Научная статья на тему 'Внеучебная работа и профессиональное становление будущего врача'

Внеучебная работа и профессиональное становление будущего врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / OUT-OF-CLASS EDUCATIONAL WORK / HUMANISTIC ORIENTATION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Алексей Владимирович, Ерегина Наталья Тимофеевна

В статье анализируется роль внеучебной работы в становлении высококвалифицированного выпускника медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Out-of-class work and professional formation of future doctor

The system of out-of-class educational work at the Yaroslavl State Medical academy is described.

Текст научной работы на тему «Внеучебная работа и профессиональное становление будущего врача»

Внеучебная работа

А.В. ПАВЛОВ, профессор, ректор и профессиональное

Н.Т. доцтщ проректор становление будущего

врача

В статье анализируется роль внеучебной работы в становлении высококвалифицированного выпускника медицинского вуза.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, воспитательная работа, гуманистическая направленность, профессиональная ориентация.

Фундаментальной основой подготовки квалифицированного и конкурентоспособного выпускника медицинского вуза является становление гармонично развитой личности. Этот процесс обеспечивается усилиями всех форм вузовской деятельности - учебной, научно-исследовательской, инновационной, медицинской, воспитательной. Они формируют базовые компетенции медицинского работника - диалектический сплав нравственных качеств и профессионализма. Важная роль в достижении этой цели принадлежит внеучебной работе. Ее организация - сложная и всегда актуальная педагогическая задача [1]. С первых дней и на протяжении всех лет учебы в медицинском вузе во всех видах вне-учебной работы по формированию базовых компетенций будущего специалиста должен системно присутствовать вектор профессии. При этом естественно, что характер и объем профессиональной компоненты в этих компетенциях на разных этапах учебы существенно отличаются.

Особенно важны младшие (1-2-е) курсы, когда происходит адаптация студента к непривычным вузовским условиям жизни и учебы. Здесь реальную помощь первокурсникам оказывает институт кураторства, введенный в нашей академии с 2007 г. Координирует деятельность кураторов отдел по внеучебной работе и молодежной политике.

Востребованность данного института подтверждают материалы анкетирования, проведенного в академии в

2008 г. В нем приняли участие 476 студентов 1-го курса лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов (76% от общего числа первокурсников). На вопрос: «Помог ли вам куратор в адаптации к обучению в вузе?» - 66% студентов ответили положительно. Также свыше 60% респондентов удовлетворены качеством информирования студентов об учебном процессе со стороны куратора. В 86% случаев при обращении к куратору студенты получали требуемую помощь. Таким образом, возрождение у нас кураторства (в медицинских вузах оно имело место до середины 80-х гг.), безусловно, важная и своевременная мера, способствующая более легкому вхождению студента в новые жизненные обстоятельства. Не случайно поэтому вопросы результативности работы кураторов регулярно рассматриваются на заседаниях Совета по воспитательной работе, на Ученом совете вуза, в студенческой газете академии.

Одним из самых сложных для студентов медицинского вуза является 2-й курс, когда завершается изучение фундаментальных теоретических дисциплин, знание которых необходимо для последующей клинической подготовки. Помочь студенту сделать первые шаги в профессии призваны тьюторы. В ЯГМА это старшекурсники,

хорошо успевающие и активные в общественной жизни вуза, способные оказать помощь своим младшим коллегам в качестве наставников. Сегодня требуется осмысление положительного опыта работы тьюторов, выработка алгоритма их действий, определение критериев их отбора.

Центр тяжести внеучебной работы традиционно падает на младшие курсы, при этом особую роль в плане воспитательного воздействия играет кафедра истории и философии. Само предметное содержание учебных дисциплин -отечественной истории, культурологии, истории медицины, философии, биомедицинской этики - способствует воспитанию патриотизма, гражданственности, нравственности, духовности и эстетического вкуса, пониманию приоритета глубокой общекультурной образованности над поверхностным знанием. Учитывая богатейшее историко-культурное наследие Ярославля, готовящегося в 2010 г. отметить свое 1000-летие, преподаватели кафедры тесно сотрудничают с музеями города, организуя их посещение студентами. Это позволяет непосредственно соприкоснуться с художественной культурой прошлого и настоящего. Сложившейся практикой стало посещение студентами выставок и экспозиций Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, Ярославского художественного музея, музея истории города Ярославля, музея «Музыка и время», а также проведение экскурсий по центру Ярославля, богатому историческими и церковными памятниками прошлых столетий.

