Научная статья на тему 'Менеджмент качества в сфере высшего медицинского стоматологического образования'

Менеджмент качества в сфере высшего медицинского стоматологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СТАНДАРТЫ / HIGHER MEDICAL VOCATIONAL TRAINING / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / EDUCATIONAL SERVICES / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов В.Г., Левченкова Н.С.

В статье представлены особенности внедрения системы менеджмента качества стоматологического образования в медицинском вузе. Особое внимание уделено соблюдению образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов В.Г., Левченкова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER DENTISTRY EDUCATION

Specific features of the System of Quality Management implemented at the Faculty of Dentistry are presented in the paper. Particular attention is given to the necessity to keep and follow educational standards

Текст научной работы на тему «Менеджмент качества в сфере высшего медицинского стоматологического образования»

УДК616.31:378.17

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морозов В.Г., Левченкова Н.С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье представлены особенности внедрения системы менеджмента качества стоматологического образования в медицинском вузе. Особое внимание уделено соблюдению образовательных стандартов.

Ключевые слова: высшее медицинское профессиональное образование, система менеджмента качества, образовательные услуги, стандарты.

QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER DENTISTRY EDUCATION

Morozov V.G., Levchenkova N.S.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. Specific features of the System of Quality Management implemented at the Faculty of Dentistry are presented in the paper. Particular attention is given to the necessity to keep andfollow educational standards.

Key words: higher medical vocational training, system of quality management, educational services, standards.

Одним из направлений развития Болон-ского процесса в Европе является формирование общих подходов к обеспечению и оценке качества высшего образования. При этом предполагается, что качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях обеспечивается двумя основными составляющими - качеством содержания образовательных программ и качеством менеджмента в вузе. В настоящее время большинство моделей управления качеством образования и научных исследований в зарубежных и российских вузах построены на основе оценочного метода, предполагающего статистическую обработку достигнутых результатов [5, 9, 10]. Однако мировой тенденцией является переход на модели, соответствующие концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQМ) и требованиям международных стандартов качества ISO 9000:2000 (International Organization for Standardization,ISO).

Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированных мис-

сии и стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством ориентирует на процессный подход к деятельности вузов, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Концепция TQM в последнее время стала весьма популярной. В основе действующей версии международного стандарта качества ISO 9001:2008 лежат принципы всеобщего управления качеством, фундамент которого был заложен Э. Де-мингом. Философия всеобщего управления качеством такова, что все проблемы в менеджменте организации рассматриваются с точки зрения системы. По логике TQM, любая организация, в том числе ВУЗ, работает настолько хорошо, насколько хороша ее СМК [4].

Основой СМК ВУЗа в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 является:

- ориентация на потребителя;

- ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;

- вовлеченность всех сотрудников в решение задач вуза;

- процессный подход к организации всех видов деятельности;

- системный подход к управлению;

- постоянное улучшение качества продукции.

В основании пирамиды процессов и документации СМК вуза находятся так называемые Записи по качеству, которые являются документированными свидетельствами регистрации выполнения заданий, реализации основных процессов [1, 3, 7]. Документация СМК может быть представлена в любом виде и на любом носителе. Разработка документации не должна быть самоцелью, ее задача - добавлять ценность системе менеджмента качества. Основным принципом управления документацией и записями по качеству является принцип -нужный документ в нужное время! В современных условиях качество подготовки специалистов предопределяет дальнейшую судьбу вузов. Подобно промышленным предприятиям, ВУЗы России вступили на путь конкурентной борьбы как за рынок поставщиков, так и за рынок потребителей своей продукции. В связи с этим в ВУЗах стали понимать, что необходимо создать условия, обеспечивающие требуемый уровень подготовки кадров, и научиться этим управлять.

Специфику ВУЗа определяет его основная деятельность - образовательная, главная задача которой - воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке. В организации учебной деятельности важным звеном является процесс оценки качества образовательных услуг, включающий внутренний аудит кафедр и подразделений ВУЗа на соответствие требованиям СМК; самоконтроль на кафедрах и в подразделениях; рейтинг-контроль, аттестацию, государственные экзамены, государственную аттестацию, опрос мнения потребителей; процесс управления системой качества образовательных услуг, который регламентирует структуру управления образовательным процессом в вузе и структуру документооборота СМК. СМК

основана на восьми принципах [4] менеджмента качества:

Ориентация на потребителя - организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.

