УДК37
Смолянинова Ольга Георгиевна
Доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАО, директор Институт педагогики, психологии и социологии ФГАОУВПО СФУ, smololga@mail.ru, Красноярск
Иманова Ольга Анатольевна
Кандида?п педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий образования Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО СФУ, о^аітапоуа@ rambler.ru, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ Е-ПОРТФОЛИО В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Smolyaninova Olga Georgievna
Dr. of Education,, Prof., Corresponding member of Russian Academy of Education, Director of Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, smololga@ mail.ru, Krasnoyarsk
Imanova Olga Anatolyevna
Candidate of Education, Docent, Information Technology in Education Chair, Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, olgaimanova@rambler.ru, Krasnoyarsk
EPORTFOLIO TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Введение
В системе высшего образования Российской Федерации электронный портфолио используется не столь масштабно и системно, как в средней общеобразовательной школе. Прежде всего, не существует единой концепции на уровне министерства образования и науки РФ по общей стратегии применения е-портфолио в вузе.
Анализируя разрозненный опыт отдельных университетов России, можно выделить следующие направления использования е-портфолио в высшей школе:
^ демонстрация индивидуальных достижений студентов;
^ рефлексия профессионального опыта (в первую очередь студентов педагогических специальностей);
оценка знаний, умений и компетентностей по отдельным курсам в различных образовательных программах (например, языковые портфолио для студентов, изучающих иностранные языки);
^ анализ эффективности образовательных программ учебных курсов по материалам портфолио.
Следует отметить, что Сибирский федеральный университет (СФУ) имеет длительный и системный опыт использования е-портфолио на разных уровнях высшего образования: бакалавриате, магистратуре для оценивания академических и научных результатов, рефлексии профессиональной деятельности, демонстрации индивидуальных достижений студентов, оценки качества образовательных программ (педагогической магистратуры) [8-10; 12].
В Сибирском федеральном университете была разработана и апробирована организационно-методическая схема внедрения технологии е-портфолио в учебный процесс подготовки студентов педагогического профиля [10]. Целью внедрения технологии е-портфолио было совершенствование бакалаврской и магистерской подготовки педагогов, за счет вовлечения студентов в профессиональное самоопределение и развитие рефлексивных навыков самооценки собственных достижений и индивидуального прогресса в процессе обучения в университете на основе метода е-портфолио [7; 13; 19].
Технология Е-портфолио также используется в системе профессионального развития и аттестации преподавателей института педагогики, психологии и социологии СФУ [17].
История использования технологии электронного портфолио в системе высшего образования России исчисляется последними десятилетиями. При отсутствии единой политики министерства образования и науки РФ различные университеты используют данную технологию в соответствии со своими целями, спецификой образовательных программ и стратегией информатизации вуза.
Представим опыт некоторых вузов РФ в использовании е-портфолио.
В Тюменском государственном нефтегазовом университете работа студентов над личным профессиональным портфолио начинается в первом семестре, когда они на специальных занятиях знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним.
Технология е-портфолио позволяет студентам «визуализировать» программу профессионального становления, ступени формирования необходимых компетенций и критерии их оценки. Это, по мнению руководства вуза, «настраивает их на серьёзную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию. Уже на этом этапе начинается работа по выбору индивидуальной траектории обучения в соответствии с анализом предыдущих достижений студента, степенью его готовности к освоению образовательной программы по специальности» [1].
Следует отметить системность внедрения технологии е-портфолио в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
Содержание е-портфолио включает в себя самооценку результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности.
Основные требования к «Портфолио студента» в данном вузе:
1. Систематичность и регулярность самомониторинга. Студент постоянно отслеживает результаты своей деятельности в избранной им обла-
сти, отбирает наиболее интересные работы в свое «досье», организует их в определенную структуру.
2. Структуризация и логичность материалов, представляемых в «Портфолио».
3. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфолио».
4. Целостность, тематическая и логическая завершенность материалов.
5. Наглядность и обоснованность презентации «Портфолио студента».
Профессиональный электронный портфолио студента Пермского государственного педагогического универстита.
