Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ'

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТАРТАП / COVID-19 / ТНК / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепель Анна Павловна

В статье рассматривается роль креативной экономики в развитии инноваций Республики Корея на современном этапе развития. Целью данной работы является определение основных инструментов реализации креативной экономики в Республике Корея. В данной работе использовался метод теоретического исследования, а именно анализ и синтез изученного материала. При изучении взаимодействия инновационного сектора страны с инструментами креативной экономики был использован структурный анализ, который позволил выявить препятствия, с которыми сталкивается страна в осуществлении политики внедрения креативной экономики, а также основные элементы, с помощью которых можно успешно реализовать данную политику в Республике Корея. Научная новизна работы заключается в исследовании данного вопроса на основе статистических и научных данных экономики Республики Корея, поиске проблемы и предложении ее решения. Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в качестве основы, для дальнейших исследований инновационного сектора Республики Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ECONOMY AS A TOOL FOR SUCCESSFUL INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KOREA IN THE XXI CENTURY

The article examines the role of the creative economy in the development of innovation in the Republic of Korea at the present stage of development. The purpose of this work is to identify the main tools for the implementation of the creative economy in the Republic of Korea. In this work, the method of theoretical research was used, such as the analysis and synthesis of the studied material. Studying the interaction of the country's innovation sector with the tools of the creative economy, a structural analysis was used, which revealed the obstacles that the country faces in implementing the policy of introducing the creative economy, as well as the main elements with which this policy can be successfully implemented in the Republic of Korea. The scienti c novelty of the work consists in the study of this issue on the basis of statistical and scienti c data of the economy of the Republic of Korea, the search for a problem and the proposal of its solution. The practical signi cance lies in the fact that the materials of this work can be used as a basis for further research of the innovation sector of the Republic of Korea.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ»

УДК 338

А.П. ШЕПЕЛЬ

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ

Шепель Анна Павловна, студент Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается роль креативной экономики в развитии инноваций Республики Корея на современном этапе развития. Целью данной работы является определение основных инструментов реализации креативной экономики в Республике Корея. В данной работе использовался метод теоретического исследования, а именно анализ и синтез изученного материала. При изучении взаимодействия инновационного сектора страны с инструментами креативной экономики был использован структурный анализ, который позволил выявить препятствия, с которыми сталкивается страна в осуществлении политики внедрения креативной экономики, а также основные элементы, с помощью которых можно успешно реализовать данную политику в Республике Корея. Научная новизна работы заключается в исследовании данного вопроса на основе статистических и научных данных экономики Республики Корея, поиске проблемы и предложении ее решения. Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в качестве основы, для дальнейших исследований инновационного сектора Республики Корея.

Ключевые слова и фразы: креативная экономика, инновационная политика, стартап, COVID-19, ТНК, Республика Корея.

MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMIIM

Для цитирования: Шепель А.П. Креативная экономика как инструмент успешного инновационного развития Республики Корея в XXI веке // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 169-175.

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмн

A.P. SHEPEL

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

CREATIVE ECONOMY AS A TOOL FOR SUCCESSFUL INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KOREA IN THE XXI CENTURY

Anna P. Shepel, student Department of Altaic and Sinology Kazan (Volga region) Federal University E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the role of the creative economy in the development of innovation in the Republic of Korea at the present stage of development. The purpose of this work is to identify the main tools for the implementation of the creative economy in the Republic of Korea. In this work, the method of theoretical research was used, such as the analysis and synthesis of the studied material. Studying the interaction of the country's innovation sector with the tools of the creative economy, a structural analysis was used, which revealed the obstacles that the country faces in implementing the policy of introducing the creative economy, as well as the main elements with which this policy can be successfully implemented in the Republic of Korea. The scientific novelty of the work consists in the study of this issue on the basis of statistical and scientific data of the economy of the Republic of Korea, the search for a problem and the proposal of its solution. The practical significance lies in the fact that the materials of this work can be used as a basis for further research of the innovation sector of the Republic of Korea.

Keywords and phrases: creative economy, innovation policy, startup, COVID-19, Multinational company, the Republic of Korea.

