ЭКОНОМИКА И СЕРВИС / ECONOMICS & SERVICES
УДК 378
DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10104
Учебно-тренинговая деятельность в системе профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса
БОДРОВА Юлия Викторовна
Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация; кандидат исторических наук, bodrovay@mail.ru
Аннотация. В соответствии с новыми требованиями образовательных и профессиональных стандартов подготовка кадров для сферы сервиса должна быть основана на компетентностном подходе и носить практико-ориентированный характер. Перед российскими вузами остро стоит задача модернизации образовательных технологий и материально-технических ресурсов, способных обеспечить высокую конкурентоспособность на рынке труда будущих специалистов. Одной из форм практико-ориентированного обучения является тренинговая деятельность, подразумевающая выполнение учебных заданий по формированию комплексных умений и навыков в условиях имитирующих профессиональную среду.
Значительный опыт в осуществлении учебно-тренинговой подготовки кадров для индустрии гостеприимства накоплен кафедрой социально-культурного сервиса Тверского государственного университета. Тренинговые технологии обучения реализуются на базе целого комплекса учебных лабораторий и производственных подразделений вуза. Лаборатория по туристике представляет собой учебно-методических центр по проектированию студентами экскурсионных программ, туристических маршрутов и осуществлению научных исследований в области историко-культурного потенциала региона. Музейно-образовательный комплекс обеспечивает наглядными и методическими пособиями разработки музейных программ, выступает площадкой для их апробации. В Сувенирной мастерской студенты осваивают технологии производства туристских, корпоративных и событийных сувенирных изделий; организации мастер-классов и выставок сувениров в рамках культурно-массовых мероприятий. Оборудование Сервировочного класса позволяет освоить различные способы сервировки стола, обучиться правилам столового этикета и обслуживания гостей. Выставочная аудитория «Русская изба» предназначена для обеспечения наглядными материалами студенческих выставочных проектов и организации мастер-классов, посвященных крестьянской культуре. Арт-буфет «Кафедра» представляет собой учебно-тренинговое предприятие общественного питания для освоения в форме тренингов, ролевых игр, мастер-классов и дегустаций технологии обслуживания гостей.
Эффективность применения учебно-тренинговых технологий подтверждается успешным участием студентов направления «Сервис» Тверского государственного университета в конкурсах профессионального мастерства и высоким уровнем трудоустройства выпускников.
Ключевые слова: учебно-тренинговые аудитории, сервис, Тверской государственный университет
Для цитирования: Бодрова Ю.В. Учебно-тренинговая деятельность в системе профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса // Сервис Plus. 2019. Т.13. №1. С. 27-35. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10104.
Статья поступила в редакцию: 24.01.2019.
Статья принята к публикации: 24.02.2019.
Educational and training activities in the system of professional training for the service sector
Yuliya V. BODROVA
Tver State University, Tver, Russian Federation; Cand. Sci. (History), bodrovay@mail.ru
Abstract. In accordance with the new requirements of educational and professional standards, staff training for the service sector should have a competency-based approach and be practice-oriented. Russian universities face with the urgent task of modernizing educational technologies and material and technical resources that can ensure high competitiveness in the labor market of future specialists. One of the forms of practice-oriented training is a training activity, which involves the implementation of training tasks on the formation of complex skills in conditions simulating the professional environment. The Department of social and cultural service of Tver State University has accumulated significant experience in the implementation of training for the hospitality industry. They implement training technologies based on a whole complex of educational laboratories and production units of the University. The laboratory of tourism is a training center for the design of excursion programs by students, tourist routes and research in the field of historical and cultural potential of the region. The museum and educational complex provides visual and methodological aids for the development of museum programs, acts as a platform for their testing. In the Souvenir workshop students study the technology of production of tourist, corporate and event Souvenirs; organization of master classes and exhibitions of Souvenirs in the framework of cultural events. Equipment serving class allows you to learn different ways of table setting, learn the rules of table etiquette and guest service. The exhibition auditorium «Russian hut» provides visual materials of student exhibition projects and the organization of master classes on peasant culture. Art buffet «Kafedra» is a training enterprise catering for developing the technology of guest service in the form of training, role-playing games, workshops and tastings. The successful participation of students of the direction «Service» of Tver State University in competitions of professional skills and high level of employment of graduates confirm the effectiveness of educational and training technologies.
