Научная статья на тему 'Современные подходы к организации образовательной деятельности в медицинской академии'

Современные подходы к организации образовательной деятельности в медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / TVER STATE MEDICAL ACADEMY / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PRACTICAL TRAINING CENTER / SCHOOL OF PUBLIC HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килейников Денис Васильевич

На протяжении последнего десятилетия в вузе активно внедряются в образовательный процесс инновационные подходы, методы и приёмы. Некоторые из них впервые нашли применение в системе высшего медицинского образования на дои последипломном этапе в Тверской государственной медицинской академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern methodological approaches in the educational activity Tver state medical academy

Over the last decade, the academy has actively introduced the innovative approaches, methods and technologies in the educational process. Some of them were used for the first time in the system of medical education at the preand post-graduate stage in Tver State Medical Academy.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации образовательной деятельности в медицинской академии»

Д.В. КИЛЕЙНИКОВ, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе

Современные подходы к организации образовательной деятельности в медицинской академии

На протяжении последнего десятилетия в вузе активно внедряются в образовательный процесс инновационные подходы, методы и приёмы. Некоторые из них впервые нашли применение в системе высшего медицинского образования на до- и последипломном этапе в Тверской государственной медицинской академии.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии; центр практической подготовки; школа общественного здоровья; здоровый образ жизни.

Федеральные государственные об- ций в рамках основной образователь-

разовательные стандарты, с одной стороны, расширяют возможности вузов в разработке основных образовательных программ, с другой - значительно повышают ответственность каждого участника образовательного процесса

- как преподавателя, так и студента. В настоящее время происходит изменение характера преподавательской деятельности [1]. Педагог не просто доводит до студента информацию и обучает его практическим навыкам, но и помогает ему определить пути, формы и способы приобретения знаний, направляет его самостоятельный поиск в нужное русло, учит использованию научных знаний в решении прикладных задач, организует процедуру оценки и самооценки уровня сформированнос-ти определённого перечня компетенций.

Наряду с новыми образовательными технологиями в ТГМА активно развиваются подходы, методы и приёмы, многие из которых можно по праву считать инновационными. Заметим, что некоторые из них впервые нашли применение в системе медицинского образования именно в нашем вузе.

Задачей обучения является формирование у будущих врачей и провизоров не только необходимых компетен-

ной программы, но и потребности к непрерывному совершенствованию своих знаний и практических навыков в условиях стремительного развития инновационных технологий в медицине. Этому способствует использование дистанционных обучающих технологий, которые с 2009 г. активно внедряются на кафедрах и курсах факультета последипломного образования. Очно-дистанционные циклы продолжительностью 72 часа проводятся кафедрами социальной медицины и орга-

низации здравоохранения, внутренних болезней, семейной медицины.

Переход на ФГОС ставит задачу максимально приблизить процесс обучения к будущей практической деятельности. Для реализации этой цели в академии создан Центр практической подготовки, который включает класс базисной реанимации (22 фантома), класс расширенной реанимации (15 фантомов), мультимедийный лекционный класс. Занятия в центре проводят преподаватели, имеющие сертификаты, позволяющие проводить обучение практическим навыкам на манекенах. Занятия в центре предусматривают обучение навыкам оказания помощи, в первую очередь скорой и неотложной, взрослым и детям, с использованием фантомов. Манекены используются также для сертификации врачей первого контакта, врачей первичного звена, скорой и неотложной помощи в соответствии со стандартами Красного креста и Европейского отделения Всемирной организации здравоохранения.

Каждый манекен имеет электронный контроллер, который регистрирует правильность выполнения навыка студентами и слушателями системы последипломного обучения (интерны, ординаторы, семейные врачи, участковые терапевты и педиатры и др.). Контроль качества выполнения практических навыков на ряде манекенов детализируется с помощью специальных компьютерных программ, когда на мониторе отражаются даже малейшие неточности в действиях при оказании помощи. Результаты электронной оценки качества выполнения манипуляции на фантомах исключают возможность субъективного подхода и являются одним из объективных критериев оценки качества освоения практических навыков. Демонстрация полученных навыков на фантомах является обязательной составляю-

щей промежуточных аттестаций и итоговой государственной аттестации по всем реализуемым в вузе образовательным программам.

