55 лет ^
УДК 614.2
Р.Р. БОГДАНОВ, А.А. ХУСАЕНОВА
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, Уфа, Россия
Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности - высокий уровень подготовки выпускников, а также отлаженную научно-обоснованную систему обеспечения образовательного процесса. Поэтому, говоря о качестве образования в целом, важно определить основные направления деятельности вуза. Определяющими при этом являются: потенциал преподавателей, потенциал студентов, информационно-методический потенциал, достаточное финансирование образовательной деятельности.
Особое значение имеет технологичность обучения как инструмент инновационного процесса.
Определяются следующие основные показатели, которые позволяют
оценивать работу вуза и образовательный процесс как качественные:
1. Качество контингента университета.
2. Образовательный процесс.
3. Производственная практика.
Оценка вуза по удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов обеспечивается следующим образом:
БГМУ идентифицирует и описывает методы, используемые для оценки его студентов, включая крите-
рии сдачи экзаменов. Надежность и достоверность методов оценки документированы и подвергнуты анализу. Кроме того, разрабатываются новые методы оценки. Давая описания методов, используемых для оценки, рассматриваются такие аспекты, как соотношение между формативными (промежуточными и обобщенными оценками, число экзаменов и других тестов и проверок, соотношение между письменными и устными экзаменами, использование суждений, основанных на соответствующих нормативах и критериях; проведение специальных экзаменов, например, клинических экзаменов, структурированных в соответствии с учебными задачами (OSCE).
Анализ методов оценки включает оценку того, как они способствуют обучению.
Новые методы оценки могут предусматривать использование внешних экзаменаторов. Принципы, методы и практика проведения оценок четко соответствует образовательным целям и способствуют обучению.
Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту.
УДК 378.048.2:378.6
А.П. ГОНЧАР-ЗАЙКИН, И.А. ШУЛЬГА
ОПЫТ ОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия
Современное понимание профессиональной подготовки и обретение компетентности не возможно без внедрения в подготовку специалистов технических средств обучения, использование обучающих манекенов и симуляторов. Моделирование клинических ситуаций с помощью симуляторов позволяет обучаться на запрограммированных ошибках, от которых не застрахован ни один практикующий анестезиолог, без вреда для пациента. Более того, имеется возможность моделирования редких клинических ситуаций, которые не встречаются в процессе учебы. Применение технических средств обучения должно идти по принципу "от простого к сложному".
Целью исследования явилась разработка и формирование новых и поддержание необходимых мануальных профессиональных навыков и компетенций по анестезиологии, интенсивной терапии и реанимации на основе повышение уровня теоретических и специальных практических знаний.
Контингентом, привлекаемым к обучению на основе реализации предлагаемых симуляционно-практических программ и методик, явились начинающие врачи, проходящие обучение на первом курсе клинической ординатуры по специальности «анестезиология и реаниматология».
Нами на протяжении последних лет используется программа «Практического курса подготовки врачей анестезиологов - реаниматологов», включающая три уровня: Базовый, где отрабатываются специализированные практические навыки, в том числе различные варианты интубирования трахеи и главных бронхов. Комплексный уровень, включающий и подготовку по смежной специальности «Оториноларингология», в объеме аудиторного освоения ряда лечебно-диагностических приемов: непрямой ларингоскопии, передней и задней риноскопии на специальных фантомах и муляжах, в мультимедийном сопровождении. После того, как при помощи фантомов освоены специальные навыки, практическая подготовка переходит на следующий уровень - комбинирование освоенных навыков. Этот уровень осваивается при помощи электронных и компьютеризированных манекенов-имитаторов. Уровень III - «Клинический» отрабатывается в условиях операционной и палаты интенсивной терапии. При подготовке пациента к обезболиванию, прогнозированию возможных осложнений связанных с трудными дыхательными путями. Применение симуляторов на этом уровне позволяет моделировать не только этапы и приемы обеспечения проходимости дыхательных путей и механическую вентиляцию лег-
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
55 жыл ^
ких, но и весь комплекс реанимационных мероприятии, при развитии критической ситуации и возникновении виртуальной клинической смерти.