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIN

For citation: Shepel A.P. Creative economy as a tool for successful innovative development of the Republic of Korea in the XXI century // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3. №3. P. 169-175.

Введение

На сегодняшний день инновационный сектор Республики Корея является одним из самых успешных во всем мире. Этому способствовала грамотная политика государства, которая была нацелена на развитие инноваций. Корейские ТНК являются несомненными лидерами во всей индустрии технологий. Их широкий спектр производства позволяет вести активную деятельность во всех сферах потребления. Отмечается, что значительную роль в успешном инновационном развитии Республики Корея играет правительство. Успех страны связан именно со слаженной работой ТНК и государства, что позволяет добиваться высоких экономических показателей. Этот аспект подробно освещается в работе Ермишова К.В., Конягиной М.Н. (Эволюция инновационной политики Южной Кореи и вызовы XXI века) [1].

Несмотря на блестящие результаты, Республика Корея столкнулась с проблемой дальнейшего совершенствования. Экономика Республики Корея добилась значительных результатов благодаря способности производить, а не вводить новшества. Именно поэтому проблема внедрения креативной индустрии в инновационный сектор Республики Корея является особенно актуальной в наши дни. Вопрос исследования креативной экономики в Республике Корея поднимается в работе Кукла М.П. (Политика по созданию креативной экономики в Республике Корея) [2]. На современном этапе развития признается необходимость развития и внедрения креативной индустрии в целях будущего процветания. Основной целью работы является определить значимость реализации креативной экономики в инновационном секторе Республики Корея.

Результаты исследования

Инновационный потенциал Республики Корея настолько мощный, что страна не перестает удивлять мир своими высокотехнологичными разработками. Страна не то, что идет в ногу со временем, она опережает текущее положение в мире, что несомненно делает ее экономику передовой. Однако так было далеко не всегда. Республика

Корея претерпела долгий этап изменений, чтобы добиться успеха и вывести экономику страны на лидирующие позиции мировой арены.

В 1950-е года страна была разрушена после Корейской войны (1950-1953 гг.) и являлась беднейшей в мире. На тот период Республика Корея не имела необходимого запаса природных ресурсов, а также ее технологический потенциал обладал слабой мощностью. В тот момент стало необходимо возродить экономику и поднять страну. Успешным инструментом, которым воспользовалось корейское правительство, явилось планирование [3]. Устанавливались четкие цели, согласовывались действия в необходимых для развития отраслях (промышленность, технологии, образование, инфраструктура).

Первый пятилетний план (1962-1966 гг.) предполагал собой строительство отечественной легкой промышленности. Основной упор делался на одежду, текстиль, обувь, мягкие игрушки. Данный период осуществления плана также характеризуется установлением электростанций.

На этапе второго пятилетнего плана (19671971 гг.) стали создаваться ключевые отечественные предприятия тяжелой и химической промышленности (сталелитейные, машиностроительные, химические, судостроительные предприятия).

В период осуществления третьего пятилетнего плана (1972-1976 гг.) была реализована реструктуризация промышленности. Это снова повлияло на строительство тяжелой и химической промышленности. Яркими примерами таких промышленных компаний являются две судостроительные компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (1973 г.), Hyundai Merchant Marine (1976 г.).

Четвертый этап (1977-1981 гг.) характеризуется периодом укрепления тяжелой и химической промышленности. Стали создаваться основы для технологических возможностей.

Пятый этап (1982-1986 гг.) инновационной политики стал для Республики Корея этапом открытия новых возможностей. Примерами являются полупроводники, оптоволокно, компьютеры.

Правительство направляло страну к основным технологиям, которые не просто удовлетворяли потребности отраслей, но также выводили экономику страны на новый уровень. На этом этапе создавался потенциал в области разработок. Примером этому служит Национальная программа НИОКР, разработанная и выпущенная Министерством Науки и Технологий.

Период конца 80-х начала 90-х годов (19871991 гг.) стал шестым этапом политики. В течение этого времени происходило наращивание инновационного потенциала, поддержка высокотехнологичного производства. Правительство активно инвестировало в НИОКР.