Лидерство руководителя - так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).

Вовлечение персонала - так как персонал организации является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной.

Процессный подход - СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы - через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.

Системный подход к менеджменту -подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.

Постоянное улучшение - основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.

Принятие решений, основанных на фактах - напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками - вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Успех в значительной степени будет зависеть от постепенной, поэтапной организации процесса создания, внедрения, сертификации и поддержания СМК в актуальном состоянии. Важно суметь показать результативность внедрения идей менеджмента качества в вузе, одновременно воспитывая персонал в духе приверженности идеям менеджмента качества. Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень

[8]. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование - престиж среди абитуриентов и хорошая репутация для высшей школы [11]. Внедрение СМК в сфере образования имеет стандартные этапы:

- Предварительный аудит: анализ деятельности образовательного учреждения;

- Разработка документации СМК;

- Пробный внутренний аудит на предмет готовности учреждения к внедрению СМК, выявление несоответствий, слабых мест в менеджменте качества;

- Подготовка к сертификационному аудиту, обучение;

- Внедрение СМК;

- Сертификация.

Внутренний аудит позволяет оценить степень готовности структурных подразделений вуза работать качественно в соответствии с требованиями стандарта. Выявленный в ходе аудита потенциал для улучшений является основой программы корректирующих мероприятий. Ценность внутреннего аудита зависит от того, как запланировано его проведение, как он осуществляется и каковы его результаты. Для этого в ходе аудита важно получить как можно больше данных. Значимость результатов внутренних аудитов также в том, что они могут быть использованы независимыми экспертами для оценки способности организации вскрывать существующие в ней несоответствия стандарту и находить возможность для непрерывного улучшения. Проведение аудитов является существенной частью любой хорошей системы менеджмента. Это обеспечивает на регулярной основе гарантии того, что системы адекватно работают, и они понятны работающим с ними персоналу. Проведение аудита также обеспечивает обратную связь, посредством которой определяются возможные усовершенствования в системе менеджмента, и она продолжает работать

дальше. Принципы проведения аудита являются результативным и надежным методом поддержания политики руководства [10].

Целью и задачами аудита являются:

1. Оценка соответствия СМК или отдельных ее элементов требованиям стандарта ISO 9001:2008.

2. Оценка результативности и эффективности функционирования СМК или ее процессов с точки зрения достижения Политики и целей, определенных в области качества.

3. Определение путей улучшения СМК;

4. Определение несоответствий в СМК или отдельных ее процессах требованиям документации СМК.

5. Проверка эффективности корректирующих действий по результатам предыдущих аудитов.

6. Не наказать, а найти области для улучшения.

Для успешного проведения аудита (внутреннего и внешнего) каждому подразделению необходимо подготовится. Рекомендации по подготовке к аудиту:

- Ознакомиться с требованиями стандарта ISO 9001:2008 (можно на сайте СГМА: совет по качеству, новости, документы современного менеджмента качества).

- Познакомить сотрудников с Миссией СГМА, политикой и целями в области качества и с обязательными документированными процедурами (сайт СГМА: совет по качеству, документы).

- Разобраться с терминологией поможет терминологический словарь СМК. Ознакомиться с вопросами, которые могут быть заданы в ходе аудита, можно на сайте СГМА: отдел качества образования, новости и сайт СГМА: совет по качеству, документы, документированные процедуры).

- Найти весь материал по внутреннему аудиту можно на сайте СГМА, отдел качества образования, документы: Внутренний аудит.

За Ученым советом стоматологического факультета закреплено 16 клинических и теоретических кафедр СГМА.