В 2001 г. в академии была разработана и начала осуществляться программа подготовки студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях. В основу концепции программы положены Федеральные законы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Федеральная программа создания студенческих спасательных отрядов. Результатом реализации данной программы стало создание студенческого отряда «Спасатель».

Основными задачами дополнительной образовательной программы по обучению алгоритмам действий в чрезвычайных ситуациях являются овладение профессиональной компетенцией

- способностью и готовностью действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, а также патриотическое, физическое, нравственное воспитание обучающихся, развитие студенческого спасательного движения в России и Тверской области. В рамках данной образовательной программы учебные занятия организуются по следующим модулям: медицинская подготовка (оказание первой помощи), тактикоспециальная подготовка, топография, техника связи, радиационная, химическая и биологическая защита, пожарная безопасность, психологическая подготовка, специальная (техническая) и физическая подготовка. Отдельно проводятся занятия по горному туризму и спасательным работам, спелеологии и парашютному спорту. Студенты обучаются на базе академии, в учебном пункте Государственной противопожарной службы МЧС России по

Тверской области, учебно-методическом центре гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по Тверской области, в аварийно-спасательной службе Государственного учреждения «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области». За время существования отряда в нем прошли обучение 225 человек.

Кафедра поликлинической терапии Тверской государственной медицинской академии одной из первых в нашей стране стала преподавать основы здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ). В учебную программу были дополнительно включены вопросы эпидемиологии, раннего выявления и профилактики НИЗ. С этого времени студенты под руководством преподавателей проводят профилактические обследования организованного и неорганизованного населения в соответствии с протоколом программы СИН-ДИ-ВОЗ. Они составляют и выдают по результатам обследования индивидуальные заключения и рекомендации, касающиеся профилактики НИЗ. Помимо этого, студенты занимаются профилактической деятельностью на групповом и популяционном уровне. Для оптимизации учебного процесса сотрудниками кафедры изданы пособия и руководство по профилактике НИЗ. На этой же кафедре на додипломном этапе обучения студенты начинают изучать основы доказательной медицины. В учебную программу по поликлинической терапии для студентов 6го курса включены семинары, посвященные изучению современной эпидемиологии и биостатистики как инструментов доказательной медицины, а также по поиску медицинской информации и ее критической оценке.

В 2003 г. в ТГМА в качестве новой

функциональной единицы создана Школа общественного здоровья (ШОЗ). В круг ее задач входит учебная, научно-исследовательская и практическая деятельность в сфере общественного здоровья. Преподавание в ШОЗ осуществляется по следующим базовым направлениям: прикладное общественное здравоохранение; эпидемиология и биостатистика; управление здравоохранением; политика и экономика в сфере здравоохранения; социальные науки и укрепление здоровья; здоровье, связанное с окружающей средой и профессиональные заболевания. В рамках деятельности ШОЗ на додипломном этапе образования создана программа укрепления здоровья, профилактики НИЗ и сохранения репродуктивного здоровья студентов 1-го курса. Она включает в себя лекции, посвященные проблемам здорового питания, физической активности, борьбе с курением, злоупотреблением алкоголем, профилактике инфекций, передаваемых половым путем (ИПП). На практических занятиях проводятся антропометрические исследования, измерение артериального давления, изучение поведенческих привычек студентов. Совместно с преподавателями студенты проводят самоанализ и формируют для себя подходы к здоровому образу жизни, обучаются контрацепции и профилактике ИПП.

В рамках системы дополнительного профессионального образования в ШОЗ на циклах повышения квалификации обучены сотни врачей Тверской области, а также преподаватели медицинского колледжа и академии. По созданной программе, аналогичной программам подготовки магистров общественного здоровья в Израиле, Македонии и некоторых других странах Европы, обучены 12 аспирантов академии. Кроме того, сотрудники

ШОЗ освещают актуальные проблемы общественного здоровья, делают доклады для медицинских работников, журналистов и социологов на ежегодных международных летних школах. Для учителей общеобразовательных учебных учреждений г. Твери разработана и реализуется образовательная программа повышения квалификации (72 ч), посвящённая насущным вопросам укрепления здоровья и профилактики НИЗ, экологии и профессионального здоровья, поведенческим наукам, демографии, контролю неинфекционных заболеваний и др.