Для будущего врача и провизора важно знание истории медицины, многовековой истории своей профессии, истории Alma mater в контексте истории страны. Этому способствуют стендовые музейные экспозиции, поэтапно раскрывающие путь вуза с момента

его создания в 1944 г. по настоящее время. Уникальные портретные и сюжетные фотографии помогают знакомству с теми, кто стоял у истоков, создавал материальную базу института в прошлые десятилетия, формировал научные школы, помогал практическому здравоохранению. В День знаний, ежегодно проводимый в ЯГМА 1 сентября, проходит знакомство студентов с ректоратом, работниками деканата, руководителями кафедр. Обязательный элемент Дня знаний - презентация, посвященная истории академии. Наша задача состоит в том, чтобы первокурсники осознали себя частью огромного высокопрофессионального коллектива с многолетней и достойной историей.

Широкие возможности приобщения к художественному творчеству предоставляет студентам отдел по внеучеб-ной работе и молодежной политике, созданный в академии в 2008 г. Он занимается организацией и проведением самых разнообразных мероприятий: заседаний киноклуба, поэтического клуба, фотокружка, фотовыставок, выставок художественного творчества, встреч с интересными людьми, выступлений студенческого хора, студенческого театра эстрадных миниатюр (СТЭМ), студенческого театра эстрадных пародий (СТЭП), игр КВН. Одно из новых начинаний - возрождение высоких традиций танцевального искусства. В мае 2008 г. по инициативе самих студентов в стенах академии состоялся Пушкинский бал. Зал заседаний, где традиционно проходят заседания Ученого совета, наполнился звуками полонеза и мазурки, танцевальными парами в костюмах XIX столетия и стихами А.С.-Пушкина. Это только начало. Традиции высокого искусства будут продолжаться в новых формах, привлекая к участию как студентов, так и преподавателей академии.

В идеале пример преподавателя для студента должен быть образцом для подражания. Поэтому важной задачей руководства академии является правильный подбор преподавательских кадров и профессионально оправданная тактика выстраивания взаимоотношений «преподаватель - студент». Помощь в этом оказывает коллектив кафедры педагогики и психологии. На базе кафедры регулярно проводятся тренинги, семинары в рамках программы дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы», организуются конференции по психолого-педагогическим основам работы в высшей медицинской школе. Безусловно полезной стала организованная в академии в 2009 г. учеба молодых преподавателей по профилактике аддиктивного и девиантного поведения.

Формы общения студентов и преподавателей во внеучебной обстановке, почти сошедшие на нет с конца 1980-х гг., в последние годы стали заметно активизироваться. Упомянем некоторые из них. Во-первых, это проведение интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» - соревнований между молодыми преподавателями и студентами. Во-вторых, это ставшие традиционными командные спортивные соревнования «Преподаватели - студенты», с каждым годом завоевывающие все большую популярность. Соревнования, где преподаватели наравне со студентами доказывают свою спортивную состоятельность и азартно стремятся к достижению победы, выстраивают особую

доверительную и дружественную атмосферу единого вузовского коллектива.

Каждый год большое количество участников собирает спортивно-оздоровительная игра «SOS», проводимая в академии по инициативе союза студентов. Здесь соединены воедино спортивные и профессиональные состязания, поскольку студенческие команды должны продемонстрировать не только спортивные достижения, но и владение навыками оказания первой медицинской помощи. Соревнования содержат элементы игры, что делает их особо зрелищными, эмоциональными и привлекает значительное число бо-лельщиков-сокурсников - потенциальных участников следующих игр.

