Научная статья на тему 'Профессиональное образование в малом городе: каким ему быть?'

Профессиональное образование в малом городе: каким ему быть? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / КЛАСТЕР / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Х. Р.

Unfortunately, according with many positive aspects in Russian system of vocational education it can be ascertained that today it doesn't obviously correspond to modern society's needs in economics as whole, independent businesses in particular, and the search of output ways from received situation is demanded. It is particularly displayed in small towns' conditions. Confirmation of it can be the situation in Zelenodolsk, Tatarstan (Russia). Unfortunately, the market of educational services doesn't answer the needs of labour market. Today enterprises need working personnel, but the majority of young people isn't motivated to acquiring working professions. According to this some measures are planed in our town: creation of vocational education's system, in which the employer is just the customer of personnel; co-financing of educational process by business society; cutting educational period's length in primary vocational educational establishments by curriculum's restructure; pointing out basic enterprises with forming educational clusters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational education in small town: What can it be?

Unfortunately, according with many positive aspects in Russian system of vocational education it can be ascertained that today it doesn't obviously correspond to modern society's needs in economics as whole, independent businesses in particular, and the search of output ways from received situation is demanded. It is particularly displayed in small towns' conditions. Confirmation of it can be the situation in Zelenodolsk, Tatarstan (Russia). Unfortunately, the market of educational services doesn't answer the needs of labour market. Today enterprises need working personnel, but the majority of young people isn't motivated to acquiring working professions. According to this some measures are planed in our town: creation of vocational education's system, in which the employer is just the customer of personnel; co-financing of educational process by business society; cutting educational period's length in primary vocational educational establishments by curriculum's restructure; pointing out basic enterprises with forming educational clusters.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в малом городе: каким ему быть?»

ИШГОШ П КПХОЛОГПЯ ПРОФКСПОИАЛЫЮГО ОБРАЗОЬАШ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МАЛОМ ГОРОДЕ: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?

Х.Р. Кадырова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ

Ключевые слова: рынок труда, профессиональные кадры, кластер, интеграция.

При многих положительных сторонах системы российского профессионального образования, к сожалению, приходится констатировать, что оно сегодня явно не соответствует современным потребностям общества, экономики в целом, отдельных предприятий в частности, и требует поиска путей выхода из сложившейся ситуации. Особенно наглядно это проявляется в условиях малых городов, каковых в России большая часть. Подтверждением тому может служить и ситуация в г. Зеленодольске республики Татарстан.

Зеленодольск в настоящее время является уникальным проектнотехническим центром в сферах ВПК, судостроения, бытовой техники. В этих отраслях сформирован высококвалифицированный технический и инженерно-кадровый ресурс. Перспективы развития города и района связаны с разработкой и реализацией ряда проектов, в числе которых «Технополис Зеленодольск — креативный город», а также следующие проекты:

1. Малоэтажное домостроение. Масштаб комплексной застройки —

10

4 тыс. га вдоль трассы Зеленодольск— Казань, оператор проекта — ОАО «Ипотечное агентство РТ» и Государственный жилищный фонд РТ. Проект уникален тем, что предполагает создание полного пакета городской инфраструктуры и становится локомотивом развития строительной индустрии с открытием новых производств (цементный завод в Заволжской зоне ЗМР, 4—5 кирпичных заводов, 2 завода по производству керамзитового гравия, добыча стекольного песка в месторождении «Золотой остров» с дальнейшей переработкой его в стекловолокнистую плиту высокой плотности) на базе месторождений строительного сырья. В настоящее время только разведанные запасы глины для производства керамзита составляют более 13 млн куб. м, для производства кирпича — более 12 млн куб. м, песка — строительного и стекольного — более 100 млн куб. м.

В ходе реализации проекта Зеленодольский район и составляющие его муниципальные образования должны выйти на бюджетную самодостаточность, сформировать конку-

рентные отрасли экономики. Причем выгоды от реализации проекта получат не только поселения непосредственной застройки (Васильевское, Октябрьское, Айшинское, Осинов-ское и Новопольское поселения), но и остальные наши поселения и город Зеленодольск, где будут размещены объекты стройиндустрии.

2. Строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра в п.г.т. Нижние Вязовые на пересечении международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», имеющего выход на федеральные транспортные магистрали железнодорожного, водного и автомобильного сообщения. Этот центр в перспективе может стать основой федеральной транспортнологистической системы. А со вступлением России в ВТО терминал способен стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов, а также узловым речным портом. Плановый объем инвестиций — более

10 миллиардов рублей. Самое важное — Центр станет плацдармом развития Заволжья.

3. Создание на площадке завода им. Серго производственного кластера «Бытовая техника Р0218». Кроме увеличения выпуска и ассортимента холодильной техники запланирован выпуск газовых плит объемом около 600 тыс. единиц в год. К 2010 году предполагается расширить номенклатуру продукции за счет посудомоечных и стиральных машин и утроить производство, доведя его объем до 2 млн единиц техники в год.

4. Рекреационно-туристический проект, создание на базе экологичных лесов и островов индустрии путешествий, отдыха и развлечения. Сегодня

данная отрасль одна из самых перспективных и неразвитых (достаточно напомнить про Раифу, Свияжск и т.д.). Зарубежные инвесторы предлагают реализовать идею постройки «Дисней-Ленда» как формы семейного отдыха.

Имеются у нас и другие проекты, реализация которых в ближайшую и отдаленную перспективы требует наличия как инженерной мысли, так и рабочих рук.

Основным источником пополнения кадровых потребностей экономики является система профессионального образования. Сегодня в городе оно представлено профессиональным училищем №107, двумя техникумами, четырьмя филиалами ведущих вузов республики.

ГОУ СПО «Зеленодольский судостроительный техникум» осуществляет подготовку по специальностям: электрогазосварщик, токарь, электрик, сборщик корпусов металлических судов, маляр, судостроение, монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов, эксплуатация средств связи, эксплуатация транспортного оборудования автоматики на водном транспорте, литейное производство черных и цветных металлов, дизайн в судостроении, автоматизированные системы обработки и управления, эксплуатация средств связи.

Специалистов со средним профессиональным образованием по экономике, бухгалтерскому учету (по отраслям), программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем, техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта готовит Зеленодольский механический колледж.

11

#

Зеленодольский филиал ГОУ ВПО КГТУ им. А.Н. Туполева ведет образовательную деятельность по специальностям: технология машиностроения; оборудование и технология сварочного производства; управление и информатика в технических системах, вычислительные машины; комплексы, системы и сети; менеджмент организации, автомобили и автомобильное хозяйство.

Филиал ГОУ ВПО КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина в г. Зелено-дольске ведет образовательную деятельность по специальностям: математика, механика, математические методы в экономике, радиофизика и электроника, татарский язык и литература, русский язык и литература, английский язык и литература.

Зеленодольский филиал НОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» осуществляет набор по специальностям: финансы и кредит, юриспруденция, психология. Кроме того, в городе ведет образовательную деятельность по специальностям: маркетинг; педагог-психолог; управление персоналом и Академия социального образования (КСЮИ).

К сожалению, рынок образовательных услуг не отвечает запросам

рынка труда. Анализ потребности Зеленодольского района и г. Зеле-нодольска в квалифицированных кадрах всех уровней профессиональной подготовки показывает, что сегодня нам необходимы выпускники: с НПО — 1206 чел., с СПО — 271 чел., с ВПО — 219 чел., а их ожидаемый выпуск из учебных заведений профессионального образования города таков: с ВПО — 837 чел., с СПО — 195 чел., с НПО — 60 чел. Если такое соотношение останется и дальше, то работать на производстве будет некому. Более того, демографическая ситуация в городе такова (рис. 1), что даже если предположить совсем нереальное, когда все выпускники школ буду осваивать рабочие профессии, рабочих рук сегодня все равно не хватит. Это тем более актуализирует проблему перераспределения потоков выпускников школ по образовательным уровням.

