РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 616-053.2(07.07)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СИМУЛЯЦИОННОГО КУРСА НА КАФЕДРЕ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ» В СМОЛЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Авдеева Т.Г., Якушин С.Б., Крутикова Н.Ю., Виноградова А.Г., Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Работа посвящена организации и проведению «Симуляционного курса» на кафедре «Поликлиническая педиатрия» В ФГБОУ ВО СГМУ МЗ России согласно требованиям ФГОС3++ по оказанию неотложной медицинской помощи и базовой сердечно-легочной реанимации у детей и подростков при различных состояниях и заболеваниях на догоспитальном этапе. Ключевые слова: Современные образовательные технологии, симуляционный курс, дети, подростки, неотложная медицинская помощь, базовая сердечно-легочная реанимация.
THE SIMULATION COURSE ORGANIZATION THE DEPARTMENT OF POLYCLINIC PEDIATRICS AT THE SMOLENSK STATE MEDICAL UNIVERSITY Avdeeva T.G.,Yakushin S.B., Krutikova N.Yu., Vinogradova A.G., Shestakova V.N.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: The study is devoted to the organization and realizationof«simulation course» at Polyclinic Pediatrics department of SGMU according to requirements of FGOS3++ for emergency care and cardiopulmonary resuscitation of children and adolescents atvarious conditions and diseases onoutpatient stage. Key words: Modern educational technology, simulation course, children, adolescents, emergency care, cardiopulmonary resuscitation
Введение
Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения на 20132020 годы» предусматривает обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами. В практической деятельности врач-педиатр постоянно встречается с острыми состояниями и заболеваниями у детей и подростков, требующими проведения неотложной терапии и базовой сердечно-легочной реанимации (БСЛР). Характер и содержание неотложной помощи детям и подросткам имеют свои особенности при различных клинических состояниях и заболеваниях, что важно учитывать в образовательном процессе. Угрожающие жизни ситуации по данным ВОЗ возникают у детей и подростков в 25% случаев, в каждом четвертом случае смерть ребенка является условно предотвратимой и зависит от квалификации специалиста, оказывающего первую экстренную врачебную помощь [4, 7].
В последние годы в мировой практике разработаны современные стандарты реанимационной и неотложной медицинской помощи детям и подросткам, отвечающие требованиям высокой эффективности и безопасности при раз-
личных неотложных состояниях у детей [9, 10, 11]. Вместе с тем существующая система подготовки врачей-педиатров в России не позволяет реализовывать их в полном объеме в учебном процессе. Имеется проблема взаимодействия студента и пациента в клинической практике. Если задача будущего врача-педиатра - получить максимально возможный практический опыт проведения манипуляций непосредственно на больном, тогда как пациент по объективным причинам требует специалиста с многолетним опытом врачебной деятельности. Кроме того, многие состояния требуют проведения сложных инвазивных манипуляций, сопряженных с возможными рисками для жизни ребенка, поэтому большинство родителей не хотят, чтобы их дети выступали в виде «тренировочного пособия» для будущих врачей, несмотря на контроль со стороны преподавателя [1, 2].
Недавние изменения в юридических требованиях в Российской Федерации к процессу обучения привел к запрету самостоятельного проведения осмотра, диагностики и лечения пациента студентами. Для максимально продуктивного обучения высоко технологичным стандартам оказания неотложной помощи в пе-
диатрии разработана симуляционная техника, позволяющая обучать студентов и врачей практическим навыкам и отработке сложных сценариев при неотложных состояниях, в том числе на догоспитальном этапе [1, 2, 3]. Сегодня симуляция - это наука. Знания, полученные в результате анализа применяемых технологий, используются для совершенствования клинического моделирования, разработки и внедрения новых алгоритмов лечения. Симуляция или клиническое моделирование является одним из самых эффективных методов снижения смертности [7]. Анализ сложившейся в мире ситуации свидетельствует о необходимости внедрения этого метода обучения в процесс обязательной пред- и постдипломной подготовки врачей всех специальностей, оказывающих неотложную медицинскую помощь детскому населению. Оценка практических навыков выпускника с привлечением симуляционных технологий позволяет сделать заключение не только о качестве отдельных манипуляций, но и о тактике обучающегося в кризисной ситуации, его манере взаимодействия с другими участниками команды, а также об эффективности примененных методологий обучения [4].
В доступной литературе имеется недостаточно данных об использовании симуляторов в линейных программах обучения студентов [2, 3, 4]. Новые государственные образовательные стандарты, «подзаконные» акты не определяют роль и место симуляционного обучения в учебном процессе, не определена методика и дидактика обучения. Каждый вуз, двигающийся в этом направлении, решает вопросы комплектования и организации работы симуляционного обучения. Недостаточно развита еще доказательная база эффективности применения симуляторов, высока их стоимость, значительны временные затраты и сопротивление переменам, но процесс создания центров симуляционного обучения осуществляется, в том числе и в медицинских вузах [1, 5, 6]. В Российской Федерации с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Порядок организации и проведения процедуры аккредитации специ-
алистов регламентируется приказом Министерства здравоохранения РФ № 334н от 02.06.2016 года. В настоящее время симуляционная практика относится к одним из приоритетных направлений в сфере совершенствования качества подготовки студентов педиатрического факультета [3, 4, 7].