На седьмом этапе (1992-1996 гг.) формировались основы для согласованной работы развития промышленности и компаний. Это период особо отмечен сокращением государственных расходов и увеличением расходов на НИОКР. Согласно статистическим данным, государственные расходы в 1981 году составляли 53,5% ,1991 - 19.4%, 1994 - 16% [3]. Значительная разница в процентах наблюдается в период с 1981-1991 годы. Это связано с тем, что начало 90-х годов стало активным для страны в отрасли инновационных и высокотехнологичных разработок, что непосредственно повлияло на необходимость инвестирования в НИОКР.

Можно выделить еще один этап с 1997 года, который продолжается и в наши дни. Здесь особое внимание уделяется наращиванию инновационного потенциала. В рамках данного периода была принята стратегия под названием «Долгосрочный прогноз развития науки и технологий до 2025 года» [3]. Она предполагает собой развитие инновационного сектора с помощью формирования конкуренции, а также реорганизацию исследовательских центров. Благодаря данной стратегии успехи были заметны сразу, а инновационный потенциал Республики Корея продолжает активно расти.

Все вышеперечисленное дает понять, что инновационный потенциал Республики Корея набирает свой рост за счет производства. В самом начале восстановления страны большой упор делался на строительство промышленности, затем, по мере развития, осуществлялся переход на технологии. Однако все это является производством, а не новшеством.

Современное состояние инновационного сектора Республики Корея делает ее экономически

развитой страной, с высоким уровнем жизни, с огромными возможностями для населения. Несмотря на это, страна столкнулся с проблемой нововведений в высокотехнологичном секторе. Данная задача влечет за собой множество других вопросов, например, молодое поколения страны ставит приоритет не на развитие себя, открытие, совершенствование, а на получение возможностей работы в крупных производительных компаниях Республики Корея, что не привносит в экономику страны новшеств и креатива.

С целью разрешения вышеуказанной проблемы правительство Республики Корея обратило свое внимание на креативную экономику, которая достаточно широко распространена в мире. Креативная экономика- экосистема, которая включает широкий спектр профессий, отличающихся накоплением богатства и созданием рабочих мест с помощью личного творчества, стимулирующего создание и использование интеллектуальной собственности [4]. Этот вид экономики включает в себя креативные индустрии (кино, телевидение, издательство, музыка, искусство, компьютерное программирование), а также, кто работает не в рамках креативной индустрии, но имеет творческую должность. Опорой креативной экономики является информационно-коммуникационные технологии и инновационные идеи.

Креативная экономика стремительно расширяется во всем мире. Согласно статистике 2020 года, креативная экономика составляет более 6,1% мирового ВВП, а также от 2%-7% национального ВВП во всем мире [4]. По последним данным ООН, отрасли креативной экономики приносят годовой доход в размере 2,25 триллионов долларов и обеспечивают 30 миллионов рабочих мест по всему миру [4].

Следует отметить, что Республика Корея активно развивает креативную индустрию в стране. Возвращаясь к истории, следует подчеркнуть, что уже в 1998 году правительство объявило о развитии венчурных компаний, основанных на информационных технологиях. На тот период основным девизом страны было следующее: «Страна, основанная на творческих знаниях» и «шести основных технологиях». Из этих шести приоритетными были выбраны информационные технологии, биотехнологии и нанотехноло-гии. В дальнейшем главными двигателями роста экономики были определены роботы и полупроводники. В период правления Ли Мен Бака был

сделан упор на «жизненно важную рыночную экономику» и «зелёный рост». Отсюда следует вывод, что предыдущее правительство уже определило основные ветки развития экономики, нацеленные на инновации и креатив. Следующим значительным шагом в развитии креативной экономики был предпринят президентом Пак Кын Хе. Она в рамках своего правления сделала развитие креативной экономики стержнем своей экономической программы [5]. Концепция данного развития состояла в сближении науки и технологий с промышленностью, культуры с промышленностью, а также расцвет творчества. Основным планом по развитию креативной экономики в стране было создание новых рабочих мест и отраслей за счет объединения творчества и инноваций [6].

