позволило оптимизировать организацию учебного процесса, усилив интег-ративные связи между учебными дисциплинами. С первого дня существования факультета здесь началось внедрение инновационных образовательных технологий. Так, например, в учебном процессе широко используются лекции-визуализации, в том числе с выходом в Интернет в режиме on-line, проблемные лекции, междисциплинарные и парные лекции, в которых в качестве второго лектора принимают участие представители практической фармации (руководители оптовых и розничных фармацевтических организаций, представители Росздравнадзора и Роспотребнадзора), а также лекции в форме пресс-конференции и видеоконференции.
В целом образовательная деятель-
ность в Тверской государственной медицинской академии характеризуется системным внедрением новых образовательных технологий, постоянным совершенствованием и широким распространением собственных оригинальных методов в подготовке медицинских кадров.
Литература
1. Современные образовательные технологии
в вузе: Справочник /Авт.-сост. О.Н. Хох-лова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. 44 с.
2. Алексеева Ю.А, Жмакин И.А., Акопов
Э.С, Васильев П.В., Баканов К.Б., Дербенев Д.П., Крячкова О.В., Эхте К.А., Бухаринов А.И. Влияние антропогенных экологических факторов риска на состояние здоровья подростков // Вестник Тверского государственного университета. 2010. № 27. С. 7-14.
KILEYNIKOV D. MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY TVER STATE MEDICAL ACADEMY
Over the last decade, the academy has actively introduced the innovative approaches, methods and technologies in the educational process. Some of them were used for the first time in the system of medical education at the pre- and post-graduate stage in Tver State Medical Academy.
Key words: Tver State Medical Academy, innovative educational technologies, practical training center, School of Public Health, healthy lifestyle.
История, состояние и.а. жмакин, доцент, и перспективы научно-
проректор по научной работе исследовательской
и инновационной деятельности и инновационной
деятельности
Рассмотрена история становления, формы организации, основные достижения, направления и перспективы научно-исследовательской работы и инновационной деятельности в Тверской государственной медицинской академии.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, достижения в научной работе, здоровье населения, инновационная деятельность.
За прошедшие 75 лет с момента ос- крупное учебно-научно-лечебное уч-нования Тверская государственная ме- реждение. Научная работа в вузе на-дицинская академия превратилась в правлена на подготовку педагогичес-
ких и научных кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов медицинских наук, выполнение научных исследований различной направленности, ведение патентной и изобретательской работы, подготовку и издание научных трудов представителей научных школ вуза, проведение научных медицинских форумов - конференций, съездов и конвентов, ведение других форм научной деятельности.
ТГМА создавалась на базе Ленинградского медицинского стоматологического института, поэтому основоположниками научных школ и направлений в академии были лучшие представители данного вуза. Это профессора А.А. Лимберг, А.Я. Катц, И.С. Рубинов, П.Н. Сиповский, Р.И. Гаврилов, И.С. Кудрин и др. История академии славна именами известных ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественной медицинской науки. Среди них профессора Е.И. Гаврилов, П.В. Наумов, Р.Д. Новоселов, Т.Т. Школяр, И.Б. Шелудко, И.С. Новицкий, B.C. Семенов и многие, многие другие. Сегодня их ученики являются продолжателями и создателями новых научных школ и научных направлений [1].
Первым руководителем научно-учебной работы в вузе был Иван Сергеевич Кудрин. После перевода Ленинградского медицинского стоматологического института в 1954 г. в Калинин он стал заместителем директора по научно-учебной работе.
Деятельность профессора И.С. Кудрина в качестве проректора по научной работе продолжил Григорий Христофорович Хачатурьян - профессор, доктор медицинских наук, автор 80 научных работ. Григорий Христо-форович был ученым секретарем экспертной комиссии ВАК, членом редакционного совета журнала «Вестник дерматологии и венерологии».
Непростую работу на поприще руководства вузовской наукой продолжил профессор, доктор медицинских наук Илларион Сергеевич Новицкий, воспитавший целое поколение учеников - кандидатов и докторов наук; под его руководством выполнено 46 кандидатских и несколько докторских диссертаций. И.С. Новицкий - автор более 80 научных работ.
С 1966 по 1975 гг. научную деятельность в вузе возглавлял Анатолий Васильевич Капустин. Научные исследования профессора А.В. Капустина посвящены диагностике пола по половым различиям в клетках, судебно-медицинской травматологии, патогенезу и дифференциальной диагностике смерти от ИБС и отравлений этанолом. Им подготовлено восемь кандидатов наук, опубликовано свыше 80 научных работ.