Участие как можно большего числа студентов в спортивных и спортивноигровых состязаниях для медицинского вуза особенно важно. Формирование здорового образа жизни и воспитание у будущего врача мотивационной установки на пропаганду и ведение здорового образа жизни - одна из наших главных задач. По инициативе кафедры физической культуры и здоровья в ЯГМА, имеющей свой собственный современный спортивный корпус, регулярно проходят спортивные соревнования различного уровня, работают

спортивные секции. К сожалению, сегодняшний уровень спортивной работы в вузе несопоставим с ситуацией 1970-х - первой половины 1980-х годов, когда массовость и результативность студенческого спорта стояли на очень высоком уровне [2, с. 249-258]. Поэтому стратегия дальнейшего развития академии немыслима без серьезных системных мероприятий в сфере спортивной работы. Их реализация совместно с мерами по утверждению в студенческой среде идеологии здорового образа жизни - долгосрочная задача единого коллектива преподавателей, сотрудников и студентов. Здесь у студентов-ме-диков широкое поле деятельности. Это и организация акций «Молодежь без алкоголя, табака, наркотиков», и пропаганда донорского движения, и т.д. Ежегодно в Днях донора участвуют около тысячи студентов нашей академии, что превышает суммарное количество студентов-доноров из других вузов Ярославля.

Многие составляющие внеучебной работы инициированы студентами. Так, с 2008 г. у нас стала издаваться полноцветная, отпечатанная полиграфическим способом «Студенческая газета ЯГМА». Большую помощь в редактировании ее материалов студенческим корреспондентам оказывает областная газета «Здоровье» (учредитель -Ярославская государственная медицинская академия) - правопреемник вузовской газеты «За медицинские кадры», издававшейся в 1958-1992 гг. В ней помещались в основном редакционные статьи и статьи преподавателей, а руководство газетой осуществлял штатный редактор. «Студенческая газета» - стопроцентное детище самих студентов. На сегодняшний день оформилась студенческая редакционная коллегия, подготовлено и отпечатано семь выпусков. Круг поднимаемых газетой проблем - от повседневных сту-

денческих вопросов до практической реализации национального проекта «Здоровье» в Ярославском крае.

Одна из особенностей обучения в медицинском вузе состоит в том, что уже с 1-го курса студенты психологически и нравственно должны быть готовы к работе в стенах лечебных учреждений с реальными больными людьми. Эта готовность служит своеобразной проверкой правильности выбора будущей профессии. Именно поэтому в академии практикуются посещения клиник первокурсниками совместно с кураторами. Это позволяет студентам соприкоснуться не с книжной или телевизионной, а с самой что ни на есть реальной будничной жизнью лечебного учреждения и еще раз проверить себя. Наличие в Ярославле и области разветвленной сети лечебнопрофилактических и специализированных лечебных учреждений обеспечивает знакомство студентов с самыми современными, оснащенными новейшим оборудованием клиниками.

Естественное следствие таких посещений - установление волонтерских контактов. Как это важно, еще до того, как стать врачом, усвоить и сделать своим жизненным кредо лозунг, высеченный на памятнике замечательному российскому врачу Ф.П. Гаазу: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»! Студенты-волонтеры ЯГМА стали желанными гостями в туберкулезном диспансере, детских домах, в Красноборской спецшколе для трудных подростков. Общение с теми, кому можно и нужно реально помочь, сопричастность к проблемам неблагополучных или больных детей и подростков не только воспитывают гуманность, способствуют пониманию значимости, сложности и ответственности врачебной профессии, но и развивают организаторские способности студентов, закрепляют приобретенные в вузе знания, дают спе-

цифический опыт деятельности в сфере будущей профессии [3].

По мере перехода на старшие курсы расширяются возможности профессионального совершенствования за рамками учебных занятий. В значительной степени этому способствует активная научная деятельность. Студенты старших курсов, интерны и ординаторы регулярно участвуют в работе съездов, конгрессов, конференций, Интернет-сессий по актуальным медицинским вопросам, проводимых с участием академии. Если учесть, что за 2004-2008 гг. в ЯГМА состоялись 13 форумов международного, 29 республиканского и 221 регионального уровня, то понятно, что у заинтересованной молодежи есть реальная возможность участия в обсуждении актуальных проблем выбранной медицинской специальности.

