Научная статья на тему 'Центр практической подготовки как инновационный метод образовательного процесса в медицинском вузе'

Центр практической подготовки как инновационный метод образовательного процесса в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калинкин М. Н., Килейников Д. В., Королюк Е. Г., Жуков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр практической подготовки как инновационный метод образовательного процесса в медицинском вузе»

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2009 - Т. ХУ1, № 3- С. 142

- топ-менеджмент, дирекция; 3 уровень - фармацевтический персонал; 4 уровень - организация бизнес-процессов; 5 - текущая фармацевтическая деятельность; 6 уровень - учет, анализ, аудит.

В ходе исследования проведено анкетирование и интервьюирование группы экспертов, состоящей из компетентных провизоров-организаторов. Имеющих опыт работы по специальности >5 лет, знающих особенности экологического законодательства и опыт его применения в фармацевтической деятельности, а также работающие в оптовых и розничных организациях различных организационно-правовых форм. Результаты исследования выявили 7 основных факторов экологической безопасности фармацевтических организаций и установили их значимость.

С принципиально новых позиций нами оценивается стратегия обеспечения экологической безопасности фармацевтической организации посредством выделения уровней обеспечения и основных факторов. Примером этого является матрица обеспечения экологической безопасности (табл.), которая представляет собой табл.: по вертикали расположены факторы экологической безопасности в порядке возрастания их значимости - снизу вверх. По горизонтали - уровни обеспечения экологической безопасности

- справа налево. С помощью матрицы можно предложить механизм оперативного обеспечения экологической безопасности. Предложенное правило оценки означает, что чем левее и выше расположена ячейка, тем выше ее значимость в обеспечении общей составляющей экологической безопасности; на пересечении строк и столбцов располагаются действия обеспечения безопасности.

Выводы. Сформулирована система обеспечения экологической безопасности фармацевтической организации, включЕТ уровни и факторы экологической безопасности и механизм ее реализации.

Литература

1. Кузнецов Д.А. Экологические аспекты деятельности фармацевтических организаций / Д.А. Кузнецов // Фармация XXI века: Мат-лы IV Межрегион. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2004. С.14-17.

2. Кузнецов Д.А. Экологическая безопасность: научнотехнологические аспекты фармацевтической деятельности / Д.А. Кузнецов // Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: Мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2006. С.124-126.

3. ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (ОМР)».

4. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 (в ред. от 26.06.2007) «Об охране окружающей среды».

5. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления».

УДК 608.001

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

М.Н. КАЛИНКИН, Д.В. КИЛЕЙНИКОВ, Е.Г. КОРОЛЮК, С.В. ЖУКОВ*

Ключевые слова: инновационный метод, высшее образование

При обучении специалистов в медицинском вузе применение инновационных методов необходимо. Врачу наряду с ежедневной лечебной и профилактической работой приходится сталкиваться с необходимостью оказания неотложной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Действительность для всех стран мира, в т. ч. и для России полна катастроф: природных, техногенных, экологических. Тому подтверждение - последние события: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, трагедия - теракт поезда №166 «Невский эспресс», пожар в ночном клубе в Перми, авиа-, автокатастрофы, землетресения, цунами...

Число погибших и пострадавших измеряется тысячами. Время на спасение при этом - считанные минуты и секунды. В г.Перми люди, находившиеся в клубе, могли бы выбраться на улицу только за 3 мин. 22 с; благодаря экстренному реагированию удалось спасти многих. Поэтому есть необходимость расширения круга обучаемых: водителей, пожарных, милиции, населения страны с использованием инновационных методов. Своевременная помощь сохраняет жизнь 80-90% пострадавшим.

* ГОУ ВПО Тверская государственная медицинская академия

Однако тяжесть состояния большинства пострадавших характеризуется как тяжелая и крайне тяжелая. Обучение подобным манипуляциям будущих врачей абсолютно невозможно в связи с тяжестью состояния пострадавших. Другой стороной данного вопроса является приказ Министерства здравоохранения и социального развития №88, вышедший 30.04.07 г. об обязательном наличии согласия больного и пациента при проведении обследования. По разным причинам пациенты не дают такого согласия и юридически имеют на это право. Отказываются от работы со студентами родители малышей, хотя, даже при наличии возможности общения с маленькими пациентами, бывает крайне сложно студентам х провести обследование ребенка. Во многих ситуациях обучение навыкам врачевания проблематично.

Решением задачи является обучение с помощью инновационных методов обучения с использованием программированных, манекенов. Это согласуется с требованиями Болонской декларации, по которой обучение должно проводиться на манекенах. В Тверской ГМА создан центр практической подготовки, на базе которого используются манекены (фантомы), которые позволяют моделировать состояние больного взрослого и ребенка (подсчитать пульс, измерить артериальное давление, определить частоту дыхания или имитировать повреждения, патологические состояния). Используются новые методы ведения занятий.

Положениями работы центра являются: выделение на клинической кафедре сотрудников для практических занятий на базе центра, создание сквозного расписания обучения и тренировок на фантомах в течение всего периода обучения в ТГМА, повышение качества навыков за счет «индивидуальных занятий», занятий «малыми группами» по 5-7 чел., единая методическая база преподавания практических навыков; междисциплинарный подход, система реальной преемственности преподавания, контрольных занятий с определением «уровня усвоения навыков»

Направлениями работы Центра является: унификация и стандартизация преподавания навыков во время проведения учебных и производственных практик; подготовка и сертификация преподавателей ТГМА для использования обучения студентов и врачей на фантомах; создание единой материальнотехнической базы центра для оптимального оснащения манекенами, повышения длительности их эксплуатации и оборудованием, для качественного содержания указанной техники и ухода за ней специально обученным персоналом; снижение затрат на закупку оборудования и «обслуживание» манекенов; расширение круга обучаемых по современным и законодательным требованиям; внедрение на экзаменах по клиническим дисциплинам сертифицированных фантомов с независимой оценкой результатов

Все перечисленные направления работы Центра позволяют повысить качество обучения будущих врачей.

На выпускном государственном экзамене у студентов ряд навыков принимаются на манекенах. Это объективизирует оценку правильности выполнения навыков, снижает количество апелляций, повышая качество усвоения навыков Со времени внедрения в практику навыков на фантомах уменьшилось количество низких и увеличилось число высоких оценок. Отработка навыков на манекенах проводится по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству - т.е. по всем направлениям, где требуется их использование. Качество усвоения практических навыков и «выживаемость знаний» после занятий в центре на порядок выше по сравнению с другими методами преподавания, применяемыми ранее. Благодаря приоритетному национальному проекту «Здоровье» в академии появилась возможность обучения врачей первичного звена здравоохранения (семейных врачей, участковых терапевтов и педиатров) практическим навыкам на сертифицированных и компьютеризированных фантомах.

Администрация академии ведет работу по расширению функциональных возможностей Центра, расширению площадей, закупки нового оборудования, позволяющего моделировать не только состояние «пациента» и возможные варианты патологии, но и извлечение пострадавших из автомобиля при аварии на автодороге; вынос пострадавших с места катастрофы и т.д и т.п. Используются «деловые игры» в обучении по оказанию неотложной помощи. Такие учения велись совместно с Московским МСУ. Высока заинтересованность занятиями в Центре практической подготовки ТГМА как студентов, так и врачей.

Таким образом, использование инновационных подходов в обучении позволяет подготовить квалифицированные медицинские кадры с учетом экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.