Научная статья на тему 'Организация преподавания студентам неотложных состояний по неврологии'

Организация преподавания студентам неотложных состояний по неврологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация преподавания студентам неотложных состояний по неврологии»

55 лет ^

ции вуза, студентов на институциональном уровне. Реализация стандарта «Преподаватель медицинских организаций образования и науки» является частью национальной стратегии Республики Казахстан в области развития потенциала ППС, участвующего в реализации образовательных программ в высшей медицинской школе. Эта стратегия позволит достичь высо-

кого качества дополнительного образования за счет выполнения обязательных требований к повышению квалификации и/или переподготовке преподавателя медицинского вуза и регламентировать учебный процесс путем создания системы контроля за эффективностью работы организаций, осуществляющих дополнительное профессиональное обучение.

УДК 614.2:371.1

Г.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВА, М.Н. ТУРЕБАЕВ, А.М. АЛТАЕВА, А.П. КУДРЯВЦЕВА

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,

Городская поликлиника №1, Актобе

Для того, чтобы осуществлять профессиональную деятельность, любой врач должен обладать знаниями. Однако одних знаний для практической деятельности явно недостаточно, необходимы умения, навыки. В целом проблема обучения практическим навыкам, представляется чрезвычайно актуальной. В этом отношении рациональным и современным направлением в образовательном процессе является применение симуляционного обучения.

Что представляет из себя данное обучение? Это новые методы обучения с выраженным практическим направлением, эффективно формирующие в слушателях навыки через погружение в реальность. Преимущество данного обучения состоит в том, чтобы смоделировать любую клиническую ситуацию. Слушатель может обучаться в таком количестве, которое необходимо ему для закрепления навыков. Симуляция дает обучающимся возможность оказать помощь пациенту в более полном объеме и делать ее более последовательно. Освоение ряда мануальных навыков невозможно без использования манекенов. Сегодня есть манекены и симуляторы, позволяющие отработать большинство мануальных навыков. В первую очередь это относится к навыкам сердечно-легочной реанима-

ции. Учитывая, что врачей общей практики приходится обучать во многих направлениях, роль симуляционно-го обучения высока.

На кафедре общей врачебной практики факультета дополнительного медицинского и фармацевтического образования слушатели во время прохождения тематических циклов проходят обучение в учебно-клиническом центре университета. Во время него они активно овладевают методиками проведения сердечно-легочной реанимации взрослым и детям, в том числе новорожденным, дефибрилляции, отоларингологического и гинекологического осмотра, осуществляют ведение родов, отрабатывают аускультацию легких и сердца. Контроль закрепления навыков проводится преподавателем в виде разбора, с вовлечением в данный процесс всех слушателей. Это обучение играет большую роль в формировании компетентного врача общей практики.

Таким образом, применение обучения, основанного на моделировании ситуаций, является перспективным направлением в системе медицинского образования. Использование моделирования гарантирует повышение качества обучения основных клинических навыков.

УДК 614.88 : 616.8-057.875

А.М. ДОЛГОВ, Н.В. АПТИКЕЕВА, Л.И. ЛЕВОШКО, С.В. ИШКОВ, А.Ю. РЯБЧЕНКО, Т.М. ЯКУБОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ПО НЕВРОЛОГИИ

Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия

Основной педагогической деятельностью кафедры неврологии, медицинской генетики является подготовка студентов четвертого курса и имеет своей целью подготовку врача общего профиля. Усвоение материала по неотложной неврологии необходимо на уровне навыков и умений (согласно ФГОС).

В вопросы неотложной неврологии включены прежде всего острые нарушения мозгового кровообращения, синдром церебральной гипертензии, закрытая черепно-мозговая травма, эпилептические статус, миастенический и вегетативные кризы. В лекционном курсе расширен раздел неотложной помощи при опухолях головного мозга, эпилепсии, при острой патологии периферической нервной системы. Особое внимание на кафедре уделяется организации и методическому обеспечению практических занятии по данным

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

вопросам. Имеется специальная учебная комната, оборудованная для изучения неотложной неврологии. Яркие иллюстрации особенно прочно запоминаются и у студентов возникает, как говорил И.П.Павлов, неотступное "думание", стимулирующее к углубленному познанию. Также имеется необходимый фонд таблиц, слайдов, видеороликов для обеспечения наглядных иллюстраций изучаемого материала. В коротком вступлении преподаватель подчеркивает актуальность проблемы, что настраивает студентов на заинтересованное изучение темы. Итогом самостоятельной деятельности студентов на цикле пропедевтики нервных болезней является обобщение, анализ результатов обследования, постановка синдромального диагноза. Умение выделить синдромы в острейшей фазе заболевания определяет врачебную тактику у постели

55 жыл

больного, а неотложная помощь часто является поси-ндромной. На кафедре пересмотрены схемы историй болезни для студентов. При оформлении последних студент должен дать развернутый план лечения данного больного и данной болезни, в том числе необходимой терапии в остром периоде болезни, уметь сочетать соответствующее лечение с клинической картиной. На клинических базах кафедры организованы городское и областные отделения неотложной неврологии, появилась возможность курировать больных, находящихся в острейшей фазе заболевания. Подго-

товка студентов максимально приближена к реальным условиям практической деятельности. Студенты имеют возможность начать обследование больного вместе с преподавателем уже в приемном отделении и затем проследить и участвовать во всех этапах оказания неотложной помощи.

Конечный контроль знаний студентами вопросов неотложной неврологии осуществляется на экзаменах, где 20% вопросов клинической неврологии посвящены специально оказанию экстренной неврологической помощи.

