55 жыл ^
ких, но и весь комплекс реанимационных мероприятии, при развитии критической ситуации и возникновении виртуальной клинической смерти.
Результатом проводимой комплексной симуляци-онно-практической подготовки отмечено улучшение показателей работы анестезиологов-реаниматологов, на рабочих местах по избранным вопросам специальности.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать симуляционные технологии в обучении клинических ординаторов по специальности «анестезиология и
УДК 378.147 88 : 616.21
реаниматология» не только как составную часть клинической подготовки, а более того, как один из механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне, направленном на обретение профессиональной компетентности. Следовательно, эти формы обучения нуждаются в детерминированной методологической поддержке и контроле со стороны ведущих учебно-методических объединений, научной оценке и дальнейшем исследовании и совершенствовании.
Г.А. ГОРБАНЕВА
НАШ ОПЫТ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ
Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия
При обучении студентов на кафедре оториноларингологии ГБОУ ВПО ОрГМА наряду с тестированием, позволяющие более детально представить и изучить особенности строения лор - органов, а также показания и технику выполнения основных оторинола-рингологических операций. Сложными вопросами для восприятия обучающихся считаются анатомия и физиология звукового и вестибулярного анализатора. В помощь студентам на кафедре помимо других наглядных пособий используют фильмы: «Вестибулярный анализатор», «Методы исследования лор - органов». С целью расширения представления будущих врачей о современных методах лечения больных и новейших лекарственных препаратах во время практических занятий преподаватели кафедры демонстрируют презентации по темам: Доброкачественные новообразования гортани, физиотерапия в лечении лор - болезней, гнойный верхнечелюстной синусит - проблема и пути ее решения и другие.
Одно из самых частых хирургических вмешательств в практике лор-хирурга - операция на небных миндалинах - двусторонняя тонзиллэктомия. При изучении заболеваний глотки демонстрируется студентам фильм о показаниях к операции, основных ее этапах, противопоказаниях и осложнениях во время вмешательства. Затем студенты направляются в операционную, где на их глазах сотрудниками кафедры выполняется эта операция. После ее окончания в учебной комнате происходит разбор особенностей данного клинического случая, а также заключительное тестирование и решение ситуационных задач, позволяющее лучше закрепить пройденный материал. Аналогичные фильмы демонстрируются и по остальным разделам лор - заболеваний.
Таким образом, применяемые на кафедре обучающие программы и видеоматериалы способствуют более глубокому пониманию изучаемого материала и повышают процент выживаемости знаний у студентов.
УДК 378:61
Г.А. ДЕРБИСАЛИНА, Л.Ж. КАРСАКБАЕВА, В.В. КОЙКОВ, Б.М. СУЛТАНБЕКОВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АО «Медицинский университет Астана», Республиканский центр развития здравоохранения, Управление здравоохранения, Астана
Реформирование и модернизация медицинского и фармацевтического образования, необходимость постоянного повышения его качества требуют высокого профессионализма преподавателей, их профессионального отношения к работе, к преподаваемому предмету и обуславливают актуальность разработки и внедрения стандарта по развитию потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) медицинского вуза. Целью разработки такого стандарта явилось необходимость совершенствования педагогической компетентности преподавателя медицинских организаций образования и науки в контексте обновляющегося медицинского и фармацевтического образования. В стандарте соблюдается принцип компе-тентностного подхода в реализации образовательных программ подготовки/переподготовки ППС медицинских организаций образования и науки. Структура про-16
граммы дополнительного образования по стандарту «Преподаватель медицинской организации образования и науки» формируется на основе базовых и дополнительных компетенций и состоит из соответствующих модулей, определяющих содержание образования, отражает их соотношение, измерение и учет. В образовательной программе выделено шесть основных (базовых) компетенций ППС вузов - эффективное преподавание в медицинском вузе, оценка и экспертиза в медицинском вузе, разработка образовательных программ, менеджмент исследований, коммуникативные навыки и информационно-коммуникационные технологии. Организация имеет право утвердить свой перечень дополнительных компетенций (компетенции по выбору). Модули компонента по выбору предполагают углубленное изучение отдельных тем, при этом учитываются потребности обучающихся, администра-
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.
