РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
П.Н. ОСИПОВ, профессор Казанский государственный технологический университет Х.Р. КАДЫРОВА, доцент Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
В настоящее время образование становится решающим фактором социально-экономического развития как страны в целом, так и составляющих ее регионов. Вместе с тем анализ литературы и практики показывает, что в развитии регионального рынка образовательных услуг имеются определенные противоречия:
• между ростом числа выпускников с высшим образованием и их невостребован-ностью на рынке труда. У большинства учебных заведений отсутствует адекватное современным рыночным отношениям планирование объемов, профилей и уровня квалификации в подготовке специалистов. Профессиональные учебные заведения действуют по принципу выживания, в то время как более продуктивной является стратегия адаптации к социально-экономическим инновациям;
• между социальными и профессиональными ориентациями выпускников учебных заведений профессионального образования и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе;
• между требованиями отдельных предпринимателей к компетенциям выпускников и потребностями общества. На региональном рынке отсутствует необходимое взаимодействие между системой профессионального образования и рынком труда, в частности, не обеспечено адекватное участие работодателей в развитии системы профессионального образования.
Разрешение данных противоречий мы видим на пути поиска педагогических условий и средств оптимизации регионально-
Реализация идеи непрерывного профессионального образования
в условиях малого города
го рынка образовательных услуг и рынка труда. Особо это актуально для малых российских городов, к числу которых относится и Зеленодольск (Республика Татарстан).
Зеленодольский муниципальный район имеет большой потенциал потребления инженерных кадров. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия промышленной индустрии машиностроительного профиля: ФГУП «ПО «Завод имени Серго» (“ПО-ЗИС”)», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», ОАО «КМПО» - Зеленодольский машиностроительный завод, ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро». Город является уникальным проектно-техническим центром в сферах ВПК, бытовой техники, судостроения.
Преобразования в машиностроительной отрасли требуют от молодых специалистов, помимо фундаментальных знаний, высокого уровня практической подготовки, знания современного менеджмента, новых технологий и оборудования, основ корпоративного управления, навыков лидерства. Подготовить такого специалиста можно лишь на основе активного участия в образовательной деятельности бизнес-сообщества по следующим направлениям:
• мониторинг востребованностиспе-циалистов различного уровня, который невозможен без учета мнения потенциальных работодателей;
• совершенствование научно-технической базы образовательных учреждений;
• корректировка содержания образовательных программ.
158
Высшее образование в России • № 5, 2009
Основным источником пополнения кадровых потребностей экономики города является система профессионального образования. Сегодня в Зеленодольске она представлена профессиональным училищем № 107, механическим колледжем, судостроительным техникумом. Имеются филиалы казанских вузов: двух государственных - классического университета и технического университета им. А.Н. Туполева и двух коммерческих - института экономики, управления и права и академии социального образования. Дополнительное профессиональное образование в Зеленодольском муниципальном районе предоставляют Зеленодольский филиал РУМЦ Министерства труда и социальной защиты РТ, учебно-курсовой комбинат и филиалы вышеназванных вузов.
Сегодня вузы оказывают несомненное влияние на решение муниципальными органами власти социально-экономических проблем, определение параметров развития города, его инфраструктуры, обеспечение выпускников рабочими местами. Вместе с тем ситуация на рынке труда чрезвычайно сложная. В этой связи в городе намечен ряд мер:
■ создание системы профессионального образования, где заказчиком кадров является непосредственно работодатель;
■ софинансирование образовательного процесса бизнес-сообществом;
■ сокращение периода обучения в учреждениях НПО путем реструктуризации образовательных программ;
■ определение базовых предприятий с последующим созданием образовательного кластера.
В 2000 г. в связи с расширением производства на ФГУП «ПО “Завод имени Серго” » возникла необходимость в расширении штата инженерно-технических работников. При поддержке администрации города и руководства компании «ПОЗИС » в Зеленодольске был создан филиал одного из ведущих инженерных вузов России - Казанского государственного тех-
нического университета (КГТУ) им. А.Н. Туполева.
Значительное внимание в филиале уделяется сотрудничеству с предприятиями, учреждениями, с центром занятости и социальной защиты населения, что позволяет планировать, а в будущем и успешно решать вопросы трудоустройства выпускников. Имеются договоры о сотрудничестве с предприятиями,проводится набор в филиал и целевая подготовка кадров по заказам предприятий и организаций города.
Решение проблемы кадрового обеспечения предприятий стало возможным в результате создания на базе Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева образовательного комплекса, объединившего образовательное учреждение начального профессионального и высшего профессионального образования в сотрудничестве с предприятиями. Интеграция образования и бизнеса выгодна всем: она гарантирует подготовку рабочих, техников, инженеров в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов, расширяет возможности использования ресурсов для проведения исследований. Сотрудничество учебных заведений различного уровня профессиональной подготовки, образующих образовательный комплекс, позволяет эффективно решать вопросы:
■ целевой подготовки и переподготовки специалистов - от рабочих до инженеров;
■ сокращения финансовых затрат на подготовку кадров для предприятий региона;
■ реализации производственных проектов, включая разработку, внедрение и освоение новых технологий, выпуск конкурентоспособной продукции,внедрение информационных систем проектирования изделий и технологий, управление предприятиями.