С учебного года 2006-2007 на кафедре методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков (http://www.pspu.ru/articles/203-ка£еёга-теЮсН1а-ргерос1ауатуа-1уа) Пермского государственного педагогического университета функционирует мультимедийный инструмент мониторинга процесса становления профессиональных компетенций у будущих учителей иностранных языков - Профессиональный электронный портфолио студента факультета иностранных языков (http://www.eportfolio.pspu.ru/).
Е-портфолио студента - это размещенный на университетском сервере сайт, на котором каждый студент факультета иностранных языков имеет свой защищённый паролем профиль, в котором помимо экзаменационных оценок и отметках о сдаче зачётов по предметам методического цикла:
1. представляет официальную информацию о себе (ФИО, фотография, номер группы, электронный адрес, образец подписи);
2. проводит самооценку уровня достигнутых им компетенций по предметам методического цикла;
3. хранит «следы» по курсам методического цикла и педагогическим практикам, т. е. выполненные задания, тексты рефератов и курсовых работ, планы-конспекты уроков, методические разработки и т. п.
Профессиональный электронный портфолио содержит следующие разделы: «Введение», «Новости», «Портрет», «Биография», «Паспорт».
Остановимся отдельно на разделе «Биография» и «Паспорт». В разделе «Биография» студент имеет доступ к перечню предметов методического цикла и перед каждым курсом может ознакомиться с компетенциями, которыми ему предстоит овладеть. После прохождения определённого курса методического цикла студент осуществляет здесь самооценку достигнутого им уровня компетенций.
В разделе «Паспорт» отражаются отмеченные в предыдущем разделе уровни самооценки компетенций, экзаменационные оценки и отметки о сдаче зачёта.
В плане оценочного языкового е-портфолио по конкретной дисциплине образовательной программы интересен опыт института иностранных языков Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.
Дисциплина «Использование современных ИКТ в учебном процессе», изучаемая на четвертом курсе студентами института иностранных языков РГУ имени С. А. Есенина, была использована для внедрения технологии элек-
тронного языкового портфолио «Му English Portfolio». В эксперименте принимали участие около 140 студентов, будущих учителей иностранного языка. На заполнение е-портфолио было отведено семь лабораторных занятий.
В основу «Му English Portfolio» была положена концепция Европейского языкового портфеля (ЕЯП), разработанного под эгидой специалистов из Отдела языковой политики Совета Европы в 1998-2000 гг.
Модель е-портфолио «Му English Portfolio» реализована с помощью средств Microsoft Office, в частности, редактора презентаций PowerPoint [4].
По нашему мнению, данное программное обеспечение не позволяет реализовывать полноценное интерактивное взаимодействие в открытом сетевом пространстве, что в некоторой мере девальвирует саму идею е-портфолио как инструмента рефлексии и профессионального развития.
Хотя, отдельные разделы портфолио, их контент является действительно рефлексивным (The aim of ту leaming (цель моего обучения), Му personal qualities (мои личностные качества), Му plans for the future (мои планы на будущее), Му Language Passport, How Do I Leam English?; My Lesson Plans; What eise should I Leam to Improve My English)
Как отмечает в своей работе Ю. Ю. Дергачева [4], исследования, проводимые в процессе эксперимента по использованию технологии е-портфолио, показали следующее:
- навыки, полученные в результате работы с е-портфолио, можно использовать в профессиональной деятельности будущего учителя иностранных языков;
- работа с технологией е-портфолио позволяет развивать креативность, самостоятельность, целеустремленность, терпение, аккуратность, ответственность;
- электронные таблицы самооценки собственных умений и навыков по всем видам речевой деятельности помогают осознать свои дальнейшие перспективы в изучении английского языка и выявить имеющиеся пробелы в знаниях;
- технология е-портфолио способствует формированию информационной компетентности будущего учителя, помогает развить целый ряд полезных навыков (разработка и создание мультимедийных презентаций, создание тестовых заданий в прикладных программах, работа с электронными средствами учебного назначения по английскому языку и так далее);
- электронный языковой портфолио - эффективное средство для самооценки, рефлексии и антиципации.
На сайте Института дизайна и рекламы Международной академии бизнеса и управления г. Москвы (http://www.mabiu.ru/institutes/design/ portfolio/) представлен «Портфолио института», который имеет 3 раздела: «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Дизайн костюма».
В портфолио студенты помещают проекты, демонстрирующие профессиональные компетентности в области использования веб-дизайна и создания компьютерной рекламы.
