М.А. ДЕМИДОВА, профессор, начальник управления менеджмента качества
B.П. ШЕХОВЦОВ, доцент, зам. начальника управления
C.В. МАЛЫГИН, заведующий сектором
Система менеджмента качества, внедренная в Тверской государственной медицинской академии, соответствует требованиям стандартов серии ИСО 9000. Созданная система основана на процессном подходе и охватывает все виды деятельности вуза. Существующая структура позволяет управлять системой как единым механизмом.
Ключевые слова: система управления качеством, процессный подход, документация системы менеджмента качества, структура системы менеджмента качества.
О системе управления качеством в Тверской государственной медицинской академии
Эффективное функционирование системы управления качеством в вузе становится гарантией его привлекательности, доверия потребителей, определяет не только конкурентоспособность, но и дальнейшее развитие учебного заведения. Актуальность обеспечения качества образования возрастает в связи с интеграцией российской высшей школы в мировое образовательное сообщество, особенно после присоединения России в 2003 г. к Болонскому процессу. Одним из способов обеспечения и повышения качества продукции вуза является разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) [1-4].
Основные модели СМК, используемые в вузах России, опираются на зарубежные подходы и стандарты. Наибольшее распространение в образовательных учреждениях нашей страны получили: типовая модель системы качества образовательного учреждения, разработанная под руководством Министерства образования и науки РФ, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), а также модели, построенные на основе требований и рекомендаций международных стандартов серии ИСО 9000. В основе всех существующих моделей лежит процессно-ориентированный подход,
все они имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента образовательного учреждения [5].
В соответствии с современными тенденциями развития российского высшего образования в Тверской государственной медицинской академии была сформирована и в настоящее время постоянно совершенствуется система управления качеством на основе модели, основанной на требованиях международных стандартов серии ИСО 9000 как универсальных и позволяющих охватить все сферы деятельности вуза [6-8]. Действие системы распространяется не только на все виды образовательной деятельности, в частности на высшее и среднее профессиональное, послевузовское и дополнительное образование, подготовку кадров высшей квалификации, но и на научную и инновационную деятельность, а также на деятельность по оказанию медицинских услуг.
При формировании системы менеджмента качества мы исходили из того, что качество каждой из оказываемых академией услуг является следстви-
ем качественного управления вузом. Учитывалась специфика вуза - осуществление в нем, наряду с образовательной и научно-инновационной деятельностью, лечебной работы. Медицинская деятельность вуза не только направлена на предоставление качественных медицинских услуг населению, но и является неотъемлемой частью системы подготовки специалистов, без которой невозможно качественное медицинское образование. Лечебная работа сотрудников нацелена прежде всего на достижение должного уровня требований федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ к компетенциям всех категорий обучающихся (студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, докторантов, слушателей и соискателей) [9-12]. Этому способствует наличие у академии многочисленных клинических баз (ими являются медицинские организации различного профиля Твери и области), а также собственной клиники.
Работа академии, как и любой другой организации, по разработке и внедрению СМК начиналась с проведения SWOT-анализа (изучение и анализ информации о внутреннем состоянии организации и внешней среде ее функционирования). С учетом полученных сведений было разработано Заявление о политике в области качества. Данный документ определил миссию, видение и политику организации в области качества. Политика в области качества - это один из стратегических документов академии. В нем определены основные принципы работы вуза и развития системы управления в области качества. Политика в области качества задает направление развития вуза и полностью соответствует его целям. В миссии сформулирована главная цель, выражающая общественное предназначение
вуза, и роль, которую академия и ее подразделения предполагают играть в обществе. Видение (vision) - идеальная картина желаемого будущего вуза, перспективный взгляд на направления развития деятельности академии, базовая концепция того, что вуз пытается делать и чего достичь.
Организационная структура системы менеджмента качества в ТГМА построена по классическому варианту, позволяющему обеспечить функционирование системы как единого целого. Ее основу составляет четкое определение ответственности и полномочий, а также система взаимосвязей всех сотрудников при выполнении ими своих должностных обязанностей.
На основании одного из принципов Всеобщего менеджмента качества -«лидерство руководства» - общее руководство системой менеджмента качества академии осуществляет ректор, который возглавляет Совет по качеству. Для проведения политики в области качества ректор назначает пред-
ставителя руководства по качеству и наделяет его соответствующими полномочиями. В настоящее время функции представителя руководства по качеству выполняет начальник управления менеджмента качества.