Цель работы
Представить опыт организации и проведения на кафедре «Поликлиническая педиатрия» «Симуляционного курса» в Смоленском государственном медицинском университете для студентов 5 курса педиатрического факультета при неотложных состояниях у детей и подростков на догоспитальном этапе.
Материалы и методы
Теоретический, аналитический, статистический.
Обоснованием создания симуляционного цикла является реализация компетентностного подхода в образовательных программах по неотложным состояниям, устранение несоответствия между уровнем теоретической и практической подготовки выпускников. Более того, использование симуляционных технологий помогает предотвращать врачебные ошибки, а программа просмотра проведенного занятия поможет провести подробный анализ ситуации при неотложных состояниях. Использование симуляторов, манекенов, фантомов в учебном процессе позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при различных неотложных состояниях. При этом воссоздаются клинические сценарии с возможностью адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. В СГМУ кафедрой «Поликлиническая педиатрия» совместно с си-муляционным центром разработана программа «Симуляционного курса» для студентов 5 курса педиатрического факультета. Она включает: комплекс лекций (4), практических семинаров (4), проводимых на кафедре, а также работу на базе Симуляционного центра (6 занятий по 4 часа - 24 часа). Модуль состоит из теоретической части, самостоятельной внеаудиторной работы слушателей и практических занятий. Основными задачами является формирование умений использования укладки экстренной медицинской помощи, проведения ингаляционной терапии с использованием компрессорного аэрозольного ингалятора. Особое внимание уделяется алгоритмам действий в ситуациях,
связанных с резким ухудшением самочувствия пациента или без признаков жизни (в амбула-торно-поликлиническом учреждении), включая мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации. В учебной деятельности на кафедре «Поликлиническая педиатрия» активно используются информационные технологии, включающие мультимедийное сопровождение лекций, электронные учебные пособия и обучающие фильмы, симуляторы, фантомы, компьютерные тесты и кейс-задачи. Теоретическая часть включает лекции, в которых пошагово обговаривается каждый элемент алгоритма БСЛР. Данный этап направлен, во-первых, на формирование первичного представления обучающегося о современных подходах к алгоритму БСЛР и, во-вторых, позволяет лектору предоставить научное обоснование всех действий спасателя. Теоретическая часть обеспечивает уровень «знание». Ключевым направлением является мотивация слушателей к формированию навыка спасения жизни в соответствии с едиными принципами поэтапного оказания неотложной медицинской помощи при различных состояниях. Первостепенное внимание уделяется отработке навыка базовой сердечно-легочной реанимации (БСЛР). Обучающиеся самостоятельно изучают алгоритм действий. Для этого они обеспечиваются методическим материалом в электронном виде и/или на бумажном носителе. Практическая составляющая модуля является приоритетной и проводится на базе симуляционного класса, оборудованного как муляжами и фантомами, так и более совершенными техническими средствами обучения - тренажерами и симуля-торами. Это позволяет научить обучающегося: работать руками, дать возможность выполнять манипуляции под руководством преподавателя и самостоятельно.
Отработка навыка базовой сердечно-легочной реанимации начинается на муляжах, что-позволяет детально выполнить и запомнить порядок действий. Преподаватель визуально контролирует и оценивает работу слушателей, оценка техники СЛР носит субъективный характер. Современные тренажеры соответствуют требованиям ISO 9001, имитируют реалистические анатомические и физиологические условия и позволяют объективно оценить технику СЛР по основным параметрам с помощью прибора мониторинга, действующего по механическому принципу.
Практическое обучение осуществляется на специализированных тренажерах (оживленная Анна) преподавателем в группах не более 12 человек. Перед началом курса преподаватель проводит подготовку к предстоящему занятию: проверяет оборудование (мультимедиа, тренажеры); проходит на тренажере весь алгоритм БСЛР, чтобы исключить ошибки во время обучения.
1. Преподаватель показывает весь комплекс БСЛР. На этом этапе необходимо сформировать общее теоретическое представление правильного выполнения навыка. Важно, чтобы преподаватель в совершенстве владел всеми элементами БСЛР (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание) и не совершал ошибок во время демонстрации, так как обучающиеся могут на подсознательном уровне запомнить эти недочеты и в будущем повторять их.
2. Преподаватель повторно проводит БСЛР, но уже под команды обучающихся студентов, они по очереди говорят, что он должен делать. «Подойдите к пострадавшему, спросите у него, как его имя». Таким образом слушатели проговаривают алгоритм, что способствует лучшему запоминанию.
3. Вопросы и обсуждение. После того, как студенты получили полную информацию о БСЛР, они могут задать вопросы.
4. Студенты поочередно проводят весь комплекс БСЛР. Действия каждого студента обсуждаются в группе. Сначала отмечаются положительные моменты, потом - недоработки. Преподаватель подробно разбирает с каждым все ошибки.
5. Повторное выполнение алгоритма выполняется с учетом разобранных ранее недочетов.