В филиале Санкт-Петербургского государственного инженерноэкономического университета г. Твери (http://www.engectver.ru/ Main/science/n_i_student.php) разработана база данных «Электронный портфолио студентов».
При создании и управлении базой данных использовалась среда MS Access и SQL - запросов. Все данные представлены в виде таблиц.
С сентября 2008 г. организована деятельность по наполнению базы электронного портфолио, которая выступает не только в качестве мониторингового механизма, но и одним из условий для повышения мотивации, собственного рейтинга, формирования навыков рефлексии и проектирования, освоения навыков самопрезентации, подготовки к прохождению различных собеседований, написанию автобиографии и резюме студента.
Один из вариантов структуры портфолио, предназначенный для построения образовательного рейтинга студента в вузе, разработан преподавателями кафедры менеджмента Череповецкого государственного университета И. JI. Васюковым, А. Н. Волковым [2].
Структура портфолио состоит из 5 компонентов: «Введение», «Мои достижения», «Я в мире людей», «Взгляд на себя и в будущее», «Заключение».
Четвертый раздел портфолио, по замыслу авторов, включает материалы, содержащие самооценку студентами своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а таюке о способах, средства и времени их осуществления.
В разделе «Я в мире людей» размещены материалы, свидетельствующие о накопленном опыте, описание хобби, интересов, кумиров и т. п.
По мнению И. В. Григорьевой [3] преимущества использования «web-портфолио» в процессе подготовки будущих специалистов различного профиля к взаимодействию в сетевом сообществе заключаются в следующем:
1. На основе «web-портфолио» преподавателю вуза будет легко сформировать рейтинг студентов, тем самым дать объективную оценку их учебных достижений.
2. Процесс рефлексии, активности студентов и контроль развития их профессиональной деятельность происходит на более качественном уровне.
3. «Web-портфолио» позволяет хранить большой объем артефактов. При этом владелец может не беспокоиться за потерю документов, а напротив легко хранить и обновлять контент портфолио.
4. «Web-портфолио» может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля учащихся.
5. При разработке «web-портфолио» студент получает навыки работы с Интернет технологиями, осваивает новые для себя программы и приемы, что способствует формированию его медиакультуры (медиакомпетентности).
6. Возможность демонстрации результатов образовательнопрофессиональных достижений студентов в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем.
7. Имея личный <^еЬ-портфолио», студент сможет демонстрировать собственную медиаобразовательную компетентность, которая, в свою очередь, составляет один из первых пунктов в списке требований к соискателю на современном рынке труда. Наличие «\уеЬ-портфолио» позволяет выпускнику вуза позиционировать себя как компетентного специалиста, готового жить и работать в условиях информационного общества.
В Шахтинском филиале Южно-Российского Гуманитарного Института организация Веб-портфолио на сайте института (http://www.urgi.org/ уеЬ-рог!ГоНо/) открывает для студентов широкие возможности для оформления личной страницы в Интернете, представления своих достижений заинтересованным работодателям, их структурирования, обоснования, иллюстрирования. По мнению авторов инициативы, создание веб-портфолио развивает способность рефлексивного анализа и позволяет создавать «банк» личных достижений и повышать их качество.
Функциями веб-портфолио студентов данного вуза являются: само-презентация, трудоустройство, мотивация, развитие рефлексии и коммуникативности, инструментария квалиметрии социально-личностных и профессиональных компетенций.
После завершения обучения в данном вузе портфолио студента переходит в раздел портфолио выпускника, где он может презентовать свой карьерный рост и последипломные достижения в профессиональной деятельности и жизни. Это позволяет кафедре и вузу отслеживать трудоустройство своих выпускников, анализировать характер и успешность их деятельности и по результатам этого анализа вносить корректировки в учебные планы.
Веб-портфолио студента отличается:
- коммуникативной направленностью, позволяющей студентам осуществлять информационное взаимодействие на базе портфолио;
- структурированностью, открытостью и гибкостью, что дает возможность его модифицировать и строить различные визуализации контента;
- гипертекстовой технологией построения, обеспечивающей реализацию связи между компонентами портфолио в виде перекрестных ссылок.
