Х. Р. Кадырова
ИДЕЯ КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРАКТИКЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Ключевые слова: корпоративный университет, модель высшей школы, corporate university,
the model of higher school.
Представлен опыт инновационного поиска современной модели высшей школы на примере Зеленодольского филиала КГТУ имени А.Н. Туполева (КАИ), который открыт при непосредственном участии руководства ФГУП ПО «Завод им. Серго» и других предприятий города. The becoming and development of branches of higher technical educational establishments located, as a rule, in towns, closely is connected to needs of regions. Therefore leadership of the industrial enterprises takes active part in discovery them on territory of the towns. In the offered article the experience of innovatived search of modern model of a higher educational establishment on an example of branch of Tupolev Kazan State Techical University in Zelenodolsk KAI, which is opened at direct participation of a leadership ofFSE MU «Sergo plant» and other enterprises of town.
Среди терминов, отражающих современные подходы к организации подготовки кадров для отечественной экономики, все чаще встречается термин «корпоративный университет». Корпоративный университет - это продуманная система обучения персонала компании, в рамках которой используются все традиционные формы бизнес-образования. Рождение идеи корпоративного университета связано с ускорением темпов жизни, необходимостью постоянного соответствия требованиям научно-технического прогресса. Одним из перспективных путей приближения к научно-техническому прогрессу становится интеграция профессионального образования и профессиональной деятельности.
Система обучения, тесно связанного с практикой, начала разрабатываться еще в 20ые — 30-ые годы ХХ века, когда индустриализация экономики стала принимать особый размах и масштабность. При этом процесс приближения обучения к практике производства имел свои особенности в нашей стране и за рубежом. В СССР своеобразной формой кооперации деятельности промышленных предприятий и системы образования стал завод-втуз. История первого в стране высшего технического учебного заведения нового типа - Ленинградского завода-втуза - началась в 1929 году, когда было принято решение об организации новой формы подготовки специалистов высшей квалификации. Первый в стране втуз, организованный на базе металлургического завода, предполагал три ступени обучения: первая - низшая - давала выпускникам семилетнее образование и квалификацию слесаря или станочника 4-5 разрядов; вторая ступень - средняя - выпускала техников и мастеров; третья - втуз - готовила инженеров.
Обозначившийся в 60-ые годы ХХ в. научно-технический прогресс вновь обусловил необходимость объединения усилий образовательных учреждений и промышленных предприятий. 30 декабря 1959 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об организации заводов-втузов», что стало причиной появления новых заводов-втузов. Например, при заводе счетно-аналитических машин (САМ) был открыт Пензенский завод-втуз. В начале 70-х годов втузовская система образования достигает наибольшей популярности среди руководителей предприятий. Она предоставляла возможность освоения рабочих
профессий студентами младших курсов в соответствии с избранным профилем обучения. Движение по рабочим должностям завершалось сдачей экзамена на соответствующий рабочий разряд. На старших курсах осваивались должности техника и инженера с обязательной аттестацией.
Несколько иной путь интеграции образовательного и производственного процессов имел место в Европе и США. В 20-ые-30-ые годы ХХ в. в Англии появилась система кооперации усилий производства и образования, названная «Сэндвич», в США она получила название кооперированной, ее появление было направлено на придание обучению большей практической направленности.
Технический прогресс 60-ых годов, отраженный в переменах, произошедших в экономической организации западного общества, привел к появлению такой формы обучения, как корпоративный университет. Первый корпоративный университет - Hamburger University - появился в 1961 году в компании McDonald's. Его основное предназначение заключалось не просто в приближении обучения к практике деятельности, но и в обеспечении возможностей для удовлетворения потребностей перспективной практики. К концу ХХ века корпоративный университет как системная форма профессиональной подготовки специалистов получил широкое распространение, а количество корпоративных университетов увеличилось до 1600. Многие крупнейшие западные корпорации тратят миллионы на создание корпоративного университета, внедряя в компании механизмы непрерывного совершенствования уровня профессионализма своих работников. По свидетельству национального центра качества образования персонала (США), 10-процентное увеличение затрат на повышение образовательного уровня сотрудников увеличивает их производительность на 8,6%.