6. Демонстративное выполнение алгоритма БСЛР в паре «преподаватель - студент». Работа в парах связана с определенными особенностями (расположение спасателей относительно пострадавшего и друг друга, распределение функций и пр.).
7. Выполнение обучающимися алгоритма БСЛР в парах.
8. Финальное обсуждение алгоритма БСЛР.
9. Прием зачета проводит преподаватель. Студент выполняет БСЛР и задание по оказанию медицинской неотложной помощи при указанном состоянии. После преподаватель озвучивает результат с разъяснением ошибок при их наличии.
Представленная методика в полной мере дает возможность студенту овладеть БСЛР. Формами промежуточной аттестации является выполнение заданий в тестовой форме, оценка при вербальном общении и демонстрация отдельных навыков. Для положительной оценки должны выполняться определенные критерии освоения практических умений, включающих правильную демонстрацию обучающимися практических навыков оказания неотложной помощи в конкретной ситуации и при работе в команде. В то же время допускаются некоторые неточности, которые студент самостоятельно обнаруживает и быстро исправляет.
Результаты исследования
Отработка навыка базовой СЛР начинается на муляжах. Это позволяет детально выполнить и запомнить порядок действий. Преподаватель визуально контролирует и оценивает работу студентов. Современные тренажеры AmbuMan, соответствующие требованиям ISO 9001, имитируют реалистические анатомические и физиологические условия и позволяют объективно оценить технику СЛР по основным параметрам с помощью прибора мониторинга, действующего по механическому принципу.
В соответствии с опросом обучающихся студентов, проводимым в конце освоения «Симуляционного курса» по оказанию БСЛР и неотложным состояниям у детей и подростков на догоспитальном этапе, согласно заявленным практическим навыкам показано, что при отработке навыков «сердечно-легочная реанимация» 76,0% слушателей констатировали рост уверенности в своих способностях оказать адекватную сердечно-легочную реанимацию на практике. Все студенты удовлетворены организацией учебного процесса с использованием симуляционных технологий (n = 96).
ЛИТЕРАТУРА
Показана необходимость подготовки студентов в Симуляционном центре в обеспечении требований образовательного процесса по овладению навыками и умениями оказания неотложной помощи детям и подросткам и БСЛР.
Основным преимуществом симуляционно-го метода является полная безопасность для пациента. Клиническое моделирование позволяет в реальном времени сформировать навык практической работы врача. Любая манипуляция имеет четкое отражение на состоянии симуля-тора пациента, что позволяет обучающимся студентам научиться предвидеть возможное развитие ургентной клинической ситуации у детей.
Заключение
Использование симуляционных технологий в подготовке врача-педиатра общей практики позволяет повысить качество преподавания и значительно увеличить вовлеченность слушателей в процесс обучения при неотложных состояниях у детей и подростков. Преимущества симуляционных технологий: безопасность обучения, как для пациента, так и для врача, реализация индивидуального подхода к обучению, высокая усвояемость материала за короткий промежуток времени, возможность проследить динамику когнитивного роста, возможность обучения управлению рисками при оказании неотложной медицинской помощи, изучение редких случаев неотложных состояний.
Клиническое моделирование позволяет в реальном времени сформировать навык практической работы студента без последствий для здоровья ребенка. Занятия на специальных тренажерах позволяют обучающимся отработать базовые диагностические и лечебные манипуляции.
Симуляционная образовательная программа позволяет моделировать контролируемые, безопасные и воспроизводимые близко к реальности неотложные состояния обучения.
1. Горшков М.Д. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / ред. Свистунов А.А. - М.: ГЭОТАР-Ме-диа, 2014. - 288 с.
2. Горшков М.Д. Симуляционное обучение в анестезиологии и реаниматологии / ред. Мороз В.В., Евдокимов Е.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа: РОСМЕД, 2014. - 312 с.
3. Кан К., Толхюрст-Кливер С., Уайт С., Симпсон У Симуляции в системе медицинского образования. Создание программы симуляционного обучения: практическое руководство (пер. санг., под ред. З. Балкизова) // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2011. - Т. 5. - № 3. - С. 26-65.
4. Коннова Т.В., Лазарева Л.А., Беликова О.В., Мунтян И.А. Особенности учебного процесса с использованием симуля-торов в Самарском государственном медицинском университете // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 5(4). - С. 1507-1510.
5. Шубина Л.Б. Имитационное обучение в центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета. // Медицинское образование и профессиональное развитие. Журнал сообщества медицинских преподавателей. - 2011. - № 3(5). - С. 85-91.
6. James J.T. A new evidence-based estimate of patient harms associated with hospital care. // Journal of patient safety. - 2013. -Vol. 9 - Р. 122-128.
7. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. http://charko.narod.ru/index15.html.
8. Обзор обновленных рекомендаций AmericanHeartAssociation (AHA) по СЛР и неотложной помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, 2015. - С. 41
9. Рекомендации Европейского совета по реанимации, 2015 г. (на английском языке). Доступно на сайте: www. cprguidelines.eu
10. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г.). Под ред. чл.-корр. РАН Мороза В.В. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: НИИОР, НСР, 2016 -192 с. Доступно на сайте: www.rusnrc.com