ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 378.1:61]:005:657.6
© А.Г. Хасанов, Л.Р. Абубакирова, А. А. Хусаенова, Р.Р. Богданов, 2011
А.Г. Хасанов, Л.Р. Абубакирова, А.А. Хусаенова, Р.Р. Богданов СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа
Внедряемая в университете система менеджмента качества (далее СМК) построена по модели стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Требования данного стандарта были трансформированы под образовательную деятельность. На основе выводов комиссии Органа по сертификации СМК «РЕГИОНСЕРТ» оформлен сертификат соответствия. Сертификация СМК вуза дает ряд преимуществ перед другими вузами. У обладателя сертификата системы менеджмента качества серии ИСО 9001 повышаются имидж вуза, уровень управления качеством образования, а также шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов.
Ключевые слова: система менеджмента качества, аудит, сертификация.
A.G. Khasanov, L.R. Abubakirova, A.A. Khusayenova, R.R. Bogdanov QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Quality Management System (hereinafter QMS) introduced at the Bashkir State Medical University has been designed in accordance with GOST R ISO 9001-2008 state standard, the requirements of the standard having been adjusted to the educational activities. Based on the Resolution by REGIONSERT QMS Certification Authority Committee, a Certificate of Conformity has been issued. QMS certification of a higher educational institution provides advantages among peer universities. ISO 9001 QMS certificate holders contributes to a higher prestige of the institution, enhanced level of education quality management, as well as improved chances to take a leading position in competitions, grants allocation and contract signing.
Key words: Quality Management System, audit, certification.
Система менеджмента качества - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для руководства и управления организацией применительно к качеству.
При вхождении России в Европейское и мировое сообщество в ходе Болонского процесса одним из необходимых условий подтверждения любым российским вузом своего статуса является наличие системы менеджмента качества (СМК). Вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают потребность в разработке таких систем, получении результативности и эффективности от их внедрения.
Одним из распространенных международных средств подтверждения качества образования является наличие сертифицированной СМК.
Специалисты высшей школы все чаще пытаются применить в своих вузах модели менеджмента качества, проявившие свои достоинства и универсальность в сфере экономики. Речь идет о применении требований международных стандартов ИСО серии 9000.
Наличие сертифицированной СМК -это гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей. С получением сертификата все принимаемые в вузе решения и документы выстраиваются в единую систему с прицелом на качество.
Сертификация СМК вуза дает ряд преимуществ перед другими вузами. Так, у обладателя сертификата системы менеджмента качества серии ИСО 9000 повышаются имидж вуза, уровень управления качеством образования, а так же шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов, доверие со стороны инвестиционных компаний, возможно увеличение притока инвестиций.
С получением сертификата серии ИСО
9000 вуз может легко выйти на мировой уровень, установить связи с вузами других государств, увеличить число иностранных студентов, а также повысить свою конкурентоспособность.
Цель внедрения СМК:
1. Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям ИСО
9001 создает преимущества для вузов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.
2. Наличие сертифицированной СМК -гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.
3. Результативная и эффективная СМК
- основа конкурентного преимущества вуза. ЧТО ТАКОЕ КАЧЕСТВО И КАКОВЫ ЕГО АСПЕКТЫ?
Качество - степень соответствия присущих (собственных) характеристик требованиям.
Аспекты:
Рыночный аспект качества: Качество как уровень выполнения запросов потребителей.
Критерий - конкурентное преимущество вуза и, как следствие, его стабильное экономическое положение и высокий уровень прибыли.
Технический аспект качества: Качество как уровень учета требований потребителей при разработке проекта (новой специально -сти, дополнительной услуги).
Критерий - безошибочный перевод требований потребителей в проект.
Производственный аспект качества: Качество как уровень соблюдения всех требований к образовательному процессу.
Критерий - функционирование образовательного процесса в соответствии с установленными правилами.
Качество подготовленного специалиста
- мера соответствия результатов образования поставленным целям образования.
Критерий - специалист, имеющий необходимые знания, умения и определенные жизненные позиции и ценности.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА?
