Научная статья на тему 'Значение воспитательной работы в подготовке будущего врача'

Значение воспитательной работы в подготовке будущего врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / UP-BRINING WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / STUDENTS SELF-GOVERNING / HEALTHY LIFE-STYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Владимир Алексеевич, Павлова Наталья Владимировна, Улупова Галина Александровна

В статье рассматривается значение воспитательной работы в вузе в процессе подготовки молодого специалиста. Освещается опыт воспитательной работы в Тверской государственной медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of the up-bringing work at training doctor's professional competence

The significance of up-brining work in the process of specialists' training is considered. The experience of the extra-curriculum up-brining work in Tver State Medical Academy is given.

Текст научной работы на тему «Значение воспитательной работы в подготовке будущего врача»

KALINKINA. IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL PROGRAMS AT TVER STATE MEDICAL ACADEMY

Successful implementation of international programs is essential to maintain compliance of Tver State Medical Academy with modern educational and research standards. The Academy has been conducting comprehensive project with Saarland University (Germany) for 16 years in the following directions: human molecular genetics, endoscopic surgery, pediatric cardiology, ophthalmic surgery. In cooperation with MASHAV (Israel) TverSMA is involved in Russian-Israeli programs aimed to improve quality of public health, nursing education and practice in Tver, Tver Region and other regions of Russia. Distance learning technologies are an important tool in collaboration with Bicon Dental (USA). The crucial role is given to participation of TverSMA departments and academic staff in international academic contests to raise external funding.

Key words: Tver State Medical Academy, international academic collaboration, Saarland University, MASHAV, Bicon Dental, distance learning technologies, fundraising.

в.а. Дмитриев, начальник Значение

управления по воспитательной воспитательной работы работе с

Н.В. ПАВЛОВА, доцент в п°ДГ°т°вКе будуЩеГ°

Г.А. УЛУПОВА, доцент врача

В статье рассматривается значение воспитательной работы в вузе в процессе подготовки молодого специалиста. Освещается опыт воспитательной работы в Тверской государственной медицинской академии.

Ключевые слова: воспитательная работа, профессиональная компетенция, творческое саморазвитие, студенческое самоуправление, здоровый образ жизни.

Целью воспитания студента в условиях вузовского образования является развитие духовно и физически здоровой, интеллигентной, высокогражданственной, гуманистически ориентированной,социально активной, профессионально-творческой личности. Профессиональные компетенции современного врача включают не только актуальную квалифицированность, но и когнитивную готовность, коммуникабельность, креативные способности, понимание тенденций и основных направлений развития выбранной специальности, осознанное позитивное отношение к врачебной деятельности, культурную восприимчивость. Помимо прочего, эти личностные качества способны повысить конкурентоспособность молодого специалиста в современных условиях.

Приоритетной задачей воспитания студентов в нашей академии является ориентация студентов на непрерывное творческое саморазвитие. Поставленная задача достигается путем как непосредственного управляющего воздействия воспитывающей среды на личность студента и его мотивацию, так и опосредованного воздействия на воспитывающую среду с целью создания оптимальных условий для развития определенных качеств личности. Организация внешней среды, проведение акций, мероприятий стимулирует интерес студентов, их потребность в познании, самоанализе и признании.

Идейно-воспитательная работа с молодежью проводилась в вузе параллельно с учебным процессом с первых дней его деятельности в нашем городе (1954 г.): за каж-

дои студенческой группой закреплялись кураторы, создавались студенческие научные общества, строительные отряды, организовывалась система землячеств для работы с иностранными студентами, проводились студенческие вечера и спортивные мероприятия. В 1994 г. составляющие студенческого движения были значительно расширены, но с ориентиром на заложенные традиции и мнение педагогов, что «критерием качественного выдвижения воспитательных задач должны быть реальность, конкретность, достижимость» [1]. В 2007 г. в штатном расписании академии было закреплено новое подразделение - управление по воспитательной работе (УВР), деятельность которого осуществляется на основе Концепции по воспитательной работе, утвержденной на заседании Ученого совета академии. Использование программно-целевого метода позволяет существенно повысить качество и улучшить количественные показатели воспитательной деятельности [2].

