Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как фактор формирования корпоративной культуры'

Студенческое самоуправление как фактор формирования корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В УНИВЕРСИТЕТЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENTS' SELF-GOVERNMENT / CORPORATE CULTURE AT THE UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халитова И. С.

Корпоративная культура университета в понимании автора связана с целенаправленными усилиями по организации эффективной групповой деятельности, по реализации его миссии через усвоение профессиональных ценностей и норм, принятие (интериоризацию) его целей, стратегии развития и средств ее достижения. Корпоративность проявляется в особом «корпоративном духе» социальнопсихологической атмосфере (или корпоративной ментальности), являющемся ядром консолидации и социально-профессиональной самоорганизации коллектива, вызывающим чувство гордости за свое образовательное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' self-government as a forming factor of corporate culture

According to the author, corporate culture of the university is associated with the purposeoriented efforts aimed at the arrangement of the productive group activities, implementation of its mission through the acquisition of professional values and norms, interiorization of its aims, development strategy and means of its achievement. The corporate is characterized by a special corporate spirit social and psychological atmosphere (or corporate mentality) which is the centre of consolidation and professional self-organization of the team which causes the feeling of being proud of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как фактор формирования корпоративной культуры»

1. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.

2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1999.

3. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. М., 1986.

4. Чебышева В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения). М., 1969.

5. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.

6. Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / под науч. ред. В.В. Давыдова. М., 2000

7. Новые тесты ^ / сост. М.А. Кошелева. Ростов н/Д, 2006.

8. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2002.

9. Тесты для отбора персонала / авт.-сост. Л.Г. Серова. Ростов н/Д, 2005.

Поступила в редакцию 14.11.2007 г.

Kosenkova I.V. Essence and parameters of maturity of organizational-technological skills of future builders. In the article classification of working skills is presented. The structure and parameters of maturity of organizational-technological skills is defined. The results of a verifying stage of the experiment on maturity of the given kind of skills of future builders are presented.

Key words: organizational-technological skills, classification, structure, parameters.

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

И.С. Халитова

Корпоративная культура университета в понимании автора связана с целенаправленными усилиями по организации эффективной групповой деятельности, по реализации его миссии через усвоение профессиональных ценностей и норм, принятие (интериоризацию) его целей, стратегии развития и средств ее достижения. Корпоративность проявляется в особом «корпоративном духе» - социальнопсихологической атмосфере (или корпоративной ментальности), являющемся ядром консолидации и социально-профессиональной самоорганизации коллектива, вызывающим чувство гордости за свое образовательное учреждение.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, корпоративная культура в университете, высшее образование.

Успех деятельности любой организации в значительной степени зависит от сложившейся в ней корпоративной культуры, мощного инструмента, позволяющего ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников на единые цели, мобилизовать их инициативу, обеспечить эффективное взаимодействие. Коллектив, обладающий корпоративной культурой, отличает слаженность, взаимодействие («командный дух»), удовлетворение работой и гордость за ее результаты, преданность организации и готовность соответствовать ее стандартам.

Готовность к поддержанию и развитию корпоративной культуры формируется в высшей школе, поэтому в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева (КАИ) всегда придавалось и

сегодня уделяется большое внимание формированию корпоративной культуры.

Корпоративная культура университета в нашем понимании связана с целенаправленными усилиями по организации эффективной групповой деятельности, по реализации его миссии через усвоение профессиональных ценностей и норм, принятие (интериори-зацию) его целей, стратегии развития и средств ее достижения. Корпоративность проявляется в особом «корпоративном духе» -социально-психологической атмосфере (или корпоративной ментальности), являющемся ядром консолидации и социально-профессиональной самоорганизации коллектива, вызывающим чувство гордости за свое образовательное учреждение. Принадлежность к университету выступает в качестве особой корпоративной ценности. Оптимальная про-

фессиональная коммуникация и идентификация с университетом создают кумулятивный эффект, позволяющий повышать трудовую и учебную мотивацию через создание позитивного эмоционального фона протекания основной деятельности - учебно-воспитательного процесса. В этом заключается основной воспитательный потенциал корпоративной культуры университета.

