Научная статья на тему 'Сохраняя традиции и развивая инновации. Интервью с ректором М. Н. Калинкиным'

Сохраняя традиции и развивая инновации. Интервью с ректором М. Н. Калинкиным Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохраняя традиции и развивая инновации. Интервью с ректором М. Н. Калинкиным»

Сохраняя традиции и развивая инновации

У Тверской государственной медицинской академии богатая история, уходящая корнями в первую половину XX в. В 1936 г. создан Ленинградский государственный стоматологический институт, а в июле 1954 г. он был переведён в г. Калинин и реорганизован в Калининский государственный медицинский институт. С 1994 г. вуз носит название Тверская государственная медицинская академия. В этом году академия отмечает свой юбилей - 75 лет со дня основания.

ТГМА представляет собой крупное учебно-научно-лечебное учреждение, в котором выполняются фундаментальные, поисковые, методические и прикладные научные исследования. На протяжении последних лет, по результатам рейтинговой оценки деятельности, академия входит в десятку лучших медицинских и фармацевтических вузов России.

В настоящее время на семи факультетах (лечебном, стоматологическом, педиатрическом, фармацевтическом, высшего сестринского образования, международном факультете медицинского образования и факультете последипломного образования) обучается 4400 студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и слушателей. Обучение ведется на 65 кафедрах, где работает более 550 высококвалифицированных преподавателей, среди которых 8 5 докторов наук и свыше 340 кандидатов наук. В академии работают два члена-корреспондента РАМН, четыре заслуженных деятеля науки, четыре заслуженных работника высшей школы, четыре почетных работника высшего профессионального образования, 16 заслуженных врачей РФ и более 30 членов-корреспондентов и академиков отечественных и зарубежных общественных академий.

По заказу практического здравоохранения осуществляется подготовка и переподготовка специалистов по 80 узким специальностям (усовершенствование врачей - по 22 специальностям, интернатура - по 21 специальности и ординатура

- по 49 специальностям), ведется подготовка научных кадров: через аспирантуру - по 28 специальностям и докторантуру - по 4 специальностям.

Заключены долгосрочные договора (на период до 2014 г.) о целевой подготовке специалистов с 14 регионами Российской Федерации, а также с Федеральным медико-биологическим агентством. За последние пять лет на основе таких договоров для регионов РФ подготовлено около 1000 человек.

С1963 г. Тверская государственная медицинская академия осуществляет подготовку врачей лечебного, стоматологического, педиатрического и фармацевтического профиля для стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Сегодня в академии обучается более 1000 иностранных студентов, ординаторов и аспирантов из более чем 40 стран мира.

Тверские ученые известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Это стоматологи (член-корр. РАМН проф. Б.Н. Давыдов, проф. А.С. Щербаков, заслуженные врачи России профессора В.В. Богатови А.Ж. Петрикас ), инфекционисты (член-корр. РАМН проф. О.А. Дунаевский, проф. В.К. Макаров), кардиологи (профессора В.С. Волков, Л.В. Шпак, В.В. Аникин, В.Ф. Виноградов, Е.С. Мазур, В.В. Мазур,. С.В. Колбасников), педиатры (заслуженный врач России, проф. А.Ф. Виноградов, профессора С.М. Кушнир, С.Ф. Гнусаев, Ю.А. Алексеева), гастроэнтерологи (заслуженный врач России проф. В.В. Чернин, профессора Г.С. Джулай, Д.А. Миллер, В.А. Осадчий), психиатры (проф. А.К. Зиньковский), специалисты в области общественного здоровья (профессора В.Л. Красненков, И.С. Петрухин, Д.П. Дербенёв), патологоанатомы (профессора А.М. Шабанов, А.А. Доманин), патофизиологи (профессора Д.И. Бельченко, М.Н. Калинкин), офтальмологи (д. м. н. С.Г. Торопыгин), оториноларингологи (проф. Г.М. Портенко, д. м. н. Е.Г. Портенко), неврологи (профессораН.А. Яковлев, М.М. Герасимова, Т.А. Слюсарь, д. м. н. Л.В. Чичановская), урологи (заслуженный врач России проф. А.Д. Никольский, профессораБ.В. Дмитриев, Г.Н. Румянцева), морфологи (член-корр. РАМН проф. Д.В. Баженов, профессора В.А.Соловьев, Г.В. Хомулло), хирурги (профессора И.А. Котов, Е.М. Мохов), сердечно-сосудистые хирурги (проф. Ю.И. Казаков), химики (профессора А.В. Каргаполов, Г.М. Зубарева).