Студенты, обучающиеся в ТГМА, вовлекаются в воспитательный процесс с первых дней обучения. Самым первым, ярким событием для них традиционно является 1 сентября. В этот день перед первокурсниками с напутственными словами выступают представители администрации города и области, духовенства, ректор и деканы. В торжественной обстановке студентам вручаются студенческие билеты и Памятка первокурсника. Завершается праздник концертом, в котором участвуют лучшие вокалисты и танцоры - студенты, аспиранты, преподаватели. В Памятке первокурсника есть информация об академии, кафедрах, нормативной базе, правах и обязанностях учащихся ТГМА. Памятка призвана помочь вчерашним школьникам почувствовать себя свободно и уверенно в новой для них среде. Есть в ней и сведения о структуре УВР, куда входят клуб «Здоровый образ жизни», отряды «Правопорядок», «Милосердие», «Спаса-

тель », антинаркотический десант, Центр культуры и искусств, поэтический клуб «Голоса», фотостудия «Мгновение», объединение журналистики «Аба-ЖУР», клуб «Что? Где? Когда? », спортивный клуб, клуб спелеологов и дайвинга. Благодаря такой информации каждый студент может выбрать занятие по душе в самом начале своей жизни в академии. Далее в течение всего учебного года в соответствии с планом УВР студент может участвовать в ежегодно проводимых мероприятиях, таких как Третий трудовой семестр, День донора, конкурсные вечера и др. А 25 января, в День студента, студенты, принимающие активное участие в научной, обще-ственной,культурной,спортивной жизни академии, могут встретиться с ректором и обсудить свои планы, успехи и проблемы на традиционных «Ректорских посиделках».

Важной формой воспитательной работы является развитие у будущих врачей стремления к постоянному самообразованию, расширению объема полученных профессиональных знаний, постижению ново-

го. В этом студентам помогает Совет молодых ученых (до 2000 г. - Совет студенческих научных обществ). В академии ежегодно проводятся итоговые конференции студенческих научных обществ, заседания Школы молодых ученых, где студентов учат работать с научной литературой, знакомят со структурой научных работ, организуют для них поездки с докладами в другие вузы России. Многие кружковцы начинают научную работу на младших, теоретических курсах и продолжают ее на протяжении всего времени обучения в академии, обогащая свои исследования, используя новые знания и практический опыт, полученный на других кафедрах. Подобная преемственность способствует не только расширению и углублению знаний, но и их осмысленному интегрированию, что позволяет формировать у студентов клиническое мышление, умение концептуально обосновать применение тех или иных методов лечения, способствует пониманию единства теории и практики.

Одним из направлений работы УВР является координация кураторской деятельности. Куратор из числа преподавателей кафедр закрепляется за каждой группой студентов, с ней он работает в течение учебного года. Эффективная система кураторства обеспечивает непосредственную помощь студентам в адаптации к новым социальным условиям, способствует становлению активной жизненной позиции студентов, формированию у них профессионально значимых качеств. Задача куратора - ориентировать студента в поиске направлений для реализации его личностного и творческого потенциала в образовательной и общественной деятельности. Особое внимание уделяется студентам первого курса, наиболее остро переживающим издержки процесса вхождения в вузовскую жизнь.

В настоящее время институт кураторов переживает трудные времена. С одной стороны, есть сознание его необходимости, с другой - нужен поиск новых форм этой

работы в условиях недостаточности нормативно-правовой базы деятельности кураторов, практически полного отсутствия ее научно-методического обеспечения и целевого финансирования [3]. Мы также ищем оптимальные варианты практической организации этого важнейшего элемента воспитательной системы. Для повышения эффективности мониторинга работы кураторов разработаны образец журнала куратора, унифицированные формы семестрового и годового отчетов. Заслуживает внимания и предложение Совета студенческого самоуправления о назначении в группы первокурсников кураторов-старшекурсников. Мы считаем, что это очень перспективное направление работы. Во-первых, между студентами складываются более доверительные отношения, чем между преподавателем и студентом, во-вторых, студент-куратор лучше понимает проблемы первокурсника, так как недавно сам их испытывал, и, наконец, подобная работа дисциплинирует и самого старшекурсника. Для поддержания имиджа наставника и источника опыта студент-куратор вынужден сам быть образцовым студентом, читать специальную литературу по педагогике. Учитывая, что основные преподавательские кадры в вузе составляют выпускники академии, школа молодого куратора является хорошей базой для овладения педагогическим мастерством молодыми специалистами.

Студенческий отряд «Милосердие» был создан в 1996 г., когда в Тверское отделение Союза пенсионеров России обратилась группа студентов медицинской академии. Они выдвинули предложение организовать помощь на дому одиноким пожилым пенсионерам и инвалидам и нашли поддержку в лице Агнии Леонтьевны Сатановой, заместителя председателя этой организации. «Наша главная бабушка» - так называют Агнию Леонтьевну студенты. Именно она предоставляет списки одиноких пожилых людей, нуждающихся в помощи, контро-

лирует работу студентов, участвует в организации встреч с пожилыми людьми. Студенты-добровольцы осуществляют патронаж пожилых людей, помогая им решать бытовые вопросы. Ежегодно в стенах академии проходит «День добра». Членами отряда собираются вещи, игрушки, подарки для детей-сирот. Студенты выезжают в детский дом, где проводят с детьми в игровой форме работу по формированию здорового образа жизни.

