Научная статья на тему 'Опыт Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова по усилению практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ «Бакалавр по направлению Туризм» и «Магистр по направлению Туризм»'

Опыт Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова по усилению практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ «Бакалавр по направлению Туризм» и «Магистр по направлению Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ / EDUCATIONAL STANDARD / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / PROFESSIONAL SKILLS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Андрей Юрьевич

Статья посвящена опыту реализации практико-ориентированного образования на направлении «Туризм» в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Данные требования устанавливаются ФГОС 3 и 3+ и диктуются реальным рынком труда. Практико-ориентированный подход достигается через внедрение интерактивных форм обучения, привлечение к преподаванию практиков туристской индустрии, организацию различного рода практик, максимально связанных с будущей профессиональной деятельностью студента, проведение учебных поездок и внеаудиторных занятий для студентов. Важным фактором, повышающим сопряженность образовательного процесса на направлении «Туризм» с реальными потребностями туристского бизнеса, является формулирование конечных результатов в виде конкретных профессий. Такой подход позволяет организовывать образовательные модули в соответствии с требованиями турбизнеса. Важной формой формирования бизнес-мышления у студентов, обучающихся по направлению «Туризм», является их работа в ходе семинарских занятий над проектированием конкретных программ или объектов по заказу муниципальных или коммерческих учреждений. В отличие от бакалавриата, для уровня магистратуры при обучении в Ярославском государственном университете формулируются профессиональные ориентиры, связанные с управлением предприятиями туристской индустрии, управлением территориями, а также проектированием территориальных туристско-рекреационных комплексов. Востребованность выпускников университета на предприятиях туриндустрии является показателем успешности данного подхода в педагогической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.G. DEMIDOV STATE UNIVERSITY’S EXPERIENCE OF STRENGTHENING THE PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF THE BACHELOR’S AND MASTER''S PROGRAMMES IN TOURISM

The article focuses on the implementation of a practice-oriented education in Bachelor’s and Master's programmes in tourism in P.G. Demidov Yaroslavl State University. These requirements are set by the Federal State Educational Standard 3 and 3+ and are dictated by the real labor market. The practice-oriented approach is achieved through the applying of interactive training forms, involving of experts in tourism industry, organization of various kinds of practices associated with real activity, realization training trips and extracurricular students’ activities. An important factor of increasing the connection of the educational process with the actual needs of the tourism business is the formulation of final results in the form of specific professions. This approach allows organizing training modules in accordance with the tourist industry requirements. An important form of the formation of business thinking in students, who are studying tourism, is their work at workshops on the development of specific programs or objects by request the municipal or commercial establishments. In contrast to the bachelor degree course for master course at the Yaroslavl State University are formulated professional guidelines relating to the enterprise management in the tourism industry, territory management, as well as the development of territorial tourism and recreation complexes. The high demand of the University graduates at the enterprises of the tourism industry proves the success of this approach in the educational field.

Текст научной работы на тему «Опыт Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова по усилению практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ «Бакалавр по направлению Туризм» и «Магистр по направлению Туризм»»

СЕКЦИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 338.484 Б01: 10.12737/19733

ОПЫТ ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА ПО УСИЛЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ «БАКАЛАВР ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТУРИЗМ» И «МАГИСТР ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТУРИЗМ»

Данилов Андрей Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой регионоведения и туризма, obnor@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»,

г. Ярославль, Российская Федерация

Статья посвящена опыту реализации практико-ориентированного образования на направлении «Туризм» в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Данные требования устанавливаются ФГОС 3 и 3+ и диктуются реальным рынком труда. Практико-ориентированный подход достигается через внедрение интерактивных форм обучения, привлечение к преподаванию практиков туристской индустрии, организацию различного рода практик, максимально связанных с будущей профессиональной деятельностью студента, проведение учебных поездок и внеаудиторных занятий для студентов. Важным фактором, повышающим сопряженность образовательного процесса на направлении «Туризм» с реальными потребностями туристского бизнеса, является формулирование конечных результатов в виде конкретных профессий. Такой подход позволяет организовывать образовательные модули в соответствии с требованиями турбизнеса. Важной формой формирования бизнес-мышления у студентов, обучающихся по направлению «Туризм», является их работа в ходе семинарских занятий над проектированием конкретных программ или объектов по заказу муниципальных или коммерческих учреждений.