Keywords: educational and training auditorium, service, Tver State University
For citation: Bodrova, Yu. V. (2019). Educational and training activities in the system of professional training for the service sector. Service plus, 13(1), 27-35. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10104.
Submitted: 2019/01/24.
Accepted: 2019/02/24.
Современная система высшего образования основана на реализации компетентностного подхода в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного рынка труда [1, с. 45]. Его сущность заключается в гармоничном формировании у выпускника набора общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, выражающихся в готовности и способности самостоятельно применять знания, умения и навыки в решении профессиональных задач. Компетентностный подход предусматривает использование в учебном процессе образовательных технологий, направленных на приоб-
ретение опыта практической деятельности с целью достижения профессиональных компетенций в сфере избранной профессии [2, 3].
Вопросам практической подготовки конкурентоспособных на рынке труда специалистов для сферы сервиса уделяется особое внимание кафедрой социально-культурного сервиса Тверского государственного университета. Приоритетным направлением в реализации кафедрой программы бакалавриата по направлению «Сервис» (профиль подготовки - Социально-культурный сервис) выступает:
- использование практико-ориентированных
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
методов обучения (проектная деятельность, кейс-технологии, тренинги, мастер-классы, производственные экскурсии и др.),
- организация выездных учебных практик для ознакомления с туристским потенциалом и сервисной инфраструктурой в разных регионах России и зарубежья,
- участие студентов во всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства,
- активное взаимодействие с работодателями,
- участие в деятельности Тверского регионального консорциума по подготовке кадров для сферы сервиса и туризма,
- совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса.
В федеральном государственном образовательном стандарте поколения 3+ по направлению «Сервис» в перечне требований к условиям реализации программы бакалавриата указывается обязательное наличие материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Они должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории1.
Материально-технические обеспечение образовательной программы по направлению «Сервис» в Тверском государственном университете включает:
- учебные аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные наборами демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий,
- компьютерные классы с комплектом программного обеспечения по дисциплинам в области информатики, информационных технологий в сервисе,
- помещения для самостоятельной работы студентов, оборудованные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обес-
печением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации,
- учебно-тренинговые аудитории, укомплектованные специализированной мебелью, оборудованием, учебно-методическим обеспечением (Лаборатория по туристике, Музейно-образовательный комплекс, Сувенирная мастерская, Сервировочный класс, выставочная аудитория «Русская изба»),
- учебно-тренинговое предприятие (Арт-буфет «Кафедра»).
Основным предназначением учебно-тренинго-вых аудиторий является создание интерактивной образовательной среды, способствующей формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций в научно-исследовательской, организационно-управленческой и сервисной деятельности, а также творческой инициативы и креативного мышления [4, 5]. Обучение на базе учебно-тренинговых аудиторий имеет практико-ориентированный, междисциплинарный характер и оказывает влияние на формирование нескольких компетенций (табл. 1).
Ресурсы специализированных аудиторий позволяют реализовывать тренинговые технологии обучения. Внедрение профессиональных тренингов как формы активного обучения способствует формированию комплексных умений и навыков конкретного вида поведения в ходе имитационного моделирования и решения профессионально ориентированных ситуаций [6, с. 25]. Одним из эффективных методов формирования компетенций является метод проектных технологий по созданию исследовательских, издательских, экскурсионных, анимационных, выставочных, рекламно-сувенирных разработок для регионального рынка труда с использованием ресурсов учебно-тренинговых аудиторий.
Лаборатория по туристике
Лаборатория по туристике была открыта в 2006 г. решением Ученого совета Тверского государственного университета в целях методического обеспечения учебного процесса и осуществления научно-исследовательской работы преподавателей и студентов в области социально-культурного сервиса и туризма. Лаборатория предоставляет наглядные и учебно-методические материалы для проведения занятий и подготовки студентами заданий по самостоятельной работе: каталоги международных выставок, картографический материал, методические разработки экскурсионных и анимационных программ.
