Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера'

Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / PRACTICAL SEMINARS 'METHODOLOGY OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION' / CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM FOR UNIVERSITY STAFF 'EDUCATIONAL ACTIVITY AT TECHNICAL UNIVERSITY' / KAZAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY / PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEER / EDUCATIONAL ACTIVITY AT TECHNICAL UNIVERSITY / CORPORATE CULTURE / PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN STUDENTS AND TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердникова Э. Р., Чистоусов В. А., Халитова И. С.

В статье представлены основные направления воспитательной работы в КГТУ им. А.Н. Туполева, реализуемые в контексте формирования корпоративной компетенции будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activity in technical university as an aspect of professional training of engineer

The article is devoted to organization of educational activity at Tupolev Kazan State Technical University. Basic goals and trends in educational activity are designed according to general purpose of students education at technical university. They are in individual development of prospective competitive specialist with higher professional education who possesses such qualities as cultural and intellectual background, social activity, and patriotism. Facilities of forming corporate culture of technical university and advancing pedagogical methodology applied by university teaching staff, and goals and tasks of qualification programs Educational Activity at Technical University are described.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера»

Э.Р. БЕРДНИКОВА, зав. кафедрой Воспитательная

в.а. чистоусов, доцент деятельность как аспект

И.С. ХАЛИТОВА, мналтик профессиональной

отдела

подготовки инженера

В статье представлены основные направления воспитательной работы в КГТУ им. А.Н. Туполева, реализуемые в контексте формирования корпоративной компетенции будущего профессионала.

Ключевые слова: корпоративная культура вуза, профессиональная подготовка инженера, воспитательная работа, педагогическое взаимодействие, психолого-педагогический практикум.

Целью воспитания студентов в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева является разностороннее развитие личности будущего специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, характером гражданина-патриота. Главная задача - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, их самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

В качестве актуальных задач воспитательной деятельности в КГТУ им. А.Н. Туполева выступают следующие:

• формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

• формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

• выработка в преподавательской среде отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества);

• воспитание нравственных качеств, интеллигентности;

• ориентация на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;

• привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

• сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета;

• приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности;

• укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.

Приоритетные направления воспитательной деятельности в КГТУ им. А.Н. Туполева (профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно-нравственное) реализуются в кон-

тексте формирования корпоративной культуры личности с ориентацией на ее компетентность и конкурентоспособность.

Корпоративная культура - это комплексное социальное явление, представляющее собой набор присущих всем членам организации поведенческих норм, ценностей, представлений и понятий, которые формируются внутри организации и подвергаются изменениям в процессе ее функционирования. В период профессионального обучения в вузе формируется корпоративная компетенция. Это социально-психологическое качество, обеспечивающее интеграцию личности в корпоративное сообщество и включающее в себя мотивы, цели, ценностные установки специалиста, его отношение к будущей профессиональной деятельности как к ценности, потребность в формировании своей корпоративной культуры, стремление к личному самосовершенствованию, стиль и способы поведения на основе эмоционально-волевой саморегуляции и адекватной самооценки.

На становление корпоративной компетенции студента влияет вся жизнедеятельность вуза, следовательно, ее можно рассматривать как некую «субкультуру» в рамках доминирующей культуры факультета (института) или вуза в целом. Поэтому при планировании воспитательной работы нужно ориентироваться на проведение целенаправленной деятельности по усвоению лучших образцов поведения, поддержание традиций, создание эстетики повседневности, осознание уникальности образовательного пространства данного учреждения и гордости за свой вуз.

Корпоративная культура вуза в нашем понимании связана с личностными усилиями всех членов коллектива, направленными на организацию эф-

фективной групповой деятельности по решению проблем данного учреждения и реализации его миссии через усвоение профессиональных (корпоративных) ценностей и норм. Корпоративность проявляется в особой, уникальной для данного вуза социально-психологической атмосфере. В КГТУ им. А.Н. Туполева все делается для того, чтобы сотрудников и студентов объединял «корпоративный дух» - сознание сопричастности общему делу. Элементами созданной у нас корпоративной культуры являются ценности, традиции, корпоративные мероприятия, корпоративные коммуникации, этикет, здоровый образ жизни.

