Введение
Республика Корея – один из экономических гигантов Азии. У страны есть масштабная промышленная база, которая позволяет поддерживать конкурентоспособность и стабильность экономики. Республика Корея известна своими чеболями – транснациональными корпорациями (далее – ТНК) – Samsung, Hyundai. В современных международных экономических отношениях (далее – МЭО) и в условиях глобализации ТНК играют действительно важную роль не только в стране основателе, но и в стране реципиенте. В рамках данного исследования поставлена следующая цель – проанализировать место южнокорейских производств в МЭО. Для анализа роли ТНК ЮНКТАД использует такие индексы, как “Geographical Spread Index” (GSI) и “Internationalization Index” (II) [1, С. 203], эти показатели будут рассмотрены более подробно далее в исследовании.
Размещение южнокорейских дочерних компаний – это большая выгода как для самой РК, так и для страны реципиента. ТНК играют важную роль в развитии мировой экономики и в развитии отдельных экономик. Например, внедрение дочерних филиалов крупных ТНК уже способствует становлению Индустрии 4.0 в странах АСЕАН, где Япония, Республика Корея и Китай активно размещают заводы и переносят целые технологические процессы, тем самым обеспечивая страны АСЕАН рабочими местами и получая выход к непосредственно потребителям [2, С. 50].
Похожий подход у Я.В. Дёминой – кандидата экономических наук и старшего научного сотрудника Институт экономических исследований ДВО РАН. В своем научном труде «Экономическая интеграция стран Восточной Азии» подробно описывает экономические соглашения государств АСЕАН с такими развитыми странами, как Япония, Китай, Южная Корея, а также рассматривает формирование АСЕАН+3 [3, С. 183].
Результаты исследования
Транснациональные корпорации – крупнейший субъект международных экономических отношений, они также имеют важное значение для движения прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ). ТНК также оказывают довольное сильное влияние на мировую экономику, более того, играют значительную роль в экономическом развитии стран, где размещаются дочерние предприятия [4, С. 35]. Например, на момент 2008 года дочерние компании смогли предоставить рабочие места для почти 77 млн. человек [5, С. 2], в 2011 году зарубежные филиалы ТНК обеспечили занятость 69 млн. человек [6, С. 131]. В условиях глобализации экономика стран становится более открытой к иностранным инвестициям и перенятию опыта соседей.
Таблица 1
Динамика роста числа ТНК в мире [4]
Год Число ТНК в мире в тысячах Число зарубежных филиалов в тысячах
1970 7 27
середина 1990-х 39 270
2008 82 810
2018 100 860
Очевидно, что сейчас большинство влиятельных ТНК расположено в США, ЕС, Японии, Республике Корея. ПИИ – важный инструмент для формирования международных сетей производства зарубежом. Цели ПИИ – получение экономических преимуществ от локализации производства и доступ к ресурсам и к иностранным рынкам – так получается осуществлять продажи товаров и услуг непосредственно клиентам, потребителям [6, С. 130]. Помимо создания филиалов для эффективной деятельности ТНК могут переносить в другие страны и различные бизнес-процессы и административные функции – их выполнение поручается специальным фирмам, например, Индия и Филиппины известны предоставлением офшорных услуг в области информационных технологий и аутсорсинга [8, С. 24].
Размещение дочерних филиалов несет положительные и негативные последствия для страны-реципиента. Как уже было сказано ранее, филиалы увеличивают рабочие места, страна, где располагается филиал, получает инвестиции, новые доходы, но в то же время снижается конкурентоспособность местных предприятий, возможны негативные экологические последствия и дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных предприятий [6, С. 131].
Доля стран АТР в глобальном потоке прямых инвестиций составила более половины стоимостного объема. Капиталовложения, инвестиции – это основы для внутрирегиональной торговли в АТР. Азиатские ТНК за последние годы приобрели большую значимость и мощь в мировой экономике, больше количество ТНК данного региона входит в рейтинги ЮНКТАД, “Forbes”.