Опыт ИППС СФУ в использовании технологии е-портфолио
В Сибирском федеральном университете технология электронного портфолио используется на разных уровнях подготовки педагогических кадров для реализации различных педагогических целей. Целью внедрения технологии е-портфолио на первом уровне подготовки педагогов (бакалавриате) является совершенствование системы подготовки современного педагога, за счет вовлечения студентов в профессиональное самоопределение и развитие рефлексивных навыков самооценки индивидуальных достижений в процессе вхождения в университетское образовательное пространство, ориентация на выстраивание профессиональной карьеры. Использование
данной технологии способствует профессиональному становлению студента в вузе, которое является одним из основных факторов развития конкурентоспособности будущего педагога [18]. С другой стороны, технология е-портфолио реализует возможности смешанного обучения, которое «обеспечивает преподавателю и студенту эффективную образовательную среду на основе традиционного взаимодействия и дистанционного обучения в режиме off-line или on-line» [6].
Модель использования технологии е-портфолио в подготовке учителей начальных классов по системе Эльконина - Давдова.
Опишем опыт использования технологии е-портфолио в практике учебного процесса бакалавров психолого-педагогического направления Сибирского федерального университета (СФУ).
Согласно концепции развивающего обучения для начального образования, безотметочное обучение (оценивание) необходимо сориентировать на решение более важной задачи модернизации всей российской школы - формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе [5].
Причем проблема безотметочного оценивания в системе Эльконина-Давыдова рассматривается в контексте проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников для формирования основ учебной самостоятельности школьников (основ умения учиться).
Для итоговой аттестации учащихся в рамках данной концепции предлагается использование накопительной системы оценок, которая связана прежде всего с освоением западной технологии «учебное портфолио» (портфель ученика), когда накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них средствами определенных информационных технологий.
Для реализации методов и форм безотметочного оценивания, педагог развивающего обучения, должен быть, компетентен в области использования технологии электронного портфолио и умело применять ее в своей профессиональной деятельности.
Учебный курс «Технология е-портфолио» направлен на освоение студентами психолого-педагогического бакалавриата методологических подходов создания, развития и использования е-портфолио для формирования базовых и профессиональных компетентностей будущего учителя начальных классов, необходимых в информационно-образовательной среде школы. В курсе представлены методологические основы технологии е-портфолио, различные модели использования электронного портфолио для оценки и рефлексии деятельности учителя в системе развивающего обучения.
Дисциплина «Технология е-портфолио» является практикоориентированной, включающей различные виды деятельности студентов.
В связи с тем, что сетевой е-портфолио уже имеет определенную, заранее заданную структуру, процесс наполнения содержанием электронного портфолио в техническом отношении значительно упрощен и включает следующие этапы:
1. Определение цели создания «Электронного портфолио» и его контента.
2. Накопление и обработка артефактов «Электронного портфолио».
3. Оформление и презентация «Электронного портфолио».
4. Подготовка рефлексивных материалов «Электронного портфолио».
5. Презентация «Электронного портфолио» в группе.
6. Рефлексия по окончании курса
Нужно отметить, что данные этапы, реализуемые в рамках преподавания дисциплины «Технология е-портфолио», являются лишь начальной стадией создания электронного портфолио, развитие е-портфолио каждого студента рассчитано на долгосрочный период.
Электронный портфолио является инструментом для презентации знания. Он содержит артефакты, объединяющие информацию различных видов, и, демонстрирующие приобретенные компетенции студента, динамику его развития на протяжении всех лет обучение (и после окончания ВУЗа). Студент с помощью электронного портфолио может продемонстрировать цели и задачи, которые он ставил перед собой в процессе обучения и пути их достижения. В соответствии с требованиями к условиям реализации программ прикладного бакалавриата [20] электронный портфолио служит средством проверки уровня освоения данных программ, сформированных знаний и умений; способом оценивания сформированных компетенций, средством накопления и визуализации практического опыта.
Спецификой внедрения технологии е-портфолио в психологопедагогическом бакалавриате является его актуализация в рамках организационно деятельностной игры (ОДИ) бакалавров, посвященной формированию учебной субъектности и оформлению индивидуальных траекторий обучения.
