К 70-ЛЕТИЮ ОРЕНБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
УДК 61(091)(470.56) БОЕВ В. М.
ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Оренбургский государственный медицинский университет BOEV V. M.
ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY IN THE PAST, PRESENT AND FUTURE
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОРЕНБУРГ, МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ, ИСТОРИЯ.
РЕЗЮМЕ.
Статья содержит материалы по истории и перспективам развития Оренбургской государственной медицинской академии.
KEY WORDS: ORENBURG, MEDICAL ACADEMY, HISTORY.
SUMMARY.
Te article contains materials on history and perspectives in the development of Orenburg State Medical Academy.
Немного истории. Представляя в кратком виде историю медицинской академии, следует подчеркнуть ее главную особенность - академия была организована в военном 1944 году, когда еще шла Великая Отечественная война. В первой половине 1944 г. из Оренбурга (тогда г. Чкалов) в г. Харьков возвратился Харьковский медицинский институт, а в августе этого же года было издано правительственное постановление об организации Чкалов-ского медицинского института, и 1 ноября 1944 г. начались занятия сразу на четырех курсах. Студентами второго-четвертого курсов были оренбургские студенты, оставшиеся от Харьковского мединститута. Свершилась мечта многих руководителей, врачей, просто жителей г. Чкалова и области, потому что вопрос об организации здесь медицинского вуза ставился в разных инстанциях, начиная еще с 1935 года.
Основателями института являлись: гистолог профессор Ф. М. Лазаренко (с 1946 г. - член-корреспондент АМН СССР), химик доцент Л. Е. Олифсон (впоследствии профессор, с 1979 г. - заслуженный деятель науки РСФСР), хирург доцент А. К. Силантьев (с 1944 г. - заслуженный врач РСФСР), первый директор института доцент Н. В. Фетисов.
Война наложила свой отпечаток на создание и первые годы становления учебного заведения, определила, по крайней мере, три его особенности.
Боев Виктор Михайлович - з. д. н. РФ, з. р. в. ш. РФ, д. м. н., проф., ректор академии; 8(3532)776103; [email protected]
Прежде всего, вуз создавался практически на пустом месте. Ему были переданы два здания под учебные корпуса - от расформированного военного госпиталя и затем здание под общежитие студентов. Но ведь для организации учебного процесса нужны мебель, микроскопы, приборы, медицинское оборудование, наглядные пособия и многое другое. И тут нужно сказать самые добрые слова в адрес партийных и советских органов, органов здравоохранения, лечебных учреждений, сельскохозяйственного и педагогического вузов, многих промышленных предприятий, которые оказывали новорожденному вузу большую помощь.
В первые же годы жизни института к руководству кафедрами пришла группа профессоров и доцентов с большим клиническим, педагогическим, военным и жизненным опытом. Терапевты Р. Г. Межебовский и В. А. Симагина, хирурги А. С. Альтшуль и С. П. Ви-лесов, невропатолог Э. И. Еселевич, отоларинголог А. О. Шульга, офтальмолог А. И. Волоконенко, руководители теоретических кафедр Ф. М. Лазаренко, Л. Е. Олифсон, Б. С. Драбкин, Б. Г. Хайкина и ряд других заведующих кафедрами составили тот костяк, который сразу определил изначально высокий уровень деятельности и заложил прочные традиции института. Основу доцентского и ассистентского звена кафедр составили опытные преподаватели и клиницисты, авторитетные врачи. Студентам института, молодым врачам было, у кого учиться, с кем консультироваться, с кого брать пример, а жителям города и области было, у кого лечиться. Многие люди старшего поколения сохраняют в своей памяти и сердце имена профессоров-клиницистов, работников института, успешно лечивших, оперировавших, консультировавших их самих, их родных и близких.