Таблица 2
Экономические показатели крупнейших ТНК Республики Корея [7]
Название Капитализация компании, млрд. дол. США Рыночная стоимость, млрд. дол. США Годовой доход, млн. дол. США Годовой чистый доход, млн. дол. США
Samsung Electronics 305 439 237,250 42,963
Samsung Biologics 45 47 2,356 626
SK Hynix 42 73 35,027 1,750
LG Chem 35 44 40,714 1,449
Hyundai Motor Company 28 41 111,880 5,781
Kia Motors Corporation 20 29 67,949 4,246
POSCO Holdings 17 19 66,529 2,467
LG Electronics 12 20 65,522 939
Sk Holdings 9 11 80,027 1,604
Чтобы оценить место ТНК Республики Корея в международных экономических отношениях, важно проанализировать два индекса ЮНКТАД – “Geographical Spread Index” (GSI) и “Internationalization Index” (II) [1, С. 203].
GSI оценивает количество дочерних компаний, размещенных Республикой Кореей в других странах, и определяет географическое распределение экспорта по странам. II – показатели зарубежных продаж корейских компаний, они получаются в результате переноса мощностей производств в другие государства, II – это также доля привлеченного иностранных кадров в работе филиалов, головном офисе. Анализ индексов говорит о росте интеграционной динамики Республики Корея в международную экономическую кооперацию начиная с 1990 года. До 1990-х годов предприятия Республики Корея редко размещались в других странах: в 1989 году, например, было лишь 6 производств вне Южной Кореи, 3 из них – это Samsung Group. Такие небольшие масштабы переноса мощностей производств к 1990 году уже были преодолены конгломератами, это связано с тем, что развивающиеся на тот страны следовали тенденциям западных компаний, которые придерживались «быстрой локализации». Тренд «быстрой локализации» – размещение мощностей в тех государствах, где состояние экономического развития в целом позволяет сокращать издержки на производство. ТНК высокоразвитых стран начали выносить стадии производства и массовое производство в менее развитые страны для получения доступной рабочей силы, сокращения издержек и выхода на новые рынки [1, С. 203].
Первоначально тенденция размещения дочерних компаний была направлена на Китайскую Народную Республику (далее – КНР), а после вступления КНР в ВТО число южнокорейских производств достигло пика, к 2005 году в КНР насчитывалось уже 18 заводов таких ТНК, как Samsung и Hyundai. С 2010-х годов началась диверсификация кооперационных связей – в 2010-е гг. в КНР вырос уровень жизни, началась конкуренция южнокорейских и китайских фирм. Например, в 1990 году средняя заработная плата в КНР – около 1300 юаней, в 2010 году уже 2900 юаней, в 2022 году – 5995 юаней, на 2023 год в Китае осталось лишь 3 завода Samsung, производящие полупроводниковые чипы, аккумуляторы для электромобилей и керамические конденсаторы [9, С. 160].
Таблица 3
Доля южнокорейских телефонов на китайском рынке [9, С. 160]
Год Доля в %
2004 34
2014 20
2018 0,6
2022 0,6
Южнокорейские ТНК активизировали размещение производств в странах Юго-Восточной Азии. После КНР южнокорейские заводы стали переноситься во Вьетнам, причина, как уже было сказано ранее, связана с возросшей конкуренцией на китайском рынке, таким образом внимание было переключено потоки ПИИ во Вьетнам, сейчас Республика Корея – крупнейший инвестор Вьетнама, объем инвестиций – около 19 миллионов долларов США, примерно 60-70% телефонов Samsung производятся во Вьетнаме [9, С. 160]. На данный момент дочерние филиалы начали размещаться в Индии, на Филиппинах, России, Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Казахстане, Венгрии, Турции, Словакии, согласно данным за 2020 год Samsung, Hyundai, SK Holdings, POSCO, LG, Kia Motors, CJ Corporation разместили примерно 49 заводов за пределами Южной Кореи [10].
