Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление: система и диагностика'

Студенческое самоуправление: система и диагностика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление: система и диагностика»

Редакционная почта

141

мастерства и учебно-воспитательного процесса.

Начинающим учителям и их кураторам дается возможность оценивать плюсы и минусы программы стажировки. Оценка может быть как индивидуальной, так и совместно выработанной (в устной и в письменной форме). По окончании стажировки в педагогических центрах организуются индивидуальные встречи стажеров, учите-лей-наставников и координатора проекта для подведения итогов. На таких собраниях в течение недели участники знакомятся с результатами школьных, региональных и центральных программ. При этом также проводится анкетирование с оформлением протокола, который затем подается старшему консультанту (ШБЕТ^Е), консультанту по первому этапу стажировки и координатору проекта. Старший инспектор докладывает координатору проекта о результатах педагогической практики в свете реализации программы. В последующем в течение следующего года инспекторы местных отделов образования информируют

вышестоящие органы о дальнейшем профессиональном росте учителей, прошедших стажировку.

Программа профессиональной поддержки начинающих учителей выступает важным ориентиром для стажеров и тьюторов при определении их учебной программы, а также стратегий их дальнейшего профессионального и административного развития. По существу, NCPS представляет собой уникальное образовательное поле, в котором осуществляется деятельное объединение различных учебных проектов, нацеленных на педагогическую развивающую поддержку студентам, стажерам, высококвалифицированным и опытным учителям.

Литература

1. Norfolk County Education Committee. A Statement of Policy for the Curriculum, 5— 16. - Norwich, 1989; Norfolk County Council. Norfolk Education Department Corporate Plan: A Guide for Staff. - Norwich, 1990; Norfolk LEA. Making the Most of Curriculum Development Days. - Norwich, 1991.

Г. ПОПОВА, доцент Набережночелнинский филиал КГТУ им. А.Н. Туполева

За последнее десятилетие существенно изменилась практика организации воспитательной работы в вузах. На смену со-циоцентрическому и авторитарному по характеру построению воспитательного процесса приходит гуманистическая, личност-но развивающая парадигма. Воспитание, на наш взгляд, должно соответствовать прак-тико-ориентированному обучению, компе-тентностному подходу, суть которых определена в государственных образовательных стандартах нового поколения. Подготовка специалиста в высшей школе не может результативно осуществляться без формирования так называемой социальной, комму-

Студенческое самоуправление: система и диагностика

никативной компетентности, которая предполагает развитие личностных качеств, включая готовность к сотрудничеству, инициативность, ответственность за участие в общем деле, культуру общения, гражданскую позицию и т.п. Во многом решению этой задачи способствуют инновационные воспитательные проекты, в частности налаживание и совершенствование студенческого самоуправления.

В Набережночелнинском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева студенческое самоуправление является неотъемлемой частью общевузовской системы управления и реализует важнейшие функции организа-

142

Высшее образование в России • № 9, 2007

ции студенческой жизни. Исходя из современных разработок тематики самоуправления в научной литературе, мы предлагаем следующее рабочее определение: студенческое самоуправление (ССУ) — это форма самоорганизации студентов и аспирантов, представляющая собой автономный, упорядоченный элемент системы управления учебным заведением, основанный на самостоятельности, выборности, инициативности, системности, целенаправленности, добровольности, сбалансированности полномочий и направленный на решение вопросов в данной сфере деятельности. Естественно, в контексте вопроса о взаимодействии администрации учебного заведения и органов ССУ непременно фигурирует так называемый режим соуправления, определяющий меру полномочий последних, средства и способы их функционирования и представляющий собой тип отношений, ориентированный на сотрудничество с администрацией и общественными организациями в решении задач оптимизации жизнедеятельности образовательного учреждения.

В структуре органов студенческого самоуправления в нашем филиале можно выделить уровни академической группы, факультета и филиала. В академических груп-

пах ССУ представлено профгрупоргом, старостой блока общежития, членом молодежной службы безопасности (МСБ), членом студенческого научного общества (СНО), членом студенческого инновационного агентства (СИА) и старостой группы.

Факультетский уровень представлен следующей схемой (рис.). В структуре студ-совета заметное место занимает Клуб авангардных интеллектуалов (КАИ). В его цели входят содействие воспитанию компетентных, нацеленных на саморазвитие специа-листов-профессионалов, выработке навыков критического, проектного, нестандартного исследовательского мышления, повышение социальной активности, агитация и пропаганда здоровых форм отдыха студенческой молодежи и т.д. При студсоветах формируются различные комиссии, службы контроля, редколлегии, секторы, отвечающие за организацию отдельных мероприятий, в том числе культурно-массовых и спортивных, за воспитательную работу. В их задачи также входит помощь в решении административных, учебных и иных вопросов, возникающих у студентов.

Уровень ССУ филиала представлен заместителем председателя профсоюзной организации по работе со студентами, председателем студенческого совета общежи-

Рис. Факультетский уровень студенческого самоуправления

Редакционная почта

143

тия, командиром МСБ, председателем СНО, председателем СИА, председателем совета студентов и аспирантов.