В отличие от бакалавриата, для уровня магистратуры при обучении в Ярославском государственном университете формулируются профессиональные ориентиры, связанные с управлением предприятиями туристской индустрии, управлением территориями, а также проектированием территориальных туристско-рекреационных комплексов. Востребованность выпускников университета на предприятиях туриндустрии является показателем успешности данного подхода в педагогической сфере.

Ключевые слова: ФГОС, практико-ориентированный подход, формирование профессиональных навыков

Туристское образование в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова реализуется с 2003 года. В 2006 году была создана профильная выпускающая кафедра регионоведения и туризма.

Ныне образовательный процесс по направлению «Туризм» регулируется ФГОС 3 поколения, утвержденным Приказом № 489 Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г., а 17.08.2015 утвержден ФГОС 3+ «Туризм», уровень магистратуры. Аналогичный документ для уровня «бакалавр туризма» введен 14.12.2015.

Ныне действующие стандарты устанавливают высокие требования по реализации в ходе учебного процесса практико-ориентированного подхода, раскрывающегося через формируемые у студентов в ходе освоения образовательной программы профессиональных компетенций. Ряд специалистов определяют это как процесс формирования бизнес-мышления [3, 6]. Важным аспектом повышения востребованности выпускников направления «Туризм» является тесная связь образовательного процесса с отраслевыми организациями.

Существуют три основных варианта понимания практико-ориентированного образования. В наиболее узком понимании это максимальное погружение студентов в профессиональную сферу в ходе освоения учебных дисциплин и практик [1, С. 44-45]. Другие исследователи делают акцент в реализации практико-ориентированного подхода на технологиях обучения и моделировании бизнес-процессов в ходе образовательной деятельности [5]. Наконец, третий вариант понимания практико-ориентированного образования сформулировал и проанализировал в ряде своих работ Ф. Г. Ялалов, считая, что раскрыться такое образование может только в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает интерактивность образовательного процесса и его активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала зависит от потребности в решении практической задачи [8, 9, 10].

Одним из важнейших путей актуализации содержания туристского образования и усиления востребованности выпускников на рынке труда является конкретизация результатов образования для выпускника не только в компетенциях, но и в обозначении конкретных профессий, приобретаемых ими. Ныне действующие стандарты не требуют обязательного декларирования вузом, реализующим ту или иную образовательную программу конкретного профиля. Учитывая специфику рынка труда в российской провинции, где наиболее востребованы специалисты широкого профиля, способные реализовывать себя в нескольких смежных сферах, кафедра регионоведения и туризма приняла решение обеспечить максимальную многопрофильность образовательной

программы, границы которой, естественно, определяются сферой туризма и гостеприимства. Возможность такого подхода достигается в т.ч. и в связи с тем, что кафедра располагает преподавателями, имеющими опыт работы экскурсионной, туроператорской, турагентской, гостиничной, музейной деятельности, а также в государственных учреждениях сферы туризма.

На стадии формирования учебного плана были определены следующие профессии для уровня бакалавриата: менеджер турагентства; менеджер туроператорской компании; экскурсовод-гид-сопровождающий; менеджер экскурсионной компании; аниматор -организатор анимационных услуг в туризме; управляющий малым коммерческим музеем; инструктор спортивно-оздоровительного туризма; специалист по туризму государственных и муниципальных учреждений, регулирующих сферу туризма. В ходе обучения студенты, естественно, в рамках курсов по выбору реализуют индивидуальную образовательную траекторию и овладевают определенными профессиями. Так, например, профессия экскурсовода осваивается в ходе обучения посредством изучения таких дисциплин, как «История Ярославского края», «Культура Ярославского края», «Теория и практика экскурсионной деятельности», «Памятники архитектуры», «Храмовая живопись», «Практикум экскурсионной деятельности», «Профессиональный иностранный язык», «Речевые коммуникации», которые объединяются в соответствующие модули.

