Научная статья на тему 'Реализация международных программ в Тверской государственной медицинской академии'

Реализация международных программ в Тверской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТ ЗЕМЛИ СААР / МАШАВ / «БАЙКОН» / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ФАНДРАЙЗИНГ / TVER STATE MEDICAL ACADEMY / INTERNATIONAL ACADEMIC COLLABORATION / SAARLAND UNIVERSITY / MASHAV / BICON DENTAL / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / FUNDRAISING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкин Александр Михайлович

Тверская государственная медицинская академия в течение 16 лет осуществляет комплексный проект совместно с Университетом Земли Саар (Германия) по направлениям: молекулярная генетика человека, эндоскопическая хирургия, детская кардиология, офтальмохирургия. Совместно с МАШАВ (Израиль) академия участвует в российско-израильских программах, направленных на повышение качества преподавания и улучшение практики общественного здоровья, сестринского дела в Твери, Тверской области и регионах России. Важным инструментом в работе со специалистами стоматологического центра «Байкон» (США) являются дистанционные технологии. Особая роль отводится участию подразделений и сотрудников ТГМА в международных конкурсах для привлечения внешнего финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of international programs at Tver state medical academy

Successful implementation of international programs is essential to maintain compliance of Tver State Medical Academy with modern educational and research standards. The Academy has been conducting comprehensive project with Saarland University (Germany) for 16 years in the following directions: human molecular genetics, endoscopic surgery, pediatric cardiology, ophthalmic surgery. In cooperation with MASHAV (Israel) TverSMA is involved in Russian-Israeli programs aimed to improve quality of public health, nursing education and practice in Tver, Tver Region and other regions of Russia. Distance learning technologies are an important tool in collaboration with Bicon Dental (USA). The crucial role is given to participation of TverSMA departments and academic staff in international academic contests to raise external funding.

Текст научной работы на тему «Реализация международных программ в Тверской государственной медицинской академии»

6. Мазалецкая A.A., Маслов Д.В., Кэрол С.

Применение моделей совершенствования для повышения качества управления в российском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 5.

7. Соболев В.С., Степанов С.А. Концепция,

модель и критерии эффективности внутри-вузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2(30). С. 102-110.

8. Струминская A.M. Обеспечение качества

высшего образования - центральный вопрос Болонского процесса // Философия образования. 2006. № 3. С. 48-53.

9. Артюхов И.П, Самотесов П.А, Никули-

на С.Ю. и др. Опыт внедрения системы менеджмента качества в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 3. С. 138-141.

10. Брескина Т.Н. Обеспечение качества медицинских услуг и конкурентоспособности медицинской организации на основе внедрения принципов концепции TQM (Всеобщего управления на основе качества) // Система менеджмента качества на службе здравоохранения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курган, 2007. С. 14-15.

11. Лукичев Г.А, Насокин В.В. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях // Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. М.: Готика, 2004. 384 с.

12. Хмелевская И.Г., Гурова М.М. Система менеджмента качества образования в медицинском вузе // Успехи современного естествознания. 2008. № 9. С. 66-67.

DEMIDOVA M,SHEKHOVTSOV V., MALYGIN S. ABOUT THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN TVER STATE MEDICAL ACADEMY

The quality management system, introduced in Tver State Medical Academy, corresponds to the requirements of standards ISO 9000. The created system is based on the process approach and covers all kinds of activities of higher school. The existing structure allows to operate system as the uniform mechanism.

Key words: Tver State Medical Academy; quality management system, process approach, documentation of quality management system; structure of quality management system.

Реализация международных

АМ.КАЛИНКИН, канд. мед. программ в Тверской наук, „

начальник отдела г°сударственн°й

медицинской академии

Тверская государственная медицинская академия в течение 16 лет осуществляет комплексный проект совместно с Университетом Земли Саар (Германия.) по направлениям: молекулярная генетика человека, эндоскопическая хирургия, детская кардиология, офтальмохирургия. Совместно с МАШАВ (Израиль) академия участвует в российско-израильских программах, направленных на повышение качества преподавания и улучшение практики общественного здоровья, сестринского дела в Твери, Тверской области и регионах России. Важным инструментом в работе со специалистами стоматологического центра «Байкон » (США) являются дистанционные технологии. Особая роль отводится участию подразделений и сотрудников ТГМА в международных конкурсах для привлечения внешнего финансирования.

Ключевые слова: международное академическое сотрудничество, Университет Земли Саар, МАШАВ, «Байкон», дистанционные технологии в образовании, фанд-райзинг.

