Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ»

Методика научного обоснования ДУ и ДКМ, а также сами их величины были первоначально ориентированы на соответствующие ПДК в атмосферном воздухе и воде водоемов и на остаточные количества пестицидов или металлов в пищевых продуктах (некоторые ингредиенты пластмасс используются как пестициды). В связи с тем что миграция происходит в убывающем режиме, подобный подход приводит к неоправданному занижению нормативов. Таким образом могут отбраковываться материалы и изделия из них, не представляющие реальной опасности для здоровья.

I На вопрос о том, можно и нужно ли моделировать интоксикации в убывающем режиме воздействия для установления адекватных гигиенических нормативов, должен быть дан отрицательный ответ.

Никогда нельзя точно указать максимальный уровень миграции и достаточно точно установить, как долго будет происходить миграция до достижения безопасных для здоровья величин.

Отсутствие точного определения дозы и срока затравки делает совершенно невозможным в данном случае установление пороговых уровней воздействия.

Таким образом, остается только один путь для учета убывающего режима миграции при гигиенической регламентации применения полимерных материалов с помощью ДУ и ДКМ. Речь может идти лишь о сокращении срока эксперимента при их обосновании. Принятые при установлении ПДК в воде водоемов и в пищевой токсикологии сроки затравки (6—12 мес) нет никаких оснований переносить в токсикологию полимерных материалов, где • длительность воздействия существенно меньше. Сегодня уже известна большая группа веществ, длительность

миграции которых из полимерных материалов не превышает 3—6 мес. Для этих веществ гигиенические нормативы можно устанавливать в субхроннческнх токсикологических экспериментах (13—18 нед), если нет специальных противопоказаний (канцерогенное действие, геро-эффект и др.). Сокращению сроков экспериментов в этих случаях не противоречит требование изучения аллергенного действия или влияния на репродуктивную функцию, так как для моделирования этих эффектов на животных не нужна более длительная затравка.

Хотя могут появиться данные о возможности еще большего сокращения срока токсикологического эксперимента при установлении ДУ и ДКМ, основанные на принципе эквивалентности длительности жизни подопытных животных и срока затравки в опыте, дальнейшее сокращение продолжительности эксперимента, по-видимому, нецелесообразно, так как при этом могут быть упущены биологические эффекты, для проявления которых требуется определенный минимум времени воздействия;. По этой же причине сегодня затруднительно рекомендовать сокращение сроков воздействия при экспериментальном установлении ДУ миграции из строительных полимерных материалов в воздух.

Таким образом, проблема гигиенической оценки миграции вредных веществ из пластмасс в убывающем режиме остается открытой для изучения и дискуссий. Первоочередным условием се окончательного решения является достаточно полное описание закономерностей миграции химических веществ из пластмасс во временном аспекте.

Поступила 19.05.87

УДК 614.31:664

Л. К■ Квартовкина, Н. И. Латышевская, Е. М. Маркова, Н. А. Корнеева

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Волгоградский медицинский институт

Улучшение качества выпускаемых продуктов питания возможно не только путем усовершенствования техколо-^ гического процесса, но н посредством оптимизации соци-альных и гигиенических факторов, определяющих профессиональную активность работника.

Были изучены условия и организация труда на 12 пищевых предприятиях (производство хлеба, макаронных изделий, пищевых жидкостей). Одним из ведущих вредных факторов производственной среды является неблагоприятный микроклимат. Высокие температуры воздуха (35—45°С) — следствие недостаточной теплоизоляции оборудования (температура поверхности достигает 60°С). Низкие температуры (2—8°С) в сочетании с высокой влажностью воздуха (95—98 %) обусловлены технологическими требованиями. Длительное пребывание работниц в таких условиях является причиной нарушения их теплового статуса. Например, в производстве хлеба у работниц, занятых выпечкой, средневзвешенная температура кожи не соответствует тепловому оптимуму и достигает 32 °С. В производстве жидких пищевых продуктов на стадиях сушки и варки средневзвешенная температура кожи работниц выше (34,1 °С), а на стадиях брожения— ниже (30,02 °С) допустимой. Как правило, работающие не обеспечены спецодеждой и спецобувью, создающими эффективную теплозащиту. Спецодежда работающих в условиях охлаждающего микроклимата состоит из ватного комбинезона, ватной хлопчатобумажной фуфайки. Хлопчатобумажная ткань обладает высокой гигроскопичностью и при попадании во влажную среду бы-