И есть третья особенность. Среди поступивших в институт в 1945-1947 гг. значительный удельный вес составляли фронтовики - молодые люди, прошедшие войну, «хлебнувшие военного лиха», имевшие огромное стремление к получению высшего медицинского образования. Они в значительной мере определили многие студенческие традиции и прежде всего добросовестность, настойчивость, активность в учебе и общественной жизни. Кроме того,
3
Засл. врач РСФСР, доц. А. К. Силантьев
Засл. деятель науки РФ, проф. Л. Е. Олифсон
Член-корреспондент
АМН СССР проф. Ф. М. Лазаренко
Первый ректор института доц. Н. В. Фетисов
в институт поступало много хорошо подготовленных выпускников средних школ, т. к. институт с самого начала стал престижным оренбургским вузом.
Все вместе взятое с первых лет определило высокий уровень подготовки врачей. Ведь в конце 40-х -начале 50-х годов в среднем 10% выпускников получали дипломы с отличием.
50-е годы для института были годами взросления, дальнейшего укрепления профессорско-преподавательского состава. Руководителями института в этот период были профессор И. И. Косицын, а затем профессор И. В. Сидоренков. В 1953 г. институт перешел на 6-летнее обучение с организацией субординатуры.
Существенный взлет в развитии института произошел в 60-е годы, связанный в значительной мере с деятельностью ректоров института профессора С. С. Михайлова, а затем доцента А. Д. Шайкова. Открытие очной аспирантуры, организация межкафедральных научно-исследовательских лабораторий, открытие совета по защите диссертаций, значительное развитие научных исследований и на этой основе усиление подготовки докторов и кандидатов наук, совершенствование учебно-методической работы, разработка новых методов преподавания, введение интернатуры, завершение строительства двух крупных студенческих общежитий и ряд других мер вывели институт в число авторитетных медицинских вузов страны и создали условия для его дальнейшего интенсивного развития.
В 70-е годы, когда институтом руководили доцент Л. Ф. Еременко, а затем профессор О. В. Бухарин, произошли два важнейших события. В 1970 г. был открыт педиатрический факультет, а в 1976 г. - проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению механизмов естественного иммунитета.
Начало 80-х годов в институте совпало с назначением ректором института профессора А. А. Лебе-
дева. Главными событиями этого десятилетия были открытие в 1985 г. факультета усовершенствования врачей, строительство третьего студенческого общежития, здания столовой, открытие студенческого клуба «Горицвет».
В 1993 г. после безвременной кончины профессора А. А. Лебедева ректором института был избран профессор С. А. Павловичев. 90-е годы были очень непростыми для работы и развития института в связи с социально-политическими и экономическими изменениями в стране, резко затруднившими функционирование всей системы высшего образования.
И тем не менее институт продолжал развиваться. Были организованы новые факультеты: высшего сестринского образования и медико-профилактический, последовательно открыты 4 диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. В 1993 и 1998 гг. институт дважды успешно прошел государственную аттестацию, в 1994 г. был переименован в Оренбургскую медицинскую академию.
В XXI век академия вошла крупным многофа-культетным вузом, обеспечивающим все этапы и виды до- и последипломной подготовки врачей, подготовку собственных научно-педагогических кадров высшей квалификации, развитие ряда важных направлений медицинской науки, совершенствование здравоохранения Оренбургской области.
Кузница врачебных кадров. Академия в целом и ее кафедры имеют устойчивые учебно-методические традиции, высокий уровень требовательности к знаниям студентов и организации учебного процесса. На разных этапах развития вуза успешно разрабатывались и внедрялись в учебный процесс ведущие проблемы вузовской педагогики, такие, как психологические основы обучения, координация и интеграция преподавания, программированное
обучение, формы и методы контроля знаний, компьютеризация обучения, воспитательные аспекты подготовки врача и другие.
Значительный объем работы выполнен по приведению в соответствие с новыми государственными стандартами и квалификационными характеристиками форм и содержания обучения, разработке рабочих программ по всем учебным дисциплинам, созданию собственных банков тестовых заданий разного уровня и для разных форм контроля.
Подавляющее большинство кафедр наряду со стандартными учебниками располагает собственными учебными и методическими пособиями для студентов, а также методическими рекомендациями и указаниями для преподавателей.