Для уровня магистратуры были обозначены следующие профессии: управляющий (директор) турагентства или туроператора; гид-переводчик; ведущий специалист (консультант), руководитель государственных и муниципальных учреждений сферы туризма; специалист аналитических организаций в сфере туризм, а также управляющий туристским объектом (аттракцией). Это соотносится с тем, что во ФГОС уровня «Магистр туризма» большое внимание уделяется именно аналитическим и управленческим компетенциям, а также освоению процессов проектирования различных компонентов туристской деятельности, в т. ч. развития территорий.

Через призму формирования знаний, умений и владений навыками, которые необходимы для конкретных профессий, составлялся учебный план, подбирались дисциплины. При этом на данном этапе проводились консультации с определёнными специалистами.

Вовлечение в процесс формирования учебных планов, а также в непосредственный процесс обучения специалистов-практиков сферы туризма является обязательной составляющей успешного функционирования практико-ориентированного образования [2, С. 12]. К сожалению, современные требования по трудоустройству не способствуют в

вузах активизации процесса привлечения практиков к преподаванию: необходимость получения справки о несудимости, сдача комплекса анализов в медучреждениях -серьезный барьер для легализации трудоустройства в качестве преподавателей имеющих большую загруженность по основному месту работы практиков. Вместе с тем, несмотря на это препятствие, ряд представителей турбизнеса изъявляют желание иметь педагогическую практику, видя в этом возможность поделиться своим опытом, проговорить и таким образом уточнить для себя какие-либо задумки по ведению бизнеса. К тому же мотивирующим для них аргументом является возможность продвижения собственного бизнеса среди потенциальных профессиональных потребителей, отбора квалифицированных кадров для своего предприятия, получение аналитических материалов в виде результатов курсовых и дипломных работ. На направлении «Туризм» дисциплину «Технологии гостиничного дела» ведет заместитель директора гостиницы «Турист»; дисциплина «Инновации в туризме» читается одним из руководителей фирмы «Я-туроператор», преподавание «Документационного обеспечения туристской деятельности» осуществляется директором сети турагентств «Яроблтур», а курс «Деловой туризм» читается вообще коллективно руководством многопрофильной компании «Волга-тур» (главного специалиста по организации деловых турсобытий в Ярославской области).

Другой формой привлечения специалистов к процессу преподавания является организация разовых лекций представителей турбизнеса как в стенах университета, так на их предприятиях. Только за один год для студентов были проведены встречи с начальником отдела развития туризма мэрии г. Ярославля; руководителем одного из офисов страховой компании «Ресо-гарант»; директором гостиницы «Парк-Инн-Ярославль»; директором отдела внутреннего туризма компании «Яроблтур», начальником отдела стратегического планирования туроператора «Музенидистревел», шеф-поваром ресторана «РаиЫпег». Подобные встречи позволяют «встряхнуть» студентов, усилить их мотивацию к дальнейшему обучению, актуализировать получаемые ими знания.

Важным аспектов в повышении практической составляющей даже в теоретическом обучении является проведение семинаров, а также написание курсовых работ по запросам представителей индустрии туризма - как предпринимателей, так и государственных учреждений. Эффективным способом формирования бизнес-мышления, ориентированного на достижения конкретных результатов, стало внедрение в образовательный процесс циклов практических занятий, в ходе которых студенты работают в малых группах над созданием конкретного сформулированного внешним заказчиком проекта [4, 7]. Студенты ЯрГУ неоднократно создавали проекты по заказу

руководителей муниципальных образований (например, для Борисоглебского района была создана экскурсионно-анимационная программа «Шереметьевская жемчужина», а для Некрасовского района - «По следам Некрасова и в шутку, и всерьез»). Студенткой А. Хрусталёвой в 2015 году по заказу Администрации Мышкинского района в рамках написания дипломной работы была разработана Стратегия развития туризма Мышкинского муниципального района. Ряд заявок поступает от частных предпринимателей: так в 2015 году были созданы проекты «Музея традиционных напитков» для предпринимателя из с. Великое (Гаврилов-Ямский район) и анимационной программы «Всё для фронта, всё для победы» для Центра туризма и отдыха «Русский парк» (г. Переславль-Залесский). Тесное сотрудничество с реальным бизнесом приносит свои плоды. Так, в 2014 году на проводимом Национальной Академией туризма конкурсе выпускных работ первое место получил диплом выпускницы ЯрГУ А. Красавиной, выполненный в тесном контакте с крупнейшим туроператором Ярославской области «Яроблтур». Первенствовали наши студенты и на 1-м Молодежном туристском форуме «Город N. Перезагрузка», получив первые места как в конкурсе домашних проектов, так и в основном конкурсе, в котором они создавали проекты по заказу Администраций муниципальных образований.

