Научная статья на тему 'Пробный год работы в школе'

Пробный год работы в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пробный год работы в школе»

138

Высшее образование в России • № 9, 2007

объекта, организации помощи детям-сиро-там, благоустройства территории и т.п. Конечно, подготовить имитацию проекта можно в виде деловой, стратегической игры в академических стенах, но, на наш взгляд, необходим и опыт его реализации в жизни.

В Арзамасе имеется такой опыт использования социального проекта в качестве учебной ситуации [7]. Студенты привлекались к участию в формировании гражданских инициатив жителей микрорайона. Целью проекта было решение бытовых проблем жителей. Работа проектной группы состояла в проведении сходов, выстраивании диалога в обсуждении повседневных вопросов. Организовывались инициативные группы делегатов-жителей для конструктивных переговоров с представителями государственных и муниципальных учреждений для решения насущных проблем. Студенты также осуществляли сбор, обработку поступающей от жителей информации, ее оформление в виде предложений, программ. В результате появились различные проекты, реализация которых требует участия как жителей, так и местных властей: чистые подъезды, ухоженная территория, красивый, благоустроенный микрорайон. Таким образом, мы стремимся ввести сту-

дентов в круг профессиональной практики, связать учебный процесс с общественнополезной деятельностью.

Естественно, применение опыта управления проектом в программе подготовки государственных служащих нуждается в осмыслении и дальнейшем совершенствовании, но начало положено.

Литература

1. Шабров О.Ф. Реформа государственной

службы: открытость или эффективность? // Социология власти. - 2006. - № 6.

2. Розина Н. О разработке нового поколения

государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. -2007. - № 3.

3. Равен Дж. Компетентность в современном

обществе. - М., 2002.

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная

парадигма в высшей школе и контекстное обучение. - М., 1999.

5. Вербицкий А. Контекстное обучение в ком-

петентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 44.

6. Тернер Дж. Родни.. Руководство по проектно-

ориентированному управлению. - М., 2007.

7. Дубов А, Косова Н. Мой микрорайон. -

Арзамас, 2000.

Д. САБИРОВА, доцент Татарский государственный гумани -тарно-педагогический университет

Аля нашего времени значима тенденция продолжения обучения и после окончания вуза. Она особенно актуальна для профессии учителя, поскольку идет постоянное обновление учебных планов и программ, совершенствуются технические средства обучения, появляются новые педагогические технологии, а также возрастают темпы роста научной информации.

В условиях развития Европейского пространства высшего образования осмыслению подлежит накопленный опыт наших зарубежных коллег, консолидирующий

Пробный год работы в школе

передовые теоретические и практические разработки. С этой точки зрения интерес представляет организация педагогического образования в Великобритании. Первоначальная подготовка к профессии здесь рассматривается лишь как базовая стадия в процессе образования учителей. Вторым уровнем системы непрерывного педагогического образования является пробный год работы - период адаптации выпускника университета или колледжа к условиям школы. Хотя необходимость данного звена педагогической подготовки признается в

Редакционная почта

139

официальных документах с 1970—80-х гг., организация стажировки выпускников продолжает выдвигать массу нерешенных вопросов, которые широко обсуждаются в специальной литературе. В 1990-е гг. предприняты эффективные шаги по их решению. На мой взгляд, показательна реализация педагогической поддержки выпускников на базе британских школ, практикуемая местным отделом управления образованием графства Норфолк (NCPS) [1].

«Стажировка» в педагогической литературе характеризуется как процесс, в результате которого выпускники получают развивающую поддержку для того, чтобы продемонстрировать свои умения и способности в период первого года преподавания (термин «развивающая поддержка» нередко используется как синоним слова «стажировка»). Предлагаемая программа стажировки, рассчитанная на становление учителя как специалиста-профессионала, имеет, по мнению многих исследователей, большое будущее, поскольку основана на прогрессивной модели обучения.