В Институте педагогики, психологии и социологии (ИППС) СФУ ежегодно проводится так называемый «запуск студентов на профессиональное самоопределение» в рамках ОДИ. Данное мероприятие осуществляется с целью «запуска механизмов осмысление профессионально-педагогических позиций, соотнесение собственных ресурсов и профессиональных компетенций для выстраивания карьерных планов» [15]. Игра проводится за пределами вузовского пространства при участии игротехников и команды педагогов и психологов Института педагогики, психологии и социологии СФУ, организующих интенсивную интеллектуальную работу студентов в малых группах и ежедневную рефлексию.
Существуют различные сценарии организации ОДИ для студентов первого курса педагогического бакалавриата. Основной концепцией игры, организованной в 2011 году, являлось разыгрывание содержательных смыслов
сферы образования через такие эмоционально насыщенные и интересные для молодежи сферы как спорт и искусство.
Каждый день игры был посвящён одной из заявленных разработчиками сфер - искусство, образование и спорт. Группы работали над задачей реализации собственной деятельности в сфере, которой был посвящён день, определении характеристик и базовых сферных процессов, поиском сфер-ных пересечений. Например, как себя проявляет образование в искусстве или искусство в образовании.
Результатом игры явилось то, что группами были определены общие закономерности и формы проявления взаимодействия сфер, а таюке возможные способы организации деятельности субъектов образовательного процесса с элементами эмоционального напряжения и мастерства, свойственными искусству, и динамики результативности спорта в образовании.
Организационно-деятельностная игра для студентов прикладного бакалавриата, по нашему мнению, позволяет включить студентов, поступивших на 1-й курс, в понимание специфики педагогических процессов с деятельностной позиции, провести ревизию собственных ресурсов, готовит студентов к первой самостоятельной практике в школе, позволяет им выстраивать свои собственные образовательные траектории. Сюжет ОДИ позволяет включить студентов в первичное профессиональное самоопределение, самостоятельно обнаруживать новизну вузовской образовательной реальности и соотнести ее со своими притязаниями и ресурсами на педагогическую профессию. Опыт, приобретенный в процессе участия в организационно-деятельностной игре, студенты прикладного бакалавриата успешно используют во время прохождения педагогической практики в школе.
Чтобы сохранить рефлексивные артефакты игры студенты использовали свои индивидуальные электронные портфолио. Анализ рефлексивных материалов показал, что у студентов, участвующих в организационнодеятельностной игре, наблюдались:
- повышение интереса (мотивации) к обучению в ИППС СФУ по выбранной ими специальности;
- желание достигать больших результатов и осознание своего потенциала, необходимого для реализации этой задачи;
- определение собственных дефицитов и возможностей для их преодоления;
- осознание значения рефлексии и анализа своих действий;
- более ответственный подход к работе над самостоятельными заданиями.
В дальнейшем, материалы е-портфолио как метода оформления рефлексивных наблюдений и возможной самооценки собственных ресурсов, стали предметом дискуссионного обсуждения между преподавателями и студентами на научной конференции ИППС.
По результатам педагогической практики студенты дополнили рефлексивный раздел е-портфолио своими отчетами, самоанализом собственных
ресурсов. В данном контексте е-портфолио бакалавра является способом формирования и развития навыков рефлексии.
Остановимся подробнее на разделе «результаты по курсам». В раздел образовательных достижений по договоренности с преподавателями и бакалаврами вошли артефакты по дисциплинам профессиональной подготовки студентов. Например, в учебном курсе профессионального модуля «Введение в профессию» студентами представлены материалы проектов уроков РО, анализ уроков РО, эссе, отражающее их понимание профессии педагога развивающего обучения.
Метод е-портфолио на младших курсах обучения в системе психологопедагогического бакалавриата использовался для оценивания образовательных достижений студентов в рамках дисциплин информационной подготовки, а именно: «Основы информационной культуры», «Современные информационные технологии», «Технология е-портфолио».
Студентам представлялись и с ними согласовывались требования и критерии оценки по каждому курсу. Работы, сделанные студентами, были открыты и доступны внешней оценке сокурсников, других преподавателей кафедры и являлись также демонстрацией квалификации студентов в области ИКТ для будущих работодателей и управленцев факультета.