В академии ежегодно проводятся проблемные учебно-методические конференции. Показателем высокого авторитета академии как учебного заведения является проведенный в академии в разные годы целый ряд республиканских учебно-методических конференций как по важнейшим направлениям врачебной подготовки, так и по преподаванию отдельных учебных дисциплин.
В академии достаточно высок уровень наглядности преподавания, материального обеспечения учебного процесса. Широко используются микроскопы, лабораторное оборудование и аппаратура. Клинические кафедры применяют в учебном процессе современную диагностическую и лечебную аппаратуру как собственную, так и тех клинических баз, на которых они располагаются.
Ректорат академии проводит целенаправленную работу по современному оборудованию лекционных аудиторий, компьютеризации учебного процесса. В академии функционируют крупные компьютерные лаборатории, на многих кафедрах имеется собственная компьютерная база.
Важнейшим разделом учебной работы академии является последипломная подготовка врачей, которая осуществляется на кафедрах факультета последипломной подготовки специалистов. Это бурно развивающийся факультет с непрерывно расширяющейся номенклатурой специальностей. Можно сказать, что будущее академии как учебного заведения во многом связано с развитием этого факультета, т. к. именно его работа обеспечивает реализацию важнейшей концепции непрерывности врачебного образования.
На кафедрах факультета проводятся различные формы специализации и усовершенствования: интернатура, общие циклы специализации, тематические циклы усовершенствования. Очень важной формой последипломной подготовки специалистов
является 2-3-годичная клиническая ординатура, имеющаяся практически на всех клинических кафедрах академии.
Центр медицинской науки. Научно-исследовательская работа стала развиваться в нашей академии буквально с первого года ее существования. Уже в конце 40-х - начале 50-х годов сформировались крупные научные школы: по гистологии -члена-корреспондента АМН СССР профессора Ф. М. Лазаренко, по кардиологии - профессора Р. Г. Межебовского, по оториноларингологии -профессора А. О. Шульги, по химии - профессора Л. Е. Олифсона, по хирургии - профессора
A. С. Альтшуля и профессора С. П. Вилесова. В 60-е годы сформировалась научная школа по оперативной хирургии и топографической анатомии профессора С. С. Михайлова, в 70-е годы - по микробиологии - профессора О. В. Бухарина, по травматологии - профессора И. К. Никитенко, по педиатрии - профессора В. А. Архиреевой, в 80-е - по ревматологии - профессора В. В. Багировой.
В разные годы в академии заведовали кафедрами и выполнили вместе со своими сотрудниками крупные циклы научных исследований по актуальным проблемам известные ученые - теоретики и клиницисты: анатомы профессор И. И. Косицын, профессор Д. А. Сигалевич, профессор Е. И. Золина, гистологи профессор 3. С. Хлыстова и профессор Е. П. Володина, биолог доцент Б. С. Драбкин, биохимик профессор И. В. Сидоренков, микробиолог профессор Б. Г. Хай-кина, физиолог профессор Г. А. Вакслейгер, патофизиолог профессор Е. П. Кожевникова, гигиенист профессор М. Г. Жилин, терапевты профессор В. А. Симагина и профессор К. И. Элигулашвили, хирурги профессор
B. И. Зак, профессор Ю. С. Силаев, профессор 3. К. За-бегальская, профессор Г. А. Гавриленко, педиатр профессор Г. П. Бондаренко, акушер-гинеколог профессор Я. Е. Кривицкий, невропатологи профессор Э. И. Еселевич и профессор А. А. Лебедев, психиатр профессор Ю. Е. Рахальский, рентгенолог профессор А. В. Григорьева, уролог профессор М. Н. Зильбер-ман, оториноларинголог профессор Ю. П. Толстов, дерматовенерологи профессор Б. С. Ябленик и профессор Б. С. Бутовецкий, офтальмолог профессор Л. Ф. Линник и ряд других ученых. Мы приводим этот не очень короткий, но и неполный перечень ученых академии - руководителей научных коллективов, потому что научные исследования и их результаты всегда персонифицированы. В них идеи, интеллектуальный потенциал, организаторские способности, исследовательское мастерство их руководителей.
