УДК 378:371.1
Смолянинова Ольга Георгиевна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Институт Педагогики, Психологии и Социологии Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск
Шилина Наталья Георгиевна
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета довузовского образования Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясе-нецкого, [email protected], Красноярск
Геращенко Сергей Михайлович
Кандидат архитектуры, профессор, Почетный архитектор России, директор Института Архитектуры и Дизайна Сибирского федерального университета, [email protected], іасі. 5^і@таіІ. ги, Красноярск
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И АТТЕСТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Smolyaninova Olga Georgievna
Doctor of Education, Professor, Corresponding member of Russian Academy of Education, Director of Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University, smololga@mail. ru, Krasnoyarsk
Shilina Natalya Georgievna
Candidate of Education, Docent, Dean of Pre-University Training Department, at Krasnoyarsk State Medical University named after Voyno-Yasenetsky, [email protected], Krasnoyarsk
Gerashchenko Sergey Mihailovich
Candidate of Architecture, Honorable Architect of Russia, Director of Institute of Architecture and Disign, Siberian Federal University, [email protected], [email protected], Krasnoyarsk
ELECTRONIC PORTFOLIO AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND TEACHERS’ CERTIFICATION
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. предусматривает совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров как одно из направлений, обеспечивающих качество образовательных услуг.
Профессорско-преподавательский состав вузов является ключевым элементом высшей школы, и от квалификации преподавателя, его научной и педагогической компетентностей, человеческих и моральных качеств, общей культуры зависят и качество подготовки специалистов, и результативность работы вуза [1; 7]. На наш взгляд, система аттестации профессорско-преподавательского состава, должна напрямую мотивировать преподавателей
на высшие достижения и карьерный рост. Современная система аттестации должна стать «механизмом мобилизации внутренних ресурсов сферы профессионального образования» [2, с. 4]. Существенным фактором в системе аттестации является оптимизация организационных форм, экономических и управленческих механизмов, использования разнообразных форм обеспечения обновления профессионального образования.
Следует отметить, что известные сегодня модели аттестаций вузовских работников предполагают наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере профессионального образования [3]. В качестве эффективного инструмента аттестационной оценки труда преподавателя можно рассматривать метод е-портфолио. Электронный портфолио преподавателя является одним из примеров внедрения информационных технологий в систему менеджмента качества и поддержки системы аттестации преподавателей, а также выступает как инструмент аутентичного оценивания, ориентированного на результат и развитие.
Последние несколько лет в вузах г. Красноярска (Сибирском федеральном университете, Красноярской государственном медицинском университете, Красноярском государственном педагогическом университете) ведутся активные исследования по структуре и содержанию электронного портфолио, по определению его места в системе аттестации преподавателя, по его возможностям в развитии карьеры преподавателя [5; 6; 7]. Структура и возможности электронного портфолио широко обсуждались на проектном семинаре по гранту ШЕХ иА8Р № РУ09-иА8Р-8то1уаптоуа-09 в июле 2009 г., на совместных семинарах и конференциях педагогической общественности г. Красноярска, а также в рамках XVII Всероссийской конференции «Педагогика развития: движущие силы и практики развития» в апреле 2010 г.
Целью нашего исследования являлась выявление отношения преподавателей к использованию метода е-портфолио в системе аттестации и для рефлексии собственной профессиональной деятельности.
В исследовании приняло участие 46 педагогов, имеющих различный возраст, стаж работы и профиль образования. 26% респондентов имели специальное педагогическое образование, что позволило квалифицировать их в качестве экспертов.
Следует отметить, что в анкете 18 человек выделили наличие ученой степени или повышение квалификации по педагогике. Научные степени из опрашиваемых имеют 28 человек (60,9%): 5 - докторскую, 23 - кандидатскую. При этом звание профессора имеют 5 человек, доцента - 19 человек. Следует отметить, что 21 человек занимают руководящие должности в СФУ или других вузах: проректор; директор института; замдиректора института; декан; зам. декана; зав. кафедрой.
20-30 30-40 40-50 50-60 60+
возраст, лет
Рисунок 1 - Распределение респондентов по возрасту
В таблице 1 представлена информация о профилях образования педагогов, принявших участие в анкетировании.
Таблица 1 - Распределение респондентов по профилю образования
Профиль высшего образования Количество респондентов
Гуманитарное 15
Естественнонаучное (включая техническое) 19
Специальное (педагогическое) 12
0-5 5-10 10-20 20-30 30+
стаж, лет
1 : Х.!