стро увлажняется. Вата, применяемая в качестве утеплителя, под влиянием частых увлажнений быстро теряет теплозащитные свойства [3]. Резиновые сапоги не обеспечивают должной защиты ног от холода, что подтверждается показателями температуры кожи на ди-стальных участках нижних конечностей: температура кожи стопы в течение смены снижается до 17—19 °С, а температура кожи большого пальца стопы —до 7 "С.

На обследованных предприятиях высока доля физического труда (выполнение ручных операций составляет 12—35 % сменного времени). Такие операции, как чистка зерносушилок, мойка чанов и танков, выемка хлеба из печи, передвижение дежи с тестом и другие, соответствуют 2—3-й категории тяжести труда, расход энергии составляет 3,4—4,2 ккал/мин. Особенностью организации труда женщин на пищевых предприятиях является необходимость пребывания в позе стоя или ходьбы в течение всей смены (80—90 % времени). В рабочей зоне отсутствуют рабочие сиденья, в связи с чем женщины не имеют возможности проводить мнкропаузы в позе сидя. По данным анкетирования, к наиболее распространенным проявлением усталости относятся жалобы на тяжесть и неприятные ощущения в ногах (64,4 % опрошенных), отеки нижних конечностей (30,1 %), тяжесть и неприятные ощущения в пояснице (52,1 %). При медицинском осмотре работниц пищевых предприятий выявлено, что 24—33 % женщин страдают плоскостопием, 18—21 % — варикозным расширением вен.

Все вышеперечисленные факторы обусловливают бы-

строе утомлённа, перегревание или переохлаждение работниц, что вынуждает их периодически покидать рабочую зону, прекращая активное наблюдение за ходом технологического процесса (за смену работницы отсутствуют в рабочей зоне до 25—30 % времени).

Более 70 % работниц обследованных предприятий имеют избыточную массу тела, что согласуется с данными по другим отраслям промышленности, например кондитерской [2]. Ориентировочная калорийность пищевых веществ, полуфабрикатов и готовых продуктов (жженый сахар, сиропы, сусло, свежевыпеченный хлеб и т. д.), употребляемых работницами за смену (без учета калорийности обеда), достигает 35—40 % от суточной потребности. Работницы с избыточной массой тела быстрее устают, больше времени проводят в позе сидя (как правило, вне рабочей зоны), следовательно, степень их оперативной готовности к выполнению профессиональных обязанностей снижена.

Эстетические потребности молодых работниц, представляющих основной контингент работающих на новых пищевых предприятиях, не удовлетворяются. Архаичные виды спецодежды и спецобуви являются источником отрицательных эмоций; малая степень механизации производства определяет существование операций, выполнение которых неэстетично (например, при чистке технологических емкостей работницы внуждёны «нырять» в узкий люк размером 0,35X0,45 м головой вниз и оставаться в этой позе продолжительное время). Неблагозвучные названия большинства профессий (бродилыцик, дрожжевик и т. п.) вызывают протест у 38 % работниц, снижают престижность профессии. Перечисленные факты, по данным социологического исследования, являются детерминирующими среди причин высокой текучести кадров.

Для выявления степени параллелизма между качеством выпускаемой продукции и перечисленными гигиеническими и социальными факторами были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции '[!]"•' Качество продук-

ции оценивалось по специально разработанной пятибалльной шкале, учитывающей степень его несоответствий ГОСТу. Получены следующие величины коэффициентов ранговой корреляции: «качество продукта — время отсутствия в рабочей зоне» = 0,926 (р<0,01), «качество продукта—стаж работы в пищевой промышленности» == = 0,726 (р<0,05). «качество продукта — масса тела работницы» = 0,519 (р>0,05), «качество продукта — неудовлетворенность профессией» = 0,578 (р<0,05). ф

Выводы. 1. Обеспечение соЦнально-гигненического оптимума на предприятиях пищевой промышленности — непременное услойие изготовления качественных про- | дуктов питания.