Программа стажировки (IDP — Induction Development Programme) отдела образования графства Норфолк составлена в результате многочисленных дискуссий членов инспекторской и консультационной служб (IAS — Inspectorate and Advisory Service), представителей учебных заведений начального и высшего педагогического образования, старших учителей и молодых специалистов. Местные органы управления образованием являются координаторами и исполнителями программы, осуществляющими следующие функции: стратегическое планирование, распределение бюджета, связь со школами и колледжами, мониторинг проекта, маркетинговое обеспечение проекта.

Указанные функциональные обязанности выполняются совместно с другими ответственными лицами, связанными с работой органов управления, однако за реализацию первой и второй фаз обучения учителей отвечает координатор проекта. Сфор-

мированы также группы консультантов, оказывающие поддержку стажерам и учи-телям-тьюторам (наставникам). Каждая группа имеет в своем составе старшего консультанта, координатора педагогического центра и специалиста, отвечающего за прохождение стажировки, а также за организацию встреч в Центре послевузовской подготовки (County INSET Centre). Одна из основных задач консультанта — предоставление помощи в виде консультаций, когда это невозможно осуществить в школе или колледже; он также дает рекомендации, касающиеся вопросов учебного плана и ведения уроков, которые по какой-либо причине не могут быть решены на месте.

В реализации программы стажировки можно выделить три направления, гарантирующих трудоустройство выпускников: внутришкольная поддержка, региональная программа, осуществляемая в пяти педагогических центрах; программа центра повышения квалификации учителей графства.

Внутришкольная педагогическая поддержка представляет собой процесс взаимодействия исследовательского характера на уровнях ученик — учитель, учитель — ученик, который осуществляется в практической деятельности по реализации учебного плана, а также состоит в применении педагогом умений и навыков в роли учителя-предметника и организатора. В осеннем семестре подобная поддержка начинающему учителю проводится в условиях конкретного класса в школе или колледже. В весеннем семестре молодым специалистам предоставляется возможность посещать другие школы и колледжи, для того чтобы выявить и подобрать для себя различные подходы к обучению в расчете на их использование в будущем. Местные органы образования обеспечивают методическую помощь во время этих посещений, комплектуя необходимый школам штат преподавателей. В летний период стажеры посещают также прочие профилированные учебные заведения. После этого они составляют детальный отчет с предложениями по всем инте-

140

Высшее образование в России • № 9, 2007

ресующим их проблемам. На всех этапах прохождения стажировки молодых учителей опекают учителя-наставники (тьюторы).

Тьюторы — это, как правило, опытные, высококвалифицированные преподаватели, которые выступают в качестве примера для молодых специалистов; чтобы стать таковыми, учителя должны пользоваться большим уважением и признанием со стороны учеников и студентов, старших преподавателей, директоров школ и колледжей, а также родителей. Они обязаны владеть дидактическими умениями, способностью раскрывать и актуализировать для стажеров личностные, философские и концептуальные аспекты педагогической школьной практики. Необходимо отметить, что все школы и колледжи получают подробные указания по вопросам деятельности учителя-наставника в рамках педагогической поддержки, которая должна осуществляться с первого дня стажировки начинающего учителя.

Предпринимаются меры по повышению статуса учителей-наставников, получивших новую квалификацию, связанную с работой в классах школ и колледжей. Вопросы материального обеспечения и реализацию подобной программы взял на себя Сити Колледж г. Норвича, который по условию и должен выдавать тьюторам диплом о прохождении специальных курсов повышения квалификации (ADPD - Advanced Diploma in Professional Development). Такой диплом обязывает его владельца иметь документы о проведении исследовательской деятельности, равной по объему 150 часам курса повышения квалификации. Тем самым тьюторам и стажерам вменяется в обязанность совместное сотрудничество в ходе изучения проблем школьного обучения. Для учителей-наставников с дипломом ADPD открывается возможность повысить свой статус, получив следующую степень в одном из высших учебных заведений восточного региона, в данном случае в Политехническом университете Новой Англии. Органы образования графства Норфолк рассматривают данный сер-

тификат как один из способов совершенствования педагогической поддержки и помощи начинающим учителям. Немаловажно также, что его наличие служит основанием для повышения заработной платы.