О последнем мероприятии стоит сказать особо. Его проведение - плод совместной работы ЯрГУ с двумя профильными ведомствами Администрации Ярославской области: Агентством по туризму и Агентством по делам молодежи. Идея мероприятия укладывается в общую идеологию и принципы усиления практико-ориентированности в туристском образовании. В течение пяти дней студенты под руководством опытных модераторов проектировали объекты, отобранные Администрацией Ярославской области из поступивших заявок от муниципальных образований и частных предпринимателей. Всего на Форуме участвовали студенты 12 вузов 9-ти регионов России. Им было предложено 11 объектов, а экспертами, оценивавшими студенческие проекты, были представители туриндустрии, Администрации области, преподаватели высшей школы. Итоги Форума показали высокий уровень его участников и прикладную значимость его результатов.

В этом году Агентство по туризму Ярославской области (государственный орган, регулирующий сферу туризма в регионе) сформулировало более десятка тем магистерских диссертаций, что позволит решать насущные проблемы управления туристской отраслью региона силами обучающихся в вузе, а их самих мотивировать к решению государственно и социально значимых задач.

Естественно, что в максимальной связи с реальным туристским бизнесом строятся и студенческие практики. Студенты ЯрГУ проходят практику в турфирмах, гостиницах, предприятиях питания, государственных органах сферы туризма, экскурсионных организациях, тематических парках и музеях Ярославской и соседних областей. В большинстве случаев они выполняют конкретные работы и задания, полностью погружаясь в реальный туристский бизнес. Формулируемые курсовые и дипломные работы зачастую в дальнейшем пишутся на материалах, полученных на практиках. Есть у ЯрГУ базы практики и за пределами региона - в Краснодарском крае (Сочи, Анапа, Геленджик), в Турции и в Греции (компании «Натали Турс» и «Музенидистревел»), в Карелии. Но руководство кафедрой и конкретные преподаватели акцентируют внимание студентов на применение своих профессиональных компетенций в Российской Федерации, считая важной целью высшего профессионального образования выполнение социально значимых задач, в число которых входит развитие внутреннего туризма.

Для усиления востребованности конкретных знаний выпускников мы учли географию наших абитуриентов, среди которых значительную долю составляют абитуриенты из Костромской, Вологодской, Ивановской, Архангельской областей, Коми республики. В ходе преподавания дисциплины «Туристские ресурсы России» особое внимание уделяется этим территориям, при изучении других дисциплин, а также при выборе курсовых и выпускных квалификационных работ студентам предлагается изучать собственные территории, что позволяет им в дальнейшем легко адаптироваться на своей малой Родине, несмотря на то что образование было получено в другом регионе.

Литература

1. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. - 2002. - Вып.6. - С. 43-46.

2. Горьканова Л.В. Модульное обучение как педагогическая технология, используемая при практико-ориентированной подготовке кадров индустрии туризма // Материалы международной конференции Оренбургского государственного университета. [Электронный ресурс]: URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf info/conf6/17.pdf (дата обращения: 12.11.2015).

3. Джанджугазова Е.А., Агамирова Е.В. Практико-ориентированное обучение как ключевой фактор развития образования в сфере сервиса и туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2010. - №1. - С. 80-83.

4. Егошина Н. М. Формирование профессионально важных качеств студентов в

учебном проектировании: на примере туристского вуза: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 237 с.

5. Карюкина О. А. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов. [Электронный ресурс]: URL: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/11/16/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-podgotovke (дата обращения: 12.11.2015).

6. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма: монография / Е.С. Сахарчук. - М.: изд-во «Русайнс», 2015. - 164 с.

7. Скамницкий А.А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. - М., 2006. - 247 с.

8. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1.

9. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Эйдос. [Электронный ресурс]: URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 07.10.2015).

10. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. - 2015. - № 2. - С. 326-330.