УДК 81=512.122

Б. 0. ЕРБАТЫР

Т1Л - Т8РБИЕ К¥РАЛЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университет, А^тебе

Кандай да заман, ^андай да ^огамда болмасын мемлекетпк-шю жэне сырт^ы саяси ^урылымдарга непзделЫетш ^уатты зацга, жан-жа^ты ойластырылган адьи^тьщ жYЙеге ар^а сYЙейдi эрi мемлекетпк тл ар^ылы кепшлнктщ кекейшдепсЫе жол табатын насихаттан сырт айналып ете алмайды. Олай болатын болса, мемлекетпк т^ Yнемi насихаттап, халыщ жадында жатталганша ^езмет ете беру- тт мамандарыныц жYЙелi жумысы. Педагог кадрлар-ютщ тетiгiн шешетiн негiзгi тулга. О^ытушы тiл дамыту Yшiн бар мYмкiндiктердi пайдаланады. Каза^станныц бiлiм жэне тэрбие iсiнде Батыс пен Шыгыстыц мол тэжiрибелерiн ^олданыс^а алуга толы^ мYмкiндiк бар. Б^мдарлы^ жагынан ^аза^тардыц ездерУц де ^урала^ан еместiгi белгiлi. ДYниежYзiнде екiншi Аристотель атанган Эбу Насыр эл-Фараби, ислам дYниесiнде екiншi Мухаммед атанган Кожа Ахмет Яссауи, екiншi Геродот атанган ЖYсiп Баласагуни мен Мухаммед Хайдар Дулати ^аза^ топырагыныц перзенттерi емес пе? Осыларды нысана ете отырып, ултты^ мэдени сананыц ^алыптасуына, эр о^ытушы елiмiздiц болашагыныц ^амына ойлап, пэндi терец б^рудщ тиiмдi жа^тарын ^арастырып, салыстырып, сурыптай отырып, мемлекеттiк тлдщ басымдылыгын, (тт таным хуралы) iзгiлiктi бiлiмдер эдебиет, улттыщ этнос мэдени ^ундылы^тарымен сусындату, медицина терминдерiн мецгерту, кэсiби багдар берiп, жан-жа^ты мэдениеттi тулганы ^алыптастыру-басты ма^сатымыз.

Каза^станныц болашагы ^аза^ тонде. Тiлсiз улт болмайды. 0з тiлiмiздi са^тау, ез тiлiмiздi ^урметтеу отаншылдыщ рухты оятуга ^ызмет етедi эрi ата-баба алдындагы улы парызымыз да.

Н.Э.Назарбаев

Жогары о^у орындарында ^аза^ тiлiн о^ытуга байланысты жYргiзiлетiн барлы^ практикалыщ жумыстар-жастарды адамгершiлiкке, имандылыща, ултжандылыда, Отан сYЙгiштiкке, ез кэабЫ шыцдай тYсуге, сейлеу мэдениетiн ^алыптастырып, сездiк ^орын байытуга саналы ецбек етiп, шыгармашылыщ ой-^абтетш арттыруга арналган. Ендеше, ^аза^ тiлi сабагы студенттердi жан-жа^ты тэрбиелеудц негiзгi хуралы екендiгi даусыз. Каза^ тiлi сабагында емiрге езiндiк кез^арасы ай^ындалып, мамандыгы, кэсiбi туралы да уFым-тYсiнiгi кецейе тYседi. 0з мамандыгы туралы эцпмеге ша^ыру, бул мамандыгы нелiктен тацдагандыгын эцпмелету, мамандыгыныц емiрге ^ажетллп жайында пiкiрлесу, «Мен тацдаган мамандыщ» атты конкурс уйымдастыру керек. Бул сия^ты жYЙелi жумыстардан соц, студенттер тацдаган маманды^тарыныц емiрге ^ажет екендiгiне кездерi жетедi, ма^таныш сезiмi уялап, ^огамга ^ажетттктерш сезiнедi. Шыгармашылыщ ^абтетп шыцдайтын жумыс тYрлерi кеп. Жарыс тYрлерi: он минутта он ма^ал-мэтел айту, болмаса шагын макала, хабарлама жазу, т. б. Корыта айт^анда, ^аза^ тiлi сабагында студенттермен шыгармашылыщ жумыс жYргiзуге, ой-^абтетш арттыруга байланысты жумыстыц тYрлерi сан алуан. О^ытушыныц бiлiктiлiгi мен бiлiмдiлiгi, iзденгiштiгi, тап^ырлыгы, ете Yлкен жауапкершiлiгi ^ажет. Жауапкершiлiк шыгармашылыщ ой-^аб^еттщ ^айнар кезк

УДК 371.1-057.875

Г.М. ЕРТУКЕШОВА

ОКУ ПРОЦЕС1НДЕ СТУДЕНТТЕРД1И 9З1Н-0З1 БАГЫТТАП, Б1Л1М АЛУЫНДАГЫ МОТИВАЦИЯНЫИ РЭЛ1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университетi, А^тебе

Елiмiз тэуелсiздiк алганнан берi ^ыс^а тарихи кезецде элемдк ^ауымдастыщпен бiрлестiкте жумыс жасау ар^ылы экономиканы дамытуда кептеген жетiстiктерге ^ол жеткiзiп отыр. 2002 жылы улттыщ бiлiм беру багдарламаларын халыщаралыщ децгейде мойындату, о^ытушылар мен студенттердiц

академиялыщ мобильдiгiн YДету жэне бiлiм берудщ сапасын арттыру ма^сатымен о^ытудыц кредиттк технологиясы енгiзiлдi. Бул технология бойынша бiлiм берудiц жемесi -дамыган, бiлiмдi жан -жа^ты, эрi ^огамда белсендi кез -келген жагдаятта ез бетмен шешiм ^абылдай алатын жэне ез шешiмдерiне

Батыс Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.