Научная статья на тему 'Качество медицинского образования'

Качество медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданов Р.Р., Хусаенова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество медицинского образования»

55 лет ^

УДК 614.2

Р.Р. БОГДАНОВ, А.А. ХУСАЕНОВА

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, Уфа, Россия

Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности - высокий уровень подготовки выпускников, а также отлаженную научно-обоснованную систему обеспечения образовательного процесса. Поэтому, говоря о качестве образования в целом, важно определить основные направления деятельности вуза. Определяющими при этом являются: потенциал преподавателей, потенциал студентов, информационно-методический потенциал, достаточное финансирование образовательной деятельности.

Особое значение имеет технологичность обучения как инструмент инновационного процесса.

Определяются следующие основные показатели, которые позволяют

оценивать работу вуза и образовательный процесс как качественные:

1. Качество контингента университета.

2. Образовательный процесс.

3. Производственная практика.

Оценка вуза по удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов обеспечивается следующим образом:

БГМУ идентифицирует и описывает методы, используемые для оценки его студентов, включая крите-

рии сдачи экзаменов. Надежность и достоверность методов оценки документированы и подвергнуты анализу. Кроме того, разрабатываются новые методы оценки. Давая описания методов, используемых для оценки, рассматриваются такие аспекты, как соотношение между формативными (промежуточными и обобщенными оценками, число экзаменов и других тестов и проверок, соотношение между письменными и устными экзаменами, использование суждений, основанных на соответствующих нормативах и критериях; проведение специальных экзаменов, например, клинических экзаменов, структурированных в соответствии с учебными задачами (OSCE).

Анализ методов оценки включает оценку того, как они способствуют обучению.

Новые методы оценки могут предусматривать использование внешних экзаменаторов. Принципы, методы и практика проведения оценок четко соответствует образовательным целям и способствуют обучению.

Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; прежде всего, измеряется его соответствием образовательному стандарту.

УДК 378.048.2:378.6

А.П. ГОНЧАР-ЗАЙКИН, И.А. ШУЛЬГА

ОПЫТ ОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия

Современное понимание профессиональной подготовки и обретение компетентности не возможно без внедрения в подготовку специалистов технических средств обучения, использование обучающих манекенов и симуляторов. Моделирование клинических ситуаций с помощью симуляторов позволяет обучаться на запрограммированных ошибках, от которых не застрахован ни один практикующий анестезиолог, без вреда для пациента. Более того, имеется возможность моделирования редких клинических ситуаций, которые не встречаются в процессе учебы. Применение технических средств обучения должно идти по принципу "от простого к сложному".

Целью исследования явилась разработка и формирование новых и поддержание необходимых мануальных профессиональных навыков и компетенций по анестезиологии, интенсивной терапии и реанимации на основе повышение уровня теоретических и специальных практических знаний.

Контингентом, привлекаемым к обучению на основе реализации предлагаемых симуляционно-практических программ и методик, явились начинающие врачи, проходящие обучение на первом курсе клинической ординатуры по специальности «анестезиология и реаниматология».

Нами на протяжении последних лет используется программа «Практического курса подготовки врачей анестезиологов - реаниматологов», включающая три уровня: Базовый, где отрабатываются специализированные практические навыки, в том числе различные варианты интубирования трахеи и главных бронхов. Комплексный уровень, включающий и подготовку по смежной специальности «Оториноларингология», в объеме аудиторного освоения ряда лечебно-диагностических приемов: непрямой ларингоскопии, передней и задней риноскопии на специальных фантомах и муляжах, в мультимедийном сопровождении. После того, как при помощи фантомов освоены специальные навыки, практическая подготовка переходит на следующий уровень - комбинирование освоенных навыков. Этот уровень осваивается при помощи электронных и компьютеризированных манекенов-имитаторов. Уровень III - «Клинический» отрабатывается в условиях операционной и палаты интенсивной терапии. При подготовке пациента к обезболиванию, прогнозированию возможных осложнений связанных с трудными дыхательными путями. Применение симуляторов на этом уровне позволяет моделировать не только этапы и приемы обеспечения проходимости дыхательных путей и механическую вентиляцию лег-

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.