Сегодня учащиеся школ слабо ориентированы на запросы рынка труда, плохо разбираются в степени востребованности той или иной профессии. Предпочтение отдается специальностям, по которым спрос на рынке труда минимален. Очевидно, что нужна переориентация выпускников школ

Рис. 1. Демографическая ситуация в г. Зеленодольске и Зеленодольском районе по количеству выпускников школ

12

на другие, более востребованные профессии. Да и учреждения профессионального образования выпускают специалистов, не соответствующих требованиям работодателей. Рынок труда перенасыщен специалистами с высшим образованием, в основном экономическим и гуманитарным, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров.

Это подтверждается и данными мониторинга: перспективная потребность в подготовке кадров с начальным профессиональным образованием на ближайшие пять лет по нашему городу и району составляет 87%. Предприятиям сегодня требуются токари, фрезеровщики, аппаратчики, сварщики, слесари, рабочие строительных профессий. Однако молодежь в большинстве не мотивирована на получение рабочих профессий. Для того чтобы выровнить существующее положение на уровне общеобразовательной школы, необходимо предпринять определенные меры:

— развивать естественно-научное (физика, химия) и техническое, технологическое образование (трудовое воспитание, технология, техническое творчество) школьников;

— оценивать качество работы школы и эффективность профориентационной работы не количеством выпускников, поступивших в вузы, а соответствием выбора ими профессии и уровня профессионального образования региональным потребностям рынка труда.

Несоответствие масштабов выпуска специалистов реальному спросу на рынке труда, а качества образования уровню современных требований

к их подготовке настоятельно требует от проводимых реформ перехода к такой системе профессионального образования, в которой масштабы подготовки и номенклатура специальностей четко увязывались бы с запросами экономики и социальной сферы того региона, с которым выпускники связывают свою жизнь. Именно эта идея и положена в основу осуществляемых сегодня в городе преобразований системы профессионального образования.

В современных условиях должна действовать система взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Ситуация с обеспечением рабочих кадров чрезвычайно сложная. В этой связи в городе намечен ряд мер:

— создание системы профессионального образования, где заказчиком кадров является непосредственно работодатель;

— софинансирование образовательного процесса бизнес-сообществом;

— сокращение периода обучения в учреждениях НПО путем реструктуризации образовательных программ;

— определение базовых предприятий с последующим созданием образовательного кластера.

Поскольку градообразующими являются предприятия машиностроения и металлообработки, возрастает роль Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н.Туполева, который был открыт в 2000 году. Филиал — это своего рода «проекция» Казанского государственного технического университета на зеленодольской земле. Ныне он представляет собой динамично развивающееся подразделение университета, активно наращивает свой учебно-педагогический

13

и научный потенциал, укрепляется его материально-техническая база.

В филиале, как и в целом в университете, создана многоуровневая система непрерывного образования, включающая подготовку к поступлению в вуз, параллельное образование студентов по профилю университета, элитное образование студентов, а также повышение квалификации и переподготовку ППС, специалистов предприятий.

Своими делами и достижениями Зеленодольский филиал КГТУ им. А.Н. Туполева продолжает лучшие традиции КАИ. Наши выпускники работают практически во всех отраслях промышленности, структурах власти, занимают ведущие позиции в различных сферах бизнеса и производства.

Сегодня Зеленодольский филиал КГТУ имени А.Н. Туполева располагает необходимой материальнотехнической базой. Филиал имеет учебный корпус, студенческое кафе, библиотеку с читальным залом (библиотечный фонд — 82 825 экземпляров методической и учебной литературы), тренажерный зал, свой стадион. Современный учебный процесс немыслим без современной компьютерной техники. Филиал располагает

5 компьютерными классами, имеющими доступ в Интернет, есть свой сайт. Все компьютеры объединены в единую сеть, связанную с локальной сетью КГТУ имени А.Н. Туполева, используется лицензионное программное обеспечение.