Преемником А.В. Капустина в 19751987 гг. стал профессор Вилен Степанович Волков. В нашей стране в те годы научно-практическая кардиология делала только первые шаги, и B.C. Волков был среди пионеров освоения этой ветви терапии. Профессором B.C. Волковым опубликовано более 300 научных работ и монографий, подготовлено более 50 кандидатов и докторов наук.
С 1987 г. научной работой в Тверской медицинской академии стал руководить профессор Вячеслав Аркадьевич Соловьев. Он автор более 230 статей, 6 изобретений, многих справочников, словарей, учебных пособий и монографий. Под его руководством защищено около 20 кандидатских и докторских диссертаций.
Тверская государственная медицинская академия чтит свою историю и бережно хранит свои традиции. Однако взгляд в будущее дает четкое осознание, что без достойного уровня образования и науки в настоящее время у
страны не будет достойной перспективы. Сегодня деятельность академии нацелена на фундаментальные, поисковые, методические и прикладные научные исследования. Приоритетными являются федеральные и региональные научные программы, а также прикладные академические научно-исследовательские работы.
Среди более 500 преподавателей академии 85 докторов и 347 кандидатов наук, два члена-корреспондента РАМН, четыре заслуженных деятеля науки, четыре заслуженных работника высшей школы, четыре почетных работника высшего профессионального образования, 16 заслуженных врачей Российской Федерации и более 30 членов-корреспондентов и академиков отечественных и зарубежных общественных академий.
Подготовка научно-педагогических кадров в академии осуществляется по 32 специальностям в аспирантуре (с 1954 г.) и по 4 специальностям в докторантуре (с 2000 г.), а также в форме соискательства.
По результатам разработки инновационных научных проектов ежегодно сотрудниками вуза подается до 30 заявок на изобретения в области практического здравоохранения. С момента открытия Тверской государственной медицинской академии получено около 600 патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели. Выдано около 3000 свидетельств на рационализаторское предложение. За победу во всероссийских и международных форумах и салонах получено 14 золотых, 23 серебряных и 13 бронзовых медалей.
На региональных выставках Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) вузу вручено 219 дипломов за инновационные разработки. В последние годы наградами на различных уровнях отмечены
следующие инновационные разработки ТГМА: «Современные технологии в диагностике и лечении заболеваний репродуктивной системы у мальчиков и подростков», «Неинвазивные технологии в формировании здоровья детей, прибывших из зоны боевых действий», «Современные технологии диагностики уровня здоровья детей - вынужденных переселенцев и коренного населения», «Инновационные подходы к диагностике и лечению заболеваний нервной системы» и др.
Ежегодно творческие научные коллективы и сотрудники академии выигрывают до 20 грантов на проведение научно-исследовательской работы. Так, в 2010 г. было получено 16 таких грантов с общим объемом финансирования около 6 млн. рублей.
В научно-исследовательской работе принимают участие подавляющее большинство кафедральных коллективов академии. В последние годы она осуществляется по следующим основным направлениям:
• разработка научных основ фор-
мирования здоровья детского и взрослого населения Тверского региона;
• разработка и внедрение в практику методов профилактики, диагностики и лечения болезней сердца и сосудов;
• исследование молекулярных механизмов реализации генетической предрасположенности к развитию сердечно-сосудистой патологии;
• изучение факторов риска, клини-ко-патогенетических особенностей заболеваний органов пищеварения, совершенствование их диагностики, лечения и профилактики;
• современные методы профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний и заболеваний челюстно-лицевой области у взрослых и детей;
• актуальные вопросы фармако-экономики в области лекарственного обеспечения населения;
• фармакологическая коррекция психоиммунологического статуса больных в процессе предоперационной подготовки;
• философия и психология здоровья: риски жизнедеятельности, новые модели и технологии врачевания.
Достижению конкретных и значимых результатов в научно-исследовательской деятельности вуза способствует наличие академических научных школ. Упомянем научные школы кардиологов (профессора B.C. Волков, Е.С. Мазур, Л.В. Шпак, В.В. Аникин, В.Ф. Виноградов), стоматологов (член-корреспондент РАМН, профессор Б.Н. Давыдов, профессора А.С. Щербаков, В.В. Богатов, А.Ж. Петрикас, В.А. Румянцев), педиатров (профессора А.Ф. Виноградов, С.Ф. Гнусаев, С.М. Куш-нир, Ю.А. Алексеева, Л.К. Антонова), гастроэнтерологов (профессор В.В. Чернин, Д.А. Миллер, Г.С. Джулай).