Возможности системы оценивания на основе е-портфолио
Несомненно, система оценивания образовательных результатов на основе метода е-портфолио имеет ряд проблем, связанных с трудностями формализации согласованных количественных индикаторов. Тем не менее, она имеет ряд неоспоримых преимуществ, способных преодолеть косность и формализм традиционной закрытой системы балльной оценки [15].
На основе материалов студенческих е-портфолио можно проводить как оценку конкретных знаний и умений на уровень соответствия образовательному стандарту ФГОС ВПО 3, так и профессиональные компетентности и индивидуальный прогресс. Поскольку при отборе артефактов в портфолио студент может «визуализировать» как промежуточный процесс работы над проектами по курсам, так и конечный результат
- это позволяет преподавателю увидеть весь процесс деятельности от концептуального решения, совершенствования до создания конечного продукта.
По нашему мнению, система оценивания студентов с помощью технологии е-портфолио позволит также сформировать компетентного выпускника, удовлетворяющего постоянно меняющимся в современном мире требованиям рынка труда. Ясные правила и критерии использования материалов е-портфолио для комплексного оценивания результативности позволяют использовать технологию е-портфолио на переходе бакалавриат-магистратура. Для администрации вуза е-портфолио бакалавров представляют информацию для принятия оперативных управленческих решений и судить об эффективности производимых изменений.
Заключение
При внедрении технологии е-портфолио в конкретный университет необходимо исходить из общей концепции электронного образования вуза. Становится актуальным наличие портфолио преподавателей на сайте вуза. В нем преподаватель может презентовать свои творческие, научные, проектные, методические разработки, содержание дисциплин, описать суть учебного процесса и т. д.
Порфолио преподавателя позволяет студенту сориентироваться в выборе учебных курсов, тематике своей проектной и исследовательской деятельности, а преподавателю - найти заинтересованных и адекватных характеру его научно-проектной деятельности студентов. Таким образом, одна из основных задач портфолио - это «состыковать» интересы, склонности, характеры студента и преподавателя, учителя и ученика.
Таким образом, совокупность е-портфолио студентов, выпускников и преподавателей образует корпоративное электронное пространство вуза, в котором все участники активно взаимодействуют между собой и внешней средой - абитуриентами и работодателями.
По результатам двухлетнего эксперимента в Сибирском федеральном университете, было проведено педагогическое исследование среди бакалавров и магистров педагогики. По мнению самих студентов, Е-портфолио способствует развитию мышления и формированию критического отношения к учебной деятельности, расширяет возможности обучения и исследования, позволяет наглядно демонстрировать развитие по отношению к прежним результатам, включает студентов в понимание процесса внешней оценки и развивает их заинтересованность во внутренней самооценке, позволяет анализировать, актуализировать индивидуальные затруднения и найти пути их преодоления, мотивирует на рефлексию профессиональной деятельности и планирование карьеры.
Библиографический список
1. Белова, Л. П. Технология «Портфолио» как инструмент самоанализа деятельности студента [Электронный ресурс] / Л. П. Белова. - Режим доступа: http:// www.conf-p.narod.ru/sl .7.1 .htm
2. Васюков, И. JI. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента. [Электронный ресурс] / Васюков И. Л., Волков А. Н. - Череповецк: Череповец, гос. ун-т, 2005. - Режим доступа: http://www.proza.ru/texts/2005/03/23-57.html
3. Григорьева, И. В. Web-портфолио - эффективный инструмент медиаобразования будущего педагога в медиаобразовательном пространстве вуза [Электронный ресурс] / И. В. Григорьева // «Медиаобразование и медиакомпетентность»: Всероссийская научная школа для молодежи. - Сборник статей молодых ученых.
- Таганрог, 2009. - Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&t ype=post&id=9469
4. Дергачева, Ю. Ю. Почетный титул. Е-портфолио как средство развития творческих способностей. [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Дергачева // «Учительская газета» от 28 апреля 2009 г. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/28042
5. Концепция российского начального образования ( система Д. Б. Эльконина -
В. В. Давыдова)Утверждена на заседании Президиума МАРО от 15 апреля 2002 г.
6. Мошкина, Е. В. Модульная технология обучения студентов-заочников в системе Moodle / Е. В. Мошкина, О. Г. Смолянинова // Сибирский педагогический журнал. -2010. -№4. - С. 39-53.