Основным коллегиальным органом системы менеджмента качества в академии является Совет по качеству, деятельность которого осуществляется в соответствии с Положением о Совете по качеству. Он формируется из представителей ректората, руководителей и уполномоченных по качеству структурных подразделений (кафедр, факультетов, отделов, управлений, клиники, служб). Основными направлениями деятельности Совета по качеству являются определение и актуализация целей и Политики вуза в области качества, а основными функциями - планирование и координация работ по созданию, внедрению и совершенствованию системы качества, решение некоторых принципиальных вопросов ее развития. Заседания Совета по качеству проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в учебный семестр. Наиболее важные вопросы по представлению Совета по качеству выносятся на рассмотрение Ученого совета академии.
Уполномоченные по качеству структурных подразделений академии (факультетов, кафедр, клиники, управлений, отделов и служб) являются проводниками политики в области качества на всех уровнях структуры вуза. Они участвуют в разработке документации СМК, проведении внутренних аудитов и самооценки, в обработке полученных данных, формировании и реализации планов корректирующих и предупреждающих действий.
Структурным подразделением академии, которое решает задачи по формированию, внедрению, поддержанию
и совершенствованию СМК является управление менеджмента качества. Деятельность управления осуществляется во взаимодействии с руководством академии, факультетами, кафедрами, учеными и методическими советами факультетов, клиникой и другими структурными подразделениями и службами вуза. В структуру управления менеджмента качества входят секторы маркетинга и управления документацией, мониторинга, измерения и анализа СМК. Для обеспечения руководства академии объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности вуза и ее результатов установленным требованиям систематически проводятся внутренние проверки (аудиты). Внутренними аудиторами являются сотрудники академии из числа уполномоченных по качеству структурных подразделений, прошедшие специальное обучение. Проведение внутренних аудитов в академии осуществляется в соответствии с Руководством по внутренним аудитам, разработанным на основании документированной про-
цедуры СМК-ДП 8.2.2.01-10 «Внутренние аудиты».
Таким образом, служба качества академии включает в себя Совет по качеству, управление менеджмента качества, внутренних аудиторов СМК, уполномоченных по качеству структурных подразделений академии. Основным документом, регламентирующим работу службы качества академии, является Руководство по качеству.
Система менеджмента качества имеет и инфраструктуру поддержки. В ее состав входят: информационное и организационно-правовое обеспечение академии; учебные центры и кафедры, проводящие подготовку специалистов в области управления качеством; учебное управление; редакционно-издательский центр; научная библиотека; отделы программного обеспечения, технического обслуживания электронных средств, дистанционных форм обучения и телемедицины; административно-хозяйственная часть; органы по сертификации систем менеджмента качества.
Основой функционирования системы менеджмента качества в академии является процессно-ориентированный подход к управлению. Согласно данному принципу, желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессно-ориентированный подход к управлению вузом предполагает определение и описание всех основных и вспомогательных процессов вуза, установление взаимосвязей между этими процессами для последующего управления ими, включая непрерывное улучшение по методике PDCA (планируй, выполняй, контролируй, действуй), а также мониторинг удовлетворенности потребителей и внутренний аудит процессов.
Согласно рекомендациям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включены процессы управленческой деятельности руководства (ответственность руководства), процессы обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов), процессы жизненного цикла продукции (бизнес-процессы) и процессы измерения, анализа и улучшения, которые являются макропроцессами первого уровня. Так, например, основными бизнес-процессами академии являются следующие:
• маркетинговые исследования рынка образовательной и научной деятельности, медицинских услуг, рынка труда, удовлетворенности потребителей (Б-01);
• планирование процессов жизненного цикла продукции (Б-02);
• проектирование и разработка основных образовательных программ (Б-03);
• довузовская подготовка и прием на обучение (Б-04);
• реализация основных образовательных программ (Б-05);
• воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми лицами (Б-06);
• проектирование, разработка и
реализация программ дополнительного профессионального и послевузовского образования (Б-07);
• подготовка кадров высшей квалификации (Б-08);
• трудоустройство выпускников -поставка продукции (Б-09);
• научная и инновационная деятельность (Б-10);
• международная деятельность (Б-11);
• оказание медицинских услуг (Б-12);
• управление устройствами для мониторинга и измерений (Б-13).