Лечебная, учебная и научная работа сотрудников клинических кафедр осуществляется на базе большинства лечебно-профилактических учреждений г. Твери и Тверской области. 24 заведующих отделениями этих учреждений являются также сотрудниками клинических кафедр академии, 24 сотрудника академии -главные внештатные специалисты министерства здравоохранения Тверской области. Стоматологический факультет имеет собственную клиническую базу

- стоматологическую поликлинику на 215 стоматологических кресел; лечебный и фармацевтический факультеты - собственную базу в клинике академии.

На вопросы редакции отвечает ректор ТГМА, профессор, доктор медицинских наук М.Н. Калинкин.

- Михаил Николаевич, высшее профессиональное образование сегодня рассматривается как инструмент инновационного развития общества. На Ваш взгляд, как эта идея преломляется в деятельности конкретного вуза?

Инновация - это продукт, созданный на основе новых знаний, внедрённый в процесс или производство. Каждая разработка патентуется. Например, профессор нашей академии В.А. Румянцев разработал новый метод лечения воспалительных процессов зубоче-

люстного аппарата, основанный на нанотехнологиях. И эта технология уже используется в клинике вуза. Однако в любом случае, доказательство эффективности этой и других разработок идёт через аппарат доказательной медицины.

Инновационные разработки применяются и в педагогической деятельности вуза. Мы начали модернизацию процесса дистанционного обучения, сделали его интерактивным. Например, прибыл человек на повышение квалификации из района в Тверь, пробыл месяц, сделал несколько раз операции. Можно ли сказать, что он научился? Нет. В районе, откуда он прибыл, делается новый вид операции, но ему необходимо посоветоваться. И вот благодаря достижениям телемедицины операция идет под контролем специалиста, находящегося в Твери. При этом люди, работающие в районах, имеют уникальную возможность постоянно общаться со специалистами, не выезжая в областной центр. Мы проводили, например, телемост Бостон - Москва - Тверь - Торжокская ЦРБ. Представляете, мы врачей из Торжокской ЦРБ привлекаем к таким глобальным медицинским проектам! Эта методика отработана, и настанет то время, когда вся Тверская область будет связана такой сетью.

- Как вообще идут реформы системы высшего образования конкретно в вашем вузе?

Прежде всего, идет совершенствование системы финансирования, оптимизация использования средств, то есть финансирование по показателям. Мы внедрили новую систему оплаты труда, переходим на государственный стандарт третьего поколения, где упор будет делаться на практическую подготовку. Переход на двухуровневую систему обучения нас не коснется, поскольку врача надо учить долго - не меньше шести лет.

- Клиника академии внесена в Национальный реестр «Ведущие учреждения здравоохранения России - 2011». Но это не только лечебная, но и научная база вуза. Расскажите, пожалуйста, об исследовательской работе, котораяведется в клинике академии.

Клиника академии создавалась для осуществления научной, образовательной, лечебно-диагностической и профилактической деятельности. Одна из ее задач - оказание качественной медицинской помощи населению. Также на ее базе мы совершенствуем образовательный процесс: здесь располагается фармацевтический факультет, находятся кафедры общеврачебной практики с курсом доказательной медицины и семейной медицины. Клиника имеет самое современное оборудование, на котором учатся работать специалисты на последипломном этапе подготовки, ведется научная работа. Недавно была открыта лаборатория геномных технологий, работающая с генетическим материалом. Действуют молекулярно-биохимическая и бактериологическая лаборатории.

Перед клиникой стоит весьма непростая задача - найти ресурсы ускоренного инновационного развития медицинской академии в целом. Поэтому мы стараемся уделять больше внимания инновационным разработкам, используя клинику вуза для поиска точек роста. Так, одной из них в настоящий момент является офтальмологическое направление. Возглавляет его молодой доктор медицинских наук Сергей Торопыгин. Он прошел стажировку в Университете Земли Саар (ФРГ) и занимается суперсовременными изысканиями в области ультрамикроскопических операций на глазу, адаптируя их к нашим условиям. Наша задача - обеспечить, чтобы подобные операции были доступны как можно большему числу людей. Также в клинике реализуется широкий спектр научных работ. К примеру, выявляем людей, страдающих наследственной патологией - врождённой склонностью к атеросклерозу: им надо как можно раньше начать лечение. Стараемся участвовать в большом количестве конкурсов, грантов, в целевых программах. Тесно контактируем при этом с областной и городской администрацией.

- Михаил Николаевич, Тверская медицинская академия награждена орденом Дружбы народов за активную международную деятельность. Расскажите о международных проектах академии.

Один из самых крупных проектов проводится совместно с Университетом Земли Саар. В соответствии с договором созданы два российско-германских центра: эндоскопической хирургии и офтальмологический. Планируется организация совместного центра по молекулярной медицине. В рамках сотрудничества проводится обмен специалистами: наши выезжают в Германию, немецкие приезжают к нам.

