Научная статья на тему 'Социальное партнёрство как средство формирования корпоративной культуры будущих инженеров'

Социальное партнёрство как средство формирования корпоративной культуры будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗНАНИЯ / ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА / SOCIAL PARTNERSHIP / CORPORATE CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE / ENGINEERING KNOWLEDGES / LABOR DISCIPLINE / INDUSTRIAL PRACTICE / SELF-REALIZATION / SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION / EDUCATION OF THE FUTURE ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маршалова И. Н.

Представлен конкретный опыт формирования корпоративной культуры в условиях социального партнерства Зеленодольского филиала КГТУ имени А.Н.Туполева (КАИ) с градообразующими предприятиями города.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is represented a concret experience of forming of the corporative culture in the conditions of social parthership of the branch of the Tupolev Kazan State Technical University(KAI) in Zelenodolsk with the town-for-ming interprises of the town.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство как средство формирования корпоративной культуры будущих инженеров»

И. Н. Маршалова

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Ключевые слова: социальное партнерство, корпоративная культура, профессиональная компетентность, инженерные знания, трудовая дисциплина, производственная практика, самореализация, социальная и профессиональная адаптация, воспитание будущего инженера. social partnership, corporate culture, professional competence, engineering knowledges, labor discipline, industrial practice, self-realization, social and professional adaptation, education of the future engineer.

Представлен конкретный опыт формирования корпоративной культуры в условиях социального партнерства Зеленодольского филиала КГТУ имени А.Н. Туполева (КАИ) с градообразующими предприятиями города.

It is represented a concret experience of forming of the corporative culture in the conditions of social parthership of the branch of the Tupolev Kazan State Technical University(KAI) in Zelenodolsk with the town-for-ming interprises of the town.

Для обеспечения высокого качества выпускаемой продукции российским предприятиям нужны квалифицированные специалисты, которых, к сожалению, сегодня не хватает. Причинами этого стала нестабильность экономической системы 90-ых ХХ в., вызвавшая банкротство многих промышленных предприятий, потеря инженерной элиты. Это определило и отношение молодёжи к инженерным специальностям. Проводя социологическое исследование среди студентов Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева, обучающихся по специальности «Технология машиностроения», мы выявили, что причинами слабого интереса к своей профессии стали: «низкая заработанная плата» - 33%, «напряженный и тяжёлый труд» - 31,5%, «слабая перспектива карьерного роста» (37, 5%), «неперспективная работа» - 35%. Тем не менее, анализ ответов показал, что почти 58 % выпускников предполагают трудоустроиться по специальности. Впрочем, немало и тех, кто не хочет связывать свое будущее с полученной в вузе специальностью. Так, 21,3% студентов намереваются трудоустроиться не по специальности. Немало и тех, кто затруднился с ответом относительно будущих планов (28,7%).

Анализ ответов свидетельствует, что меньшей популярностью среди будущих выпускников пользуются специальности в сферах связи, транспорта и строительства. Меньше 10% ответов набрали машиностроение, металлообработка, легкая и пищевая промышленность. Мало кто из студентов V курса желает пойти работать в такие отрасли промышленности, как топливная, металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство (3%).

Анализ причин слабого интереса к профессии подтверждает факт неуверенности будущих выпускников вузов в удачном трудоустройстве. Анкетирование также показало, что независимо от возраста, пола большинство студентов отмечают недостаточную подготовку по специальности и нехватку знаний по новым информационным технологиям, иностранному языку, а для приобретения производственных навыков - малый объем практических знаний.

Сегодня вуз призван не только вооружить будущего специалиста современными знаниями, но и обеспечить становление его профессиональной и личностной культуры.

Важное значение в этом принадлежит формированию у будущих специалистов корпоративной культуры, под которой понимается совокупность ценностных ориентиров и традиций, норм, которые находят свое логическое воплощение в развитии инженерной культуры и в становлении конкурентоспособного специалиста. Инженерная культура включает в себя: инженерные знания, мышление, технологию, трудовую дисциплину, меры безопасности, «инженерный дух», «технический язык». Данная культура формируется в ходе

производственной практики.