Рисунок 2 - Распределение респондентов по стажу работы
Анализ анкеты Использование метода е-портфолио в вузе.
Каждый вопрос анкеты оценивался респондентом по пятибалльной шкале. Статистический анализ экспериментальных данных, построение графиков и таблиц проводились с использованием программного пакета Statistica for Windows 7.0 (StatSoft. 2006). Качественные признаки оценивались как доли процента. Для сравнения качественных признаков в независимых выборках использовался точный критерий Фишера. Различия принимались статистически значимыми при Р<0,05.
По первому вопросу: Для каких целей, на Ваш взгляд, метод е-портфолио подходит больше всего в вузе? Статистической значимости в предпочтениях ответов по баллам (от 1 до 4) не обнаружено (Р>0,05). Однако явно выделяется высокая значимость для преподавателей ответа - Демонстрация достижений - (в 2 раза выше по максимальному баллу, чем остальных ответов Р=0,028). О значимости данного фактора для респондентов свидетельствует также результат предпочтительного выбора из нескольких вариантов.
® Демонстрация достижений
ЕЮамоанализ професс.деят-сти
□ Развитие ИК
□ Профессиональное развитие
□ Планирование и развитие карьеры
□ Оценнивание для сист.аттестации
Рисунок 3 - Возможные направления использования метода е-пор гфолио в вузе
По мнению анкетируемых «Возможность демонстрации индивидуальных достижений с помощью е-портфолио» является значимым преимуществом в системе аттестации. Результаты опроса показали, что данный фактор в 26 раз значимее, чем все остальные Р=0,0058). Далее в порядке убывания значимости - Возможность оценки внешними экспертами; Открытость системы аттестации; Повышение объективности оценки профессиональных достижений; Развитие навыков самооценки. Следующие два ответа: Планирование карьеры; Развитие мотивации к профессиональной деятельности совершенно не значимы, как преимущества, по мнению респондентов.
а Демонстация достижений ж Открытость сист.атт-ции Ш Объек-сть оценки проф.дост.
® Оценка внешними экспертами Развитие навыков самооценки
ответы
Рисунок 4 -Наиболее значимые преимущества в системе аттестации с помощью е-нортфолио
Данные результаты, на наш взгляд, могут свидетельствовать о тех дефицитах, которые существуют сегодня в системе аттестации преподавателей вуза, это закрытость системы, ее субъективизм, чаще всего административно-чиновническая оценка, формализованные процедуры.
Все респонденты отметили, что в рамках системы аттестации е-портфо-лио позволяет дополнительно оценить (в порядке убывания значимости): Индивидуальные достижения в научной и преподавательской деятельности (данный ответ встречается в 1,6 раза чаще чем следующий, Р=0,047); Презентационные навыки (данный ответ встречается в 2,1 раза чаще чем следующий, Р=0,005); Инструментальные компетентности (данный ответ встречается в 2,3 раза чаще чем следующий, Р=0.0023); Умение работать с информацией (данный ответ встречается в 2,1 раза чаще чем следующий, или данный ответ встречается в 2,3 раза чаще чем следующий, Р=0,0043). Все же остальные ответы не значимы (встречаются реже в 5,3 раза).
Полученные данные еще раз указывают на то, что в существующей системе аттестации преобладает формализм, отсутствует возможность индивидуальной самоидентификации в профессиональном сообществе. Просматривается тенденция на дефицит презентационных навыков и инструментальных компетентностей. Достаточно неожиданным для нас оказался обнаруженный дефицит «Умение работать с информацией». Из отдельных интервью удалось обнаружить, что данная проблема возникает у молодых преподавателей со стажем работы до десяти лет.
45
41
* ю 10 § 3
о
Инструментальные
компетентности
й Умение работать с информацией
$ Презентационные навыки
аа Индивид.достижения
ответы
Рисунок 5 -Дополнительные возможности е-портфолио в системе аттестации
Рассматривая возможности е-портфолио для оценки личностных и профессиональных характеристик, преподаватели проранжировали ответы следующим образом в порядке убывания приоритетов: Личностные предпочтения в профессиональной деятельности (данный ответ встречается в 2,6 раза чаще чем следующий, Р=0,0058); Умение презентовать себя; Персональные научные достижения; Способность самовыражения; Персональные методики обучения. Все остальные ответы, по мнению респондентов, значимых вкладов в оценку личностных и профессиональных характеристик преподавателей не вносят (Р>0,05).