Итогами всего вышесказанного стало то, что правительство увеличило долю инвестиций в НИОКР, направляемые в малые и средние предприятия. Согласно статистике, эта доля в 2011 году составляла 12,4%, а в 2017 стала составлять уже 18%. По последним данным 2019 года, в пользу малых и средних предприятий было инвестировано 986 миллиардов вон [7] в НИОКР. В 2011 году правительство учредило «Академию стартапов молодых предпринимателей», которая предлагает не только финансовую, но и нефинансовую помощь молодым, творческим, перспективным людям до 39 лет для открытия своего успешного дела, которое, несомненно, внесет огромный вклад в экономику страны. С целью поддержки инновационной молодёжной деятельности был обнародован план создания Фонда развития молодежи в размере 300 миллиардов вон. Таким образом, можно сделать вывод о том, что креативная экономика в Республике Корея начала зарождаться и применяться еще много лет назад.

Первый центр креативной экономики и инноваций в Республике Корея был открыт в 2014 году в Тэгу [8]. С того момента по всей стране было открыто 19 филиалов. Все центры находятся в ведении Корейского института развития стартапов и предпринимательства. Из этого следует, что корейское правительство старается уделять должное внимание развитию креативной экономики в стране. На сегодняшний день данный центр помог более 1200 стартапам в Республике Корея увеличить свой доход, что привело к найму более 1400 сотрудников [8]. Все эти стартапы внесли

большой вклад в корейскую экономику, создав конкурентоспособные продукты и услуги.

По оценке 2020 года, финансирование стартапов в Республике Корея составило около 432 миллиардов вон [9]. Доля основателей этих стартапов от тридцати до сорока лет составило около 44%, а доля основателей от 40 лет составила 39%. В общей сложности количество стартапов в 2020 году составило 1,7 миллионов [9]. Из этого следует, что креативная экономика является успешным инструментом для развития не только национальной экономики, но и населения в целом.

Креативная экономика значительно пострадала в ряде стран из-за пандемии Covid-19, но не в Республике Корея. Пандемия скорее усилила стремление страны стать центром стартапов для стимулирования инноваций, уменьшив свою зависимость от корейских конгломератов. Политика Мун Джеина, получившая название «Korean New Deal» [10], ещё больше способствует инвестированию в цифровизацию в рамках инициативы «I-Korea 4.0», которая непосредственно направлена на распространение передовых технологий, чтобы укрепить конкурентоспособность страны в период постпандемии.

Стартапы являются основными элементами развития креативной экономики в Республики Корея. В целях их развития Инчхонский инновационный центр креативной экономики снова «возродиться» как центр управления стартапа-ми в Инчхоне [11]. Это один из шагов к успешному развитию инноваций в стране. Примером работы Инчхонского центра является проведение церемонии «Next Jump-up», являющейся профессиональной программой ускорения, которая способствует развитию перспективных компаний следующего поколения в цифровом секторе и секторе биомедицины. Центр также занимается обучением анализу будущей карьеры, образовательным технологиям и развитию технологий периода 4-ой промышленной революции среди людей из разных сфер деятельности.

Несмотря на то, что Индекс Инновационного развития определяет Республику Корея как одну из самых инновационных стран в мире (на период 2021 года Республика Корея занимает 5 место [12]), индустрия стартапов еще не так хорошо развита, как основные конгломераты. К сожалению, большинство корейских стратапов не обладают высокой жизнедеятельностью, только лишь

15% стартапов [13] «выживают» в течение первых 5 лет. Из этого следует, что необходима более согласованная работа правительства и малого и среднего бизнеса, также как и взаимодействие правительства и конгломератов. Корейское правительство в целях достижения будущих высот должно сделать больший упор в сторону креатива, чтобы открыть дорогу молодым специалистам, разработки которых успешно повлияют на экономическое развитие, а также на инновационный потенциал.

Министерство по делам малого и среднего бизнеса заявило, что на сегодняшний день в стране существует больше стартапов, чем когда-либо [13]. Данное высказывание говорит о том, что политика креативной экономики в стране, несмотря на многие трудности, реализовывается успешно, что, несомненно, влияет на разработку креативных технологий будущего в стране. Именно поэтому креативная экономика является инструментом успешного инновационного развития в Республике Корея.

