Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахматова Т.А.

В статье рассматривается значение воздушного транспорта для российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

ТРАНСПОРТА В РОССИИ // Экономика и социум. - 2014. - №2-3(11). - С. 979-984.

Ахматова Т.А. студент МАДИ

ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается значение воздушного транспорта для российской экономики.

Ключевые слова: транспорт, воздушный транспорт.

Народнохозяйственная эффективность воздушного транспорта заключается также в том, что, беря на себя значительную часть пассажирских перевозок, воздушный транспорт позволяет железнодорожному транспорту сократить число пассажирских поездов, увеличить размеры грузового движения. Подсчитано, что выполнение гражданской авиацией 1 млрд.пассажиро-км равнозначно отправлению 1 тыс. пассажирских поездов. Это позволяет увеличить пропускную способность железных дорог и за счет этого отправить дополнительно 2 тыс. грузовых составов и перевезти 4,5 млн. т грузов.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести:

- зависимость регулярности движения самолетов от метеорологических условий. В весенне-летний период регулярно выполняются 90 % запланированных рейсов, в осенне - зимний - до 70 %;

- высокую себестоимость перевозок.

Наиболее полное использование технико-экономических особенностей воздушного транспорта будет способствовать дальнейшему возрастанию роли гражданской авиации, а по мере совершенствования авиационной техники - улучшению показателей «регулярность движения» и «себестоимость перевозок», по которым воздушный транспорт уступает в ряде случаев другим средствам сообщения.

Менее 1% грузооборота приходится на воздушный транспорт. Но, осуществляя перевозку грузов с высокой скоростью, он способствует повышению экономических показателей работы тех отраслей народного хозяйства, которые пользуются его услугами, так как быстрая доставка грузов позволяет значительно сократить время пребывания их в пути.

Около 15% общего объема грузовых перевозок в настоящее время составляют авиаперевозки, которыми перевозятся самые разнообразные грузы. Главное место занимают среди них грузы материально-технического снабжения промышленных предприятий и новостроек (различные машины, механизмы и детали, запасные части, измерительные приборы, электротехническое и радиотехническое оборудование, аппаратура, инструмент, провод, кабель и др. - примерно 65 - 75 %), скоропортящиеся

грузы (15 - 20 %) и прочие виды грузов.

Воздушный транспорт перевозит опасные грузы: ядовитые, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и др. Благодаря высокой скорости доставки, минимуму перегрузок, возможности изоляции от опасного соседства с другими грузами достигается наибольшая безопасность перевозки таких грузов. К числу грузов, перевозимых воздушным транспортом, относятся кинофильмы, некоторые товары широкого потребления, а также особо ценные грузы - драгоценные металлы и камни, пушнина, произведения искусства, антикварные предметы и т. д.

Возросшие возможности гражданской авиации( ввод в эксплуатацию скоростных самолетов большой грузоподъемности), увеличение скорости доставки, рост производства в промышленности и сельском хозяйстве, привел к высоким темпам роста грузовых перевозок.

Кроме транспортной работы (перевозка пассажиров, почты и грузов), гражданская авиация осуществляет распыление удобрений и химических средств защиты растений, а также другие работы в сельском и лесном хозяйствах; обеспечивает геологические, географические, рыбопромысловые и метеорологические разведки, участвует в сооружении линий электропередачи, нефтяных и буровых вышек, монтаже высоких заводских труб, в укладке нефтепроводов в заболоченных районах, используется в медицинских целях.

Особое место в разветвленной сети воздушных путей сообщения принадлежит международным линиям, развитию которых способствует не только миролюбивая внешняя политика, но и стремление нашей страны к деловому сотрудничеству.

Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем сообщении).

Для перевозки срочных грузов, для выполнения работы при строительстве трубопроводов, мостов, для участия в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла, также используется воздушный транспорт.

Вертолеты также играют большую роль в перевозках грузов и пассажиров - в районы Крайнего Севера и приравненных к нему территориях они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем

степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение.

По своим функциям воздушный транспорт относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Использованные источники:

1. Подхалюзина В.А. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ // Экономика и социум. - 2014. - №2-3(11). - С. 985-990.