С 1999 года корпоративные университеты стали появляться и в нашей стране. Их появление отражает интересы крупных российских компаний, стремящихся значительно повысить эффективность функционирования своих подразделений за счет повышения квалификации работников, успешно осваивающих новые технологи, перемены в законодательстве, «революции» в программном обеспечении. Сейчас собственные корпоративные университеты есть у «Ингосстрах», ОКБ Сухого, «Ростелеком», «Росинтер», «ВымпелКом», «Северсталь», «ПО Уралвагонзавод» и др.
Опыт отечественных заводов-втузов, развитие корпоративных университетов в системе российского образования с их преимущественными возможностями в профессиональной подготовке специалистов для экономики страны определили необходимость осмысления потенциала данных форм организации обучения в подготовке инженернотехнических кадров. Аналитическое осмысление вариативных моделей подготовки квалифицированных кадров обозначило направление инновационного поиска современной высшей школы.
Методологической основой инновационной деятельности современного технического вуза являются принципы исторического детерминизма, преемственности, развития, единства (единство социального пространства, предполагающего взаимосвязь и взаимозависимость деятельности социальных институтов, единство проявления законов социального развития и т.д.). Актуальным направлением преобразований становится поиск форм кооперации образовательных учреждений с будущими работодателями в создании единого образовательного пространства непрерывного профессионального развития личности. Построение единого пространства непрерывного профессионального развития выступает важнейшим условием роста профессионализма специалистов всех уровней и профилей образования. Корпоративный университет может стать своеобразной формой организации такого пространства, способствующего созданию единой системы допрофессионального,
профессионального и после профессионального образования.
Поиск вариативной модели корпоративного образования актуализируется с появлением филиалов вузов как особой организации обучения. Процесс становления и развития многих филиалов технических вузов тесно связан с потребностями регионов. Поэтому руководство промышленных предприятий принимало активное участие в открытии их на территории своих городов. В частности, Зеленодольский филиал КГТУ имени А.Н. Туполева (КАИ) был открыт при непосредственном участии руководства ФГУП ПО «Завод им. Серго». Активное содействие в становлении филиала оказали и руководители других промышленных предприятий города. В первые годы существования филиала 40% бюджета учебного заведение составили финансовые вложения промышленных предприятий, по заказу которых была организована подготовка специалистов определенных специальностей.
Зеленодольским филиалом КГТУ имени А.Н.Туполева отрабатывались разнообразные формы сотрудничества с промышленными предприятиями города:
- предприятия как непосредственные заказчики, предъявляющие определенные требования к профессиональным знаниям и умениям, финансируя учебу студентов, осуществляют контроль за учебной деятельностью;
- руководители промышленных предприятий присутствуют на защите выпускных квалификационных работ, написание которых проходит непосредственно на базе самих предприятий;
- промышленные объекты города предоставляют базу практики студентов филиала, базой написание ими курсовых и дипломных исследований;
- руководители промышленных предприятий входят в Совет филиала, участвуя в принятии наиболее актуальных вопросов, связанных с его функционированием и развитием;
- предприятие-заказчик организует индивидуальное шефство над будущим специалистом из числа успешно обучающихся студентов для целеориентированной подготовки к работе в конкретной сфере производства.
В практике сотрудничества Зеленодольского филиала КГТУ имени А.Н.Туполева и ФГУП ПО «Завод им. Серго» четко осуществляется присущая корпоративным университетам идея приобщения обучающихся к ценностям и традициям предприятия. Студенты филиала участвуют в традиционных праздниках производственного объединения завода им. Серго («День завода», «Праздник семьи и семейных династий»), спортивных и культурномассовых мероприятиях. Члены студенческого совета филиала и члены Совета молодых специалистов ФГУП «ПО «Завод им. Серго» организуют совместные мероприятия, направленные на повышение уровня теоретических знаний и практических умений студенческой и работающей молодежи. На предприятии действует система поощрения успешно обучающихся и социально активных студентов.