Под конкурентоспособным специалистом мы подразумеваем "гибкого специалиста», который не только хорошо владеет своей специальностью, но и обладает рядом важных качеств: быстро осваивает новые знания и навыки; обладает аналитическим мышлением; критически мыслит; умеет работать в стрессовой ситуации; управляет своим рабочим временем; профессионально и этически ответственен; способен к саморазвитию и самовыражению.

Необходимость подготовки таких специалистов обусловлена подъемом производства, происходящим на фоне переоснащения предприятий техническими устройствами и технологиями нового поколения. Эта задача может быть решена с помощью успешного создания и развития нового социально-культурного корпоративного пространства, основными субъектами которого будут являться социальные партнёры: высшее учебное заведение и предприятия города.

В научной литературе имеется достаточно много определений понятия «социальное партнерство». Анализируя разнообразные точки зрения, мы пришли к выводу, что социальное партнёрство как педагогическое понятие характеризуется следующими признаками: конструктивное взаимодействие учебного заведения с субъектами рынка труда, рынка образовательных услуг и ориентация на удовлетворения интересов всех сторон [1, с.52].

Социальное партнерство способствует формированию деловых качеств специалиста, устойчивого мотивированного интереса к профессии, профессионального мышления; стремления к достижению успеха на профессиональном поприще, адекватной самооценки, инженерной культуры (инженерные знания, мышление, технологии, трудовая дисциплина, стиль, «технический язык»).

В условиях социального партнёрства культура по отношению к вузу выполняет ряд важных функций:

- интегрирующую - объединяет студентов, сотрудников, преподавателей и работа-дателей, формирует чувство гордости за принадлежность к вузу-предприятию-отрасли;

- регулирующую - создает необходимый социально-психологический климат, правила и нормы поведения, которые облегчают сложные конфликтные ситуации, снижают возможность нерешенных конфликтов в период прохождение практики и адаптации к производству;

- коммуникативную - создает стиль и формы организации основных каналов общения и взаимодействия студентов с производством;

- организационную - усвоение функций, прав, обязанностей, критериев ценности, понимание ролей других членов корпорации;

- адаптивную - облегчает временное приспособление людей к среде не только вуза, но и предприятия, к друг другу, она реализуется через ритуалы, традиционные праздники, нормы поведения;

- воспитательную - способствует подготовке высокопрофессиональных специалистов, нравственно и духовно состоятельных инженеров, ориентированных в своей профессиональной деятельности на общечеловеческие, гуманистические ценности.

Социальное партнёрство способствует формированию нового корпоративного культурного пространства, основанного на общих значимых ценностях, характерных для большинства членов производственного и университетского коллектива:

- толерантность - способность к оптимальному взаимодействию с окружающими (умение общаться, понимать людей, создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества), профилактика и разрешения внутригрупповых конфликтов, умения и навыки рефлексии (самоконтроль, самооценка, самоанализ);

- патриотизм - осознание индивидами своей принадлежности к корпорации (быть студентом филиала вуза - производственником отрасли - гражданином страны), формирование чувства ответственной сопричастности к деятельности корпорации;

- профессионализм - осознанный интерес к профессиональной деятельности, владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания; развитие научнотехнического творчества, умение использовать знания на практике, решать практические задачи по специальности (профилю подготовки);

- ответственность - соблюдение общественных правил и нравственных норм, единство слова и дела, изучение Устава, правила внутреннего распорядка, внешней атрибутики, как предприятия, так и вуза;

- здоровье - пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, развитие массового спорта, оказание социальной поддержки студентам с ослабленным здоровьем и студенческим семьям, работа лаборатории физического воспитания и спорта, спортивных секций;

- творчество - развитие творческих способностей и умение увлекать своим творчеством.

Примером создания такого корпоративного культурного пространства, основанного на общих значимых ценностях, является сотрудничество Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева с предприятиями города и района. Данное сотрудничество позволяет социальным партнёрам решать следующие задачи:

- адаптация учебного плана и программ к особенностям производства;

- организация всех видов практик на предприятиях по значимым для него специальностям;

- поэтапное освоение производства и будущей профессии;

- освоение рабочей специальности;

- участие ведущих специалистов и руководителей предприятий в научнопедагогической деятельности;

- открытие кафедр на предприятиях;

- проведение на базе предприятий мастер-классов, рабочих семинаров, способствующих передаче опыта будущим специалистам;

- предоставление отзывов по практике с предприятий города ;