Выводы

Ключевые слова креативной экономики, «воображение и творчество», «наука и технологии, информация и коммуникация» и «создание рабочих мест» являются важными ценностями для будущего корейской экономики.

В современном мире экономика Республики Корея является одной из самых благополучных. Такого успеха страна достигла благодаря грамотной инновационной политике правительства, которая смогла вывести страну на совершенно новый уровень. Здесь стоит отметить, что главным и важным шагом правительства является упор на развитие инноваций. Именно этот шаг помог стране сделать колоссальный прорыв, характеризующийся созданием крупных конгломератов, которые должны были изменить экономику страны. Данные цели правительства были полностью реализованы. На сегодняшний день мы можем отметить самых крупных корейских производителей на мировой арене, которые продолжают совершенствовать свои безграничные возможности (Samsung Electronics, Hyundai Motor Company, KIA Motors).

Как бы успешна не развивалась корейская экономика, она не защищена от возможных столкновений с трудностями. Современный мир постоянно меняется, несмотря на то, что все корейские инновации идут в ногу со временем, стоит отметить, что в нынешних реалиях этого становится недостаточно. Будущему миру технологий не хватает креатива, новшества, изменений. Именно поэтому ряд стран начал постепенно взаимодействовать, а в дальнейшем уже и активно развивать креативную экономику. Она является одним из ключевых элементов развития не только экономики, но и общества в целом. Страны с развитой экономикой, понимая и анализируя свое дальнейшее развитие, стали активно формировать креативные индустрии. Все это дает возможность не только совершенствовать экономику страны, а также предоставляет возможность людям, обществу показать свой потенциал во благо государству.

Республика Корея не стала исключением. Политика по развитию креативной экономики в стране прослеживается давно, однако все элементы, которые способствую качественному процветанию креативной экономики, достаточно слабо развиты в стране. Это связано с тем, что основной составляющей успеха корейской экономики является производство, а не новшество.

В работе была показана значимость стар-тапов как одного из инструментов креативной экономики для развития инновационного сектор страны. Однако из-за недостаточного проявления и применения стартапов в стране общество не признает их. В основном недостатки связаны с корпоративной культурой и институциональными аспектами. Корейское общество больше стремится работать в крупных компаниях, чем совершенствовать свой потенциал.

Креативная экономика является одним из главных аспектов развития Республики Корея. Потенциал молодого поколения в создании технологий будущего, реализованный через старта-пы в стране, сможет не только оказать помощь в восстановлении экономики в постковидный период, а также стать основным элементом будущего успеха страны.

Список литературы

1. Ермишов, К. В., Конягина, М. Н. Эволюция инновационной политики Южной Кореи и вызовы XXI века / К.В. Ермишов, М.Н. Конягина // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 39(4). - С. 192-201. - Текст: непосредственный.

2. Кукла, М.П. Политика по созданию креативной экономики в Южной Корее / М.П. Кукла. // АНИ: экономика и управление. - 2016. - Т. 5, № 2 (15). - С. 148-152. - Текст: непосредственный

3. Kang, S. Korea's National Systems of Innovation (70 Years): Framework and National Experience / S. Kang. -Текст: электронный // Ministry of Science and ICT: [сайт]. - URL: https://www.ctcn.org/files/national_systems_of_ innovation_experience_korea.pdf (дата обращения: 20.02.2022). - Текст: электронный.

4. The Future of the Creative Economy. - Текст: электронный // Deloitte.com: [сайт]. -URL: https://www. deloitte.com/content/dam/Deloitte/uk/Documents/technology-media-telecommunications/deloitte-uk-future-creative-economy-report-final.pdf (дата обращения: 20.02.2022). - Текст: электронный.

5. Ли, Сун Хек. Министерство науки: ИКТ и планирования будущего создано, но понятие «креативная экономика» все еще расплывчато. / Сун Хек Ли. - Текст: электронный// Ханкёре: [сайт]. - URL: https://www.hani. co.kr/arti/economy/it/597227.html (дата обращения: 20.02.2022). - Текст: электронный.