7. Смолянинова, О. Г. Информационные и телекоммуникационные технологии в университетском образовании в контексте реализации компетентностного подхода [Текст] / О. Г. Смолянинова // Сборник трудов междунар. конф.. «ИТО-2003». -М., 2003.
8. Смолянинова, О. Г. Метод портфолио в подготовке студентов гуманитарных специальностей [Текст] / О. Г. Смолянинова // Вестник КрасГУ, РИО, Красноярск, 2006.
9. Smolyaninova, О. G. Competency Approach in the Pedagogical Education in the Context of Multimedia Application: Monograph, Krasnoyarsk, KSU, 2006.
10. Смолянинова, О. Г. Е-портфолио в оценивании образовательных достижений и профессиональном развитии магистров СФУ [Текст] / О. Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2009. -№12. - С. 121-123.
11. Смолянинова, О. Г. Использование метода е-портфолио в практике зарубежных вузов [Текст] / О. Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2008. -№11. -С. 99-110.
12. Смолянинова, О. Г. Е-портфолио как способ комплексного оценивания образовательных достижений студентов: за и против [Текст] / О. Г. Смолянинова // Материалы научно-практической конференции «Инновации в условиях развития информационно-коммуникативных технологий». - Сочи, - 2009. - С. 304-307.
13. Смолянинова, О. Г. Электронный портфолио в системе оценивания образовательных достижений студентов [Текст] / О. Г. Смолянинова // Материалы 15-ой научно-практической конференции «Педагогика развития: образовательные результаты, их измерение и оценка». - Красноярск, 2008. - С. 149-162.
14. Смолянинова, О. Г. Рейтинговая оценка знаний как элемент системы менеджмента качества образования [Текст] / О. Г. Смолянинова, Н. Г. Шилина // М.
- Стандарты и мониторинг в образовании, 2008. - № 2. - С. 48-53.
15. Смолянинова, О. Г. Метод электронного портфолио в оценивании образовательных достижений бакалавров педагогики [Текст] / О. Г. Смолянинова // М. -Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. -№ 3. - С. 11-16.
16. Смолянинова, О. Г. Аттестация преподавателей высшего образовательного учреждения: российский и зарубежный опыт [Текст] / О. Г. Смолянинова, Р. С. Глухих // Материалы проектного семинара «Совершенствование системы аттестации преподавателей вузов на основе метода е-портфолио». - Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2009. - С. 78-85.
17. Смолянинова, О. Г. Электронный портфолио как инструмент профессионального развития и аттестации преподавателей / О. Г. Смолянинова, Н. Г. Шилина, С. М. Геращенко // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 11. - С. 58-68.
18. Тарабанько, Е. В. Конкурентоспособность будущих специалистов в контексте педагогического сопровождения профессионального становления студентов в вузе / Е. В. Тарабанько // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -
С. 24-28.
19. Шишканов, Д. В. «Портфолио» как способ формирования и оценки информационной компетентности в курсах ИКТ в вузах [Текст] / Д. В. Шишканов, О. Г. Смолянинова // Материалы конференции «Педагогика развития». - Красноярск, 2003.
20. ФГОС ВПО, педагогическое образование, бакалавриат, 2009.
УДК 37.016 378
Митина Елена Гарисоновна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Мурманского государственного гуманитарного университета, elena_mitina08@mail.ru, Мурманск
ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Mitina Elena Garisonovna
Candidate of Science in Biology, associate professor chair of biology and chemistry Murmansk State Humanitarian University, elena_mitina08@mail.ru, Murmansk
COMMUNICATION AS DEVELOPMENT CASE IN METHODICAL TRAINING SYSTEM OF STUDENS
Сегодня в связи с переходом цивилизации к информационному обществу, наполнения новым смыслом целей и ценностей образования актуализируется идея продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса. «Выращивание» педагога, способного работать в таких условиях -процесс сложный и трудоемкий, требующий от современной методической науки преодоления ее «рецептурности», т. е. понимания ее содержания как готовых рецептов для построения процесса обучения и подражания более опытному педагогу как основы вхождения в профессиональную педагогическую деятельность. Такой сохраняющийся в современной ситуации характер методики предметного обучения, как учебной дисциплины в рамках подготовки на этапе обучения в вузе, входит в противоречие с современными тенденциями развития общества и образования и, как следствие, воз-