В качестве методов обучения навыкам самоуправления в филиале используются различные формы совместной деятельности. Так, лучшие студенты факультетов, выиграв выборы, становятся членами Студенческого парламента. В план его рабочих заседаний включены психологический тренинг и групповая работа над специализированными заданиями (проведение мероприятия или реализация проекта), организация деятельности комитетов, налаживание взаимодействия между студенческими советами различных факультетов. Другая форма обучения самоуправлению — Академия студенческого актива, комплексное выездное мероприятие на базе отдыха, направленное на овладение студентами навыками планирования, организации и проведения вне-учебных мероприятий. Студенты сами организуют быт и вырабатывают основные правила жизнедеятельности лагеря, что уже является неплохой школой самоуправления.

Заметим, ССУ — это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с «функциональным» образованием, метод самовоспитания действительной самостоятельности, активности, стремления к лидерству, что отвечает современным требованиям рынка труда. Эффективность функционирования данной системы видится в степени сформи-рованности профессионально значимых личностных качеств, соотнесенности полученных результатов с целями и прошлыми достижениями. Кее диагностированию привлекаются преподаватели, кураторы групп, а также директор филиала, его заместители, социальные педагоги, психологи, медработники, консультанты по самоуправлению, руководители базовых предприятий (работодатели). Для оценки эффективности используются как мониторинг — многолетнее исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода, так и экспресс-методики.

На основе определенных концептуальных принципов нами разработана технология диагностирования эффективности ССУ, в которой применяются следующие критерии и показатели. Критерий «самоактуализация личности студента» предполагает выявление таких показателей, как: 1) стремление к познанию, проявление и реализация способностей; 2) креативность личности студента, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности; 3) выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения; 4) наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; 5) способность к рефлексии. Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса участием в деятельности по самоуправлению » определяется по показателям степени участия студентов в ССУ и удовлетворенности преподавателей вуза участием в педагогическом самоуправлении. Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью в институте» оценивается по показателям комфортности, защищенности личности студента, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности в филиале, по степени удовлетворенности преподавателей содержанием, организацией и условиями трудовой, педагогической деятельности, взаимоотношениями в студенческом сообществе, а также по уровню удовлетворенности родителей результатами обучения и воспитания своего сына или дочери в студенческом коллективе.

В настоящее время известно значительное количество диагностических методик, которые используются в исследовательской и практической деятельности педагогов. Назовем лишь некоторые из применяемых нами: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», определяющий нравственную направленность личности; методика С.М. Петровой, показывающая направленность развития личности;методика выявления коммуникативных склонностей; методы экспертной оценки педагогов и са-

144

Высшее образование в России • № 9, 2007

мооценки обучаемых; методика А.А. Андреева, замеряющая степень удовлетворенности обучаемых жизнедеятельностью в образовательном учреждении; методика Е.Н. Степанова — для исследования удовлетворенности педагогов, родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении; методика М.И. Рожкова, определяющая уровень развития самоуправления в образовательном учреждении; методика И.А. Зимней, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой, оценивающая место и роль управления и самоуправления в воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Оценка эффективности ССУ обычно определяется по трем уровням его качества: В (высокий) — имеется в наличии, полностью обеспечено; С (средний) — имеется частично, обеспечено частично; Н (низкий) — отсутствует. По этим параметрам можно судить о наличии в вузе модели самоуправления, программы такой модели, о том, на каком уровне осуществляется самоуправление (уровни филиала и студенческих групп), о степени включенности всех структур в реализацию программы самоуправления, о том, разводится ли самоуправление на учебное и внеучебное, степени контроля за реализацией программы самоуправления, уровне разнообразия форм воспитательной деятельности, степени исполнения программы самоуправления.

После проведения процедуры оценивания по предложенным критериям и показателям производится подсчет показателей и формулируется результат оценивания.

1. Если суммарное число показателей В и С от общего числа показателей составляет 75% и более, то в данном образовательном учреждении самоуправление обеспечено полностью.

2. Если суммарное число показателей В

и С от общего числа показателей составляет не менее 50%, можно констатировать его частичное обеспечение.

3. Если суммарное число показателей В и С от общего числа показателей составляет менее 50%, налицо необеспеченность самоуправления.

Как свидетельствуют проведенные по данной методике исследования и оценка уровня развития студенческого самоуправления в Набережночелнинском филиале КГТУ им. Туполева, суммарное число показателей В и С от общего числа показателей составило 85%. Это позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, в филиале практически полностью обеспечено студенческое самоуправление, а с другой — предложенная методика диагностики оказывает реальное корректирующее влияние на процесс формирования профессионально значимых качеств личности студента в системе ССУ. Так, анализ эффективности работы по самоуправлению на третьих курсах филиала выявил: на первом этапе развития коллектива студенческой группы («все начинается с интереса») находятся 20% от общего числа групп, на втором этапе («все делай творчески — иначе зачем? ») — 45%, на третьем этапе («жить для радости людей») — 45%. Анкетирование среди студентов, преподавателей и родителей четвертых курсов по нашей методике также обнаружило высокий уровень развития ССУ в филиале.

Повышение эффективности и качества деятельности ССУ, привлечение студентов к непосредственному участию в управлении делами филиала создают реальные условия для достижения поставленной цели — формирование сплоченного и жизнеспособного разновозрастного коллектива, в котором все чувствуют себя успешными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.