1 ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. М., 2017. Режим доступа: http://fgosvo.ru/430301 (дата обращения: 10.01.2019).
СЕРВИС^ 2019 Том 1В №1
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
WWW.PHILOSOPH.RU
Таблица 1 - Профессиональные компетенции, формируемые на базе учебно-тренинговых аудиторий ООП «Сервис» Тверского государственного университета Table 1 - Professional competences formed on the basis of educational and training audiences _of educational program of «Service» of Tver State University_
Профессиональная компетенция в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) Дисциплина, формирующая компетенцию, в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров 43.03.01 Сервис ТвГУ Учебно-тренинговая аудитория ООП «Сервис» ТвГУ
готовность к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса (ПК-5) - Музейный сервис, - Экскурсионный сервис, - Проектная технология, - Использование проектной технологии в сфере сервиса, - Ресторанный сервис, - Музейная педагогика, - Особенности обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья - Лаборатория по туристике, - Музейно-образовательный комплекс, - Сувенирная мастерская, - Сервировочный класс, - Арт-буфет «Кафедра»
способность выявлять ресурсы, определять специфику, ориентироваться в конъюнктуре регионального рынка услуг (ПК - 13) - Социально-культурный сервис в Тверской области, - Культурно-исторические и природные ресурсы Тверской области, - Города Тверской области как объекты формирования кластеров, - Культурные ландшафты Тверской области, - Экскурсионный сервис в Тверской области - Лаборатория по туристике, - Музейно-образовательный комплекс, - Сувенирная мастерская, - выставочная аудитория «Русская изба»
способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК - 15) - Сувенирный сервис, - Выставочная деятельность, - Музейный сервис в Тверской области - Музейно-образовательный комплекс, - Сувенирная мастерская, - выставочная аудитория «Русская изба»
готовность организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя (ОПК-3) - Реклама в сервисе - Музейно-образовательный комплекс, - Сувенирная мастерская
На базе Лаборатории по туристике осуществляется публикация информационных изданий, отражающих многообразие экскурсионных объектов области. Разрабатываемые материалы, в первую очередь, ориентированы для экскурсоводов и методистов туристических фирм и представляют собой небольшие книги удобного «карманного» формата объёмом в 1-2 печатных листа со справочно-библиографическим аппаратом, списком литературы, предисловием редактора, картами-схемами.
Этапы подготовки информационных изданий включают: выбор экскурсионного объекта (определение его туристического потенциала), разработку концепции исследования (например, «Экология культуры»), определение ключевых вопросов (историческое развитие, архитектура, знаменитые уроженцы,
святыни и т.д.), работу с литературой (карты, справочники, словари, специальная литература, материалы Интернета и т.д.), уточнение разрабатываемых проблем (например, уточнение списка уроженцев данного места), составление списка литературы, работа с источниками (работа в музеях и архивах области, поиск письменных источников, сбор устных источников), оформление результатов исследования (написание текста), подготовка к публикации (отбор материала, подбор иллюстративного и картографического материала).
К настоящему времени издания Лаборатории по туристике выпущены в нескольких сериях: «Экскурсионные объекты Тверской области», «Православные святыни Тверской области», «Знаменитые уроженцы Верхневолжья», «Наши соседи».
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Одна из задач Лаборатории по туристике заключается в разработке студентами новых туристических маршрутов и экскурсионных программ для разных категорий потребителей в рамках учебных дисциплин (Экскурсионный сервис, Проектная технология, Использование проектной технологии в сфере сервиса, Культурно-исторические и природные ресурсы Тверской области, Экскурсионный сервис в Тверской области), курсового проектирования и подготовки выпускных работ.
