормативную базу учета «Портфолио абитуриента» должна быть введена норма, разрешающая учитывать при зачислении в вузы только сертификаты, полученные на основании результатов независимой экспертизы.
Конечно, появление оценочного инструмента с «высокими ставками» неминуемо связано с возникновением новых рисков. В случае портфолио можно ожидать того, что он начнёт использоваться не как инструмент поддержки индивидуального развития в ходе всего процесса обучения, а сиюминутно, как средство получения преференций в конкурентной ситуации. Из этого главного вытекают все остальные «технические» риски:
• бюрократизация работы с порфтолио - формальное накопление документов в ущерб планированию, рефлексии, анализу работ;
• «сверхценность» портфолио - превращение рабочего инструмента в дорогой продукт;
и, наконец, неизбежная
• фальсификация документов, представленных в портфолио (как со стороны школы, так и со стороны семей).
Ещё один серёзный риск состоит в том, что вузы могут делать акцент на признание таких результатов из портфолио, в формировании которых они сами непосредственно участвуют (дипломы вузовских подготовительных курсов, вузовские олимпиады и конкурсы и т.п. ). Эта ситуации сразу же породит новую волну репетиторства.
Чтобы избежать возможных негативных сценариев развития ситуации, важно чётко понимать задачи и возможности работы с портфолио, использовать гибкость и многофункциональность этого инструмента и адаптировать его к условиям разных ступеней обучения, особенностям ученика, образовательной стратегии школы. Поэтому нам кажется важным продолжить накопление образцов: различных моделей и вариантов портфолио и способов работы с ним. Не менее полезно провести анализ школьной нормативной базы, регламентирующей использование портфолио.
Презентация имеющегося у педагогов и школ опыта будет чрезвычайно полезна и для профессионального учительского сообщества, и для разработчиков-исследователей, и для управленцев.