В настоящее время исследователь-
ская деятельность кафедральных коллективов и подразделений академии координируется научной частью и научно-исследовательским центром (НИЦ) академии. НИЦ является научным подразделением академии, объединяющим в своем составе специализированные научно-исследовательские лаборатории, научно-образовательные лечебные центры (ИНОЛЦ) и временные творческие коллективы, выполняющие и всесторонне обеспечивающие научные исследования вуза. В составе НИЦ работают ИНОЛЦ нанотехнологий в стоматологии, дентальной имплантоло-гии,эндовидеохирургическихтехнологий. Научные исследования проводятся в лабораториях электронной микроскопии, экспериментальных исследований, психодиагностики, бактериологии. В 2011 г. созданы новые научные лаборатории: моделирования биологических процессов, доказательной медицины, биостатистики, сбора и обработки данных.
В разные годы НИЦ организовывал и обеспечивал выполнение в академии федеральных целевых научно-технических программ «Здоровье населения России», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 20072012 годы», «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса» и др.
Большим шагом в развитии Тверской региональной системы образования и науки явилось выполнение гранта Федерального агентства по образованию в рамках ФЦПРО на 2006-2010 годы «Повышение эффективности управления системой образования в субъектах РФ путем развития образо-
вательных учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы различных уровней образования, апробации и внедрения механизмов взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования и работодателей» (руководитель - профессор М.Н. Калинкин).
Большое внимание в ТГМА уделяется выполнению региональных программ, среди них: «Программа первичной и вторичной профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы», «Первичная и вторичная профилактика сахарного диабета жителей Тверской области », «Комплексная программа профилактики основных стоматологических заболеваний удетей Тверской области », «Создание электронной карты в системе мониторинга туберкулеза в Тверской области» и др.
Среди региональных программ, выполняемых в последние годы, необходимо выделить комплексную межведомственную целевую программу «Оценка влияния состояния окружающей среды на здоровье населения с созданием информационного электронного атласа» (руководитель - профессор Б.Н. Давыдов). Выполнение данной НИР проводилось при взаимодействии трех департаментов Тверской области: охраны окружающей среды и управления природными ресурсами, образования и здравоохранения. В течение трех лет обследовано более 800 детей и подростков региона, проживающих в различных экологических условиях, разработан электронный медико-экологический атлас Тверской области и Межведомственная коррекционно-оздорови-тельная программа для детей и подростков Тверской области, длительно проживающих на территориях с неблагоприятным воздействием экологических факторов [2].
Свидетельствами эффективности
проводимой научной работы являются научные отчеты, руководства, справочные пособия, методические указания, информационные письма, а главное - востребованность научно-исследовательских разработок министерствами и ведомствами Российской Федерации, администрацией Тверской области, практическим здравоохранением.
Среди инновационных продуктов ИНОЛЦ «Нанотехнологии в стоматологии » необходимо выделить технологию наноимпрегнации твердых тканей зубов ионами лекарственных препаратов. Суть метода заключается в постепенном насыщении тканей корней зубов наночастицами (около 50 нм) гид-роксида меди-кальция - комплексного соединения, которое оказывает длительное противомикробное действие и предотвращает развитие инфекции в системе корневых каналов зуба. Для реализации методов наноимпрегнации запатентованы устройства, которые вводятся в полость зуба и генерируют электрический ток с определенными характеристиками.
Инновационный научно-образовательный лечебный центр дентальной имплантации создан с целью разработки и внедрения инновационных методов лечения пациентов с частичной и полной потерей зубов в сложных клинических условиях.
Большой опыт работы и известность имеет академический ИНОЛЦ эндохирургических технологий, оснащенный видеохирургическими комплексами отечественного и зарубежного производства. Здесь реализуется цикл базового обучения специалистов (врачей-хирургов, гинекологов) лапароскопическим технологиям, проводится анализ региональных возможностей телемедицинских технологий в системе непрерывного постдипломно-
го обучения курсантов центра, осуществляется дистанционное консультирование пациентов с использованием Интернета.