55 лет ^
ции вуза, студентов на институциональном уровне. Реализация стандарта «Преподаватель медицинских организаций образования и науки» является частью национальной стратегии Республики Казахстан в области развития потенциала ППС, участвующего в реализации образовательных программ в высшей медицинской школе. Эта стратегия позволит достичь высо-
кого качества дополнительного образования за счет выполнения обязательных требований к повышению квалификации и/или переподготовке преподавателя медицинского вуза и регламентировать учебный процесс путем создания системы контроля за эффективностью работы организаций, осуществляющих дополнительное профессиональное обучение.
УДК 614.2:371.1
Г.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВА, М.Н. ТУРЕБАЕВ, А.М. АЛТАЕВА, А.П. КУДРЯВЦЕВА
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,
Городская поликлиника №1, Актобе
Для того, чтобы осуществлять профессиональную деятельность, любой врач должен обладать знаниями. Однако одних знаний для практической деятельности явно недостаточно, необходимы умения, навыки. В целом проблема обучения практическим навыкам, представляется чрезвычайно актуальной. В этом отношении рациональным и современным направлением в образовательном процессе является применение симуляционного обучения.
Что представляет из себя данное обучение? Это новые методы обучения с выраженным практическим направлением, эффективно формирующие в слушателях навыки через погружение в реальность. Преимущество данного обучения состоит в том, чтобы смоделировать любую клиническую ситуацию. Слушатель может обучаться в таком количестве, которое необходимо ему для закрепления навыков. Симуляция дает обучающимся возможность оказать помощь пациенту в более полном объеме и делать ее более последовательно. Освоение ряда мануальных навыков невозможно без использования манекенов. Сегодня есть манекены и симуляторы, позволяющие отработать большинство мануальных навыков. В первую очередь это относится к навыкам сердечно-легочной реанима-
ции. Учитывая, что врачей общей практики приходится обучать во многих направлениях, роль симуляционно-го обучения высока.
На кафедре общей врачебной практики факультета дополнительного медицинского и фармацевтического образования слушатели во время прохождения тематических циклов проходят обучение в учебно-клиническом центре университета. Во время него они активно овладевают методиками проведения сердечно-легочной реанимации взрослым и детям, в том числе новорожденным, дефибрилляции, отоларингологического и гинекологического осмотра, осуществляют ведение родов, отрабатывают аускультацию легких и сердца. Контроль закрепления навыков проводится преподавателем в виде разбора, с вовлечением в данный процесс всех слушателей. Это обучение играет большую роль в формировании компетентного врача общей практики.
Таким образом, применение обучения, основанного на моделировании ситуаций, является перспективным направлением в системе медицинского образования. Использование моделирования гарантирует повышение качества обучения основных клинических навыков.
УДК 614.88 : 616.8-057.875
А.М. ДОЛГОВ, Н.В. АПТИКЕЕВА, Л.И. ЛЕВОШКО, С.В. ИШКОВ, А.Ю. РЯБЧЕНКО, Т.М. ЯКУБОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ПО НЕВРОЛОГИИ
Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия
Основной педагогической деятельностью кафедры неврологии, медицинской генетики является подготовка студентов четвертого курса и имеет своей целью подготовку врача общего профиля. Усвоение материала по неотложной неврологии необходимо на уровне навыков и умений (согласно ФГОС).
В вопросы неотложной неврологии включены прежде всего острые нарушения мозгового кровообращения, синдром церебральной гипертензии, закрытая черепно-мозговая травма, эпилептические статус, миастенический и вегетативные кризы. В лекционном курсе расширен раздел неотложной помощи при опухолях головного мозга, эпилепсии, при острой патологии периферической нервной системы. Особое внимание на кафедре уделяется организации и методическому обеспечению практических занятии по данным
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
вопросам. Имеется специальная учебная комната, оборудованная для изучения неотложной неврологии. Яркие иллюстрации особенно прочно запоминаются и у студентов возникает, как говорил И.П.Павлов, неотступное "думание", стимулирующее к углубленному познанию. Также имеется необходимый фонд таблиц, слайдов, видеороликов для обеспечения наглядных иллюстраций изучаемого материала. В коротком вступлении преподаватель подчеркивает актуальность проблемы, что настраивает студентов на заинтересованное изучение темы. Итогом самостоятельной деятельности студентов на цикле пропедевтики нервных болезней является обобщение, анализ результатов обследования, постановка синдромального диагноза. Умение выделить синдромы в острейшей фазе заболевания определяет врачебную тактику у постели