55 жыл ^
ких, но и весь комплекс реанимационных мероприятии, при развитии критической ситуации и возникновении виртуальной клинической смерти.
Результатом проводимой комплексной симуляци-онно-практической подготовки отмечено улучшение показателей работы анестезиологов-реаниматологов, на рабочих местах по избранным вопросам специальности.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать симуляционные технологии в обучении клинических ординаторов по специальности «анестезиология и
УДК 378.147 88 : 616.21
реаниматология» не только как составную часть клинической подготовки, а более того, как один из механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне, направленном на обретение профессиональной компетентности. Следовательно, эти формы обучения нуждаются в детерминированной методологической поддержке и контроле со стороны ведущих учебно-методических объединений, научной оценке и дальнейшем исследовании и совершенствовании.
Г.А. ГОРБАНЕВА
НАШ ОПЫТ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ
Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия
При обучении студентов на кафедре оториноларингологии ГБОУ ВПО ОрГМА наряду с тестированием, позволяющие более детально представить и изучить особенности строения лор - органов, а также показания и технику выполнения основных оторинола-рингологических операций. Сложными вопросами для восприятия обучающихся считаются анатомия и физиология звукового и вестибулярного анализатора. В помощь студентам на кафедре помимо других наглядных пособий используют фильмы: «Вестибулярный анализатор», «Методы исследования лор - органов». С целью расширения представления будущих врачей о современных методах лечения больных и новейших лекарственных препаратах во время практических занятий преподаватели кафедры демонстрируют презентации по темам: Доброкачественные новообразования гортани, физиотерапия в лечении лор - болезней, гнойный верхнечелюстной синусит - проблема и пути ее решения и другие.
Одно из самых частых хирургических вмешательств в практике лор-хирурга - операция на небных миндалинах - двусторонняя тонзиллэктомия. При изучении заболеваний глотки демонстрируется студентам фильм о показаниях к операции, основных ее этапах, противопоказаниях и осложнениях во время вмешательства. Затем студенты направляются в операционную, где на их глазах сотрудниками кафедры выполняется эта операция. После ее окончания в учебной комнате происходит разбор особенностей данного клинического случая, а также заключительное тестирование и решение ситуационных задач, позволяющее лучше закрепить пройденный материал. Аналогичные фильмы демонстрируются и по остальным разделам лор - заболеваний.
Таким образом, применяемые на кафедре обучающие программы и видеоматериалы способствуют более глубокому пониманию изучаемого материала и повышают процент выживаемости знаний у студентов.
УДК 378:61
Г.А. ДЕРБИСАЛИНА, Л.Ж. КАРСАКБАЕВА, В.В. КОЙКОВ, Б.М. СУЛТАНБЕКОВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АО «Медицинский университет Астана», Республиканский центр развития здравоохранения, Управление здравоохранения, Астана
Реформирование и модернизация медицинского и фармацевтического образования, необходимость постоянного повышения его качества требуют высокого профессионализма преподавателей, их профессионального отношения к работе, к преподаваемому предмету и обуславливают актуальность разработки и внедрения стандарта по развитию потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) медицинского вуза. Целью разработки такого стандарта явилось необходимость совершенствования педагогической компетентности преподавателя медицинских организаций образования и науки в контексте обновляющегося медицинского и фармацевтического образования. В стандарте соблюдается принцип компе-тентностного подхода в реализации образовательных программ подготовки/переподготовки ППС медицинских организаций образования и науки. Структура про-16
граммы дополнительного образования по стандарту «Преподаватель медицинской организации образования и науки» формируется на основе базовых и дополнительных компетенций и состоит из соответствующих модулей, определяющих содержание образования, отражает их соотношение, измерение и учет. В образовательной программе выделено шесть основных (базовых) компетенций ППС вузов - эффективное преподавание в медицинском вузе, оценка и экспертиза в медицинском вузе, разработка образовательных программ, менеджмент исследований, коммуникативные навыки и информационно-коммуникационные технологии. Организация имеет право утвердить свой перечень дополнительных компетенций (компетенции по выбору). Модули компонента по выбору предполагают углубленное изучение отдельных тем, при этом учитываются потребности обучающихся, администра-
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.