Благодаря новым технологиям снижаются расходы на связь, на курирование стадий производства, это значительно облегчает размещение филиалов. Более того, размещение южнокорейских производств обеспечивает товарами и услугами целые регионы за счет того, что данные филиалы находятся в крупных странах. Например, заводы в РФ и Казахстане обеспечивают южнокорейской продукцией СНГ; филиалы в Индии, Вьетнаме, Малайзии поставляют продукцию уже АСЕАН. Помимо того, что это позволяет обеспечивать товарами, услугами большее количество потребителей и охватывать новые рынки, Республика Корея максимально включена в международные экономические отношения.
В эпоху индустриализации и глобализации все больше развитых стран (Япония, Китай, Южная Корея, США) активно сотрудничают со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в сфере международной торговли и технологического производства. Экономические отношения стран АСЕАН с наиболее развитыми странами оказывают значительное влияние на интеграцию стран АСЕАН в мировую экономику и стимулируют развитие этих странах в таких областях, как финансы, промышленность, торговля, инвестиции [11, С. 286].
Более того, ТНК и ПИИ Республики Корея занимают важное место в Латинской Америке. На 2018 год ПИИ в страны Латинской Америки составили 1,4 миллиарда долларов США, это тоже происходит за счет размещения заводов и переноса производственных функций, особенно активно экономические отношения развиваются с Мексикой и Бразилией, эти страны получают около 70-80% инвестиций, поступающих в регион. На данный момент в Латинской Америке размещаются производства автомобилестроения, обрабатывающей промышленности [12, С. 175].
Выводы
Таким образом, в результате исследования и анализа литературы можно сделать следующий вывод: размещение дочерних компаний южнокорейских ТНК имеет действительно важное значение для современных МЭО и становления национальных экономик, в статье были рассмотрены страны АСЕАН и Латинской Америки. Размещение заводов и филиалов – это один из видов ПИИ, и так страны-реципиенты получают возможность развития экономики, расширения рабочих мест, повышение квалификации за счет необходимости обучаться новым технологическим процессам. В странах-членах АСЕАН благодаря размещению заводов крупных ТНК начался процесс Индустрии 4.0. Однако такое стимулирование развития национальных экономик может привести к вытеснению дочерних компаний с рынков в связи с улучшением благосостояния страны базирования, как это видно на примере Китая, но, тем не менее, благодаря новым технологиям, которые безусловно есть у Республики Корея, релокация производственных процессов и заводов становится легче и эффективнее.
В ходе исследования удалось достичь цель – рассмотреть становление ТНК Республики Корея и выявить их влияние на экономику и положение в МЭО. В перспективе роль южнокорейских ТНК будет только расти, особенно в регионах Латинской Америки и Африки, так как для них это возможность увеличения рабочих мест и привлечения ПИИ. Данное исследование будет вкладом в дальнейшее изучение места ТНК Республики Корея в мировой экономике.
Список литературы
1. Trentini, Claudia. A reassessment of UNCTAD's transnationality indices in the digital economy / Claudia Trentini. – Текст: непосредственный // UN-library. Transnational Corporations. – 2021. – Vol. 28, Issue 3. – P. 201-216.
2. Тампуболон, Й, Набабан, Т.С. Экономика «азиатских производств» стран АСЕАН в эпоху четвертой промышленной революции / Й. Тампуболон, Т.С. Набабан. – Текст: непосредственный // Экономика региона. – 2022. – Т. 18, вып. 1. – С. 49-63.
3. Демина, Я.В. Экономическая интеграция стран Восточной Азии / Я.В. Демина. – Текст: непосредственный // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 6. – С. 181-192.
4. Ромашкин, Т.В. Становление и развитие ТНК в условиях глобализации / Т.В. Ромашкин. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука». – 2016. − 160 с. – ISBN: 978-5-9908248-4-3. – Текст: непосредственный.
5. Бойко, Т.С. Иностранный капитал как фактор развития экономики региона / Т. С. Бойко, Н. С. Фролова. – Текст: непосредственный // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2014. – № 6. – С. 9.
6. Раджабова, П.С. Роль ТНК в развитии мировой экономики / П.С. Раджабова. – Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №4. – С. 130-132.