Вуз - это особая среда, которая формирует фундамент личности через многочисленные гуманитарные и специальные курсы, общение с эрудированными и заинтересованными в студентах педагогами, многообразную студенческую жизнь. Выпускники, где бы они ни работали, навсегда остаются членами одной большой семьи. Ни в одном вузе Казани студенты и сотрудники не называют учебные здания домом. В понятие «дом» вкладывается

дружелюбие, родство душ, взаимопонимание, общие цели.

Корпоративная культура в КГТУ им. А.Н. Туполева проявляется в аббревиатуре «КАИ», особых знаках отличия, значках, эмблеме, гимне. В университете создан и поддерживается яркий и узнаваемый фирменный корпоративный стиль, который проявляется в оформлении зданий, стендов, вывесок, печатной продукции вуза. Большой популярностью у студентов пользуется имиджевая продукция вуза: кепки, футболки, ручки, блокноты, плакаты, календари с сине-белой символикой. Каждый студент стремится быть обладателем этой атрибутики, она подчеркивает причастность к alma mater. И не случайно в стенах именно нашего вуза родилась песня, ставшая впоследствии гимном, который «каисты» поют с гордостью: «Знай, что встретился ты с другом, с братом со своим, лишь увидишь человека со значком КАИ». Каждое мероприятие - будь то фестиваль, праздничный концерт, торжественная линейка, открытие научных конференций, спортивных турниров - начинается с исполнения гимна университета. Это захватывающий миг, который объединяет, наполняет сердца студентов и сотрудников гордостью за свой вуз, причастностью к его свершениям.

Важным показателем сформиро-ванности корпоративной культуры является развитие студенческого самоуправления. В нашем университете всегда придавалось и придается первостепенное значение социальной и психолого-педагогической поддержке студенческой инициативы и самодеятельности.

Совет студентов и аспирантов КГТУ им. А.Н. Туполева представляет самые различные интересы студентов: научные, учебные, информационные, социальные, спортивные, культурно-массовые, по трудоустройству и вторич-

ной занятости. Его работа имеет многоступенчатый характер: университет - институт (факультет) - специальность - академическая группа - студент. В каждом институте (на факультете), в каждом общежитии действует свой совет, который ведет свою работу под руководством общеуниверситетского.

Особое внимание совет студентов уделяет работе с первокурсниками. С первых дней учебы он помогает младшим товарищам адаптироваться к новым для них социальным условиям. В каждом совете института (факультета) действует система кураторства: к группе первокурсников помимо куратора-преподавателя прикрепляется куратор-старшекурсник, который знакомит молодых коллег с университетом, со структурой студенческого самоуправления как у себя на факультете, так и в вузе в целом. Студенту первого курса выдается «Памятка первокурснику», составленная управлением воспитательной работы совместно с советом студентов и аспирантов. С целью выявления наиболее одаренных ребят

проводятся специальные собеседования в студенческих советах институтов (факультетов). Итогом этой кропотливой работы является выбор тех, кто станет участниками ежегодной школы актива «Первый полет». Здесь лидеры получают азы знаний о взаимодействии в социальной группе, знакомятся с традициями КГТУ им. А.Н. Туполева, чтобы потом передать эти знания в свои учебные группы.

Важной составляющей университетской корпоративной культуры является работа с выпускниками. Даже расставшись с вузом много лет назад, выпускники чувствуют свою причастность к alma mater и могут участвовать в деятельности «Ассоциации выпускников », которая помогает и студентам, и университету в целом. Ни одно крупное мероприятие вуза не обходится без спонсорской помощи ассоциации.