Значительная доля программ предназначается для экскурсионного сопровождения учебных практик, культурно-массовых и досуговых мероприятий студентов ТвГУ (например, Соловьева И.С. «Экскурсионно-анимационная программа «Путешествие в историю русского дворянства» для студенческих практик», Баранова И.И. «Экскурсионно-анимационная программа «Без обеда не красна беседа» для иностранных студентов», Бувальцев А.В. «Велотур «Наследие Тверской провинции» по маршруту Торжок - Старица», Саенко М.А. «Аудиоэкскурсия «Велико-Тырного.ш» для студентов ТвГУ» и др.).
Участие студентов направления «Сервис» в волонтерских и благотворительных проектах делает необходимым разработку специализированных экскурси-онно-анимационных программ для детей с различными социальными и физическими возможностями (например, Щеголькова А.В. «Экскурсионно-анимационная программа «Арт-терапия - искусство жить»», Ковтун О.И. «Анимационная программа «Семь веселых ноток» для детско-юношеского реабилитационного центра г. Твери», Свиридова Ю.Е. «Анимационная программа «Путешествие в страну восходящего солнца» для школы-интерната VIII вида»» и др.).
Важной формой взаимодействия с работодателями является выполнение целевых заказов на проектирование туристских программ для предприятий региональной системы гостеприимства (например, Бережная А.К. «Анимационная программа «Старая пословица век не сломится» для туристической фирмы «Ко-мильфо»», Бобылева Д.С. «Анимационная программа «Иванушкины забавы» для агро-туристической фермы «Ивановка»», Щетинникова И.Н. «Экскурсионно-анима-ционная программа «Прогулка по Твери с великой княгиней Екатериной Павловной» для туристического агентства «Феръкада» и др.).
Одним из способов апробации туристско-экскур-сионных проектов выступают конкурсы профессионального мастерства, организуемые ведущими российскими вузами по подготовке кадров для сферы сервиса и туризма. В 2016 и 2017 гг. студенты направления «Сервис» ТвГУ принимали активное участие в между-
народном форуме «Молодежь в мире туризма», организуемом Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена. Форум объединяет несколько мероприятий, позволяющих продемонстрировать разработки студентов в сфере гостеприимства: международную студенческую научно-практическую конференцию «Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы», конкурс молодежных событий EventProf, конкурс туристских экскурсионных маршрутов «Открой любимую Россию», конкурс «Горячий ТурСТАРт», конкурс фотографий «Природа России в объективе молодых». В конкурсе «EventProf-2016» диплом I степени был присужден студентам направления «Сервис» ТвГУ за проект Межрегионального гастрономического фестиваля «Праздник живота». В конкурсе «Открой любимую Россию» дипломом I степени в номинации «Интерактив для школьников» был отмечен проект «Фантомомания»; дипломом III степени в номинации «Квест» - проект «Таинственное происшествие на историческом». В 2017 г. в конкурсе событийного туризма «EventProf - 2017» дипломом I степени награжден проект Межрегионального фестиваля «Из далека долго течет река Волга...». В конкурсе экскурсионных маршрутов в номинации «Лучший современный маршрут» лучшей признана экскурсия-квест «Уклонись от зла - ищи козла!» для международного фестиваля «Козловы всех стран, соединяйтесь!».
В 2018 г. по итогам регионального отборочного тура студенческие проекты, подготовленные с использованием ресурсов Лаборатории по туристике, были представлены в Конкурсе молодежных проектов в сфере туризма - 2018. Конкурс проходил в рамках III Всероссийской молодежной школы туризма в Республике Крым при поддержке Федерального агентства по туризму и Министерства курортов и туризма Республики Крым. По решению экспертного жюри Диплом победителя в номинации «Лучший гастрономический маршрут» получила «Экскурсионно-анимационная программа «Поэзия со вкусом» по Пушкинскому кольцу Верхневолжья». Дипломом III степени в номинации «Лучший военно-патриотический маршрут» отмечена «Экскурсия «Время испытаний: эпоха Михаила Яросла-вича Тверского»».