Эффективное взаимодействие с зарубежными образовательными, научными, лечебно-профилактическими учреждениями, правительственными и неправительственными организациями, международными фондами и ассоциациями является ключевым элементом международной деятельности Тверской государственной медицинской академии как вуза, ориентированного на соответствие требованиям, предъявляемым к современным университетам, и приверженного высокотехнологичному и инновационному пути развития.

Ведущим зарубежным партнером Тверской государственной медицинской академии уже на протяжении 16 лет является Университет Земли Саар (Хомбург, Германия). Договор о совместной деятельности двух вузов, заключенный в 1995 г., позволил начать реализацию долгосрочного комплексного проекта сотрудничества по целому ряду важных направлений, среди которых особо следует отметить медицинскую генетику,эндоскопическую хирургию, детскую кардиологию, офтальмологию.

За время сотрудничества двух вузов рабочей группой под руководством доктора медицинских наук профессора М.Н. Калин-кина при поддержке Института генетики человека Университета Земли Саар была организована первая в Твери лаборатория молекулярной генетики человека, ставшая базой для проведения научных исследований. Благодаря открытию лаборатории в ТГМА сформировалось новое научное направление - изучение молекулярно-генети-ческих основ патогенеза сердечно-сосудистых заболеваний. Важный результат взаимодействия с немецкими коллегами - создание медико-генетического отдела в клинико-диагностической лаборатории поликлиники ТГМА. В ходе овладения современными молекулярными методами с помощью партнеров из Хомбурга планируется дальнейшее расширение круга прово-

димых генетических исследований, внедрение методов генетической диагностики наследственных заболеваний в клиническую работу. Данное научно-практическое направление вносит весомый вклад в развитие системы здравоохранения в Тверской области, способствуя совершенствованию медико-генетической помощи населению региона.

Кафедра госпитальной хирургии Тверской государственной медицинской академии сотрудничает с университетской хирургической клиникой Хомбурга с 1995 г. В 1996 г. в Твери был создан российско-немецкий учебно-методический и научный центр эндоскопической хирургии на базе кафедры госпитальной хирургии ТГМА и хирургического отделения областной клинической больницы г. Твери с привлечением немецких хирургов в качестве консультантов. За годы функционирования центра более 150 хирургов из Твери и Тверской области, а также из стран ближнего зарубежья прошли повышение квалификации по эндоскопической хирургии и получили сертификат международного образца, более чем 11,5 тысячам пациентов хирургического профиля была оказана высокотехнологичная медицинская помощь. Создан также филиал центра в областной детской клинической больнице г. Твери на базе кафедры детской хирургии медицинской академии. За годы работы центра совместно с немецкими коллегами в Твери проведены три научно-практические конференции по актуальным проблемам хирургии, опубликовано более 80 научных работ, защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. В перспективе при участии немецкой стороны планируется развивать научное направление работы центра, внедрять инновационные технологии абдоминальной хирургии в клиническую практику в Тверской области.

Кафедра педиатрии педиатрического факультета сотрудничает с клиникой дет-

ской кардиологии Университета Земли Саар с 1997 г. За это время сотрудники кафедры освоили целый ряд лечебно-диагностических технологий, которые успешно внедрены в клиническую практику в Тверском регионе. С участием немецких коллег для педиатров и детских кардиологов Тверской области на регулярной основе организуются лекции и семинары по вопросам детской кардиологии, проводятся консультативные приемы больных в детских больницах г. Твери. В настоящее время при поддержке со стороны университетских клиник детской кардиологии, педиатрии и нео-натологии Хомбурга проводятся мероприятия, направленные на расширение деятельности совместного российско-германского учебно-методического и научно-практического центра детской кардиологии, на развитие научных направлений по диагностике врожденных пороков сердца у детей и лечению новорожденных с сердечной-легочной недостаточностью.

С 1999 г. налажено активное сотрудничество кафедры глазных болезней Тверской государственной медицинской академии с университетской глазной клиникой Хом-бурга. С помощью немецких коллег в клинике глазных болезней ТГМА внедрены и совершенствуются высокотехнологичные методики офтальмохирургии, проводится совместная научная работа. В 2004 г. в рамках стипендиальной программы фонда Александра фон Гумбольдта был начат долгосрочный совместный российско-немецкий проект по исследованию применения последнего поколения фемтосекундных лазеров в витреоретинальной хирургии. Исследование проводится на базе университетской глазной клиники Хомбурга и лазерного отдела Института биомедицинских технологий им. Фраунхофера (г. Санкт- Ингберт) при участии отдела анатомии, клеточной биологии и электронной микроскопии Университета Земли Саар. В 2007 г. фонд Александра фон Гумбольдта удовлетворил запрос кафедры глазных болезней ТГМА и предо-