В рамках реализации подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на кафедре поликлинической педиатрии и основ формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) разработана образовательная программа «Формирование здоровья подростков в образовательных учреждениях в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий» (научный руководитель - профессор М.Н. Калинкин). Целью данной программы, базирующейся в том числе на научных данных сотрудников академии [2], является повышение эффективности профилактической работы среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Твери и Тверской области с использованием ме-дико-психолого-пе-да готического комплексного подхода. В 2007 г. данная программа стала победителем конкурса «Гранты Тверской области в сфере образования» в номинации «Инновацион-

ная деятельность, направленная на развитие системы образования и экономики региона». Студенты, прошедшие обучение на кафедре, выступают волонтерами-пропагандистами ЗОЖ среди учащихся общеобразовательных школ. Просветительская деятельность студентов осуществляется в рамках реализации межведомственного соглашения между ТГМА и департаментами здравоохранения и образования Тверской области. Студенты допускаются для ведения разъяснительной работы по ЗОЖ в школы только после прохождения процедуры защиты темы выступления, утвержденной преподавателем. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствует повышению мотивации студентов и школьников к укреплению своего здоровья.

Особое место в структуре вуза занимает фармацевтический факультет, образованный в 2001 г. Профильное обучение студентов факультета организовано на единой выпускающей кафедре факультета - кафедре управления и экономики фармации с курсами фармакогнозии и ботаники, фармацевтической технологии, фармацевтической и токсикологической химии. Это

позволило оптимизировать организацию учебного процесса, усилив интегративные связи между учебными дисциплинами. С первого дня существования факультета здесь началось внедрение инновационных образовательных технологий. Так, например, в учебном процессе широко используются лекции-визуализации, в том числе с выходом в Интернет в режиме on-line, проблемные лекции, междисциплинарные и парные лекции, в которых в качестве второго лектора принимают участие представители практической фармации (руководители оптовых и розничных фармацевтических организаций, представители Росздравнадзора и Роспотребнадзора), а также лекции в форме пресс-конференции и видеоконференции.

В целом образовательная деятель-

ность в Тверской государственной медицинской академии характеризуется системным внедрением новых образовательных технологий, постоянным совершенствованием и широким распространением собственных оригинальных методов в подготовке медицинских кадров.

Литература

1. Современные образовательные технологии

в вузе: Справочник /Авт.-сост. О.Н. Хохлова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. 44 с.

2. Алексеева Ю.А., Жмакин И.А., Акопов

Э.С., Васильев П.В., Баканов К.Б., Дербенев Д.П., Крячкова О.В., Эхте К.А., Бухаринов А.И. Влияние антропогенных экологических факторов риска на состояние здоровья подростков // Вестник Тверского государственного университета. 2010. № 27. С. 7-14.

KILEYNIKOV D. MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY TVER STATE MEDICAL ACADEMY

Over the last decade, the academy has actively introduced the innovative approaches, methods and technologies in the educational process. Some of them were used for the first time in the system of medical education at the pre- and post-graduate stage in Tver State Medical Academy.

Key words: Tver State Medical Academy, innovative educational technologies, practical training center, School of Public Health, healthy lifestyle.

История, состояние

И.А. ЖМАКИН, доцент, и перспективы научно-

проректор по научной работе исследовательской

и инновационной дея^тельнос^ти и инновационной

деятельности

Рассмотрена история становления, формы организации, основные достижения, направления и перспективы научно-исследовательской работы и инновационной деятельности в Тверской государственной медицинской академии.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, достижения в научной работе, здоровье населения, инновационная деятельность.

За прошедшие 75 лет с момента ос- крупное учебно-научно-лечебное уч-нования Тверская государственная ме- реждение. Научная работа в вузе на-дицинская академия превратилась в правлена на подготовку педагогичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.