Значительное внимание в филиале уделяется сотрудничеству с предприятиями, учреждениями, центром занятости города, что позволяет планировать, а в будущем успешно решать вопросы трудоустройства выпускни-

ков. Имеются договоры о сотрудничестве между администрацией города, ПОЗИСом, заводом имени Горького, ПФМК, ЗПКБ, ЗМЗ, производится набор в филиал и целевая подготовка специалистов по заказам предприятий и организаций и дальнейшее их трудоустройство.

В целях содействия муниципальным органам и по договорам с базовыми предприятиями на подготовку инженерно-технических кадров в филиале в рамках контрольных цифр приема ежегодно выделяется 20 мест для целевого приема по очно-заочной форме обучения. При этом предъявляются жесткие требования к подготовке специалистов. В филиале разработана «Программа повышения качества подготовки специалистов», отличительной особенностью данной программы является:

— тесная интеграция процесса обучения с производством;

— создание и внедрение адаптивной образовательной системы, способной гибко реагировать на потребности рынка труда.

Ведется целенаправленная работа по данной программе. На базе филиала проводится семинар-совещание с приглашением ведущих специалистов предприятий и ППС университета. Студенты, обучающиеся за счет средств предприятий, находятся под жестким контролем их руководителей.

Новые планы, стремление к лучшему — характерная особенность администрации и профессорско-преподавательского состава Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева. Если предыдущие годы были годами его становления, то сейчас основная задача филиала — подго-

14

товка высококвалифицированных специалистов. Основными направлениями, обеспечивающими конкурентоспособность наших выпускников, мы считаем усиленную компьютерную подготовку и профессиональное знание иностранных языков.

Филиал имеет договоры о сотрудничестве со многими школами города и района. Совместно со школами разработаны и реализуются элективные курсы и спецкурсы по экономике, правоведению, английскому языку, социологии, современным социальноэкономическим проблемам. К образовательному процессу привлечены лучшие преподавательские кадры университета. Занятия проводятся в студенческих аудиториях, что позволяет ускорить процесс адаптации школьников к системе высшего образования. В целях преемственности поколений создан Совет кураторов из числа студентов филиала, закрепленных за группами школьников. Под руководством ведущих специалистов-пре-подавателей КГТУ им. А.Н. Туполева разрабатывается совместный проект по экономике «Экономическое обоснование развития бизнеса в Зеленодольском муниципальном районе».

В Зеленодольском филиале существует Малый технический университет, в котором проводятся учебные курсы нового поколения: по социально-экономическому профилю («Экономические законы развития предприятия», «Экономические основы общественного развития», «Правовые основы»); социальногуманитарному («Россия и мировое сообщество», «Деловой английский», «Медиаписьмо», «Культура устной и письменной речи»); технологическому («Проектирование

технологической обработки на станках с ЧПУ», «Начертательная геометрия и инженерная графика»); естественно-математическому (« Применение законов физики в решении задач», «Решение олимпиадных задач по физике»); информационнотехнологическому («Возможности текстового процессора», «Способы работы с электронными таблицами», «Применение Интернет-технологий» и др.). Создана система отбора наиболее талантливых и подготовленных школьников (участие школьников в научно-исследовательской работе, олимпиадах, проектах).

В 2008/09 учебном году в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева на базе 10 и 11 классов открыт элитарный класс, в котором по рекомендации администраций школ один раз в неделю во второй половине дня школьники обучаются специальным дисциплинам (патентоведение и др.). Прием школьников в филиал из этого класса будет проводиться по результатам собеседования на целевой основе.

В рамках машиностроительного образовательного кластера в 2008/09 учебном году в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева на базе 11 класса открыто отделение начального профессионального образования по очной, заочной и очнозаочной формам обучения, где осуществляется подготовка по рабочим профессиям и специальностям: электромонтер, плотник, слесарь, столяр, токарь, повар, водитель, станочник, фрезеровщик. По окончании обучения выпускники отделения получат в зависимости от успеваемости свидетельство о присвоении 2—4 разрядов по выбранной рабочей профессии. Все

15

они будут трудоустроены на предприятиях города или продолжат учебу в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева для получения высшего образования по различным формам обучения.