Важным фактором формирования корпоративной культуры будущих специалистов является студенческое самоуправление, уровень развития которого в КАИ всегда был высоким, что не раз отмечалось на межвузовских форумах самой крупной величины.

Начало развития студенческого самоуправления в Казанском авиационном институте относится к эпохе комсомольского движения, именно тогда были заложены его основные принципы и традиции, дошедшие до нас сегодня без существенных изменений, что подтверждает высокую корпоративную культуру вуза, ее независимость от внешней среды.

Студенческое самоуправление - это инициативная, самостоятельная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Оно сконцентрировано на решении трех актуальных задач:

- стать условием реализации творческой активности и самодеятельности студентов в учебно-познавательной, научно-профессиональной и культурной сферах;

- стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, ответственностью;

- стать средством социально-правовой самозащиты.

Основные функции органов студенческого самоуправления связаны с реализацией в вузе основных направлений Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации на 2007-2016 гг., государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и других важнейших программных документов федерального и республиканского уровня. А конкретизируются они следующим образом:

- поиск и включение в работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений;

- участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в вузе;

- участие в системе обеспечения и контроля качества подготовки специалистов;

- представление интересов студентов на всех уровнях (факультет, институт, университет, Лига студентов Республики Татарстан ит. д.);

- разработка и реализация собственных социально-значимых программ и поддержка студенческих инициатив (школа актива студенческого самоуправления);

- создание единого информационного пространства для студентов и администрации вуза (спецвыпуск газеты «Крылья»);

- профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде;

- поддержка правопорядка в студенческой среде, взаимодействие с правоохранительными органами (студенческая служба безопасности КГТУ им. А.Н. Туполева);

- трудоустройство (студенческие трудовые отряды КАИ общей численностью более 600 человек с трудоустройством на предприятиях города Казани и районов РТ);

- участие в процессе назначения стипендий и распределения мест в общежитиях;

- участие в поддержке малообеспеченных категорий студентов (участие в распре -делении материальной помощи в институтах (на факультетах) КГТУ им. А.Н. Туполева);

- организация досуга, отдыха и оздоровления студентов;

- анализ студенческих проблем, определение путей их решения;

- координация деятельности общественных, профсоюзной организаций;

- взаимодействие с органами студенческого самоуправления других вузов.

Ядром классического студенческого самоуправления в вузе является полномочный орган студенческого самоуправления - Совет Студентов и Аспирантов (ССиА). Совместно с Управлением внеучебной работы со студентами он помогает администрации вуза в организации учебно-воспитательной деятельности. Нам удалось сохранить этот важный социальный институт в своей структуре и в сложные 90-е гг. Причем, сделать это таким образом, что на протяжении 15 лет потрясений он успешно развивался и впитывал в себя все новое и хорошее, что появлялось в области студенческого самоуправления в стране.

Студенческий совет КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) охватывает вниманием самые различные интересы студентов: научные, учебные, информационные, социальные, спортивные, культурно-массовые, по трудоустройству и вторичной занятости. Состав Совета имеет структуру, показанную на рисунке 1. Его работа имеет многоступенчатый характер: Университет - институт (факультет)

- специальность - академическая группа -студент. В каждом институте (на факультете), в каждом общежитии действует свой совет студентов и аспирантов, который ведет свою работу под руководством общеуниверситетского.

Помимо этого, работа студенческого самоуправления представлена в 11 филиалах КГТУ-КАИ. Именно таким образом достигается единение общих целей и слаженной работы университета в учебно-воспитательной деятельности как единого организма.

Если учеба в вузе начинается с 1 сентября, то работа студенческого актива ведется уже с августа месяца. Студенческий совет института (факультета) приступает к своей работе на этапе зачисления, проводя подготовительную агитационную работу, помогая тем самым своему деканату (дирекции).

Особое внимание Совет студентов уделяет работе с первокурсниками не только на университетском уровне, но и на уровне каждого института (факультета), общежития, филиала.