Есть контакты с Израильским университетом в области общественного здоровья и высшего сестринского образования. Сотрудничаем с фирмой «Байкон» из Гарварда (Бостон) в области имплантологии. Кроме того, мы активно взаимодействуем с университетами стран СНГ.

- Сейчас остро стоит вопрос нехватки медицинских работников, особенно на селе. Как Тверская медицинская академия помогает решать эту проблему?

Мы осуществляем целевой прием, когда студента посылают учиться в вуз по направлению областной администрации, местной власти или от какого-либо медицинского учреждения, и он берёт обязательства после обучения вернуться в медицинское учреждение района на определённое время. Кроме того, некоторые выпускники сами стремятся найти работу в регионе. А мы помогаем им в этом, проводим работу через центр занятости.

- Наверное, есть примеры сотрудничества вуза и с органами практического здравоохранения - при проведении диспансеризации, массовых обследований населения, мониторинга состояния здоровья отдельных категорий граждан?

Мы очень тесно сотрудничаем с Министерством здравоохранения Тверской области, с руководством многих больниц и поли-клиникрегиона. Формы совместной работы и взаимодействия чрезвычайно разнообразны, в том числе и при проведении диспансеризации отдельных категорий населения детей: работников предприятий или учреждений. При этом мы осознаем, что разработка, создание и внедрение информативных, не-инвазивных и сравнительно дешевых методов диагностики патологических состояний организма - актуальная проблема медицины и в научном, и в практическом плане. Хочу отметить, что в ракурсе решения этой задачи академией проводилось исследование «Разработка методик практического внедрения телемедицинской системы для доврачебного мониторинга здоровья населения Тверского региона» на основе договорных отношений с отечественным разработчиком телекоммуникационных систем медицинского назначения. В ходе исследования к пробной

работе данной системы в качестве ее пользователей было привлечено 30 добровольцев из числа медицинских работников города Твери. Они получили во временное пользование комплект оборудования, состоящий из персонального одноканального регистратора ЭКГ и сотового телефона. Регистратор ЭКГ использовался для записи электрокардиограмм пользователей на электронную карточку памяти, а сотовый телефон - для передачи этих записей и ответов на сопроводительную анкету, на сервер обработки данных.

Исследователи академии пришли к выводу, что представленная разработчиками версия телемедицинской системы для доврачебного мониторинга здоровья перспективна. Она может использоваться как основа для подготовки к практическому внедрению в качестве средства доврачебного самоконтроля и массового мониторинга здоровья населения, индивидуальной и текущей оценки состояния организма, а также для изменения этого состояния в процессе лечения.

- Могли бы Вы привести конкретный пример внедрения инновационных научных разработок в практическое здравоохранение Тверской области?

Могу привести множество примеров, но хочу остановиться на одном. В связи с большой актуальностью проблемы заболеваний печени на базе Тверского областного онкологического диспансера Тверской государственной медицинской академии был создан Инновационный центр ранней диагностики и лечения опухолевых заболеваний печени. Сотрудниками центра разработан комплекс научно обоснованных инновационных решений ряда аспектов указанной проблемы, причем не только медико-биологических, но и социально-экономических. В центре анализируется заболеваемость первичными и вторичными узловыми поражениями печени населения Тверской области. Ученые проводят исследования нового диагностического алгоритма при узловых опухолевых поражениях печени на ультразвуковых аппаратах эксперт-класса, разрабатывают новые и совершенствуют используемые в клинической практике хирургические технологии для лечения поражений печени доброкачественного и злокачественного характера.

В нашем вузе имеются и другие, заслуживающие внимания научные результаты. В отношении поддерживаемых вузом патентов в настоящее время ведется работа по поиску возможного внедрения их в производство, в том числе в форме малого предприятия.

- Михаил Николаевич, что делается в вузе для привлечения студентов и молодых ученых к научно-исследовательской деятельности?

Хочу высказать свое твердое убеждение: современный врач не может быть хорошим специалистом, если он не обладает навыками ведения научного поиска, не интересуется последними достижениями медицинской науки. Именно поэтому в Тверской медицинской академии широко применяются и постоянно совершенствуются различные формы участия студентов, аспирантов и молодых преподавателей в научной работе. В вузе активно функционирует Совет молодых ученых, кружки СНО кафедр и курсов вуза. Каждый студент имеет возможность заниматься в научном кружке в соответствии со своими интересами в той или иной отрасли медицины. Кружками СНО, как правило, руководят наиболее опытные и авторитетные профессора и доценты кафедр. Ежегодно в вузе проводится День науки. К нему готовятся как студенты, так и преподаватели. Под руководством опытных наставников студенты готовят отчеты, доклады и презентации о результатах своих научных исследований. Поэтапно проходят научные конференции: сначала на кафедрах, затем по отдельным научным направлениям, а на заключительном этапе -итоговая научная конференция вуза. Эксперты из числа профессорско-преподавательс-

кого состава на каждом из этапов проводят отбор лучших научных работ для их последующего представления к поощрению. По итогам конференции СНО издается сборник студенческих научных работ.