40
38
о
21
15
** Персон.научн. достижения
5$ Умение презентовать себя
» Личн.предпочтения в проф.деят.
85 Спос-сть самовыражения
Персонал, методики обуч-я
ответы
Рисунок 6- Значимые характеристики личностных и профессиональных качеств преподавателей
Полученные данные убедительно свидетельствуют о необходимости индивидуальной презентации профессиональных позиций и авторских разработок в индивидуальном образовательном пространстве вуза. Самооценка методом е-портфолио позволяет, с точки зрения анкетируемых, прежде всего, провести эффективную демонстрацию артефактов и понять личные предпочтения, и далее в порядке убывания значимости - проанализировать собственные образовательные ресурсы, сделать эффективный выбор артефактов, использовать технологию е-портфолио как способ сбора информации и провести оценку своих возникших трудностей. Нас побудило включить в анкету этот вопрос то, что, по нашему мнению, студенту очень важно понять критерии оценивания, педагогические позиции, требования, установки преподавателя. И тогда можно говорить о сближение целевых установок и позиций студента и преподавателя.
т с. 3 о ? 7,
И Эффект, демонстрация артефактов
и Понимание личных предпочтений
ИАнализ собственных ресурсов □ Эффективный отбор артефактов
ответы
Рису’нок 7- Нацеленность самооценки методом е-поргфолио
Внешняя оценка методом е-поргфолио позволяет провести независимую экспертную оценку и дает возможность профессионального признания - так считают 45% опрошенных. Все остальные ответы лежат в одном диапазоне оценивания и значимость их различия несущественна (Р>0,05).
Следующий блок вопросов относится к рефлексивному разделу е-портфолио. Обсуждая возможные области рефлексивного раздела е-портфолио. анкетируемые выделили по степени важности следующие: Индивидуальный план развития карьеры; Приоритеты каждого вида профессиональной работы (научной, педагогической); Соответствие полученных результатов Вашим ожиданиям; Самоанализ. Следует отметить, что достоверного различия между перечисленными вариантами ответов не выявлено, однако последний ответ - Эссе по выбору профессии - вообще не обязателен (в 2,5 раза менее привлекателен, чем остальные, Р=0,024).
Материалы, внесенные в рефлексивный раздел е-портфолио, по мнению преподавателей, позволят ответить на вопросы: Какие имеются ресурсы для профессионального роста («Что есть?»); Чего я достиг и насколько это совпадает с моими планами («Что это мне дает лично и профессионально?»); Смогу ли я планировать будущее развитие, достаточно ли мне ресурса, в чем мои дефициты («Что делать дальше?»). Достоверного различия между перечисленными вариантами ответов нет, но все респонденты отметили высокую значимость данных показателей.
□ Что есть
□ Что это мне дает лично
□ Что делать дальше
Рисунок 8 - Вопросы, на которые позволяет ответить рефлексивный
раздел портфолио
Как отметили тестируемые, е-портфолио позволяет сфокусироваться на самооценке за счет (в порядке убывания значимости): Демонстрации собственных результатов; Фиксации развития преподавателя за определенный период времени по отношению к прежним результатам; Мотивация на достижения; Поддержки индивидуальных приоритетов развития; Поощрения самообучения и самооценки. Достоверного различия в приоритетах по этим ответам не выявлено (Р>0,05). И только первый ответ - Поддержка индивидуальных карьерных планов - совершенно не влияет на самооценку профессиональных результатов (Р=0,0004).
Основными преимуществами, которые дает рефлексивный раздел е-портфолио, преподаватели отметили в первую очередь - Анализ своей профессиональной деятельности и Демонстрацию персонально значимых достижений, а также Саморазвитие. И далее с существенным отрывом - Понимание критериев оценивания при аттестации и Возможность комментировать свой процесс профессионального развития. Эти ответы выбираются в 3,1 раза реже, чем остальные (Р=0,009).
Вшр
I
'
- ' ' :«ШШ
л.-л
Iшшшшш
I Щшщш
вАнализ профессиональной деятельности
^Демонстрация
достижений
в Саморазвитие
Р 3
О 03 Ф со 7 С. 2 Ю
^ 1 а со
Рисунок 9 - Преимущества рефлексивного раздела е-портфолио
При сравнении преимуществ, которые были получены от использования рефлексивного раздела электронного портфолио, с планируемыми была получена достоверная положительная связь, (коэффициент корреляции г=0.67) по следующим критериям: Анализ своей профессиональной деятельности -Осознание собственных дефицитов и путей их преодоления; Анализ своей профессиональной деятельности и Саморазвитие - Планирование траектории профессионального развития. Следует обратить внимание, что если ответ в предыдущем вопросе - Понимание критериев оценивания при аттестации - был совершенно несущественен в качестве преимущества, которое дает рефлексивный раздел е-портфолио, то он приобретает значимость при сравнении планируемых и достигнутых результатов профессиональной деятельности преподавателей (Р=0,047)!