ставил грант Федерального канцлера Германии для реализации совместного российско-немецкого проекта по реабилитации недоношенных детей с ретинопатией на базе университетской глазной клиники Хомбурга. В 2010 г. успешно завершился процесс работы по созданию российско-немецкого учебно-методического и научного центра оф-тальмохирургии. В качестве консультантов в работе участвуют немецкие офтальмохи-рурги глазной клиники университета и офтальмологического отделения региональной клиники города Оффенбург. Созданный центр располагается в офтальмологическом отделении лечебно-диагностического центра ТГМА и отделении микрохирургии глаза областной клинической больницы г. Твери - клинической базы кафедры глазных болезней академии.

Отдельно необходимо отметить, что за годы совместной работы несколько десятков сотрудников теоретических и клинических кафедр ТГМА прошли стажировку по генетике человека, гастроэнтерологии, лапароскопической хирургии, офтальмологии, дерматологии и венерологии, детской кардиологии, микробиологии, стоматологии и другим дисциплинам в университетских клиниках Хомбурга.

Важным шагом в развитии партнерских отношений стало открытие представительства ТГМА в Университете Земли Саар, положение о котором было подписано в 2007 г. в ходе визита президента Университета Земли Саар профессора Ф. Линневе-бера в Тверскую государственную медицинскую академию. Работа представительства координируется группой сотрудников немецкого университета подруководством почетного профессора ТГМА В. Хофманна. В настоящее время к основным задачам деятельности представительства относятся следующие: оказание методической, консультативной и практической помощи ТГМА в анализе и внедрении современных европейских подходов в области высшей медицинской образовательной деятельности, использовании современных информационно-коммуникационных технологий в управлении деятельностью вуза; организация экспертной помощи ТГМА в проведении внешней оценки качества образования; организация совместных научных исследований и совместной работы в лечебно-диагностической сфере; организация групповых и индивидуальных рабочих визитов сотрудников ТГМА в Германию и сотрудников Университета Земли Саар в Россию; организация сотрудничества между вузами в области культурного наследия.

Безусловно, международное партнерство ТГМА создает благоприятные условия для полноценной интеграции вуза в европейское образовательное и научное пространство, для повышения качества оказания лечебно-диагностической помощи на клинических базах академии.

Большое внимание в ТГМА уделяется освоению мирового опыта в области повышения качества преподавания и улучшения практики общественного здоровья. При организационной и финансовой поддержке Центра международного сотрудничества Министерства иностранных дел Государства Израиль (МАШАВ) семь сотрудников ТГМА начиная с 1998 г. прошли обучение

по программе «Магистр общественного здоровья» в Школе общественного здоровья Еврейского университета Иерусалима, двое сотрудников приняли участие в трехнедельных семинарах, проводившихся на базе факультета сельского хозяйства, окружающей среды и нутрициологии кампуса Еврейского университета Иерусалима в городе Реховот.

В дополнение к этому важным направлением в сотрудничестве с израильскими партнерами являются ежегодные двухнедельные семинары по ключевым элементам общественного здоровья и менеджмента в сестринском деле, проводимые израильскими специалистами в нашей академии для студентов факультета высшего сестринского образования. Выбор предмета семинаров и целевой группы обусловлен в том числе и проблемами, обозначенными в аналитическом исследовании Всемирного банка «Стратегии здравоохранения в России, 2007», согласно которому медицинские сестры, особенно старшие сестры, имеют недостаток знаний в области общественного здоровья (кпримеру, о современных принципах медицинского управления и организационной теории). Начиная с 2009 г. участниками семинара стали около 100 студентов и интернов факультета высшего сестринского образования, представлявших не только Тверь и Тверскую область, но и другие регионы центральной России. Важно отметить, что в семинарах принимают участие не только учащиеся, но и сотрудники кафедры теории и практики сестринского дела с курсами клинической физиологии и функциональной диагностики, кафедры социальной медицины, управления и экономики здравоохранения. Так в стенах академии реализуется общеизвестный принцип Docendo discimus - «обучая, учимся сами », позволяющий поддерживать устойчивость образовательного процессаа.