1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых мы признаем государство в лице Министерства образования РФ, работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.
2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА И ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА. Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.
3. ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД. Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов вуза, определению ответственных за такие процессы и документальной регламентации последних.
4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы, содействующей результативности и эффективности организации для достижения ее целей.
5. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ. Постоянное улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.
6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ И ДАННЫХ. Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.
7. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ (поставщиками). Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться:
- школы, лицеи и другие учреждения общего среднего образования, выпускники которых собираются поступать в вуз;
- лечебно- профилактические учреждения и организации, в которых работают или будут работать выпускники вуза. К этим стратегическим партнерам в первую очередь относятся те, с которыми вуз связан партнерскими отношениями (включая договоры о сотрудничестве и целевой подготовке специалистов, сотрудничество в области научных исследований и разработок, спонсорскую помощь и т. д.);
- Министерство образования РФ, администрации республики, городов, общественные организации и организации, которые по каким-либо другим причинам заинтересованы в сотрудничестве с вузом и являются его партнерами;
- другие вузы России, заинтересованные в сотрудничестве с вузом;
- любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза.
ОБ СМК Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Внедряемая в университете система менеджмента качества (далее СМК) построена по модели стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, требования данного стандарта были транс-
формированы под образовательную деятельность. Как известно, руководством ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава» в начале 2010 года принято решение организовать работу по созданию и внедрению в практику СМК применительно к образовательной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СМК ВУЗА
1. Анализ потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон.
Формулировка миссии, видения, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества
I
2. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и на структурные подразделения университета
4
3. Формирование организационной структуры СМК и обучение персонала
4
4. Самооценка вуза (обследование рабочих процессов) и анализ существующей организации
4
5. Определение и описание рабочих процессов, упорядочение существующей документации
4
6. Разработка документации СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2008
(рабочие инструкции, документированные процедуры, руководство по качеству)
7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов
*
8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий
9. Проведение внутренних аудитов
І 4
10. Непрерывное улучшение СМК вуза и всех рабочих процессов
Этот вопрос рассмотрен и одобрен на Ученом совете университета, приказом ректора № 159 от 16.04.2010 года назначен Представитель руководства по качеству (ПРК) -проректор по учебной работе, профессор Хасанов А.Г., сформирован Координационный совет Системы менеджмента качества ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава» в составе 25 человек, который совместно с консультантами из ЗАО «Региональный методический научный центр» приступил к работе в соответствии с календарным планом. План предусматривал подготовку из числа ведущих специалистов ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», разработчиков и внутренних аудиторов СМК, подготовку организационно-распорядительной документации, а также документов СМК, их внедрение в практику, проведение внутренних аудитов.
Завершающим аккордом явилось проведение экспертами Органа по сертификации систем менеджмента качества
«РЕГИОНСЕРТ» сертификационного аудита. При этом в ходе выборочной проверки в период с 08 по 13 ноября 2010 года объектами аудита явились: ректор, проректоры по учебной работе, по социальной и воспитательной работе, три факультета (лечебный, педиатрический, медико-профилактический / отделе-
ние микробиологии), 15 кафедр (анестезиологии и реаниматологии; биологической и био-органической химии; детских инфекционных болезней; неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики; хирургических болезней и новых технологий; эндокринологии; фармакологии №1; микробиологии, вирусологии, иммунологии; оперативной хирургии и хирургической анатомии; инфекционных болезней; акушерства и гинекологии №1 и №2; лучевой диагностики и лучевой терапии; эпидемиологии; нормальной физиологии), 9 структурных подразделений университета (учебнометодическое управление; библиотека; отдел документации; отдел главного инженера; информационно-технический отдел; управление кадров; отдел международных связей; юридический отдел; отдел охраны труда).
На основе выводов комиссии Органа по сертификации СМК «РЕГИОНСЕРТ» оформлен сертификат соответствия ( регистрационный номер №РОСС ЯИ ИК 63.К00097, срок действия до 18.11.2013г.), удостоверяющий, что система менеджмента качества применительно к деятельности по разработке и предоставлению образовательных услуг по программам высшего профессионального образования СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).