В 2010 г. наша академия стала победителем Всероссийского конкурса «Вуз здорового образа жизни» среди медицинских и фармацевтических вузов России. С 2005 г. начал свою работу проект «Наркобезопасность». Студентами антинаркотического десанта активно проводятся беседы и демонстрируются авторские видеофильмы. Эта работа осуществляется не только среди студентов-медиков, но и среди учащихся других учебных заведений г. Твери и области. В апреле 2006 г. на заседании Совета ректоров Тверской области было принято решение об организации на базе ТГМА межвузовского центра «Основы здоровья человека». Одной из его задач является проведение ежемесячных межвузовских конференций для студентов-первокурсников. Авторами работ, представляемых на конференциях, являются студенты-старшекурсники.

Формирование здорового образа жизни тесно связано с занятиями спортом. В настоящее время в академии работает более 10 спортивных секций. В Универсиаде г. Твери спортсмены-медики завоевывали звание чемпионов в командном зачете по настольному теннису (2010 г.), спортивному плаванию (2011 г.). Наши спортсмены регулярно участвуют в массовых соревнованиях «Лыжня России», «Всероссийский день бегуна ». В 2010 г. исполнилось 35 лет со дня создания секции по полиатлону. За период ее существования подготовлено семь мастеров спорта России, серебряный призер чемпионата мира 1999 г., 37 чемпи-

онов и призёров международных и всероссийских соревнований. В 2010 г. команда академии стала чемпионом Северо-Западного округа России по летнему полиатлону, заняла второе место в соревнованиях на Кубок России. Ежегодно в чемпионатах академии по различным видам спорта принимает участие около 800 человек. Групповые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол) - это средство не только оздоровления, но и социализации, поскольку позволяют участвовать в игре одновременно и студентам, и преподавателям. Такие неформальные контакты способствуют развитию духа корпоративности.

Важную роль в процессе социального развития личности, ее самореализации, в формировании конкурентоспособных качеств играет система студенческого самоуправления. Это та школа, где студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел, то есть качества, необходимые профессиональному специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю.

Разработанный членами студенческого совета проект «Дети города в 2010 г. занял первое место на Всероссийском конкурсе по студенческому самоуправлению. Проект ориентирован на работу с детьми из детских домов и интернатов. По инициативе членов студенческого совета в рамках проекта «Кураторство первокурсников» трижды в течение прошлого учебного года проводилось мероприятие «KWeST» - игра, целью которой являлось знакомство студентов-первокурсников друг с другом, формирование у них навыков работы в команде, сплочение коллектива, а также выявление факультетских лидеров, которые могли бы работать в совете. По инициативе членов студенческого совета в академии возрожден «День донора».

Значимое место в вузе отводится формированию у молодежи патриотического сознания, развитию человека с активной гражданской позицией. Для достижения этой цели мы используем различные методы. Прежде всего - это посещение музея истории ТГМА, где студенты знакомятся с вехами развития вуза, узнают об успехах и достижениях преподавателей, о рейтинге академии среди медицинских вузов, ее международных связях.

В силу своей специфики медицинские вузы имеют музейные экспозиции прежде всего наглядно-образовательного характера, что диктуется нацеленностью обучения будущих специалистов любой отрасли медицины на приобретение не только теоретических знаний (признаем, что и здесь наглядность, безусловно, продуктивна), но и навыков профессиональных манипуляций.

Музей выполняет весьма значимые задачи культурно-образовательного воспитания, такие как трансляция социальной памяти, формирование системы норм и ценностей, корпоративной культуры. Коммуникативная функция музея определяется задачей формирования социального имиджа вуза, воспитания патриотических чувств, переда-

чи эстетических ценностей. Музейная коммуникация в широком культурологическом контексте дает возможность соотнести основные направления музейной деятельности между собой в качестве компонентов единого коммуникационного процесса, осуществляющегося специфическими музейными средствами и рассматривать их как структурные составляющие общекультурной коммуникации [4].

Создание и функционирование музея истории академии можно условно разделить на три периода. Первый - сбор материала для будущего музея. Это фотографии, письма, приказы, публикации в прессе об институте и его ученых, программы научных конференций, документы и личные вещи сотрудников академии в качестве будущих экспонатов. Эти материалы с 1958 г. собирались и хранились на кафедре организации здравоохранения. Значительная часть экспонатов была получена от кафедральных коллективов и сотрудников академии.