В педагогических центрах графства поддержка начинающих учителей организуется в основном в форме практикумов. Молодые учителя заранее выбирают тот или иной педагогический центр в зависимости от расположения их школы или колледжа. Практикумы организуются опытным персоналом, ведущим совместное планирование, методическую работу и аттестацию учителей. Руководители практики стремятся выполнить все запросы стажеров, касающиеся их деятельности, и при помощи тьюторов, координаторов, а также в самих консультационных центрах обеспечивают их необходимой методической помощью. Учителя-наставники ориентированы на посещение практикумов, где они могут демонстрировать примеры сотрудничества, обозначенного в утвержденном учебном плане. Темы обсуждения, относящиеся к тьюторам, включают вопросы поискового характера учебной деятельности, наблюдения за классом, написания докладов, определения целей и задач стажировки, а также совместного формулирования предложений.

Практикумы в осеннем семестре проходят под руководством учителей-практиков или старших учителей, многие из которых сами несут полную учебную нагрузку, в весеннем семестре — под руководством учи-телей-консультантов из муниципального центра INSET; проводимые в летний семестр возглавляются консультантами, делегированными местными органами образования.

Во время весеннего семестра для стажеров в муниципальном центре INSET проводятся две конференции, на которых обсуждаются вопросы методического и учебного характера, исходящие из тематики Национального учебного плана и поставленные стажерами, а также их коллегами-предше-ственниками. Вопросы, как правило, сфокусированы на проблемах педагогического

Редакционная почта

141

мастерства и учебно-воспитательного процесса.

Начинающим учителям и их кураторам дается возможность оценивать плюсы и минусы программы стажировки. Оценка может быть как индивидуальной, так и совместно выработанной (в устной и в письменной форме). По окончании стажировки в педагогических центрах организуются индивидуальные встречи стажеров, учите-лей-наставников и координатора проекта для подведения итогов. На таких собраниях в течение недели участники знакомятся с результатами школьных, региональных и центральных программ. При этом также проводится анкетирование с оформлением протокола, который затем подается старшему консультанту (ШБЕТ^Е), консультанту по первому этапу стажировки и координатору проекта. Старший инспектор докладывает координатору проекта о результатах педагогической практики в свете реализации программы. В последующем в течение следующего года инспекторы местных отделов образования информируют

вышестоящие органы о дальнейшем профессиональном росте учителей, прошедших стажировку.

Программа профессиональной поддержки начинающих учителей выступает важным ориентиром для стажеров и тьюторов при определении их учебной программы, а также стратегий их дальнейшего профессионального и административного развития. По существу, NCPS представляет собой уникальное образовательное поле, в котором осуществляется деятельное объединение различных учебных проектов, нацеленных на педагогическую развивающую поддержку студентам, стажерам, высококвалифицированным и опытным учителям.

Литература

1. Norfolk County Education Committee. A Statement of Policy for the Curriculum, 5— 16. — Norwich, 1989; Norfolk County Council. Norfolk Education Department Corporate Plan: A Guide for Staff. — Norwich, 1990; Norfolk LEA. Making the Most of Curriculum Development Days. — Norwich, 1991.

Г. ПОПОВА, доцент Набережночелнинский филиал КГТУ им. А.Н. Туполева

За последнее десятилетие существенно изменилась практика организации воспитательной работы в вузах. На смену со-циоцентрическому и авторитарному по характеру построению воспитательного процесса приходит гуманистическая, личност-но развивающая парадигма. Воспитание, на наш взгляд, должно соответствовать прак-тико-ориентированному обучению, компе-тентностному подходу, суть которых определена в государственных образовательных стандартах нового поколения. Подготовка специалиста в высшей школе не может результативно осуществляться без формирования так называемой социальной, комму-

Студенческое самоуправление: система и диагностика

никативной компетентности, которая предполагает развитие личностных качеств, включая готовность к сотрудничеству, инициативность, ответственность за участие в общем деле, культуру общения, гражданскую позицию и т.п. Во многом решению этой задачи способствуют инновационные воспитательные проекты, в частности налаживание и совершенствование студенческого самоуправления.

В Набережночелнинском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева студенческое самоуправление является неотъемлемой частью общевузовской системы управления и реализует важнейшие функции организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.