6. Gurria, A. KOREA Policy priorities fora dynamic, inclusiveand creative economy / A. Gurria. Текст: электронный// OECD: [сайт]. - URL: https://www.oecd.org/korea/korea-policy-priorities-for-a-dynamic-inclusive-and-creative-economyEN.pdf (дата обращения: 21.02.2022). - Текст: электронный.

7. Yoon, Jang Seob. Domestic R&D investments of ICT SMEs South Korea 2019 / Jang Seob Yoon. - Текст: электронный // Statista: [сайт]. - URL: https://www.statista.com/statistics/977549/south-korea-r-d-investments-ict-smes-by-sector (дата обращения: 21.02.2022). - Текст: электронный.

8. John Center for Creative Economy & Innovation in South Korea- CCEI / John. Текст: электронный // SEOUL: [сайт]. - URL: https://seoulz.com/center-for-creative-economy-innovation-in-south-korea-ccei (дата обращения: 21.02.2022). - Текст: электронный.

9. Yoon, L. Startups in South Korea - statistics & facts / L. Yoon. - Текст: электронный// Statista: [сайт]. - URL: https://www.statista.com/topics/4730/startups-in-south-korea/#dossierKeyfigures (дата обращения: 21.02.2022). -Текст: электронный.

10. UNCTAD.org: [сайт]. - URL: https://unctad.org/system/files/official document/ditcted2017d4_en.pdf (дата обращения: 21.02.2022). - Текст: электронный.

11. Нам, Си Хен Инновационный центр креативной экономики Инчхона «возродится как центр управления стартапами в Инчхоне» / Си Хен Нам.- Текст: электронный // IT dong-a: [сайт]. - URL: https://post.naver. com/viewer/postView.naver?volumeNo=32781149&memberNo=11778559&vType=VERTICAL (дата обращения: 21.02.2022). - Текст: электронный.

12. WIPO.int: [сайт]. - URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021/kr.pdf (дата обращения: 22.02.2022). - Текст: электронный.

13. Schwak J., Frassineti F. Unlocking the Potential of Start-Ups: South Korea's Efforts to Curb the Dominance of Chaebol / J. Schwak, F. Frassineti. - Текст: электронный // Italian Institute For International Political Studies: [сайт]. - URL: https://www.ispionline.it/en/pubblicazione/unlocking-potential-start-ups-south-koreas-efforts-curb-dominance-chaebol-30034 (дата обращения: 22.02.2022). - Текст: электронный.

14. Лешакова, Н. П. Государственное регулирование инновационного развития Республики Корея / Н.П. Лешакова. // Russian Journal of Innovation Economics. - 2017. - №7(2). - Текст: непосредственный.

15. CCEI.or.kr: [сайт]. - URL: https://ccei.creativekorea.or.kr/eng/center/info.do (дата обращения: 23.02.2022). -Текст: электронный.

16. Kohen, А. How Korea is transforming into a creative economy / A. Kohen. Текст: электронный // Culture & Creativity: [сайт]. - 2017. - URL: https://www.culturepartnership.eu/en/article/how-korea-is-transforming-into-a-creative-economy (дата обращения: 23.02.2022). - Текст: электронный.

References

1. Ermishov, K. V., Konjagina, M. N. Jevoljucija innovacionnoj politiki Juzhnoj Korei i vyzovy XXI veka / K.V. Ermishov, M.N. Konjagina. - Tekst: neposredstvennyj // Vestnik Akademii znanij. - 2020. - №39(4). - S. 192-201.

2. Kukla, M. P. Politika po sozdaniju kreativnoj jekonomiki v Juzhnoj Koree / M.P. Kukla. - Tekst: neposredstvennyj // ANI: jekonomika i upravlenie. - 2016. - Т. 5, № 2 (15). - S. 148-152.