На базе Лаборатории по туристике ведется масштабная работа по проектированию туристских программ, направленных на изучение и продвижение региональных гастрономических традиций. Из числа успешно реализуемых за последние годы подобных разработок три студенческих проекта были представлены на профессиональном туристическом конкурсе «Гастрономическое впечатление/Taste experience -
2018», организованном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса. Дипломом лауреата за организационные решения в номинации «Еда в пространстве» награжден проект «Конкурс на лучший эскизный проект памятника Пожарской котлете». Дипломами победителя I степени за сохранность и незыблемость традиций в номинации «Еда и традиции» по категории «Кухни народов России» отмечен проект «Кулинарный конкурс «Бабушкины рецепты»», за лучшую книгу о еде в номинации «Вкусное чтение» по категории «Лучшая книга по региональной/национальной кухне» - проект «Книга о вкусной и здоровой тверской пище».
Конкурсы профессионального мастерства являются не только методом оценки уровня сформирован-ности профессиональных качеств у студентов, способности применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности, но и средством позиционирования ресурсов вуза в подготовке специалистов по сервису и туризму в региональном и всероссийском пространстве.
Музейно-образовательный комплекс
Значительную роль в осуществлении практической подготовки кадров для сферы социально-культурного сервиса выполняет Музейно-образовательный комплекс, созданный в 2009 г. посредством объединения музея истории ТвГУ, Археологического музея ТвГУ и информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Информационная и материально-техническая база комплекса включает видовое разнообразие музейных предметов, современное мультимедийное оборудование и методические разработки сотрудников Русского музея.
Наиболее востребованы музейные ресурсы для организации лекционных и практических занятий по дисциплинам: «Мировая художественная культура», «Музейный сервис», «Экскурсионный сервис», «Выставочная деятельность», «Музейные технологии», «Музейная педагогика», «Проектная технология», «Культурно-исторические и природные ресурсы Тверской области», «Реклама в сервисе». В рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» проводятся он-лайн лекции по теории и истории изобразительного искусства, тематические онлайн-встречи и консультации с сотрудниками Русского музея. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, и выполнения самостоятельных заданий студенты могут индивидуально работать с мультимедийными программами Русского музея, Интернет-ресурсами по русскому изобразительному
искусству, музейному делу и культуре.
В дополнение к занятиям для студентов организуются лектории, которые позволяют более детально осветить исторические и культурологические сюжеты, выходящие за рамки учебной программы: «Великая Отечественная война в советском кинематографе», «Город Калинин в годы Великой Отечественной войны», «Мировая художественная культура и искусство», «Всемирная история живописи».
На базе Музейно-образовательного комплекса проводится учебная и производственная практики, в рамках которых студенты знакомятся с традиционными направлениями музейной деятельности, ролью рекламы в популяризации музеев, возможностями современных информационных технологий в визуализации музейных экспонатов и готовят виртуальные экскурсии и выставки, посвященные ключевым событиям в истории вуза.
Музейные информационные, методические материалы используются для разработки курсовых и выпускных квалификационных работ студентов (Марса-нова Н.Н. «Лекторий «Времен игривое течение» для ИОЦ Русский музей: виртуальный филиал ТвГУ», Одинцова Е.А. «Проект выставки картин «Мир за рамками реальности» художника-сюрреалиста С. Берез-кина в Музейно-образовательном комплексе ТвГУ», Ко-леганова Т.Ю. «Проект фотовыставки «Лишь расцветал бы институт и развивался шире» к 100-летию Тверского учительского института», Маслакова Е.А. «Экскурсионная программа «Сеятель добра» к 200-летию со дня рождения П.П. Максимовича», др.). Все проекты проходят апробацию на музейных площадках и дополняют культурно-просветительскую работу Музейно-об-разовательного комплекса. Например, выпускная квалификационная работа М.В. Степановой «Экскурси-онно-анимационная программа «Казимир Малевич. Разрушая стереотипы» для информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» Тверского государственного университета» получила положительный отзыв сотрудников ФГУК «Русский музей» г. Санкт-Петербурга и вошла в медиатеку музея. На конкурсе выпускных квалификационных работ бакалавров, специалистов и магистрантов по направлениям 100400.62 и 100400.68 «Туризм» и специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», организованном Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса в 2014 г., работа М.В. Степановой заняла I место в номинации «Анимационная деятельность в туризме».