Второй период жизни музея начинается с оформления музея в специальном помещении в главном корпусе института. Первоначально музей входил в состав кафедры организации здравоохранения, а в 2000 г. стал самостоятельной структурной единицей академии. Он значительно расширился и территориально, и в содержательном плане. При подготовке экспозиции было принято решение систематизировать экспонаты по основным периодам развития вуза: ленинградский период (1936-1954 гг.), период организации и становления в Калинине (1954-1964 гг.); в дальнейшем - по направлениям работы: профессорско-преподавательский состав, учебная база и учебный процесс, научно-исследовательская, клиническая и другие виды деятельности, материально-техническая база. В витринах представлены учебники, учебные пособия, изданные в академии, копии авторских свидетельств на открытия и изобретения. Новое поме-

щение позволило создать две портретные галереи: ректоров Ленинградского стоматологического института - Тверской медицинской академии и первых преподавателей вуза.

С момента открытия музея начался третий период его функционирования в соответствии с поставленными задачами, среди них:

1) использование материалов музея кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины для проведения занятий со студентами всех факультетов по истории медицины;

2) использование материалов для написания студентами курсовых работ по истории медицины;

3) экскурсионная работа. Кроме студентов и преподавателей академии, музей посещают врачи-выпускники академии, участники научных конференций и совещаний, гости из других вузов России и зарубежных стран;

4) связь с другими музеями страны, с областным архивным отделом, с Тверским государственным объединенным истори-ко-архитектурным музеем, с научно-методическим центром тверской истории медицины и другими профильными организациями.

Традиционной формой патриотического воспитания стало возложение студентами цветов к памятнику Победы 16 декабря (день освобождения г. Калинина) и 9 мая. Также традиционно в день Победы студенты присутствуют на торжественном вечере и поздравляют ветеранов войны - сотрудников академии. Кроме того, управление по воспитательной работе организует экскурсии в города-герои. Так, в мае 2010 г. 30 студентов ТГМА были награждены поездкой в г. Минск, приуроченной к 65-летию победы над фашистской Германией. Из всей насыщенной экскурсионной программы самой эмоционально значимой стала экскурсия в мемориальный комплекс «Хатынь». Многие из студентов не смогли сдержать

слезы, читая таблички с именами жителей сожженных домов и слыша звуки колоколов, повторяющиеся каждые тридцать секунд.

ТГМА по праву гордится Центром культуры и искусств. Он предоставляет желающим все условия для развития и реализации имеющихся талантов. Для студентов работают студии бального танца «Натали», классического вокала, эстрадного вокала, уникальный театр моды, команда КВН «Люди в белом». Занятия творчеством помогают студентам добиться успеха в профессии. Среди выпускников центра много наших преподавателей. Центр вырос из факультета общественных профессий, который изначально возглавляла замечательная певица, в прошлом солистка Тверской государственной филармонии Люсия Максимовна Петровская. Во многом под её руководством шло становление культурных традиций академии. Люсия Максимовна руководила студией классического вокала. Именно благодаря ее усилиям наш вуз часто называют «медицинской академией с музыкальным уклоном». Из числа бывших

студентов-студийцев, которые добились особых высот, - доцент кафедры факультетской хирургии с курсом онкологии Г.В. Вакулин. Его неоднократно приглашали для исполнения партий в Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии и в антрепризный театр в г. Твери. Секрет сегодняшних успехов центра заключается в систематической работе творческих коллективов, в которых трудятся профессионалы своего дела.

Только саморазвивающаяся личность, объединяющая в себе духовность, физическое здоровье, интеллигентность, профессионализм, критичность мышления, способна не просто вписаться в стремительно изменяющийся социокультурный контекст,

но и творчески созидать в нем по законам добра и красоты.

Литература

1. Петров А., Ховрин А, Шаламова Л. Орга-

низация воспитания в вузе (программно-целевой метод) // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 87-90.

2. Титова Е.В. Если знать как действовать.

М.: Просвещение, 1993. С. 68-75.

3. Черенцова Л.А. Модели кураторства в ус-

ловиях технического университета // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 61-63.

4. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникацион-

ных процессов современного музея: Дис. ... канд. культурологии. СПб., 2005.

DMITRIEV VPAVLOVA N, ULUPOVA G. THE SIGNIFICANCE OF THE UPBRINGING WORK AT TRAINING DOCTOR'S PROFESSIONAL COMPETENCE

The significance of up-brining work in the process of specialists' training is considered. The experience of the extra-curriculum up-brining work in Tver State Medical Academy is given.

Key words: up-brining work, professional competence, creative self-development, students' self-governing, healthy life-style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.