Реализация корпоративной политики в формировании особой культуры, духа университета начинается с 1 сентября. «День знаний» - мероприятие, в котором Совет студентов и аспирантов принимает особое участие. Именно благодаря работе студенческого актива вуза демонстрируется яркое шоу, на котором лучшие студенческие коллективы университета проявляют свой высочайший уровень.

С первых дней учебы ССиА помогает первокурсникам адаптироваться к новым социальным условиям. В каждом Совете института (факультета) хорошо развита система кураторства: к каждой группе первокурсников помимо куратора-преподавателя прикрепляется куратор-старшекурсник. Кураторы-старшекурсники проводят организационные собрания со своей подшефной группой с целью знакомства с Университетом, его струк-

турой, со структурой студенческого самоуправления как у себя на факультете, так и в вузе в целом. Каждому студенту первого курса выдается «Памятка первокурсника», которая выпускается УВР, совместно с ССиА, из которой можно почерпнуть полную информацию о нашем вузе.

После «Дня первокурсника» в каждом институте (факультете) студенческие советы организуют своеобразные презентации групп, дни факультетов, «первосольники», где они смогут в полной мере проявить себя либо в качестве участника, либо - организатора. С целью выявления наиболее одаренных первокурсников в различных направлениях деятельности проводятся специальные собеседования в студенческих советах институтов (факультетов). Итогом этой полномасштабной работы будет выбор тех ребят, которые станут участниками ежегодной школы актива «Первый полет», проходящей в ОСК «ИКАР». Именно здесь ребята получают азы знаний взаимодействия друг с другом, знакомятся с традициями КАИ. Таким образом происходит преемственность поколений.

Ежегодно в октябре на базе оздоровительно-спортивного комплекса «Икар» проводится школа актива «Первый полет». В течение трех дней они проходят психологические тренинги на знакомство, сплочение, выявление лидерских качеств, знакомятся с традициями, историей университета, учатся работать в команде, доверять друг другу. Как правило, после прохождения такой школы первокурсники начинают вести активную общественную деятельность. Таким образом представители студенческих советов готовят себе достойную смену.

В целом можно сказать, что первокурсники попадают в особую атмосферу дружелюбия и взаимного доверия. Именно в такой атмосфере и передаются те многолетние традиции каистов, именно так они могут узнать о том, ЧТО было до них, КАКОЕ многолетние наследие они принимают.

Надолго остаются в памяти яркие моменты насыщенной университетской жизни, когда в полной мере ощущаешь единство и сплоченность всего коллектива. Студенты с удовольствие принимают участие в презентации вуза на ежегодной выставке «Образование. Карьера». Такие мероприятия несут в себе мощный воспитательный потенциал

Рис. 1. Структура Совета студентов и аспирантов

и заряд, вовлекая в свои ряды большую часть студенчества вуза. Студенты стараются творчески оформить стенды, рассказывают абитуриентам о преимуществах вуза, о том, сколько нового можно узнать, открыть для себя в стенах КГТУ им. А.Н. Туполева (КАИ), как интересно в нем жить все пять лет. А выступления наших артистов на сцене павильонов выставки - настоящий праздник, шоу, которое очень горячо поддерживается студентами-болельщиками. Весь коллектив охватывают чувства радости и гордости за свой вуз - единую и сплоченную семью.

Ни одно мероприятие, проходящее в стенах нашего вуза, не обходится без участия студенческого самоуправления. Это и помощь в организации конференций, олимпиад, международной научной конференции «Туполев-ские чтения», спортивных мероприятий, творческих фестивалей и конкурсов.

Студенческое самоуправление помогает любому творчески настроенному студенту найти занятие по душе, тем более, что выбор довольно широк: авиамодельная и планерная лаборатории; учебно-исследовательская ра-

бота студентов (УИРС); научно-исследовательская работа (НИРС); творческие конкурсы - фото, прикладного искусства, поэзии; студенческий клуб; спортивный клуб; студенческая служба безопасности университета (ССБУ); стройотряд «Север»; военно-патриотический отряд поисковиков «Вахта Памяти»; туристический клуб КАИ; брейн-клуб.