Лаборатория моделирования биологических процессов НИЦа выполняет научные исследования по нескольким направлениям. Среди них - разработка алгоритмов определения уровня резистентности у детей к часто повторяющимся респираторным инфекционным заболеваниям на основании применения неинвазивных методов исследования. Также в этой лаборатории изучаются и моделируются структуры наноразмерных биологических и искусственных объектов для клинической практики, ведутся разработки по структурированию растворов аминокислот, катионов и анионов с целью конструирования супрамолекулярных структур с антимикробными и регенерирующими свойствами для экспериментальной и клинической практики.
Еще одним из приоритетных направлений научных исследований в ТГМА является изучение молекулярных механизмов реализации генетической предрасположенности к развитию мультифакториальных заболеваний, проводимое коллективом кафедры патофизиологии в сотрудничестве с представителями различных теоретических и клинических кафедр, а также ведущих российских и зарубежных вузов. Работы в данном направлении проводятся в тесном взаимодействии с учеными Института генетики человека Университета Земли Саар (ФРГ). Результаты данных фундаментальных исследований необходимы для
поиска высокоинформативных биомаркеров развития и прогрессирования различных видов патологии и разработки эффективных методов профилактики и коррекции нарушений жизнедеятельности организма человека.
В лаборатории электронной микроскопии изучаются ультраструктурные изменения в тканях организма при различных нозологиях и разных вариантах медикаментозного и хирургического воздействия на ткани организма, проводится сопоставление данных электронной микроскопии с результатами других методов исследования, изучение особенностей регенерации и репарации тканей организма.
Лаборатория экспериментальных исследований осуществляет разработку и экспериментальную апробацию новых методик, аппаратов, материалов для повышения уровня эффективности и безопасности выполнения оперативных вмешательств, в частности, в стоматологии, анестезиологии, хирургии.
В созданной в 2009 г. году лаборатории психодиагностики ведутся комплексные исследования человека и его социально-психологического, телес-
ного, психосоматического и репродуктивного здоровья с помощью междисциплинарных подходов, гуманитарных и рефлексивных технологий с использованием уникального оборудования -аппаратно-программного психодиагностического комплекса - «Мульти-психометра ». Одна из задач данной лаборатории - сопровождение научно-исследовательских межвузовских и межкафедральных проектов, студенческих научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук.
Учебно-научная бактериологическая лаборатория базируется на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии вуза. Проведение в лаборатории наукоемких исследований возможно благодаря ее современному оснащению. Приоритетными направлениями деятельности данной лаборатории являются: разработка высокоантагонистических микроорганизмов, перспективных для конструирования новых пробиотических препаратов; изучение пристеночной (мукозной) микрофлоры толстого кишечника на модели трупного материала.
Активная исследовательская работа проводится также в научных лабораториях кафедр медицинской академии. Так, кафедра госпитальной терапии предметом научных исследований избрала механизмы развития артериальных гипертензий, ремоделирование сердца, теорию однослойного спирального строения миокарда и теорию системного воспаления в патогенезе хронической сердечной недостаточности и
фибрилляции предсердий. Кафедра эндокринологии успешно реализует программу углубленных профилактических осмотров работников крупных промышленных производств региона с целью оценки распространенности патологии щитовидной железы на фоне выявленного йодного дефицита [3].
С момента основания Тверская государственная медицинская академия стала крупным учебным и научным заведением, имеющим современную материально-техническую базу, штат опытных педагогических и научных работников, стремящихся достойно и высокопрофессионально обеспечивать выполнение вузом функций образовательного, научного и лечебного учреждения.
Литература
1. Тверская государственная медицинская
академия - 70 лет / Под общ. ред. Б.Н. Давыдова и Г.А. Улуповой. Тверь: Триада, 2007. 392 с.
2. Алексеева Ю.А, Жмакин И.А., Королюк
Е.Г, Акопов Э.С, Жуков С.В. Обоснование принципов реабилитации детей, длительно проживающих в районах экологического напряжения // Вестник новых медицинских технологий. 2009. № 4. С. 109.
3. Килейников Д.В., Орлов Ю.А, Мазур В.В,
Платонов Д.Ю, Мазур Е.С. Влияние заместительной терапии левотироксином на артериальную гипертензию и ремоделиро-вание сердца у больных первичным гипотиреозом // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2011. № 1. С. 41-44.
ZHMAKIN I. HISTORY, STATE AND PERSPECTIVES OF RESEARCH AND INNOVATIVE ACTIVITY
History of formation, organizational forms, fundamental achievements, directions and perspectives of research and innovative activity at Tver State Medical Academy are considered. Key words: research achievements, research work, population health, innovative activity.