Популярность дистанционных технологий в образовании неуклонно растет. Основанный в 1969 г., Открытый университет

Великобритании благодаря активному использованию дистанционных методов обучения предоставляет образовательные программы более чем 180 тысячам учащихся. Успех дистанционных технологий в образовании по большей части объясняется двумя принципиальными факторами: оптимальным значением показателя стоимость/ эффективность по причине уменьшенного использования ресурсов по сравнению с традиционными формами обучения, а также обширным географическим покрытием образовательных программ. Коллектив Тверской государственной медицинской академии уделяет особое внимание вопросу соответствия вуза современным образовательным трендам, ориентируясь на зарубежный опыт. Начиная с 2007 г. специалисты ТГМА совместно с коллегами из стоматологического центра «Байкон» (США) активно внедряют технологии дистанционного образования в стоматологии. Одним из важных результатов этой работы стало открытие в 2009 г. Российско-американского инновационного учебного центра Bicon Dental Implants, использующего в своей работе он-лайн-трансляции хирургических операций и лекций, проводимых американскими стоматологами в городе Бостон (штат Массачусетс). Врачам, аспирантам, ординаторам и интернам, прошедшим учебный курс и успешно выполнившим его академические требования, выдается совместный российско-американский сертификат по дентальной имплантологии. Таким образом, сотрудничество Тверской медицинской академии и стоматологического центра «Байкон» является удачным примером не только успешного применения дистанционных технологий в образовании, но и проведения совместных между-

народных программ с привлечением специалистов и использованием ресурсов учебных центров двух стран - России и США.

Очевидно, что практически любая форма международной деятельности в области образования и науки требует определенных финансовых ресурсов. Независимо от текущей макро- и микроэкономической ситуации оптимальным является вариант привлечения финансирования извне (фандрай-зинг) путем построения работы не только с российскими, но и с иностранными организациями-донорами в форме участия в грантах, конкурсах, стипендиальных программах. К числутаких организаций, с которыми на регулярной основе взаимодействуют специалисты ТГМА, относятся упомянутые выше фонд Александра фон Гумбольдта (Германия) и МАШАВ (Израиль), а также Европейская федерация неврологических обществ (ЕС), Европейское общество клинического исследования (ЕС), Европейское общество гипертензии (ЕС), Немецкая академическая служба обмена (Германия), Открытый медицинский институт (США, Австрия), Венская школа клинических исследований (Австрия), Программа Фулб-райта (США), Агентство по международному развитию (США).

KALINKINA. IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL PROGRAMS AT TVER STATE MEDICAL ACADEMY

Successful implementation of international programs is essential to maintain compliance of Tver State Medical Academy with modern educational and research standards. The Academy has been conducting comprehensive project with Saarland University (Germany) for 16 years in the following directions: human molecular genetics, endoscopic surgery, pediatric cardiology, ophthalmic surgery. In cooperation with MASHAV (Israel) TverSMA is involved in Russian-Israeli programs aimed to improve quality of public health, nursing education and practice in Tver, Tver Region and other regions of Russia. Distance learning technologies are an important tool in collaboration with Bicon Dental (USA). The crucial role is given to participation of TverSMA departments and academic staff in international academic contests to raise external funding.

Key words: Tver State Medical Academy, international academic collaboration, Saarland University, MASHAV, Bicon Dental, distance learning technologies, fundraising.

в.а. Дмитриев, начальник Значение

управления по воспитательной воспитательной работы работе с

Н.В. ПАВЛОВА, доцент в подготовке будущего

Г.А. УЛУПОВА, доцент врача

В статье рассматривается значение воспитательной работы в вузе в процессе подготовки молодого специалиста. Освещается опыт воспитательной работы в Тверской государственной медицинской академии.

Ключевые слова: воспитательная работа, профессиональная компетенция, творческое саморазвитие, студенческое самоуправление, здоровый образ жизни.

Целью воспитания студента в условиях вузовского образования является развитие духовно и физически здоровой, интеллигентной, высокогражданственной, гуманистически ориентированной, социально активной, профессионально-творческой личности. Профессиональные компетенции современного врача включают не только актуальную квалифицированность, но и когнитивную готовность, коммуникабельность, креативные способности, понимание тенденций и основных направлений развития выбранной специальности, осознанное позитивное отношение к врачебной деятельности, культурную восприимчивость. Помимо прочего, эти личностные качества способны повысить конкурентоспособность молодого специалиста в современных условиях.

Приоритетной задачей воспитания студентов в нашей академии является ориентация студентов на непрерывное творческое саморазвитие. Поставленная задача достигается путем как непосредственного управляющего воздействия воспитывающей среды на личность студента и его мотивацию, так и опосредованного воздействия на воспитывающую среду с целью создания оптимальных условий для развития определенных качеств личности. Организация внешней среды, проведение акций, мероприятий стимулирует интерес студентов, их потребность в познании, самоанализе и признании.

Идейно-воспитательная работа с молодежью проводилась в вузе параллельно с учебным процессом с первых дней его деятельности в нашем городе (1954 г.): за каж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.