Другим направлением взаимодействия филиала как образовательного учебного заведения и промышленных предприятий стало проведение семинаров повышения квалификации работников предприятий, организация курсов переподготовки. Важной осоюен-ностью сотрудничества становится распространение на предприятиях города существующих инновационных практик и продвижение новых технических и информационных разработок. Это форма сотрудничества профессионального образовательного учреждения и профессиональной практики строится на использовании научно-технического потенциала головного вуза, способствуя становлению новой структурной единицы в системе взаимодействия - исследовательского, информационного, и консультационного центра.
Представленная организация системы профессионального и пост-
профессионального образования в структуре социального взаимодействия высшего про-
фессионального учебного заведения и промышленных предприятий позволяет говорить о возможности построения корпоративной модели профессиональной подготовки и переподготовки кадров, построение которой реально в пространстве небольшого города, имеющего на своей территории крупные промышленные объекты и образовательные учреждения. Этой модели корпоративного взаимодействия при сохранении общих идей философии корпоративных университетов присущи некоторые отличительные особенности:
- Центром консолидации обучения и практики становится образовательное учреждение;
- формирование понимания цели, миссии, ценностей и стратегии промышленных компаний начинается у студентов на этапе профессионального обучения;
- в роли организатора и сторонника корпорации выступают руководители всех градообразующих предприятий города;
- управление, касающееся разных уровней взаимодействия, осуществляется коллегиальным органом, членами которого являются представители руководства предприятий, представитель ректората головного вуза, директор филиала;
- ориентированные на интересы предприятий учебные программы соблюдают требования государственных стандартов соответствующей специализации, равновесие кото -рых, достигается рациональным преломлением востребованного предприятиями через содержание, формы, методы обучения.
Одним из принципов построения образования в корпоративном университете выступает модульный принцип. Образовательная программа, разбитая на модули, предполагает включение в каждый модуль активных форм обучения (семинаров-тренингов, ролевых игр с разбором поведения, анализ бизнес-кейсов). Данные формы активно используются в послепрофессиональной подготовке специалистов современных компаний. Однако перспективным и реальным является использование данных форм в обучении студентов. Измерением эффективности обучения в этом случае будет выступать компетентностном развитие будущего специалиста. При этом для измерения уровня компетентности будущего инженера могут привлекаться представители производства. Таким образом, своеобразная форма аттестации, используемая в системе втуза, становится вновь актуальной формой оценки будущего специалиста.
Представленная линия двух уровней взаимодействия в корпоративной модели, разрабатываемой в образовательном пространстве города Зеленодольска Республики Татарстан, выступает самостоятельным модулем единой модели, отражающим линию профессиональное - пост-профессиональное образование, обучение - практика. Другой модуль в структуре корпоративной модели отражает линию взаимодействия филиала высшей школы с общеобразовательными учебными заведениями. Цель данного взаимодействия - построение системы допрофессионального образования старшеклассников. Реализация данной цели обеспечивается созданием Малого технического университета, на факультетах которого возможно приобретение начальных знаний, позволяющих проверить свои способности и желания, определиться с профессиональным выбором, подготовиться к обучению в высшей школе. Введение модуля допрофессиональной подготовки в корпоративную модель обучения способствует реализации идеи непрерывного профессионального образования, предполагающего поэтапность подготовки высококвалифицированных специалистов, приобщение молодежи к корпоративным ценностям, начиная с этапа общего среднего образования.
Идея комплексного подхода в организации образования, предполагающая использование многообразных форм обучения, в том числе особо популярных в бизнес-компаниях
семинаров-тренингов, предусматривает интеграцию и ресурсов учреждений высшего образования. Опыт такой интеграции внедряется в практику Зеленодольского филиала КГТУ имени А.Н. Туполева, на базе которого проходят семинары Федерального центра повышения квалификации для преподавателей высшей школы, практикуется привлечение специалистов филиалов гуманитарных вузов, находящихся на территории города, для организации системы тренинговых форм работы с учащимися, студентами, специалистами.