3. Kang, S. Korea's National Systems of Innovation (70 Years): Framework and National Experience / S. Kang. -Tekst: jelektronnyj// Ministry of Science and ICT: [sajt]. - URL: https://www.ctcn.org/files/national_systems_of_ innovation_experience_korea.pdf (data obrashhenija: 20.02.2022).

4. Deloitte.com: [sajt]. - URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/uk/Documents/technology-media-telecommunicatioffi/deloitte-uk-future-creative-economy-report-final.pdf (data obrashhenija: 20.02.2022). - Tekst: jelektronnyj.

5. Lee, Soon-hyuk Future Department created it, but the concept of "creative economy" is still ambiguous. / Lee, Soon-hyuk. Tekst: jelektronnyj // Hankyoreh: [sajt]. - URL: https://www.hani.co.kr/arti/economy/it/597227.html (data obrashhenija: 20.02.2022).

6. Gurri'a, A. KOREA Policy priorities fora dynamic, inclusiveand creative economy / A. Gurria.- Tekst: jelektronnyj // OECD: [sajt]. - URL: https://www.oecd.org/korea/korea-policy-priorities-for-a-dynamic-inclusive-and-creative-economyEN.pdf (data obrashhenija: 21.02.2022).

7. Jang Seob Yoon Domestic R&D investments of ICT SMEs South Korea 2019 / Jang Seob Yoon. Tekst: jelektronnyj // Statista: [sajt]. - URL: https://www.statista.com/statistics/977549/south-korea-r-d-investments-ict-smes-by-sector (data obrashhenija: 21.02.2022).

8. John Center for Creative Economy & Innovation in South Korea-CCEI / John. - Tekst: jelektronnyj // SEOUL: [sajt]. - URL: https://seoulz.com/center-for-creative-economy-innovation-in-south-korea-ccei (data obrashhenija: 21.02.2022).

9. Yoon, L. Startups in South Korea - statistics & facts / L. Yoon. - Tekst: jelektronnyj // Statista: [sajt]. - 2021. - 7 October. - URL: https://www.statista.com/topics/4730/startups-in-south-korea/#dossierKeyfigures (data obrashhenija: 21.02.2022).

10. UNCTAD.org: [sajt]. - URL: https://unctad.org/system/files/official document/ditcted2017d4_en.pdf (data obrashhenija: 21.02.2022).

11. Nam Si-hyun Incheon Creative Economy Innovation Center will be reborn as a control hub for startups in Incheon / Nam Si-hyun. - Tekst: jelektronnyj // IT dong-a: [sajt]. -URL: https://post.naver.com/viewer/postView.naver ?volumeNo=32781149&memberNo=11778559&vType=VERTICAL (data obrashhenija: 21.02.2022).

12. WIPO.int: [sajt]. - URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021/kr.pdf (data obrashhenija: 22.02.2022). - Tekst: jelektronnyj.

13. Schwak J., Frassineti F. Unlocking the Potential of Start-Ups: South Korea's Efforts to Curb the Dominance of Chaebol / J. Schwak, F. Frassineti. - Tekst: jelektronnyj // Italian Insti-tute For International Political Studies: [sajt]. -URL: https://www.ispionline.it/en/pubblicazione/unlocking-potential-start-ups-south-koreas-efforts-curb-dominance-chaebol-30034 (data obrashhenija: 22.02.2022).

14. Leshakova, N.P. Gosudarstvennoe regulirovanie innovacionnogo razvitija Respubliki Koreja / N.P. Leshakova. // Russian Journal of Innovation Economics. - 2017. - №7 (2). - Tekst: neposredstvennyj.

15. CCEI.or.kr: [sajt]. - URL: https://ccei.creativekorea.or.kr/eng/center/info.do (data obrashhenija: 23.02.2022). -Tekst: jelektronnyj.

16. Kohen, А. How Korea is transforming into a creative economy / A. Kohen. Tekst: jelektronnyj // Culture & Creativity: [sajt]. - URL: https://www.culturepartnership.eu/en/article/how-korea-is-transforming-into-a-creative-economy (data obrashhenija: 23.02.2022).

Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать /Accepted 18.04.2022

© А.П. Шепель, 2022 © A.P. Shepel, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.