Важным направлением деятельности Музейно-
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
образовательного комплекса является информационная помощь в разработке студенческих музейно-экскур-сионных проектов для участия во всероссийских выставочных и конкурсных программах.
В 2013 и 2014 гг. лучшие программы были представлены во Всероссийском конкурсе в области событийного туризма и Всероссийской открытой ярмарке событийного туризма «Russian open event Expo», которые проходили в выставочном центре «Гостиный двор» г. Москвы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. В целях популяризации туристского потенциала Тверской области на конкурс было представлено несколько студенческих событийных проектов: межрегиональный фестиваль тверского козла, отмеченный дипломом за инновационный подход к развитию событийного туризма в регионе в номинации «Культура»; музейная программа «Казимир Малевич. Разрушая стереотипы»; военно-экскурсионная программа «Калинин в годы Великой Отечественной войны», получившая специальный приз жюри в номинации «Патриотическое воспитание». Помимо конкурсной части презентация проектов осуществлялась посредством рекламных материалов и организации студентами мастер-классов на стенде в дни проведения ярмарки событийного туризма. Участие студентов в столь масштабном туристическом мероприятии наряду с ведущими российскими и зарубежными специалистами в области событийного туризма способствовали приобретению бесценного опыта в сфере туристского, выставочного, анимационного, рекламного сервиса.
В IV Всероссийском открытом конкурсе социальных проектов «Социальное партнерство и предпринимательство в индустрии сервиса, туризма и гостеприимства - 2018», организуемом Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, дипломом III степени в номинации «Развитие территории и местного социума» награжден проект студентов направления «Сервис» ТвГУ «Организация арт-тера-певтической лаборатории для детей и подростков с ограниченными возможностями», включающий разработку комплекса адаптивных творческих практик на базе учебно-тренинговых аудиторий.
Сувенирная мастерская
В 2013 г. по Программе стратегического развития вуза кафедрой социально-культурного сервиса ТвГУ были оборудованы две специализированные учебно-тренинговые аудитории - Сувенирная мастерская и Сервировочный класс.
Мастерская предназначена для организации практических занятий студентов по учебной дисци-
плине «Сувенирный сервис» и обеспечена мультимедийной техникой для демонстрации методических материалов, способствующих изучению истории декоративно-прикладных промыслов и освоению современных приемов сувенирного производства. При помощи специального оборудования (муфельная печь, вышивальная машина, др.) и необходимых материалов студенты приобретают навыки проектирования туристических, корпоративных, событийных сувениров для различных программ и предприятий социокультурной направленности.
В качестве туристических сувениров изготавливаются витражные открытки и открытки в технике скрапбукинг с изображением достопримечательностей г. Твери; глиняные фигурки козла, являющегося символом тверской земли. Изображение козы, олицетворяющей гостеприимство, используется в создании корпоративных сувениров кафедры социально-культурного сервиса - тряпичной куклы-козы, фигурок из глины и папье-маше. Приобретенные навыки применяются студентами для дальнейшей разработки рекламно-суве-нирных материалов своих выпускных проектов и конкурсов профессионального мастерства [7, с. 24].
Сувенирной мастерской организуются ярмарки туристических сувениров в рамках городских культурно-массовых мероприятий и выставки-продажи рождественских и пасхальных подарков. На международном дружеском фестивале «Козловы всех стран, соединяйтесь!», организуемом Музеем козла в Твери, живой интерес вызывают тряпичные куклы-мотанки Козел и Коза, оригинальные фигурки козлов из глины или папье-маше. Особую ценность сувенир приобретает, когда он выполнен самостоятельно в рамках мастер-класса, например, по росписи глиняного козла.
С использованием ресурсов Сувенирной мастерской студентами направления «Сервис» проводятся ежемесячные мастер-классы по изготовлению событийных сувениров для студентов других направлений, учащихся академической гимназии ТвГУ. Подобная практика позволяет развить организационные навыки по подготовке мероприятий, их продвижению среди студенческого сообщества.