P.G. DEMIDOV STATE UNIVERSITY'S EXPERIENCE OF STRENGTHENING

THE PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION

OF THE BACHELOR'S AND MASTER'S PROGRAMMES IN TOURISM

Andrey Danilov, PhD in Historical sciences, Head of Department of Regional Study and

Tourism, e-mail: obnor@mail.ru

P.G. Demidov Yaroslavl State University Yaroslavl, Russian Federation

The article focuses on the implementation of a practice-oriented education in Bachelor's and Master's programmes in tourism in P.G. Demidov Yaroslavl State University. These requirements are set by the Federal State Educational Standard 3 and 3+ and are dictated by the real labor market. The practice-oriented approach is achieved through the applying of interactive training forms, involving of experts in tourism industry, organization of various kinds of practices associated with real activity, realization training trips and extracurricular students' activities. An important factor of increasing the connection of the educational process with the actual needs of the tourism business is the formulation of final results in the form of specific professions. This approach allows organizing training modules in accordance with the tourist industry requirements. An important form of the formation of business thinking in students, who are studying tourism, is their work at workshops on the development of specific programs or objects by request the municipal or commercial establishments.

In contrast to the bachelor degree course for master course at the Yaroslavl State University are formulated professional guidelines relating to the enterprise management in the tourism industry, territory management, as well as the development of territorial tourism and recreation complexes.

The high demand of the University graduates at the enterprises of the tourism industry proves the success of this approach in the educational field.

Keywords: Educational Standard, practice-oriented approach, professional skills formation

References

1. Vetrov Ju., Klushina N. Praktiko-orientirovannyj podhod [Practice-oriented approach]// Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2002. Issue.6. Pp. 43-46.

2. Gor'kanova L.V. Modul'noe obuchenie kak pedagogicheskaja tehnologija, ispol'zuemaja pri praktiko-orientirovannoj podgotovke kadrov industrii turizma [Module education as pedagogical technology used in the practice-oriented training of tourism industry] // Materialy mezhdunarodnoj konferencii Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the International Conference of Orenburg State University]. URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf6/17.pdf (Accessed on: 12.11.2015).

3. Dzhandzhugazova E.A., Agamirova E.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie kak kljuchevoj faktor razvitija obrazovanija v sfere servisa i turizma [Practice-oriented education as a key factor of education in the sphere of service and tourism] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Turism: Current Challenges]. 2010. №1. Pp. 80-83.

4. Egoshina N.M. Formirovanie professional'no vazhnyh kachestv studentov v uchebnom proektirovanii: na primere turistskogo vuza [Forming professionally important qualities of students in educational planning: by the example of university for tourism]: Dissertatsiya kandidata pedagogicheskih nauk [Candidate of Pedagogic thesis]. Мoscow, 2005. 237 p.

5. Karjukina O.A. Praktiko-orientirovannyj podhod v podgotovke specialistov [Practice-oriented approach to training]. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/11/16/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-podgotovke (Accessed on: 12.11.2015).

6. Saharchuk E.S. Analiz zarubezhnyh model ej podgotovki kadrov dlja sfery turizma: monografija [Foreign models of professional training for the tourism industry: a monograph]. Moscow: Publishing House "RUSAJNS", 2015. - 164 p.

7. Skamnickij A.A. Modul'no-kompetentnostnyj podhod i ego realizacija v srednem professional'nom obrazovanii [Modular-competence approach and its implementation in secondary professional education]. Мoscow, 2006. 247 p.

8. Soljankina L.E. Model' razvitija professional'noj kompetentnosti v praktiko-orientirovannoj obrazovatel'noj srede [The development model of professional competence in the practice-oriented educational environment]// Proceedings of Voronezh State Pedagogical University. 2011. № 1.

9. Jalalov F.G. Dejatel'nostno-kompetentnostnyj podhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniju [Activity and competence approach to the practice-oriented education] // Ejdos [Eydos]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (Accessed on: 07.10.2015).

10. Jalalov F.G. Professional'naja mnogomernost': mnogomernye kompetencii [Professional multidimensionality: multidimensional competencies]// Filologija i kul'tura [Philology and Culture]. 2015. № 2. Pp. 326-330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.