2. Подхалюзина В.А. О СОСТОЯНИИ ПРОИЗВОДСТВА ГРУЗОВИКОВ В РОССИИ В 2014 ГОДУ // АВТОМОБИЛЬ. ДОРОГА. ИНФРАСТРУКТУРА. - 2014. - №2(2). - С. 35.

3. Подхалюзина В.А. ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В 2014 ГОДУ // Экономика и социум. - 2014. - №2-3(11). - С. 990-997.

4. Подхалюзина В.А. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ АВТОИНДУСТРИИ // АВТОМОБИЛЬ. ДОРОГА. ИНФРАСТРУКТУРА. - 2014. - №2(2). - С. 34.

5. Подхалюзина В.А. Экономика предприятия (организации). - М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2015. - 232 с.

6. Подхалюзина В.А. Влияние выбора стратегии выхода на внешние рынки на эффективность функционирования автотранспортного предприятия // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

7. Подхалюзина В.А. Особенности выбора маркетинговой стратегии автотранспортного предприятия // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

8. Подхалюзина В.А. Современные стратегии проникновения на внешние рынки // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

9. Подхалюзина В.А. Причины и основные факторы возникновения рисков в деятельности автотранспортных предприятий // Экономика и социум. -2015. - №2(15).

10. Подхалюзина В.А. Функционирование автотранспортного предприятия в условиях риска // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

11. Подхалюзина В.А. Маркетинговые стратегии эффективного функционирования автотранспортного предприятия на международных рынках // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

12. Подхалюзина В.А. Финансовая безопасность автотранспортных предприятий // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

13. Подхалюзина В.А. Основные черты рисков функционирования автотранспортных предприятий // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

14. Подхалюзина В.А. Таможенные риски при трансграничных перемещениях // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

15. Подхалюзина В.А. Факторы, влияющие на проникновение российского

автотранспортного предприятия на внешние рынки // Экономика и социум. -2015. - №2(15).

16. Подхалюзина В.А. Автомобильная промышленность Калужской области в современных условиях // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

17. Подхалюзина В.А. Пассажирский транспорт Москвы в условиях кризиса // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

18. Подхалюзина В.А. Грузовой транспорт Иркутской области и его влияние на экономику региона // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

19. Подхалюзина В.А. Современное состояние наземного пассажирского транспорта Московской области // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

20. Подхалюзина В.А. Основные направления развития транспортной системы Москвы // Экономика и социум. - 2015. - №2(15).

Ахматова Т.А. студент МАДИ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АВИАПЕРЕЛЕТОВ Аннотация. В статье проводится анализ качества авиаперелетов в России.

Ключевые слова: транспорт, воздушный транспорт.

Обеспечение национальной безопасности России, социально-экономические отношения в стране во многом зависят от состояние развития воздушного транспорта. На функционирование воздушного транспорта, как показало последнее десятилетие, существенное влияние оказывает кроме состояния экономики и система управления отраслью. В 2013 году завершено строительство и реконструкция аэровокзальных комплексов в аэропортах Санкт-Петербурга, Казани, Сочи, Благовещенска, Москвы (Внуково), Самары, введено в эксплуатацию после реконструкции шесть взлётно-посадочных полос в аэропортах Казани, Пензы, Москвы (Внуково), Магадана, Абакана, Бугуруслана.

Объём перевозок пассажиров авиационным транспортом вырос на 14% к уровню прошлого года и составил почти 85 млн пассажиров, из которых половина перевезена на внутренних рейсах. Около миллиона тонн составил объем грузов коммерческих перевозок транспортной авиации.

Всего аэропортами в 2013 году обслужено более 140 млн пассажиров иностранных и российских авиакомпаний. По региональным маршрутам перевезено 8,5 млн пассажиров внутри и между субъектами Российской Федерации (исключая Москву). При этом если темпы роста в данном сегменте воздушных перевозок начиная с 2000 года составляли не более 34% в год, то в 2013 году этот показатель возрос до 15%. Таким образом, принятые Правительством меры по развитию региональных авиаперевозок позволили заметно улучшить ситуацию.

Пять программ субсидирования перевозок было реализовано в 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.