Сведения об авторах статьи:
Хасанов Анвар Гиниятович, д.м.н., профессор, зав кафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3
Абубакирова Ляля Ришатовна, Начальник отдела документации ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава»
Хусаенова Альбина Ауфатовна, к.п.н., доцент, начальник отдела качества образования и мониторинга УМУ, адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. (347) 273-57-21, e-mail: [email protected]
Богданов Ринат Радикович, к.м.н., доцент, руководитель отделения производственной практики УМУ адрес: г. Уфа, ул. Ленина 3, тел. (347) 273-51-84, e-mail: [email protected]
УДК 42=71:61:GG1.4(G7) © В.М. Хакимова, 2G11
В.М. Хакимова
РОЛЬ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНЕ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа
В статье проанализирована роль латинского языка в медицине в настоящее время. Латинский язык является основным языком католической религии и используется в медицине для образования анатомических, клинических и фармацевтических терминов. Огромна роль латинского языка в формировании западноевропейских языков и в обогащении русского языка заимствованными словами, крылатыми и профессиональными выражениями.
Ключевые слова: латинский язык, медицинская терминология, заимствования, профессиональные выражения, поговорки.
V.M. Khakimova SIGNIFICANCE OF THE LATIN LANGUAGE IN MEDICINE AND PRESENT-DAY WORLD
The current role of the Latin language in medicine is analyzed in the article. The main language of the Catholic religion, Latin has been used in medicine to form anatomical, clinical and pharmaceutical terms. The role of Latin has shown to be extremely significant in the formation of West-European languages and enrichment of Russian with borrowed words and phrases.
Key words: the Latin language, medical terminology, borrowings, professional phrases, proverbs.
Латинский язык продолжает оставаться важным культурным явлением современного мира. Без этого, казалось бы, «мертвого языка» невозможно представить себе многие области человеческой деятельности. В этой связи уместно вспомнить высказывание автора учебника «Латинский язык и введение в античную культуру» А.В.Подосинова: «Если латынь и «мертва», то ее «смерть» была прекрасной - она «умирала» тысячу лет и оплодотворила собой большинство европейских языков, став основой для одних (итальянский, испанский, французский, португальский, румынский, молдавский и некоторые другие) и одарив сотнями, тысячами слов и терминов другие языки... и русский язык не избежал этого влияния». Если внимательно разобраться, то окажется, что сфера применения латыни весьма широка и отличается значительным разнообразием.
Латынь как официальный язык используется современной католической церковью. На латыни ведется документация Ватикана, и составляются послания римских пап. Согласно западной богословской традиции на латыни до сих пор ученые пишут диссертации и даже проводят диспуты. Знание латинского языка является непременным для священнослужителя католической церкви. В нашей стране после Петра I латинский язык (а с ним и древнегреческий) вплоть до Октябрьской революции 1917 года занимал, а в большинст-
ве зарубежных европейских стран и до сих пор занимает одно из самых почетных мест в программе гуманитарных «классических» гимназий. Владение латинским языком всегда считалось и считается основой европейской образованности, поскольку на этом языке народы Европы более двух тысячелетий создавали свою культуру. Зная латынь, человек получает ключ к огромным пластам культуры античности, средних веков и эпохи Возрождения [5].
Латынь в медицине традиционно используется в анатомической, клинической и фармацевтической терминологии. Знание латыни позволяет врачам разных стран мира без труда понимать друг друга. Давняя традиция использования латинского языка в медицине служит объединяющим фактором для медиков всего мира и для унификации медицинского образования. Еще совсем недавно большинство медицинских сочинений писалось по-латыни [2]. На латыни писал великий русский хирург Н. И.Пирогов, а И. П. Павлов написал выразительное послание к молодежи «Ad juventutem epistola» [3]. Да и в наши дни продолжают выходить подобного рода научные работы. Последние три года издается журнал «Novus Hermes» при кафедре классической филологии Московского государственного университета, в котором печатаются статьи известных филологов-классиков всего мира.