Во время учебы на отделении НПО студенты имеют возможность на льготных условиях посещать подготовительные курсы и специальные курсы в Малом техническом университете Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н.Туполева.

Примечательно, что получить рабочую профессию параллельно с учебой при желании могут и студенты Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева.

Включение в структуру филиала вуза профессионального лицея № 25 приводит к решению следующих задач:

— повышение престижности профессионального лицея (учащийся поступает не в профессиональный лицей, а в университет, успешно осваивает программу начальной ступени профессионального образования и получает диплом о начальном профессиональном образовании с грифом университета, а работая на производстве молодые люди смогут в рамках этого же вуза продолжить обучение, получая более высокий уровень профессиональной подготовки, в том числе за счет средств предприятий);

— улучшение профессиональной составляющей у значительного числа выпускников вуза, что позволит им лучше адаптироваться на рынке труда. В республике существуют различные системы подготовки и приема на работу (Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскглина): выпускники вузов приходят на производство в качестве рабочих и только после 1—2

16

лет, пройдя переподготовку, могут рассчитывать на возможность реализовать себя в качестве специалистов. Или другой подход: получив начальное профессиональное образование и потрудившись на производстве, молодой человек сможет затем получить высшее образование и вернуться на предприятие уже в качестве специалиста;

— эффективное использование материальных и интеллектуальных ресурсов университета и филиала и профессионального лицея № 25 (повышение производительности труда за счет инновационной деятельности и применения новых технологий);

— расширение возможностей выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории (обеспечение получения выпускниками профессиональных колледжей высшего профессионального образования по сокращенной программе);

— поэтапное решение кадровой проблемы предприятий за счет сокращения сроков обучения (что дает экономический эффект) путем реструктуризации образовательных программ (из учащихся 9—11 классов школ города и района создаются классы, в которых дети параллельно с учебой в школе получают и рабочие профессии, а по окончании занимают рабочие места на промышленном предприятии и одновременно могут продолжить обучение в вузе по очно-заочной, заочной формам обучения. Это позволяет уменьшить период подготовки по большинству рабочих профессий с 2-х лет 10 месяцев до 10-ти месяцев, по некоторым профессиям и до 4—5 месяцев);

— снижение остроты противоречия между разными уровнями образова-

#

ния, обеспечение более успешного перехода от одного этапа образования к другому;

— создание системы профессионального образования, где заказчиком кадров является непосредственный работодатель.

Мы не можем не считаться с тем, что сегодня в мире господствует общее высшее образование. Но должны и учитывать, что оно не обеспечивает профессиональной подготовки. Ее могут обеспечить начальное и среднее профессиональное образование. А потому нами разработана концепция развития системы непрерывного образования в г. Зеленодольске и

районе, предложены различные схемы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий города (рис. 2).

Возможные схемы обучения в зависимости от успехов и способностей обучаемого таковы:

— I курс кластера реализуется в отделении начального профессионального образования. После 1 года обучения все обучаемые в кластере получают соответствующую рабочую квалификацию и могут быть трудоустроены. Прошедшие аттестацию продолжают обучаться на II курсе кластера для получения образования, соответствующего уровню СПО или ВПО;

#

Предприятия отрасли

Учебный центр предприятия Производственное обучение и производственная практика на аттестованных рабочих местах Кафедра ведущего университета на предприятии

Выдача свидетельства (удостоверения) Выдача диплома

о начальном профессиональном образовании о среднем профессиональном образовании о высшем профессиональном образовании

Первоначальное профессиональное образование Профессия рабочего или служащего низкой квалификации Начальное профессиональное образование Квалифицированный рабочий Среднее профессиональное образование Квалифицированный рабочий Высшее профессиональное образование Квалифицированный рабочий

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

10 11 класс класс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Ведущий университет

Профильная школа Профессиональный колледж

Рис. 2. Схема взаимодействия в образовательном машиностроительном кластере

17

— II курс кластера реализуется в основном на базе учреждения СПО или ВПО. Прошедшие аттестацию могут продолжить обучение на III курсе СПО или ВПО;

— III курс кластера для тех, кто обучался в СПО. Они получают документ о среднем техническом образовании или переходят на IV курс университета;

— IV курс кластера реализуется на базе ВПО с получением диплома бакалавра;

— V—VI курсы завершаются защитой магистерской диссертации.