Особенность академии как места концентрации представителей разных теоретических и клиниче-
ских специальностей позволила решать целый ряд крупных фундаментальных и прикладных проблем медицины и биологии.
Так, из фундаментальных проблем следует выделить гистогенез и регенерацию эпителиев, иннервацию лимфатических узлов и оболочек периферических нервов, анатомию магистральных вен в онтогенезе, венозное русло центральной нервной системы в условиях нормы, эксперимента и патологии, естественную резистентность организма, прижизненную клиническую анатомию, физиологию дыхательного центра и регуляцию дыхания, экспериментальную онкологию.
Среди клинических проблем ведущее место занимали: сердечная недостаточность, патология органов дыхания у взрослых и детей, сосудистые заболевания нервной системы, хирургия органов брюшной полости, пластическая хирургия, сердечно-сосудистая хирургия, хирургия травмы, экспериментальная микрохирургия, злокачественные опухоли глаза, хирургическое лечение тугоухости.
Значительный вклад внесли ученые академии в решение проблем гигиены, краевой патологии, экологии Оренбургской области, ряда проблем народного хозяйства. Были проведены научно-практические исследования по алиментарно-токсической алейкии (связанной с употреблением перезимовавшего зерна), бруцеллезу, эндемическому зобу, разработке мер по их предупреждению и лечению. Капитальные сведения были получены по гидробиологии р. Урала, оренбургской минеральной воде и ее лечебному применению, химии липидов зерновых культур, действию серосодержащих газов на живой организм, системам очистки сточных вод, гигиенической оценке условий труда, детской гигиене, заболеваемости населения и мерам по ее снижению.
Результаты всех этих разнообразных исследований являются значительным вкладом ученых академии в медицинскую науку и практическое здравоохранение. За ними их упорный, самоотверженный труд. На таких исследованиях выросло современное поколение научно-педагогических работников, обеспечивающее новое развитие исследований как в рамках уже сформировавшихся научных направлений, так и в новых формирующихся научных школах.
На основе интенсивной научно-исследовательской работы в академии ведется активная подготовка научно-педагогических кадров через докторантуру, аспирантуру и соискательство. Только за последние 10 лет в академии подготовлено 29 докторов и 254 кандидата наук.
За этот же период получено 94 патента на изобретения, опубликовано 165 монографий. Ведущие
ученые академии принимали участие и выступали с сообщениями на многих зарубежных конгрессах и конференциях в США, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Японии и других странах. В Оренбургской медицинской академии проводился целый ряд российских съездов и крупных конференций по микробиологии, гигиене, анатомии, гистологии, кардиологии, ревматологии, педиатрии, микрохирургии, оториноларингологии. По ряду научных направлений академия занимает ведущее положение в стране и пользуется признанным научным авторитетом.
ОрГМА и здравоохранение Оренбуржья. В структуре здравоохранения Оренбургской области медицинская академия занимает особое место.
До 80% всех врачей Оренбуржья - выпускники академии. Это руководящие кадры здравоохранения, главные врачи, специалисты в самых различных областях медицины. В любом городе, районе, населенном пункте области работают наши выпускники.
Академия - основной центр последипломного усовершенствования врачей нашей области. Ежегодно в среднем 3500 врачей проходят усовершенствование по своей специальности на различных тематических циклах. Многие практические врачи на кафедрах академии выполняют научные исследования, защищают диссертации, получают ученые степени.
Кроме врачей, академия готовит медицинских сестер с высшим образованием для работы главными и старшими сестрами больниц и отделений, преподавателями средних медицинских учебных заведений.
Важнейшей составляющей научно-исследовательской работы являются практические предложения и их внедрение в клиническую практику. Ежегодно на кафедрах академии разрабатываются и предлагаются к внедрению новые способы диагностики, лечения, профилактики различных заболеваний.
Представляя медицинскую академию, необходимо хотя бы немного рассказать о ней как о лечебно-консультационном учреждении.