В 2018 г. несколько студенческих работ, выполненных в Сувенирной мастерской, были заявлены на Всероссийском фестивале-конкурсе «Туристический сувенир», который проводится с 2015 г. при поддержке федерального агентства по туризму с целью усиления значимости сувенирной продукции как неотъемлемого компонента туристского продукта. В финале регионального этапа Конкурса по Северо-Кавказскому, Южному, Центральному и Северо-Западному федеральным
округам I место в номинации «Сувенир-игрушка» категории эконом-класс заняла кукла Коза, III место в номинации «Сувенир туристического маршрута» категории эконом-класс - сувенирный набор для экскурсионной программы «Поэзия со вкусом» по Пушкинскому кольцу Верхневолжья. По итогам общенационального финала, в котором были представлены 317 работ из 41 региона страны, наивысшую оценку Гран-при в номинации «Сувенир-игрушка» категории эконом-класса получила Кукла Коза. Такое признание профессиональным сообществом свидетельствует о перспективности образовательных практик вуза для дальнейшего развития сувенирного сервиса региона.
Новым опытом в работе Сувенирной мастерской стало изготовление студентами макета памятника Пожарской котлеты для участия во Всероссийском конкурсе идей по созданию культурных достопримечательностей «Культурный след - 2018».
Сервировочный класс
Сервировочный класс создан для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Ресторанный сервис». Аудитория оборудована столовой мебелью (стол, стулья, комод, буфет), текстилем, широким ассортиментом посуды и имитирует обеденную зону ресторана. Во время занятий в Сервировочном классе студенты имеют возможность закрепить знания о разнообразии и предназначении столовых приборов и посуды, освоить различные способы сервировки стола, обучиться правилам столового этикета и обслуживания гостей.
В качестве наглядных пособий регулярно оформляется тематическая сервировка стола к различным событиям - Новый год, Пасха, Осенняя пора, Хэл-лоуин. Важным требованием является не только соблюдение правил сервировки стола, но и оригинальное декоративное оформление, которое наряду со столовым текстилем специально производится в Сувенирной мастерской.
С использованием ресурсов Сервировочного класса проводятся конкурсы профессионального мастерства на лучшую праздничную сервировку стола и кулинарные состязания в рамках ежегодной международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современной сферы гостеприимства».
Приобретенный опыт не только является базовым для осуществления профессиональной деятельности в сфере общественного питания, но и воспитывает художественный вкус при оформлении контактной зоны.
«Русская изба»
Выставочная аудитория «Русская изба» оформлена в 2017 г. из переданных в дар личных предметов преподавателей кафедры социально-культурного сервиса и студентов направления «Сервис» и включает коллекцию этнографических материалов, иллюстрирующих крестьянский быт ХХ в., и сувенирные изделия, имитирующие предметы народного декоративно-прикладного искусства. Учебное помещение разделено на несколько зон. «Красный угол» представлен иконами и обрядовыми предметами. В «Бабьем углу» собрана большая коллекция домашней утвари для приготовления пищи, стирки, прядения. В обеденной зоне расположены лавки, стол и полки с деревянной, берестяной и глиняной посудой. Детская зона оформлена куклами-мотанками, деревянными игрушками.
Собранные предметы позволяют осуществлять различные формы учебной деятельности. В рамках учебной дисциплины «Ресторанный сервис» кухонная и столовая утварь демонстрируется в качестве наглядных материалов при ознакомлении с историей тверской кухни. Предметы быта используются в выставочной деятельности при оформлении тематических экспозиций и организации мастер-классов, посвященных крестьянской культуре. Примером проектной деятельности студентов является разработка серии мастер-классов «Мир русской игрушки» для детей, знакомящих со старыми технологиями изготовления детских игрушек и игровыми практиками.
Арт-буфет «Кафедра»
Арт-буфет «Кафедра» функционирует с 2018 г. в качестве креативной площадки для организации студенческими сообществами культурных мероприятий и учебно-тренингового предприятия программы бакалавриата по направлению «Сервис».