При этом базовые предприятия:

1. Формируют заявки на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, заключают договоры с обучающимися (софинансирова-ние подготовки специалиста в объеме не ниже НБФ на одного обучающегося).

2. Принимают участие в формировании интегрированных планов подготовки по требуемым специальностям.

3. Принимают участие в разработке образовательных программ по направлениям подготовки в соответствии с ГОС и учетом специфики предприятий в рамках целевой подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Осуществляют выплату стипендий базового предприятия учащимся учреждений профессионального образования, производят доплаты мастерам производственного обучения и преподавателям образовательных учреждений.

5. Предоставляют из числа квалифицированных ИТР для работы в качестве мастеров производственного обучения и преподавателей с сохранением заработной платы по основному месту работы.

18

6. Предоставляют обучающимся отделения начального профессионального образования аттестованные и оплачиваемые рабочие места для прохождения производственной практики по соответствующей профессии, закрепляют наставников из числа наиболее опытных работников.

7. Создают учебно-производственные участки в отделении начального профессионального образования или на базовом предприятии для организации производственного обучения по профилям заявленных профессий.

8. Принимают участие в укреплении материально-технической базы по профилям заявленных профессий.

9. Создают условия для развития системы сертификации профессиональных квалификаций по профессиям своей отрасли (сертификат, гарантирующий трудоустройство и являющийся свидетельством компетентности рабочего по профессии и соответствия конкретной квалификации).

10. Гарантируют трудоустройство выпускников образовательных учреждений по заявленным профессиям и квалификациям.

Головной вуз:

1. Осуществляет отбор и рейтинговый банк одаренной молодежи.

2. Формирует единые планы сквозной комплексной подготовки по требуемым специальностям.

3. Разрабатывает образовательные программы по направлениям подготовки в соответствии с ГОС и учетом специфики предприятий в рамках целевой подготовки.

4. Направляет ППС вуза для работы в учреждениях базового профессионального образования.

5. Расширяет системы профессиональной работы и повышения качества профессионального обучения.

6. Организует систему повышения уровня квалификации как кадров специалистов промышленных предприятий, так и педагогических кадров, обеспечивающих реализацию учебных программ по единым

планам сквозной комплексной подготовки по требуемым специальностям.

7. Разрабатывает методическое обеспечение образовательного процесса.

Такой нам видится модель профессионального образования в условиях малого города, которая реализуется сегодня в г. Зеленодольске.

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.Р. Шакиров, кандидат педагогических наук, преподаватель Набережночелнинского государственного педагогического института

Ключевые слова: педагогическое общение, средства общения, коммуникативная система.

Без оптимального общения как проявления творчества личности невозможен успех учебного занятия, беседы, экскурсии. Без него нет благоприятных условий для развития эмоциональной и интеллектуальной сфер обучающегося, становления его как личности.

Увеличение количества студентов с высоким уровнем тревожности, эмоциональная и социальная пассивность обусловлены, главным образом, низким качеством межличностных отношений в системе: педагог — студент, родители — ребенок, студент — студент. Педагогу, который заинтересован в развитии личности, необходимо обратить внимание на технологию профессионального общения.

Можно сказать, что воспитание и обучение представляют единый процесс и результат оптимального педагогического общения.

Исследователи часто кладут в основу определения общения подмеченное ими свойство, подчеркивая его

доминантность. Например, общение определяется как процесс установления и поддержания контакта; как обмен ценностями; как обмен деятельностями, представлениями, чувствами и др.; как связь и отношения между индивидами; как источник знаний о человеческой сущности; как форма общественно-коммуникативной деятельности; как социальное взаимодействие и др.

В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным. Деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов.

Особое внимание уделяется тем формам активности субъекта, которые изменяют предмет деятельности, превращая ее в результат. Предмет-

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.