Одну из самых больших сложностей для Студенческого совета КГТУ им А.Н. Туполева как органа студенческого самоуправления всегда представлял немалый масштаб деятельности. Большое количество студентов -фактор, который во многом определяет направления нашей работы. Сам смысл существования организации неотрывно связан с проецированием наших идей на основную массу студентов. С увеличением количества студентов в прямой пропорциональности идет и усложнение стоящих целей.

В годичный цикл задач входят порядка 15-20 крупных мероприятий, условно подразделяющихся по группам:

• классические (общегородские): День знаний, Студенческая весна, День перво-

курсника, День открытых дверей (мероприятия, в которых на заключительном этапе вуз выходит на городской уровень);

• внутренние: Школа актива «Первый полет», День отличника, Зимняя школа актива, Организация работы в ОСК «Икар» (мероприятия, направленные на удовлетворение прямых потребностей наших студентов в учебе, отдыхе, творчестве и самовыражении);

• уникальные: поездки актива в подшефный Нурлатский Детский Дом, Работа с филиалами (контроль, школы актива, выезды в филиалы, консультирование, стажировки), Смотр конкурс - «Лучшая учебная группа» (проводимый с целью повышения популярности достижений в учебе и творчестве), Смотр-конкурс «Лауреат смотра конкурса КАИ».

Одним из наиболее важных способов диалога Совета студентов и аспирантов со своими сверстниками внутри вуза являются печатные СМИ. Газета «Высший пилотаж», выпускаемая при совете, своевременно и четко информирует студентов о приближении тех или иных событий, важных мероприятиях, а так же о результатах уже произошедших событий. Газета пользуется авторитетом студентов за критичность и актуальность материалов.

Одним из наиболее привлекательных объединений в КГТУ им. А.Н. Туполева является студенческий клуб, в который входит в настоящее время более 700 участников, представляющих разные направления. Студенческий клуб был создан в далекие 50-е гг. XX в. как организация, объединяющая творческие силы студенчества КАИ. Цели и задачи клуба неизменны: активный досуг, развитие личности и творческого потенциала вуза, эстетическое и нравственное воспитание будущих специалистов. В 60-х гг. теперь уже прошлого столетия именно в Казани, в КАИ зародились первые ростки творческих объединений, фестивалей, конкурсов студентов. Достаточно вспомнить рождение хорошо известного многим СТЭМа (рук. С.М. Каминский), который поднял студенческую самодеятельность на уровень профессионального искусства, сделал КАИ более привлекательным. Сегодня творческое братство КАИ многочисленно и многогранно. Жанровая палитра охватывает все, что присутствует в мире искусства.

Гармоническое развитие личности будущего инженера, ученого невозможно без предоставления ему условий для самореализации в области культуры, искусства, спорта. Поэтому в КАИ представлено все или почти все, что гипотетически может интересовать человека от серьезных научных работ до брейк-данса, от политики до пантомимы. Наряду со знаковыми для каждого студента мероприятиями (Студенческая Весна, День Первокурсника) проводится очень много уникальных мероприятий, например, «День Отличника». Отмечена особым ритуалом церемония награждения лауреатов «Смотра-конкурса КАИ», на котором отличившиеся в том или ином направлении студенты получают памятные нагрудные знаки и признание администрации. Конкурсы на «Лучшую группу», «Лучшего куратора», конкурсы фото, видео, поэзии и прикладного творчества, Мистер и Мисс КАИ и т. д. А самый яркий и значимый праздник - это «С Днем рождения, КАИ!». Традиционно местом празднования является лыжная база КАИ. На это время она превращается в уютную спортивно-развлекательную площадку, на которой каждый гость может найти себе занятие по душе. Публику развлекают коллективы студенческой самодеятельности, морозная обстановка, вкуснейшие блины с чаем, сжигание чучела Сессии, запуск ракет и авиамоделей, хороводы студентов и преподавателей, компания лучших друзей - все это создает семейный дух.

Вот так незаметно, в жарких дебатах на репетиции перед студенческой весной или в раздевалке спортивного клуба студентам прививаются каевские ценности, формируется корпоративная культура.