- формирование предложений по темам курсовых и дипломных проектов для студентов, ориентированных на дальнейшую работу на предприятии;

- продолжение работы по внедрению дипломных проектов в производство;

- повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятий;

- оказание предприятиями спонсорской помощи для укрепления материальнотехнической базы и поддержки кадрового потенциала вуза;

- создание качественного информационного продукта для обеспечения образовательно-научного и производственного процессов, предоставление доступных информаци-

онных источников для преподавателей, ученых, аспирантов, студентов и инженернотехнических работников отрасли;

- совместная профориентационная работа среди школьников города и района;

- проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий для выявления одаренных студентов и развития их творческих способностей.

Анализ практики свидетельствует, что в условиях развития социального партнёрства корпоративная культура вуза оказывает влияние на качество обучения, рост уровня воспитанности студентов и на формирование профессиональных качеств специалиста.

Условно мы выделили четыре уровня показателей развития корпоративной культуры технического вуза в условиях социального партнёрства.

Первый уровень - психолого-технологический, он связан с созданием комфортного социально-психологического климата, основанного на взаимном уважении, партнерских отношениях, постоянном учете интересов и потребностей всех участников социального партнёрства. Существенное влияние на климат оказывают две основные группы факторов -внешние, характеризующие организационно-бытовые условия обучения и труда, и внутренние, характеризующие непосредственно участников социального партнёрства. К внешним факторам относятся: состояние помещений, рабочего места и оборудования; окружающая обстановка (освещение, температура, тишина), которая отвечает эстетическим вкусам и общему уровню культуры вуза и предприятия. Очевидно, что чем лучше условия для профессиональной деятельности студентов, тем больше возможностей для активизации человеческого фактора и, наоборот, неблагоприятные условия отрицательно влияют на процесс формирования всесторонне развитого, здорового человека, психологический климат коллектива, а, следовательно, на эффективность социального партнёрства. Действительно, в неблагоприятных условиях труда, студенты не только преждевременно «изнашиваются», но и значительную часть своей физической и нервной энергии «теряют», так как используют ее не по назначению, а на преодоление отрицательных воздействий на них факторов окружающей среды.

К внутренним факторам относятся индивидуальные эстетические компоненты, ха-растеризующие как студентов, преподавателей, так и производственников (внешний вид человека, его физические данные, манеры и привычки).

Определенное влияние на климат в коллективе оказывают непосредственно руководители и неформальные лидеры. Являясь ключевой фигурой нового социальнокультурного корпоративного пространства, они совместно с лидерами студенческих коллективов способны либо консолидировать, либо дезорганизовывать социальные силы, интеллект, способности, энергию и энтузиазм работников. Поэтому как организатор коллектива, руководитель должен уметь наладить слаженную деятельность сотрудников; осуществить подбор и расстановку таким образом, чтобы слабости одних компенсировать достоинствами других и наоборот; формировать сплоченные, работоспособные, с высокой отдачей коллективы; контактировать и срабатываться с подчиненными и вышестоящими руководителями независимо от их индивидуальных качеств. Руководитель должен быть образцом для подражания, знатоком культуры, человеком с честными помыслами, обладающий следующими качествами: профессионализмом, преданностью своему делу, гибким подходом, принципиальностью и ответственностью.

Второй уровень - информационно-когнитивный, направленный на формирование кредо вуза. Кредо провозглашает основные ценности и отражает интересы всех сторон, задействованных в организации. Ценности корпоративной культуры выражаются через различные видимые образы:

1) символы - это объект, действие или событие, имеющий смысл для окружающих. К примеру, символом КАИ является самолет, символичным событием - ежегодная международная конференция в КГТУ им. А.Н. Туполева «Туполевские чтения», заводские молодёжные конференции;

2) герой - человек, олицетворяющий собой дела, образец личности;

3) девиз - это предложение, в котором кратко формируется основная ценность корпоративной культуры («Мы - каисты», «Мы одна семья - КАИ», «КАИ - пуп земли»);

4) ритуалы - средство для наглядной демонстрации ценностных ориентаций вуза. Например, ритуалом продвижения является торжественное вручение руководителями предприятий диплома при завершении обучения; ритуал посвящения - клятва будущих инженеров, угощение «студенческой кашей» и т.д.;

5) корпоративные церемонии - это особые плановые мероприятия, призванные объединить участников социального партнёрства. Церемония может представлять собой вручение премии или награды. («День отличника» - вручение грамот и подарков лучшим студентам КАИ, Стипендиат Р021БЛ);

6) корпоративные мероприятия - это яркие примеры выражения корпоративных ценностей («День КАИ», «Праздник завода», «День науки и техники», «Посвящение в студенты»).