Существенным звеном в поддержании и воспроизводстве корпоративной культуры, в воспитании патриотизма, профессионализма и преемственности является музей истории технического университета (открыт 5 марта 1982 г.). В связи с этим нельзя не отметить активную роль военной кафедры КГТУ им. А.Н. Туполева в патриотическом воспитании студентов и работников университета. Традиционным

¥ У

стало участие студентов, обучающихся на военной кафедре, в параде войск Казанского гарнизона 9 мая.

В КАИ созданы все условия для саморазвития, личностного роста студентов. Любой творчески настроенный студент может выбрать занятие по душе из широкого спектра предлагаемых направлений.

Учебно-исследовательская работа студентов во внеучебное время предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения. Научно-исследовательская работа во внеучебное время - это работа студентов в научных кружках и семинарах, в хоздоговорных, госбюджетных проектах, участие в международных исследованиях по договорам с зарубежными учебными и научными заведениями, в конкурсах на получение грантов. Все это позволяет выявить таланты будущих специалистов. Результаты творческих работ представляются на ежегодной международной конференции «Туполевские чтения».

В Брейн-клубе, объединяющем студентов, увлеченных интеллектуальными играми, состоит множество команд: «НовоКАИн», «Intel Inside», «Снежинки» и «Наша.ги». Команды клуба на всем протяжении его существования отстаивали честь вуза не только на

мероприятиях Брейн-клуба Республики Татарстан, но и на выездных чемпионатах.

Традиционно для «каистов» участие в соревнованиях по авиамодельному и планерному спорту, где они уже более 50 лет завоевывают высокие награды.

Спортивный клуб (организован в 1953 г.) и кафедра физической культуры занимаются раскрытием спортивного потенциала студентов, пропагандой здорового образа жизни.

Особую роль в формировании корпоративной культуры университета играют студенческие трудовые отряды. Они готовят молодежь к взрослой жизни, помогают понять своё предназначение, найти себя в коллективе единомышленников.

Студенческий клуб, объединяющий более 700 участников различных жанров и направлений, имеет 50-летнюю историю. С клубом связано множество традиций, одна из которых - Всероссийский конкурс СТЭМов «Икари-ада». На фестивале «Студенческая весна-2008» творческий коллектив КГТУ им. А.Н. Туполева завоевал наивысшую награду - Гран-при. Наряду со знаковыми для каждого студента мероприятиями «Студенческая весна», «День первокурсника» проводятся и уникальные мероприятия. Так, «День знаний» и «День отличника» включают особый ритуал - церемонию награждения лауреатов «Смотра-конкурса КАИ» (конкурсы фото, видео, поэзии, прикладного творчества, «Лучшая группа», «Лучший куратор», «Мистер и Мисс КАИ »). Самым ярким и значимым для всех «каистов» является праздник «С Днём рождения, КАИ!».

Корпоративные акции КГТУ-КАИ -это особые плановые мероприятия, призванные продемонстрировать собравшимся яркие примеры выражения

корпоративных ценностей, способствующие единению «каистов».

Важнейшим ресурсом формирования корпоративной компетенции в вузе является накопленный отечественной педагогикой опыт воспитания в коллективе, педагогического проектирования через планирование воспитательной работы. Педагогическое сотрудничество в учебно-воспитательных практиках предполагает эмоциональное взаимодействие, увлеченность делом, решение общих проблем. Оно опирается на диалог, диспут, дискуссию, коллективные формы организации деятельности, тренинги, «круглые столы», т.е. коммуникативные техники трансляции педагогами профессионально значимых качеств и ценностей.

Неотъемлемым элементом системы подготовки специалиста в вузе является педагогическое взаимодействие преподавателей со студентами. Оно будет эффективным только тогда, когда педагог знает закономерности общения, использует коммуникативные навыки, когда ему удается включить студентов в совместную деятельность, организовать полноценное педагогическое общение.

Следует также помнить, что мощным воспитательным воздействием на студентов обладает личность самого преподавателя. Именно благодаря личности преподавателя воспринимается (или не воспринимается!) тот или иной учебный курс (учебная дисциплина).