Макропроцессы первого уровня, в свою очередь, декомпозированы на процессы второго, а некоторые и третьего уровня в соответствии с пунктами соответствующих разделов ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Ответственными за макропроцессы являются представители высшего руководства академии -должностные лица, которые имеют в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о процессе, управляют ходом процесса и несут ответственность за его результаты и эффективность.
Реализуя одно из основных требований стандартов серии ИСО 9000 -документирование всех видов деятельности, внедрена наиболее оптимальная многоуровневая иерархическая структура документации ТГМА. Вся документация условно разделена на пять уровней, соответствующих значимости и широте применения соответствующих документов.
Итогом проделанной работы яви-
лось получение в августе 2010 г. сертификатов соответствия СМК академии требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (^О 9001:2008) в системах «ЕвроСтан-дартРегистр» и «ЕвроТрансОбрСер-тификат». Сертификат в системе «Ев-роСтандартРегистр» в том числе подтверждает соответствие оказываемых академией медицинских услуг требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менедж-
мента качества. Основные положения и словарь. - Взамен: ГОСТ Р ИСО 9000-2001; введ. 2009-09-10. М.: Стандартинформ,
2008. 70 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Система менедж-
мента качества. Требования. - Взамен: ГОСТ Р ИСО 9001-2001; введ. 2009-11-13. М.: Стандартинформ, 2008. 31 с.
3. Гребнев Л. Высшее образование в Болон-
ском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 36-43.
4. Шарипов С.В., Толстова Ю.В. Система ме-
неджмента качества. СПб.: Питер, 2004. 192 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Рекомендации по
улучшению деятельности; введ. 2001-0831. М.: ИПК «Издательство стандартов»,
2009. 52 с.
6. Мазалецкая А.Л., Маслов Д.В., Кэрол С.
Применение моделей совершенствования для повышения качества управления в российском университете// Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 5.
7. Соболев В.С., Степанов С.А. Концепция,
модель и критерии эффективности внутри-вузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2(30). С. 102-110.
8. Струминская Л.М. Обеспечение качества
высшего образования - центральный вопрос Болонского процесса // Философия образования. 2006. № 3. С. 48-53.
9. Артюхов И.П., Самотесов П.А., Никули-
на С.Ю. и др. Опыт внедрения системы менеджмента качества в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 3. С. 138-141.
10. Брескина Т.Н. Обеспечение качества медицинских услуг и конкурентоспособности медицинской организации на основе внедрения принципов концепции ТQM (Всеобщего управления на основе качества) // Система менеджмента качества на службе здравоохранения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курган, 2007. С. 14-15.
11. Лукичев Г.А., Насокин В.В. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях // Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. М.: Готика, 2004. 384 с.
12. Хмелевская И.Г., Гурова М.М. Система менеджмента качества образования в медицинском вузе // Успехи современного естествознания. 2008. № 9. С. 66-67.
DEMIDOVA M,SHEKHOVTSOV V., MALYGIN S. ABOUT THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN TVER STATE MEDICAL ACADEMY
The quality management system, introduced in Tver State Medical Academy, corresponds to the requirements of standards ISO 9000. The created system is based on the process approach and covers all kinds of activities of higher school. The existing structure allows to operate system as the uniform mechanism.
Key words: Tver State Medical Academy; quality management system, process approach, documentation of quality management system; structure of quality management system.
Реализация международных ам. калинкин, канд.мед. программ в Тверской
наук, „
начальник отдела государственной
медицинской академии
Тверская государственная медицинская академия в течение 16 лет осуществляет комплексный проект совместно с Университетом Земли Саар (Германия.) по направлениям: молекулярная генетика человека, эндоскопическая хирургия, детская кардиология, офтальмохирургия. Совместно с МАШАВ (Израиль) академия участвует в российско-израильских программах, направленных на повышение качества преподавания и улучшение практики общественного здоровья, сестринского дела в Твери, Тверской области и регионах России. Важным инструментом в работе со специалистами стоматологического центра «Байкон » (США ) являются дистанционные технологии. Особая роль отводится участию подразделений и сотрудников ТГМА в международных конкурсах для привлечения внешнего финансирования.
Ключевые слова: международное академическое сотрудничество, Университет Земли Саар, МАШАВ, «Байкон», дистанционные технологии в образовании, фандрайзинг.