Практически все крупные лечебные учреждения в Оренбурге являются клиническими базами кафедр академии, где осуществляется не только обучение студентов, специализация и усовершенствование врачей, но и проводится большая лечебная и консультационная работа. Заведующие клиническими кафедрами на своих клинических базах осуществляют руководство лечебно-диагностическим процессом. Они и их опытные сотрудники консультируют больных, проводят большую работу
по повышению квалификации практических врачей. На клинических базах хирургического профиля сотрудниками кафедр выполняется большой объем хирургических операций.
Клинические кафедры курируют лечебные учреждения сельских районов области, выполняют регулярные выезды для оказания им лечебно-консультативной помощи. При ряде кафедр функционируют специализированные лечебно-консультационные центры. Среди них: офтальмоонкологический центр, руководимый профессором А. И. Кирилличевым, хирургический гепатологический центр, возглавляемый профессором А. А. Третьяковым, детский кардиологический центр - профессором С. Е. Лебедьковой, центр детской нефрологии - профессором А. А. Вял-ковой, психотерапевтический центр - профессором В. А. Деречей и ряд других.
Клинические кафедры применяют новейшие лечебные технологии на основе приобретаемой академией новой аппаратуры и оборудования.
Кафедры медико-профилактического факультета имеют тесные связи с органами и учреждениями санэпидслужбы.
Академия в целом и ее кафедры работают в теснейшем контакте с органами практического здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями, а деятельность кафедр и сотрудников академии оказывает существенное влияние на уровень лечебной помощи населению Оренбургской области.
ОрГМА сегодня. В год своего 70-летия Оренбургская государственная медицинская академия является крупным, стабильно работающим вузом с устойчивыми традициями и значительным потенциалом развития.
Академия имеет 9 факультетов: лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический, фармацевтический, клинической психологии, высшего сестринского образования, иностранных студентов, последипломной подготовки специалистов, отдел довузовской подготовки. В структуре вуза 59 теоретических и клинических кафедр, проблемная лаборатория по изучению механизмов естественного иммунитета, клиника, НИИ микрохирургии и клинической анатомии, научно-исследовательские лаборатории: морфогенеза и регенерации клеток и тканей, физиологии и патологии дыхания, информатики и медицинской статистики, генетическая, санитарно-химическая, компьютерные учебно-научные лаборатории, фундаментальная библиотека. Функционируют 4 диссертационных совета, где защищают докторские и кандидатские диссертации по 12 медицинским и биологическим специальностям.
Социальную базу академии составляют три студенческих общежития, столовая, спортивно-оздоровительный комплекс «Гиппократ», спортивная база, спортивно-оздоровительный лагерь, клубный комплекс «Горицвет», Музей истории академии.
В 7 учебных корпусах и на 26 клинических базах в 2014 году занимались 3502 студента, 3958 врачей-курсантов, 96 аспирантов, 598 интернов и клинических ординаторов, 121 слушатель курсов по подготовке к поступлению в вуз.
Профессорско-преподавательский состав академии насчитывает 567 человек. Среди них 97 докторов наук, 55 профессоров, 297 кандидатов наук. 112 сотрудников академии имеют правительственные награды, почетные звания заслуженного деятеля науки, заслуженного врача, заслуженного работника высшей школы, заслуженного работника здравоохранения, заслуженного работника культуры.
Современные научно-педагогические школы академии возглавляют: гистологическую - профессор А. А. Стадников, клинической анатомии и экспериментальной хирургии - профессор И. И. Каган, гигиеническую - профессор В. М. Боев, профилактической медицины - профессор Н. П. Сет-ко, хирургические - профессора А. А. Третьяков, В. С. Тарасенко, В. К. Есипов, ревматологическую -профессор Г. Г. Багирова, детской кардиологии -профессор С. Е. Лебедькова, детской нефрологии -профессор А. А. Вялкова.
Оренбургская медицинская академия в различных рейтингах регулярно занимает достаточно высокие места. В 2000 г. в журнале «Карьера» был опубликован перечень 100 вузов России с наиболее высоким рейтингом. Среди них наша академия на 51-м месте. По другому рейтингу среди 47 медицинских вузов России она на 12-м месте. В 2001 г. в газете «Аргументы и факты» опубликован перечень 52 российских вузов, наиболее престижных для поступления. Академия в нем на 31-м месте. За 2013 год Оренбургская медицинская академия оказалась в пятерке медицинских вузов России, выполнивших все 7 нормативов, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Будущее медицинской академии. Ректорат академии располагает Дорожной картой, определяющей перспективы развития академии.