2. Сокращение времени отсутствия работниц в рабочей зоне возможно при нормализации микроклимата, обеспечении работниц адекватной спецодеждой и спецобувью.

3. Необходима эстетическая реконструкция предприятий пищевой промышленности с учетом требований технической эстетики и дизайна.

Результаты проведенных исследований использованы при составлении нормативно-методических документов по оздоровлению условий труда на предприятиях пищевой промышленности.

Литература

1. АрхипОва Г. П., Лаврова И. Г., ТроШина И. М. Некоторые современные методы статистического анализа в ме- —* дицине. — М., 1971, —С. 29—30. ■ &

2. Методические-' рекомендации по рационализации питания рабочих кондитерской промышленности. — Львов, 1980.

3. Репин Г. Н. Гигиена труда и меры защиты при работе на холодильниках. — М., 1972.

' • ■ "• Поступила 05.06.87

УДК 612.744.015.1.06:612.766.1

С. Л. Кузнецов, В. Р. Кучма

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ АКТИВНОСТИ РЯДА ФЕРМЕНТОВ СКЕЛЕТНОГО МЫШЕЧНОГО ВОЛОКНА КРЫСЫ ПОСЛЕ ОДНОКРАТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

I ММИ им. И. М. Сеченова

*

Процесс восстановления работоспособности имеет фазный характер. Падению интенсивности восстановительных процессов может способствовать уменьшение уровня обмена веществ, одним из проявлений которого является снижение активности окислительно-восстановительных ферментов [1, 2, 6].

Исследования изменения активности ряда ферментов энергетического метаболизма скелетного мышечного волокна крысы и содержания в них гликогена при разных режимах нагрузки показали, что оптимизация режимов труда и отдыха должна проводиться с учетом динамики активности этих ферментов после однократной нагрузки |3]. Известны данные, свидетельствующие о волнообразном процессе изменения метаболизма волокон скелетной мышечной ткани после однократной физической нагрузки [5]. Предполагается, что длительность периода между следующими друг за другом физическими нагрузками определяется состоянием метаболизма волокна в тот или иной момент после первоначальной нагрузки.

Целью данного исследования явилось изучение динамики активности ряда ферментов, характеризующих энергетический метаболизм скелетного мышечного волокна после однократной физической нагруЗки.

. Работа выполнена на 52 белых беспородных крысах-самцах. Для создания физической нагрузки использован

третбан с постоянной скоростью движения 4,3 м/мнн, на котором крысы находились в течение 4 ч. Животных декапитнровали под эфирным наркозом сразу после окончания бега и через 4, 8, 12 и 24 ч после окончания нагрузки. Образцы двуглавой мышцы бедра быстро замораживали в жидком азоте, помещали в криостат и готовили из них серийные срезы толщиной 10 мкм. На срезах выявляли активность АТФазы миозина при рН преинкубационной среды 4,3 [7], ЫАОН-тетразолнй ре-дуктазы (МАОН-ТР) как маркера общей интенсивности энергетических процессов, сукцинатдегидрогеназы (СДГ), изоцитратдегидрогеназы (ИцДГ) и цнтохромокендазьг (ЦО) как маркеров аэробного окисления, гидроксибути-ратдегидрогеназы (ГБДГ) как маркера интенсивности утилизации жирных кислот и лактатдегидрогеназы (ЛДГ). Исследования проводили с применением полугелевых сред с добавлением феназинметасульфата в качестве искусственного переносчика водорода (как маркера анаэробных процессов) [4]. Об активности ферментов судили по величине оптической плотности окрашенного волокна определенного типа |7]. Величину оптической плотности измеряли на микрофотометре. Контролем служили животные, забитые сразу после окончания бега.

В волокнах I И ПА +ипов выявлено изменение активности практически всех исследованйых ферментов. Через

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.