Проведя анализ результатов внутреннего

аудита № 04-2014 на кафедрах стоматологического факультета, мы установили, что на 6 (37,5%) кафедрах было набрано максимальное количество баллов: 25, т.е. эти кафедры прошли аудит без замечаний. Это: кафедра патологической физиологии, кафедра пропедевтической стоматологии, кафедра терапевтической стоматологии, кафедра физики, математики и медицинской информатики, кафедра детской стоматологии, кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии. Не было замечаний ни к одной кафедре по вопросам: № 14 - «Соблюдение в структурном подразделении требований охраны труда и безопасности», № 15 -«Наличие в протоколах совещаний записей об обсуждении итогов экзаменов», № 16 -«Наличие в протоколах совещаний записей о планировании образовательной деятельности в 2014-2015 учебном году», № 19 -«Оценка систематизации документации структурного подразделения», № 21 - «Заключение о наличии или отсутствии в обращении устаревших, незаверенных подписями и актуализированных (действующих) версий нормативных документов», № 22 -«О внедрении в образовательный процесс на клинических кафедрах схемы оценки ку-рации больного».

Хотелось бы отметить, что из 5 профильных стоматологических кафедр - 3 завершили аудит № 04-2014 без замечаний и несоответствий. 1 кафедра получила замечания только 1 типа (5 замечаний), 1 кафедра - замечания 1 типа (8 замечаний) и 1 - незначительное несоответствие.

Анализируя прошедший аудит, мы отметили, что наибольшее количество замечаний было по вопросам №№ 2 и 13 чек - листа № 04-2014:

№ 2 - «Наличие в структурном подразделении оформленной информационной карты основного процесса ОП-5» (7 кафедр (43,8%).

№ 13 - «Адекватность ведения журнала регистрации несоответствий, корректирующих и предупреждающих действий структурного подразделения» (4 кафедры (25%).

3 кафедрам было выставлено замечание 2 типа по вопросам: «Наличие и оценка ведения записей по ознакомлению с нормативными документами» и по заполнению «Карт профессионального педагогического самосовершенствования».

Несоответствие некритическое получила 1 кафедра по вопросу № 24 - «Своевременность представления структурным подразделением в отдел качества образования списка корректирующих и/или предупреждающих действий по итогам внутреннего аудита № 03-2013».

Несоответствие критическое было выставлено 2 кафедрам по вопросу № 23 -«Своевременность представления руководству академии отчёта кафедры об образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году».

Заключение: исходя из вышеизложенного, Ученым советом стомологического факультета были приняты необходимые корректирующие и предупреждающие меры, которые помогут улучшить организацию образовательной деятельности в структурных подразделениях.

Несомненно, внедрение ISO 9001:2008 -это кропотливая и ответственная работа многих людей, в ней задействуются все подразделения СГМА, но она позволяет по-новому оценить нашу деятельность и быстрее найти пути по усовершенствованию.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. Введ. 2001-08-31. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. Введ. 2001-08-31. - М: ИПК Издательство стандартов, 2001. 25 с.

3. ГОСТ ISO 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. Введ. 200812-18. - М.: Стандартинформ, 2009. - 30 с.

4. Адлер, Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир [Текст] / Ю.П. Адлер // Стандарты и качество. - 2001. - № 5. - С. 49-60.

5. Академический инновационный университет [Текст] / Г.А. Месяц, Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович [и др.] // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 7. - С. 12-21.

6. Внутривузовская система менеджмента качества [Текст] / Т.А. Олейникова [и др.] // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 108-113.

7. Крейг, Р. Дж. ИСО 9000: Руководство по получению сертификата о регистрации [Текст] / пер. с англ. Н.П. Плетневой. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. - 184 с.

8. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.П. Адлер [и др.] // Стандарты и качество. - 2000. - № 2. - С. 68-72.

9. Менеджмент качества в вузе [Текст] / Под ред. Ю.М. Похолкова, А.И. Чучалина - М.: Логос, 2005. - 206 с.; ил.

10. Менеджмент качества в вузе [Текст] / А.И. Чучалин [и др.]; под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. Томск: Изд. ТПУ. - 251с.

11. Обеспечение и оценка качества высшего образования [Текст] / Ю.П. Похолков [и др.] // Высшее образование в России. - 2004. - № 2. - С. 12-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.