Третий уровень - социорегулирующий, основой которого являются ценности, выступающие связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между корпоративным и индивидуальным бытием.

Ценности корпоративной культуры можно подразделить на:

- основополагающие - получение новых знаний, совершенство и самореализация, взаимопомощь;

- ценности в отношениях между студентами и преподавателями - доверие, соблюдение обязанностей с обеих сторон, активная работа в группе, поощрение инициативы и творческого поиска, возможности делегирования полномочий;

- ценности в отношениях между студентами - открытость и честность, уважительное отношение к каждому, стремление к доверию и конструктивному решению конфликтных ситуаций.

- ценности в отношениях между вузом и предприятием- постоянный учёт интересов и потребностей сторон, конструктивное решение проблем, взаимное уважение, равноправие, сотрудничество и ответственность.

Четвёртый уровень - профессионально-трудовой, направлен на развитие личностных качеств будущего инженера в условиях производственной практики и развития социального партнерства. Назначение производственной практики - подготовка студента к предстоящей трудовой деятельности. Она связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве, вооружает студента первоначальным опытом профессиональной деятельности, а самое главное - получают корпоративное воспитание, учатся работать в команде, совместно решать производственные проблемы, налаживать отношения в коллективе. Вовлечение студентов технического вуза в новое корпоративное пространство позволяет решить проблему адаптации студента к производству, формирования профессиональной культуры и этики.

Условием успешного проведения производственной практики является усвоение студентами достаточного объема знаний, определенного программами учебных предметов. Именно это положение помогает определить рациональное место практики в учебном процессе. Не менее важным условием является сформированность у студентов к моменту на-

чала практики первоначальных умений по специальности, полученных на лабораторных и практических занятиях. Наличие этих первоначальных умений помогает студентам включаться в трудовую деятельность. Целостное ознакомление с производством в период практики способствует более осознанному и углубленному изучению учебных предметов после ее окончания.

Формирующееся в ходе практики чувство сопричастности студента вуза к предприятию означает, что он не только осознаёт идеалы своего учебного заведения, четко соблюдает правила и нормы поведения, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности трудового коллектива. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями студента, выпускника, будущего специалиста, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения.

Таким образом, роль социального партнерства в развитии корпоративной культуры заключается в следующем:

1) сплочение и развитие чувства общности (солидарности) всех уровней коллектива (студенчество - профессорско-преподавательский состав - производственный коллектив- администрация) вокруг традиций и норм поведения, создание благоприятной атмосферы в коллективе;

2) формирование морально-этических ценностей и установок, признание ценности студента как личности, его самореализация, ценности хорошего коллектива, деятельность которого направлена на пользу общества;

3) создание «гибкого специалиста», который не только хорошо владеет своей специальностью, но и обладает рядом важных качеств: быстро осваивает новые знания и навыки; обладает аналитическим мышлением; критически мыслит; умеет работать в стрессовой ситуации; управляет своим рабочим временем; профессионально и этически ответственен; способен к саморазвитию и самовыражению;

4) воспитание у студентов чувства "сопричастности" к студенческой группе, коллективу, вузу, отрасли и стране;

5) повышение мотивации к учению, освоению профессии;

6) усиление связи с работодателями, создание стиля и формы организации основных каналов общения и взаимодействия вуза и предприятия;

7) сокращение периода социальной и профессиональной адаптации выпускников

вуза;

8) сближение единомышленников и выявление одаренных студентов;

9) повышение производственной культуры и этики общения;

10) воспитание будущего инженера на примере положительных образов заслуженных людей производства.

Литература

1. Аналитические материалы об отечественном и международном опыте развития социального партнёрства в области профессионального образования. - Казань, 2006. - 98 с.

© И. Н. Маршалова - зам. дир. по воспитательной работе Зеленодольского филиала КГТУ им. А. Н. Туполева, Е-шай:2£к81;и@уаМех.т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.