Все характеристики метода е-портфолио, способные обеспечить его эффективность, выбираются респондентами приблизительно с одинаковой частотой и значимых различий не показывают. Однако, по суммарным показателям значимости для опрашиваемых, предпочтение отдается двум показателям: Возможность демонстрации и Достоверность.
Таким образом, анализ ответов респондентов позволяет с уверенностью констатировать, что:
1. Актуализируется задача повышения заинтересованности самих преподавателей высшей школы в демонстрации профессиональных достижений академическому сообществу внутри и за пределами вуза.
2. Внедрение технологии е-портфолио в систему аттестации преподавателей и профессионального развития способствует самооценке, воспитанию критичности и требовательности к себе, повышению уровня притязаний на высокие результаты и развитие профессиональной карьеры.
66
ответы
а Осознание собственных дефицитов
ЕЗ Презентация индивидуальных достижений
0 Понимание критериев оценивания
□ Планированиетраектории развития
Рисунок 10 - Планируемые преимущества от использования рефлексивного раздела е-портфолио
3. Использование технологии е-портфолио в системе аттестации педагогических кадров позволит повысить качество оценки соответствия преподавателя занимаемой должности.
4. Представление педагогических принципов в индивидуальном портфолио преподавателя позволит студенту понять критерии оценивания, педагогические позиции, требования, установки отдельных преподавателей. Таким образом, будет реализовываться тенденция на сближение целевых установок и позиций студента и преподавателя.
Библиографический список
1. Васильева, Е. Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза [Текст] /Е. Ю. Васильева // Университетское управление. - 2006. № 2. - С. 74-78.
2. Глухих, Р. С. Аттестация преподавателей высшего образовательного учреждения: российский и зарубежный опыт. [Текст] /Р. С. Глухих, О. Г. Смолянинова.// Материалы проектного семинара «Совершенствование системы аттестации преподавателей вузов на основе метода электронного портфолио». - Красноярск: Изд-во СФУ, - 2009. - С. 74-80.
3. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1908. - Режим доступа http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_00/1908.Ыт!
4. Смолянинова, О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных достижений. [Текст] /О. Г. Смолянинова//Материалы VI Международной
научной конференции «Педагогика развития: Образование и социализация личности в современном обществе» - Красноярск, - 2009. - С. 149-162.
5. Смолянинова, О. Г. Возможности и перспективы использования технологии электронного портфолио в практике учебного процесса Сибирского федерального университета. [Текст] /О. Г. Смолянинова, Н. Г. Шилина// Вопросы образования. -2010,-№2.-С. 164-177
6. Шилина, Н. Г. Электронный портфолио как элемент рейтинговой оценки деятельности преподавателя медицинского вуза. [Текст] /Н. Г. Шилина, Д. А. Рос-сиев // Материалы проектного семинара «Совершенствование системы аттестации преподавателей вузов на основе метода электронного портфолио». - Красноярск: Изд-во. СФУ, - 2009. - С. 29-38.
7. Шилина, Н. Г. Электронный портфолио как технология оценивания профессиональной деятельности педагога. [Текст] /Н. Г. Шилина, С. М. Геращенко// Материалы 19 международной научно-методической конференции «Диверсификация Российских архитектурных школ в условиях внедрения ГОС третьего поколения». - Воронеж: Изд-во. Воронежского ГАСУ, -2010. - С. 72-76
УДК 378.01
Чирков Сергей Витальевич
Старший преподаватель кафедры Информатики и дискретной математики Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ДИНАМИКУ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВУЗА
Chirkov Sergey Vitalyevich
The teacher of department of computer science and the discrete mathematics of Novosibirsk stale pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
INFLUENCE OF USE OF ELECTRONIC DIDACTIC SYSTEM
ON DYNAMICS OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE OF HIGH
SCHOOL
Современное общество ставит перед высшей школой задачи, связанные с подготовкой конкурентоспособных специалистов в области экономики. Важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе является наличие информационной культуры. Решение этих задач невозможно без качественной подготовки студентов высших учебных заведений в области информатики и инфор-