Каждое мероприятие - будь то фестиваль, праздничный концерт, торжественная линейка, открытие научных конференций, спортивных турниров, - начинается с торжественного гимна университета. Это захватывающий миг, который объединяет, наполняет сердца студентов и сотрудников гордостью за свой вуз, причастностью к его свершениям.

Большую роль в воспитательной работе играет корпоративная печать - общеуниверситетская газета «Крылья» и студенческие газеты, издающиеся в головном вузе и в его филиалах. Материалы университетской

прессы всегда интересны, свежи, актуальны, информируют о мероприятиях вуза, они

формируют патриотизм, социальную активность студентов, духовность. Наши газеты сплачивают, объединяют коллектив университета.

Неотъемлемой частью корпоративной культуры университета является стимулирование студенческой активности. В порядке поощрения за активную общественную работу студентам выплачиваются премии, а особо отличившимся устанавливаются специальные надбавки к стипендиям. Однако не менее важна и психологическая составляющая вне-учебной деятельности студента, которая проявляется в развитии его межличностной компетентности и влияет на формирование устремлений к достижениям в учебе.

Опыт показывает, что участие студента во внеучебной работе повышает уровень социальной адаптации, готовности к позитивному взаимодействию, снижает уровень социального отчуждении, препятствует распространению антиобщественных моделей поведения и элементов социальной энтропии. Студентов-активистов и энтузиастов внеучебной работы отличает высокая социальная идентичность. С другой стороны, они менее подвержены депрессивным состояниям. Кроме того, организационно-общественные формы работы студентов - хорошая практика для будущего специалиста в плане самоорганизации и умения вовлечь других в различные формы общественной работы.

Корпоративной культуре можно обучать. Этот процесс в вузе начинается со вступительных экзаменов и заканчивается вручением диплома об окончании учебного заведения. Корпоративная культура в КГТУ им. А.Н. Туполева проявляется в аббревиатуре «КАИ», общепринятых знаках отличия, значках, эмблеме, гимне. «Каисты» и выпускники КАИ, где бы они не работали, навсегда остаются членами одной большой семьи. Ни в одном вузе Казани студенты и сотрудники не называют учебные здания домами. В понятие «дом» вкладывается дружелюбие, родство душ, взаимопонимание, общие цели.

В университете создан и поддерживается яркий и узнаваемый фирменный корпоративный стиль, который проявляется в

оформлении зданий, стендов, вывесок, печатной продукции вуза. Большой популярностью у студентов пользуются имиджевая продукция вуза: кепки, футболки, ручки, блокноты, плакаты, календари с яркой синебелой атрибутикой университета. Каждый студент стремится быть обладателем этой атрибутики, которая подчеркивает их причастность к родному вузу. И не случайно в КАИ родилась песня, которая стала гимном, и «каисты» поют ее с гордостью: «Знай, что встретился ты с другом, с братом со своим, лишь увидишь человека со значком КАИ».

В основе корпоративной культуры КАИ лежит воспитание чувства дисциплины в повседневной деятельности студентов, на дверях аудиторий - правила поведения в вузе, воспитывающие у них уважение к окружающим.

Успешное развитие такого корпоративного культурного пространства возможно только при условии осознания каждым студентом своей принадлежности к вузу как его важной частицы и чувства ответственности сопричастности к результатам его деятельности. Таким образом, соучастие каждого студента во всех студенческих начинаниях способствует формированию корпоративной культуры будущего специалиста, выпускники вуза не только успешно трудоустраиваются, но и становятся руководителями разного уровня, создавая или поддерживая в своих организациях корпоративный «дух» КАИ.

Поступила в редакцию 12.11.2007 г.

Khalitova I.S. Students’ self-government as a forming factor of corporate culture. According to the author, corporate culture of the university is associated with the purpose-oriented efforts aimed at the arrangement of the productive group activities, implementation of its mission through the acquisition of professional values and norms, interioriza-tion of its aims, development strategy and means of its achievement. The corporate is characterized by a special “corporate spirit” - social and psychological atmosphere (or corporate mentality) which is the centre of consolidation and professional self-organization of the team which causes the feeling of being proud of the educational institution.

Key words: students’ self-government, corporate culture at the university, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.