Арт-буфет занимает отдельное помещение в здании студенческой столовой ТвГУ и располагает барной стойкой с холодильным оборудованием и кофе-машиной, обеденной зоной на 24 посадочных места, сценой, выставочными витринами с продукцией Сувенирной мастерской, мультимедийной техникой. Во время проведения культурных мероприятий буфет реализует ограниченный ассортимент готовых изделий промышленного изготовления, горячие напитки.
Предприятие является базой для организации практических занятий в форме тренингов, ролевых игр, мастер-классов и дегустаций по учебной дисциплине «Ресторанный сервис». Исполняя роли официанта и гостя, студенты закрепляют знания и формируют умения по организации процесса обслуживания гостя
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
(встреча, размещение за столиком, прием и исполнение заказа, расчет, прощание). Отдельные тренинги посвящены работе с меню, презентациям блюд, предварительной и исполнительной сервировке стола. Например, лекция «Тверская кухня: история и современность» помимо теоретической части о региональных особенностях питания включает дегустацию селигерского блюда «Серые щи со снетком», приготовленного по старому рецепту.
В заключение следует отметить, учебно-тре-нинговая деятельность является одним из эффективных методов подготовки вузами кадров для сферы гостеприимства. Обучение на базе специализированных аудиторий стимулирует развитие познавательной деятельности обучающихся, готовность к выполнению трудовых функций и формирование адаптивных механизмов к будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Винник А.В. Подготовка кадров для экскурсионного сервиса: современные проблемы и перспективы // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сб. статей участников V Междунар. научно-практ. конф. Тверь, 8-9 декабря 2016 г. Тверь, 2016. С. 44-47.
2. Смирнов С.В. Сущность и основные направления усиления практической ориентированности российского высшего образования // Мир педагогики и психологии. Международный научно-практический журнал. Нижний Новгород. 2017. № 3(8). С. 25-29.
3. Бучилина Т.П. Об особенностях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 30. С. 218-224.
4. Юстус Г.В. Этапы развития тренинговых форм обучения и актуальные сложности // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 3. С. 157-160.
5. Ситжанова А.М. «Лаборатория гостеприимства» - обязательная составляющая при обучении кадров // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2018. С. 1374-1377.
6. Кайдалова Л.Г. Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2014. № 2. С. 24-28.
7. Бодрова Ю.В. Особенности профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса в Тверском государственном университете: к 5-летию кафедры социально-культурного сервиса // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сб. статей участников VI Междунар. научно-практ. конф. Тверь, 7-8 декабря 2017 г. Тверь, 2017. С. 4-35.
References:
1. Vinnik A.V., Training for excursion service: modern problems and prospects. Modern trends in the development of the world, national and regional hospitality industry: proceedings of the V international scientific and practical conference. Tver, 2016, pp. 44-47. (In Russ.).
2. Smirnov S. V., The Essence and the main directions of strengthening the practical orientation of Russian higher education. World of pedagogy and psychology. International scientific and practical journal, no. 3 (8), 2017, pp. 25-29. (In Russ.).
3. Bucilina T.P., About the peculiarities of the competence approach in higher professional education, Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kulturi iiskusstv, no. 30, 2015, pp. 218-224. (In Russ.).
4. Justus G. V., Stages in the development of a training forms of training and actual difficulty, Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitia obrazovania, no. 3, 2015, pp. 157-160. (In Russ.).
5. Sitzhanova A.M., "Laboratory of hospitality" - a mandatory component in the training of personnel, University complex as a regional center of education, science and culture: proceedings of the all-Russian scientific and methodological conference, Orenburg: OSU, 2018, pp. 1374-1377. (In Russ.).
6. Kaidalova L. G., Modern pedagogical technologies as a means of training competent specialists, Scientific result. Series "Pedagogy and psychology of education", no. 2, 2014, pp. 24-28. (In Russ.).
7. Bodrova Yu. V., Peculiarities of professional training of personnel for the sphere of service of the Tver state University: the 5th anniversary of the Department of socio-cultural service, Modern trends in the global, national and regional hospitality industry: proceedings of the VI International scientific and practical Conference. Tver, 2017, pp. 4-35. (In Russ.).