Также студенты привлекаются к другим формам научной работы, таким как участие в выставках, конкурсах научных работ, научных экспериментах и т.д. Мы стараемся разнообразить формы привлечения молодежи к науке, выделять и всячески поощрять наиболее талантливых студентов и молодых ученых.

- Ваша академия не прерывает связь с выпускниками вуза. Имеются ли у вас оригинальные формы работы с теми врачами, которые стремятся повысить свою квалификацию, узнать о новых достижениях в науке?

Да, мы стремимся проявить новаторство и в этой сфере научно-педагогической деятельности. В Тверской государственной медицинской академии с 2007 г. проводится практический эксперимент по внедрению инновационной системы подготовки медицинских специалистов. Она характеризуется высокой эффективностью обучения, низкими затратами на организацию и проведение, использованием малобюджетных средств информационных технологий. Методика, которая внедряется в академии для последипломного обучения и повышения квалификации специалистов, называется «Открытый непрерывный очно-дистанционный семинар» (ОНОДС). Модель основывается на базе технологий профессионально-познавательного очно-дистанционного общения обучаемых лиц с обучающим их врачом, опытным профессионалом-наставником.

Процесс очно-дистанционного совершенствования профессионального мастерства медицинских специалистов на всем протяжении обучения носит характер «ученичества» и «наставничества». Каждый цикл семинара является для участника стартом индивидуального непрерывного обучения. Обучение на данном семинаре включает три раздела (типовой, индивидуальной и самостоятельной подготовки) и два формата общения (очный и очно-дистанционный); в типовые программы вносятся индивидуальные коррективы. Обучаемые лица, их преподаватели-наставники и тематические пациенты становятся участниками «сети профессиональных коммуникаций », которая закрыта для посторонних. Важно, что общение выпускников семинара с преподавателями и внешними экспертами продолжается и после окончания семинара. Все разделы циклов ОНОДС должны быть насыщены психолого-педагогическими элементами, формирующими атмосферу доверительного восприятия, профессиональной коллегиальности, психологического комфорта, соучастия и открытости.

Рассматриваемый семинар предоставляет возможность использования практически любых форм интерактивности: от диалога ученика и учителя до дистанционного патронажа и надзора за практическим применением учеником изучаемой новации, от индивидуального обсуждения проблемы с учеником до группо-

вого форума разбора плана лечения, от деловых игр и тренингов до жесткого по форме тестирования врачебных ошибок. Тактика и технологии ОНОДС включают пакетный блок новаций, отвечающий современным требованиям к непрерывному обучению кадров, превышающий по эффективности традиционные методы очного последипломного обучения. При этом данная методика может дополнить существующие формы традиционного последипломного образования, придать им необходимые информационно-дидактические качества и обеспечить режим непрерывного обучения.

- Современная медицина - бурно развивающаяся отрасль знаний и практических умений. Что нового делается в вузе для улучшения подготовленности выпускников к практической деятельности?

Известно, что современному врачу необходимо не только в совершенстве владеть практическими навыками в рамках государственного образовательного стандарта, но и ориентироваться в инновационных технологиях, быстро реагировать на меняющиеся, усложняющиеся требования к профессиональной подготовке.

Система обучения студентов в современных медицинских вузах имеет много отличительных особенностей: это ежедневные занятия, сочетающие в себе теоретическую и практическую части, занятия «у постели больного », занятия на компьютеризированных, программированных манекенах по оказанию помощи при неотложных состояниях и состояниях, не позволяющих студенту работать непосредственно с больным взрослым или ребенком. В 2009 г. в нашем вузе был создан Центр практической подготовки, обучение в котором проводится малыми группами для обеспечения индивидуального подхода. Использование программируемых манекенов позволяет моделировать патологические состояния, повреждения, травмы и, соответственно, оказывать помощь или проводить лечение. В настоящее время в академии проводится работа по подготовке класса по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи при дорожно-транспортных авариях.

При работе со студентами и слушателями нами учитывается принцип поэтапного, постепенного усложнения уровня навыков, используются тестовые задания и комплексные ситуационные задачи (согласно специальности), определяющие уровень знаний и правильность логического мышления обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.