Результатом проводимой комплексной симуляци-онно-практической подготовки отмечено улучшение показателей работы анестезиологов-реаниматологов, на рабочих местах по избранным вопросам специальности.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать симуляционные технологии в обучении клинических ординаторов по специальности «анестезиология и
УДК 378.147 88 : 616.21
реаниматология» не только как составную часть клинической подготовки, а более того, как один из механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне, направленном на обретение профессиональной компетентности. Следовательно, эти формы обучения нуждаются в детерминированной методологической поддержке и контроле со стороны ведущих учебно-методических объединений, научной оценке и дальнейшем исследовании и совершенствовании.
Г.А. ГОРБАНЕВА
НАШ ОПЫТ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ
Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия
При обучении студентов на кафедре оториноларингологии ГБОУ ВПО ОрГМА наряду с тестированием, позволяющие более детально представить и изучить особенности строения лор - органов, а также показания и технику выполнения основных оторинола-рингологических операций. Сложными вопросами для восприятия обучающихся считаются анатомия и физиология звукового и вестибулярного анализатора. В помощь студентам на кафедре помимо других наглядных пособий используют фильмы: «Вестибулярный анализатор», «Методы исследования лор - органов». С целью расширения представления будущих врачей о современных методах лечения больных и новейших лекарственных препаратах во время практических занятий преподаватели кафедры демонстрируют презентации по темам: Доброкачественные новообразования гортани, физиотерапия в лечении лор - болезней, гнойный верхнечелюстной синусит - проблема и пути ее решения и другие.
Одно из самых частых хирургических вмешательств в практике лор-хирурга - операция на небных миндалинах - двусторонняя тонзиллэктомия. При изучении заболеваний глотки демонстрируется студентам фильм о показаниях к операции, основных ее этапах, противопоказаниях и осложнениях во время вмешательства. Затем студенты направляются в операционную, где на их глазах сотрудниками кафедры выполняется эта операция. После ее окончания в учебной комнате происходит разбор особенностей данного клинического случая, а также заключительное тестирование и решение ситуационных задач, позволяющее лучше закрепить пройденный материал. Аналогичные фильмы демонстрируются и по остальным разделам лор - заболеваний.
Таким образом, применяемые на кафедре обучающие программы и видеоматериалы способствуют более глубокому пониманию изучаемого материала и повышают процент выживаемости знаний у студентов.
УДК 378:61
Г.А. ДЕРБИСАЛИНА, Л.Ж. КАРСАКБАЕВА, В.В. КОЙКОВ, Б.М. СУЛТАНБЕКОВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АО «Медицинский университет Астана», Республиканский центр развития здравоохранения, Управление здравоохранения, Астана
Реформирование и модернизация медицинского и фармацевтического образования, необходимость постоянного повышения его качества требуют высокого профессионализма преподавателей, их профессионального отношения к работе, к преподаваемому предмету и обуславливают актуальность разработки и внедрения стандарта по развитию потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) медицинского вуза. Целью разработки такого стандарта явилось необходимость совершенствования педагогической компетентности преподавателя медицинских организаций образования и науки в контексте обновляющегося медицинского и фармацевтического образования. В стандарте соблюдается принцип компе-тентностного подхода в реализации образовательных программ подготовки/переподготовки ППС медицинских организаций образования и науки. Структура про-16
граммы дополнительного образования по стандарту «Преподаватель медицинской организации образования и науки» формируется на основе базовых и дополнительных компетенций и состоит из соответствующих модулей, определяющих содержание образования, отражает их соотношение, измерение и учет. В образовательной программе выделено шесть основных (базовых) компетенций ППС вузов - эффективное преподавание в медицинском вузе, оценка и экспертиза в медицинском вузе, разработка образовательных программ, менеджмент исследований, коммуникативные навыки и информационно-коммуникационные технологии. Организация имеет право утвердить свой перечень дополнительных компетенций (компетенции по выбору). Модули компонента по выбору предполагают углубленное изучение отдельных тем, при этом учитываются потребности обучающихся, администра-
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.