В ближайшее время предстоит преобразование медицинской академии в Оренбургский государственный медицинский университет.
Ключевым направлением является дальнейшее развитие материальной базы вуза. Предусматривается строительство нового учебного корпуса, нового студенческого общежития, расширение клиники
академии, укрепление научно-исследовательских подразделений.
Перспективы академии как высшего учебного заведения связаны с введением новых обучающих технологий, переоснащением учебно-наглядной базы, дальнейшей компьютеризацией и информатизацией учебного процесса, усилением практической подготовки студентов, значительным расширением возможностей последипломной подготовки специалистов.
В области научно-исследовательской работы медицинская академия имеет хорошие перспективы как по сложившимся научным направлениям, так и по развитию новых. Существенное значение будут занимать проблемы здравоохранения нашей области, экологии, краевой патологии.
На основе развития научных исследований мы будем и дальше усиливать работу по подготовке докторов и кандидатов наук через докторантуру, аспирантуру, соискательство.
Всемерное развитие совместной деятельности с органами здравоохранения, создание новых лечебно-консультационных центров, самое активное участие в работе по охране здоровья оренбуржцев -приоритетное направление деятельности академии.
В своей деятельности ректорат и коллектив академии опирается на внимание и помощь со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации, администрации Оренбургской области, областных министерств, администрации г. Оренбурга, ведущих лечебных учреждений города и области.
УДК 61(091X470.56) КАГАН И. И.
НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ В 70-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ ОРЕНБУРГСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ПО МАТЕРИАЛАМ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ОрГМУ)
Оренбургский государственный медицинский университет KAGAN I. I.
SCIENTIFIC TRADITIONS IN 70-YEARS HISTORY OF ORENBURG MEDICAL UNIVERSITY ^N MATERIALS IN MUSEUM OF ORSMU HISTORY)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОРЕНБУРГ, МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ.
РЕЗЮМЕ.
Статья содержит описание научных традиций в организации научно-исследовательской работы в Оренбургском медицинском университете.
KEY WORDS: ORENBURG, MEDICAL UNIVERSITY, SCIENTIFIC TRADITIONS.
SUMMARY.
The article contains the description of scientific traditions in the organization of research work in Orenburg medical university.
В залах Музея истории ОрГМУ размещены экспозиции, позволяющие проследить весь исторический процесс возникновения и развития как всего университета в целом, так и основных направлений его деятельности, в том числе формирования и развития традиций в организации, содержании и результатах научных исследований.
Оренбургский государственный медицинский
Каган Илья Иосифович - з. д. н. РФ, д. м. н., проф. кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии им. С. С. Михайлова; 8(3532)779386; [email protected]
университет (до 31 октября 2014 г. - медицинская академия), организованный в 1944 г. и называвшийся тогда Чкаловским медицинским институтом, начинался фактически с нуля. Для его размещения были выделены здания, освободившиеся от расформированного эвакогоспиталя. Вся материальная база создавалась заново. Профессорско-преподавательский состав формировался из профессоров и доцентов, направляемых Наркомздравом РСФСР, из сотрудников других оренбургских вузов, из оренбургских врачей, в том числе работавших временно в Харьковском медицинском институте, находившемся в Оренбурге в эвакуации и возвратившемся в Харьков весной 1944 года.
Тем не менее этот вновь созданный вуз с первых же лет проявил себя не только как быстро развивающееся учебное заведение, но и как региональный центр развития медицинской науки.
Достаточно напомнить, что уже в 1945 году по инициативе института было организовано Чкалов-ское областное научно-медицинское общество, а в самом институте - научное студенческое общество. В 1946 году была организована первая научная экспедиция по изучению септической ангины, в г. Мед-ногорск была направлена первая бригада научных работников института для изучения профессиональных заболеваний на медно-серном комбинате. В этом же