Разработан интегрированный учебный план для подготовки специалистов по тех-
Редакционная почта
159
нологии машиностроения 151001, предусматривающий получение студентами на первых курсах рабочих профессий токаря-универсала, станочника широкого профиля, фрезеровщика. По результатам аттестации первого года обучения учащиеся получают рабочую профессию и имеют возможность пойти на производство или продолжить обучение для получения ВПО. Студенты филиала за время обучения при желании получают несколько смежных профессий.
Адаптация выпускника филиала университета к производственной деятельности проходит в течение всего времени обучения в образовательном комплексе, поскольку учебные задания ориентированы на решение конкретных прикладных задач предприятий.
С каждым годом предприятия предъявляют все более жесткие требования к профессиональной подготовке специалистов разных уровней. С целью их удовлетворения в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева разработана «Программа повышения качества подготовки и переподготовки специалистов», отличительными особенностями которой являются:
■ тесная интеграция процесса обучения с производством;
■ создание и внедрение адаптивной образовательной системы, способной гибко реагировать на потребности рынка труда;
■ ориентация учебного процесса на современные информационные технологии.
Предприятия своевременно вносят коррективы в учебные планы, организуют все виды практик, высказывают предложения по преподаванию профильных для компании предметов на английском языке, введению факультативных занятий в учебный план.
Для реализации интегрированного учебного плана в настоящее время на базе филиала КГТУ им. А.Н. Туполева создается Зеленодольский корпоративный институт (университет) машиностроения (ЗКИМ). С градообразующими предприятиями муниципального района заключены двусторон-
ние договоры о целевой подготовке специалистов различных уровней. Предприятия города принимают участие в формировании материальной базы учебного процесса, в организации производственной практики, а ведущие специалисты предприятий непосредственно участвуют в учебном процессе.
С целью выполнения учебных программ на базе компании «ПОЗИС » созданы учебно-методические лаборатории метрологического обеспечения машиностроительного производства, резания и металлорежущих станков и инструмента, лаборатории автоматических линий и разработки управляющих программ для станков с ЧПУ. На базе Зеленодольского завода созданы лаборатории технологической оснастки, технологии сборки и испытаний, лаборатория линейных и угловых измерений.
Создание таких структур на предприятиях позволяет:
■ улучшать качество подготовки молодых специалистов и сокращать время их адаптации к производственным процессам;
■ повышать квалификацию преподавательского состава и сотрудников предприятий путем привлечения одних - к производству, а других - к учебному процессу;
■ ускорять внедрение достижений науки и техники в производство, используя, с одной стороны, научный потенциал и научные разработки кафедры, с другой - технологическую базу предприятия для решения производственных проблем.
Разработанная модель корпоративного университета на базе филиала технического вуза в небольшом промышленном городе ориентирована на создание непрерывной системы профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий города. Она дает возможность:
> повысить престижность начального и среднего специального образования;
> обеспечить выпускникам профессиональных лицеев возможность одновременной работы на предприятии и учебы в вузе;
> студентам вуза получить дополни-
160
Высшее образование в России • № 5, 2009
тельное начальное профессиональное образование, т.е. впоследствии быстро адаптироваться к условиям производства;
> более эффективно использовать интеллектуальные и материальные ресурсы вузов и профессиональных лицеев;
> расширить возможность выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории;
> поэтапно решать кадровую проблему предприятий за счет сокращения сроков обучения.
С учетом потребности города в рабочих кадрах в Зеленодольском муниципальном районе предусмотрены меры по развитию начального профессионального образования: создание специализированных классов и школ с ориентацией на будущую профессиональную подготовку; совершенствование профориентационной работы среди учащихся средних школ; совершенствование НПО на основе новых образователь-
ных технологий; расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями НПО по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождающихся работников; развитие системы образовательных учреждений НПО путем реформирования структуры и интеграции с вузами и ссузами; развитие научно-методического обеспечения НПО; оснащение учреждений НПО средствами обучения в соответствии с требованиями стандартов.
Выбор региона для экспериментальной апробации корпоративной модели подготовки специалистов с НПО, СПО, ВПО себя оправдал. Сегодня нельзя предугадать проблемы, с которыми придется еще столкнуться, но в рамках программы развития инфраструктуры города и региона нам представляется целесообразным дальнейшее совершенствование многоуровневой системы подготовки специалистов.
Н.Э. КАСАТКИНА, профессор Е.В. ФИЛАТОВА, доцент Кемеровский государственный университет
Профессиональная подготовка социальных работников в условиях непрерывного образования 1
В статье на примере подготовки социальных работников показана возможность совершенствования профессионального образования на основе концепции непрерывного образования. Анализируется отечественный и зарубежный опыт организации непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, социальные работники, образовательные потребности, индивидуальные образовательные программы.
В условиях социально-экономических потрясений профессия социального работника становится все более востребованной. Социальная сфера пронизывает сегодня практически все аспекты жизни общества, и почти везде ощущается нехватка специалистов, умеющих профессионально решать ее специфические проблемы. Специальная подготовка социальных работников в нашей
стране ведется лишь с 1993 г., поэтому на этих должностях зачастую до сих пор работают люди, не имеющие профессионального образования; это непосредственно отражается на результативности работы всего учреждения. Сегодня в стране расширяется сеть специализированных учреждений социального обслуживания населения. Их количество возросло за последние годы по-
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 07-06-00253а.