Широкие возможности для приобщения к будущей профессии в последние годы появились у студентов фармацевтического факультета. В немалой степени это связано с перспективами развития ярославского региона и планами создания на его территории фар-

образовательного пространства программа поддержки талантливых сту-дентов-медиков. Ее цель - реализация научного и творческого потенциала студентов медицинских вузов. Важной ее частью является финансовое стимулирование студентов с помощью «именных стипендий», позволяющих им полностью сконцентрироваться на учебе и науке. Чтобы попасть в число стипендиатов, претендентам необходимо пройти специальный конкурс. Такой конкурс уже третий год подряд с успехом проходит в стенах академии, привлекая большое число участников. С 2009 г. аналогичный конкурс стипендий для студентов фармацевтического факультета ЯГМА проводит ЗАО «Р-Фарм» - одна из наиболее динамично развивающихся компаний-дистри-бьюторов на отечественном рынке лекарственных препаратов.

Учебные программы старших курсов обеспечивают полноценное клиническое обучение. Но этого недостаточно. В этот период на первый план выходит задача формирования компетенций в сфере трудовой деятельности, т.е. умений анализировать и использовать си-

мацевтического кластера в рамках проекта стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года. В 12 ведущих медицинских вузах России, в том числе в Ярославской государственной медицинской академии, с 2006 г. успешно реализуется программа «NYCOMED - “золотые” кадры медицины - уникальная для российского

туацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации. Помощь академии проявляется в предоставлении старшекурсникам максимально широких контактов с будущим работодателем - в рамках учебной практики, целевого приема, встреч с представителями регионов. В этом плане трудно переоценить деятельность комиссии по трудоустройству. Достаточно привести один пример: в 2008 г. из 517 выпускников академии 49,9% с помощью комиссии выбрали интернатуру, ординатуру и аспирантуру на базе ЯГМА; 49,1% - интернатуру на базе лечебных учреждений и лишь 1% выпускников предпочел самостоятельное трудоустройство.

Целенаправленная работа Ярославской медицинской академии по формированию базовых профессиональных компетенций, осуществляемая с помощью образовательной, научно-исследовательской, медицинской и воспитательной деятельности, дает свои плоды. Выбор вуза и выбор специальности становятся осознанными. Так, по результатам анкетирования выпускников и работодателей, проведенного в

2009 г., на вопрос: «Если бы Вам пришлось выбирать специальность и вуз заново, как бы Вы поступили »? - 93,6%

выпускников ответили: «Выбрал бы эту специальность и вуз, в котором учился».

Высшее медицинское образование дает молодежи уникальные возможности. Это не только получение специальности, социальный статус которой на протяжении всей российской истории был и остается высоким. Это не только приобретение знаний, актуальных для каждого человека, но и становление социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности. Внеучебной работе здесь принадлежит важнейшая роль. Ее содержание и целевую установку можно выразить словами академика Д.С. Лихачева: «Не должно быть глухих к Слову, черствых к Добру, беспамятных к Прошлому и слепых к Красоте, а для этого нужны Знания, дающиеся Образованием».

Литература

1. См.: Володин Н.Н., Дианкина М.С., Каль-

ченко А.Г. Системный подход к организации воспитательной работы в медицинском вузе. М., 2009.

2. См.: Ерегина Н.Т. Ярославская государ-

ственная медицинская академия: страницы истории (1944-2004). Ярославль, 2004.

3. См.: Яровинский М. Поучительные уроки

истории. М., 2004.

PAVLOV A., EREGINA N. OUT-OF-CLASS WORK AND PROFESSIONAL FORMATION OF FUTURE DOCTOR

The system of out-of-class educational work at the Yaroslavl State Medical academy is described. Keywords: higher medical education, out-of-class educational work, humanistic orientation, professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.