7. Value.Today: сайт. – URL: https://www.value.today/ (дата обращения: 25.11.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
8. Trade patterns and global value chains in East Asia: From trade in goods to trade in tasks. – WTO, Geneva, 2011. – URL: www.wto.org/english/res_e/booksp_e/stat_tradepat_globvalchains_e.pdf (дата обращения: 27.11.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
9. Алексеева, М.А. Кооперационные связи Республики Корея / М.А. Алексеева. – Текст: непосредственный // Корееведение в России: направление и развитие. – 2023. – Т. 4, №4. – С. 158-162.
10. Economic Bulletin. – Ministry of Economy and Finance of South Korea, 2022. – URL: https://english.moef.go.kr/pu/selectTbPublicDtl.do?boardCd=P0002 (дата обращения: 26.11.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
11. Петрунина, Ж.В. Экономическое взаимодействие Китая и стран АСЕАН в XXI веке / Ж.В. Петрунина. – Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 286-288.
12. Дмитриева, А.В. Сотрудничество стран Латинской Америки с Республикой Корея / А.В. Дмитриева. – Текст: непосредственный // Корееведение в России: направление и развитие. – 2023. – Т.4, №3. – С. 174-177.
References
1. Trentini, Claudia. A reassessment of UNCTAD's transnationality indices in the digital economy / Claudia Trentini. – Tekst: neposredstvennyj // UN-library. Transnational Corporations. – 2021. – Vol. 28, Issue 3. – P. 201-216.
2. Tampubolon, J, Nababan, T.S. Jekonomika “aziatskih proizvodstv” stran ASEAN v jepohu chetvertoj promyshlennoj revoljucii / J. Tampubolon, T.S. Nababan. – Tekst: neposredstvennyj // Jekonomika regiona. – 2022. – T. 18, vyp. 1. – S. 49-63.
3. Demina, Ja.V. Jekonomicheskaja integracija stran Vostochnoj Azii / Ja.V. Demina. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik Instituta jekonomiki Rossijskoj akademii nauk. – 2018. – № 6. – S. 181-192.
4. Romashkin, T.V. Stanovlenie i razvitie TNK v uslovijah globalizacii / T.V. Romashkin. – Saratov: OOO Izdatel'skij centr “Nauka”. – 2016. − 160 s. – ISBN: 978-5-9908248-4-3. – Tekst: neposredstvennyj.
5. Bojko, T.S. Inostrannyj kapital kak faktor razvitija jekonomiki regiona / T. S. Bojko, N. S. Frolova. – Tekst: neposredstvennyj // Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii (Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet jekonomiki i prava). – 2014. – № 6. – S. 9.
6. Radzhabova, P.S. Rol' TNK v razvitii mirovoj jekonomiki / P.S. Radzhabova. – Tekst: neposredstvennyj // Jekonomika i biznes: teorija i praktika. – 2019. – №4. – S. 130-132.
7. Value.Today: sajt. – URL: https://www.value.today/ (data obrashhenija: 25.11.2023). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.
8. Trade patterns and global value chains in East Asia: From trade in goods to trade in tasks. – WTO, Geneva, 2011. – URL: www.wto.org/english/res_e/booksp_e/stat_tradepat_globvalchains_e.pdf (data obrashhenija: 27.11.2023). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.
9. Alekseeva, M.A. Kooperacionnye svjazi Respubliki Koreja / M.A. Alekseeva. – Tekst: neposredstvennyj // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. – 2023. – T. 4, №4. – S. 158-162.
10. Economic Bulletin. – Ministry of Economy and Finance of South Korea, 2022. – URL: https://english.moef.go.kr/pu/selectTbPublicDtl.do?boardCd=P0002 (data obrashhenija: 26.11.2023). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.
11. Petrunina, Zh.V. Jekonomicheskoe vzaimodejstvie Kitaja i stran ASEAN v XXI veke / Zh.V. Petrunina. – Tekst: neposredstvennyj // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. – 2014. – № 2. – S. 286-288.
12. Dmitrieva, A.V. Sotrudnichestvo stran Latinskoj Ameriki s Respublikoj Koreja / A.V. Dmitrieva. – Tekst: neposredstvennyj // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. – 2023. – T.4, №3. – S. 174-177.