Интеграция образовательных ресурсов высшей школы для развития кадрового потенциала небольшого промышленного города является актуальной задачей, разрабатываемой и апробируемой на практике корпоративной модели обучения. Ее решение предусматривает повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, обязательным показателем данной квалификации является сегодня уровень владения современным инструментарием обучения. Педагогическая технологичность наряду с высоким уровнем теоретичности мышления и компетентностью относительно производственной практики способны обеспечить идею построения модели корпоративного обучения в пространстве небольшого промышленного города.
Осуществляя поиск организационных форм роста качества образования, доказывая свою значимость в повышении уровня квалификации инженерно-технических кадров филиалов технического вуза актуализировал на практике идею трехступенчатой модели профессионального обучения, реализуемой в рамках заводов втузов. В настоящий момент происходит интеграция учреждения начального профессионального образования и филиала университета. Решение о присоединении учебного заведения НПО №25 к ЗФ КГТУ им.А.Н.Туполева, утвержденное Министерством образования и науки РТ, открывает возможность не только повышения качества подготовки рабочих кадров, но и получения рабочей профессии студентами младших курсов. Для придания эффективности ступени начального профессионального образования в структуре высшей школы осуществляется коррекция учебных программ, происходит пересмотр отдельных компонентов их. В соответствии с идеей корпоративного обучения разрабатываются механизмы аттестации обучающихся, нормативно-правовая основа, регламентирующая возможности построения многоуровневой модели профессионального обучения. Одним из показателей достижений филиала на пути построения многоуровневой модели профессионального развития стало получение им статуса института. При этом, сохраняя принадлежность к одному из известнейших вузов страны, филиал защищает возможность получения студентами образования на уровне бакалавриата, специалиста, магистра. Таким образом, и предприятия города получают возможность получения специалистов всех уровней профессиональной подготовки. Научный, материально-технический, методологический ресурс головного вуза, включенный в корпоративную модель обучения, обеспечит возможность подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий города.
Анализ опыта сотрудничества с промышленными предприятиями, приближающего обучение к практике, с общеобразовательными учебными заведениями, построение многоступенчатой модели обучения в филиале, а также изучение опыта корпоративных университетов и заводов-втузов, позволили создать собственную концепцию корпоративной модели профессионального обучения в техническом вузе. В ней, в частности, предусмотрено, что Зеленодольский корпоративный институт (ЗКИ) «Машиностроение» создается как организованная форма допрофессионального, профессионального, после профессионального образования по подготовке и переподготовке специалистов для машиностроительного комплекса на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей.
Целью ЗКИ «Машиностроение» является построение целостной многоуровневой системы подготовки специалистов для предприятий машиностроения региона на основе интеграции усилий образовательных учреждений и промышленных предприятий, направленных на приближение профессионального обучения к современной практике и повышение качества подготовки специалистов всех уровней профессионального образования.
Задачами ЗКИ «Машиностроение» являются:
- оптимизация использования ресурсов образовательных учреждений и промышленных предприятий в подготовке квалифицированных кадров для промышленных предприятий региона;
- построение гибкой системы подготовки и переподготовки специалистов, способной обеспечить актуальные потребности производства, прогнозируя будущий заказ образованию;
- обеспечение педагогических условий непрерывной профессиональной подготовки специалистов на основе принципов преемственности обучения идеи индивидуализации траектории продвижения к уровню профессионализма;
- приближение современных достижений науки и техники производственному процессу, организация системы научных исследований по заказу предприятий;
- использование кадрового потенциала учебных заведений промышленных предприятий в эффективном решении образовательных и производственных задач на основе взаимосотрудничества и взаимопомощи.
В структуру ЗКИ «Машиностроение» входят: Зеленодольский филиал ГОУ ВПО КГТУ им. А.Н. Туполева, являющийся структурным подразделением Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, профессиональный лицей №25, градообразующие предприятия, общеобразовательные учреждения. В деятельности ЗКИ «Машиностроение» участвует администрация муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район».
Разрабатываемая модель корпоративного университета на базе филиала технического вуза в ограниченном пространстве небольшого промышленного города, ориентирована на создание непрерывной системы профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий города.
© Х. Р. Кадырова - канд. пед. наук, доцент, д-р Зеленодольского филиала КГТУ (КАИ).