Научно-методическое обеспечение воспитательной работы в КГТУ им. А.Н. Туполева осуществляет кафедра педагогики высшей школы. Ее сотрудниками был создан психолого-педагогический практикум «Техника педагогического общения», реализуемый в рамках повышения квалификации преподавателей с целью формирова-

ния у них приемов эффективного педагогического общения. Данная цель предполагает осуществление следующих задач:

• совершенствование знаний, умений и навыков по психологии общения педагогов;

• развитие коммуникативных умений и навыков;

• выработка тактичного отношения к обучающимся;

• формирование умений бесконфликтного выхода из сложных ситуаций.

В содержании практикума освещены основные вопросы педагогического взаимодействия, раскрывается сущность ряда психологических понятий, содержательно-целевая, операционная и результативная стороны педагогического общения. Основу тренинга составляют специально подобранные упражнения, выстроенные в определенном алгоритме для каждого занятия, что позволяет преподавателю:

- развить способность адекватно воспринимать студента в ситуации педагогического общения;

- овладеть диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений и навыков у себя и у студентов;

- приобрести навыки психологической и этической защиты от манипулирования во время контактов;

- выработать целесообразную последовательность действий перед аудиторией;

- сформировать умение моделировать стратегию управления коллективом с позиций личностно-ориенти-рованной педагогики.

Предполагаемыми результатами тренинга являются применение в работе полученных психолого-педагогических знаний и улучшение взаимоотношений между преподавателями и студентами.

Учитывая необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому обоснованию, проектированию и реализации профессионального воспитания и профессионального развития специалистов в современном техническом университете, в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров КГТУ им. А.Н. Туполева в настоящее время осуществляется программа «Воспитательная деятельность в техническом университете». Ее целями являются:

^ изучение современных подходов к организации воспитательной деятельности в техническом университете;

^ проведение диагностики, формирование (коррекция), тренинг личностных качеств преподавателей, умений, компетенций, значимых для участия в воспитательной деятельности в вузе;

^ развитие системного и творческого мышления.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

^ выявление условий профессионального воспитания и профессионального развития как элементов профессиональной подготовки студентов;

^ определение проблем в реализации воспитательной деятельности и направлений их решения;

^ знакомство с современными концепциями и подходами к воспитательной работе в вузе;

^ изучение опыта организации воспитательной деятельности в техническом университете;

^ разработка педагогического проекта по актуальному направлению воспитательной деятельности.

Для достижения заявленных целей предусмотрено сочетание таких форм в организации обучения, как лекции, тренинги, деловые игры, семинары,

Интернет-экскурсии, работа творческих групп, самостоятельная работа слушателей.

Таким образом, воспитательная деятельность вносит весомый вклад в формирование инженера, человека

уверенного, ответственного, целеустремлённого, знающего, что он принадлежит к многотысячной армии выпускников славного вуза, и это осознание делает его более конкурентоспособным на рынке труда.

BERDNIKOVA E.R, CHISTOUSOV V.A, KHALITOVA I.S. EDUCATIONAL ACTIVITY IN TECHNICAL UNIVERSITY AS AN ASPECT OF PROFESSIONAL TRAINING OF ENGINEER

The article is devoted to organization of educational activity at Tupolev Kazan State Technical University. Basic goals and trends in educational activity are designed according to general purpose of students' education at technical university. They are in individual development of prospective competitive specialist with higher professional education who possesses such qualities as cultural and intellectual background, social activity, and patriotism. Facilities of forming corporate culture of technical university and advancing pedagogical methodology applied by university teaching staff, and goals and tasks of qualification programs 'Educational Activity at Technical University' are described.

Keywords: Kazan State Technical University, professional training of engineer, educational activity at technical university, corporate culture, pedagogical interaction between students and teachers, practical seminars 'Methodology of Pedagogical Communication', continuing professional development program for university staff 'Educational Activity at Technical University'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.