Литература
1. Лурье Ю. Ю., Рыбникова А. И. Химический анализ производственных сточных вод. — М., 1974.
2. Методика оценки степени биохимического распада син-
тетических поаерхностно-активных веществ (анионного и неивногенного типов). — М., 1970. 3. OECD — Confirmalory-Test Procedure. — Pollution by Detergents.— Paris, 1971.
Поступила 16.01.87
УДК 614.37:6781-074
В. О. Шефтель
ОЦЕНКА РЕЖИМА МИГРАЦИИ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев
Широкое внедрение полимерных материалов в различные сферы хозяйства и быта потребовало создания системы государственного санитарного надзора за их безопасным применением. Важнейшим звеном санитарного надзора является гигиеническая регламентация выделения вредных веществ из пластмасс в воздух, воду и пищевые продукты.
На первом этапе развития исследований в этой области гигиеническую оценку материалов проводили в хронических опытах на животных, которые вдыхали комплекс газовыделений из полимерных материалов или получали для питья водные (масляные) вытяжки из различных пластмасс. Такой подход к решению проблемы гигиенической регламентации недолго удовлетворял санитарную службу и быстро растущие запросы промышленности главным образом из-за длительности и малой эффективности подобных исследований.
Именно по этой причине возникла необходимость создания соответствующих нормативов, которые бы регламентировали безопасное выделение ингредиентов пластмасс в воздух, воду и пищевые продукты. Система принятых в нашей стране нормативов включает допустимые количества миграции (ДКМ) в модельные среды и пищевые продукты и допустимые уровни (ДУ) миграции и воздух и воду из полимерных материалов, применяемых в жилищном и водопроводном строительстве.
При создании новых гигиенических нормативов был широко использован опыт гигиенического нормирования химических загрязнителей окружающей среды.
Вызванная запросами практики серьезная перестройка системы гигиенической оценки полимерных материалов н их компонентов стала возможной не только благодаря прогрессу в методологии токсиколого-гнгиенических исследований. Решающую роль в утверждении нового подхода к гигиенической peí ламентации пластмасс сыграли также успехи аналитической химии полимеров. Интенсивная разработка высокочувствительных и избирательных методов определения компонентов пластмасс в воздухе, воде и модельных средах в подавляющем большинстве случаев позволяет дать качественную и количественную характеристику возможного загрязнения среды мигрирующими из пластмасс веществами.
Вопрос о возможности гигиенической оценки полимерных материалов на основании санитарно-химического исследования путем сравнения уровней миграции с ДУ и ДКМ до настоящего времени остается дискуссионным. Однако подобная практика представляет сегодня основной подход к санитарному надзору за полимерными материалами, ее изменение невозможно и нецелесообразно.
Анализ результатов санитарно-химических исследований полимерных материалов показал, что миграция химических веществ зависит от ряда факторов, определяемых условиями эксплуатации изделий, а также от времени, прошедшего с момента изготовления материала. При этом небезразлично и то, как хранился материал — в сложенном, упакованном или развернутом виде, подвергался ли нагреванию и т. д. Графически же кривая миграции во времени чаще всего напоминает экспоненту (см. рисунок), асимптотически приближающуюся к оси абс-
цисс. К сожалению, несмотря на постоянно растущую чувствительность методов анализа и расширяющееся использование математических методов обработки результатов, закономерности миграции изучены еще недостаточно. Нередко появляются сообщения о возможности повышения уровня миграции через 3—б—9 мес, хотя, на наш взгляд, эти случаи являются редкими исключениями. Таким образом, получение временного прогноза миграции — важнейший момент в гигиенической характеристике материала. Однако и до получения точных прогнозов уже сделан достаточно очевидный и общий вывод: уровень миграции со временем уменьшается. \ миграция происходит в убывающем режиме. ^
Как известно, уровень токсического эффекта зависит от временных условий поступления химических веществ в организм. При этом до сих пор рассматривались обычно 3 варианта условий: непрерывное воздействие на постоянном уровне, прерывистое и интермиттнрующее воздействие.
Для токсикологии полимерных материалов важное значение имеет воздействие веществ на организм в убывающем режиме, поскольку именно так происходит загрязнение воздуха жилищ и питьевой воды ингредиентами полимерных материалов. При этом необходимо учитывать и кратковременность вредного действия, не сравнимого по продолжительности с практически постоянным загрязнением воды и воздуха промышленностью — загрязнением, для оценки которого и созданы ныне действующие пдк.
Если отвлечься от небольшого числа исключений (их надо находить и описывать), то правомерно поставить вопрос о том, можно ли моделировать интоксикацию в убывающем режиме с целью установления безопасный уровней воздействия. Ведь в противном случае, как это и происходит сегодня, ДУ и ДКМ будут установлены с нереальным расчетом на воздействие постоянных доз и , концентраций, обусловленных миграцией. Следует, однако, * отметить, что подобная проблема не возникает при потреблении пищевого продукта, постоянно упакованного в новую синтетическую посуду или тару.
ПДК
1-1-1-1-1-1-1-1-1—
О / 2 3 4 5 6 7 в
|
Общий вид убывающего режима миграции химических веществ из полимерных материалов. По оси абсцисс — время и (мес); по оси ординат — концентрация.
Методика научного обоснования ДУ и ДКМ, а также сами их величины были первоначально ориентированы на соответствующие ПДК в атмосферном воздухе и воде водоемов и на остаточные количества пестицидов или металлов в пищевых продуктах (некоторые ингредиенты пластмасс используются как пестициды). В связи с тем что миграция происходит в убывающем режиме, подобный подход приводит к неоправданному занижению нормативов. Таким образом могут отбраковываться материалы и изделия из них, не представляющие реальной опасности для здоровья.
I На вопрос о том, можно и нужно ли моделировать интоксикации в убывающем режиме воздействия для установления адекватных гигиенических нормативов, должен быть дан отрицательный ответ.
Никогда нельзя точно указать максимальный уровень миграции и достаточно точно установить, как долго будет происходить миграция до достижения безопасных для здоровья величин.
Отсутствие точного определения дозы и срока затравки делает совершенно невозможным в данном случае установление пороговых уровней воздействия.
Таким образом, остается только один путь для учета убывающего режима миграции при гигиенической регламентации применения полимерных материалов с помощью ДУ и ДКМ. Речь может идти лишь о сокращении срока эксперимента при их обосновании. Принятые при установлении ПДК в воде водоемов и в пищевой токсикологии сроки затравки (6—12 мес) нет никаких оснований переносить в токсикологию полимерных материалов, где • длительность воздействия существенно меньше. Сегодня уже известна большая группа веществ, длительность
миграции которых из полимерных материалов не превышает 3—6 мес. Для этих веществ гигиенические нормативы можно устанавливать в субхроннческнх токсикологических экспериментах (13—18 нед), если нет специальных противопоказаний (канцерогенное действие, геро-эффект и др.). Сокращению сроков экспериментов в этих случаях не противоречит требование изучения аллергенного действия или влияния на репродуктивную функцию, так как для моделирования этих эффектов на животных не нужна более длительная затравка.
Хотя могут появиться данные о возможности еще большего сокращения срока токсикологического эксперимента при установлении ДУ и ДКМ, основанные на принципе эквивалентности длительности жизни подопытных животных и срока затравки в опыте, дальнейшее сокращение продолжительности эксперимента, по-видимому, нецелесообразно, так как при этом могут быть упущены биологические эффекты, для проявления которых требуется определенный минимум времени воздействия;. По этой же причине сегодня затруднительно рекомендовать сокращение сроков воздействия при экспериментальном установлении ДУ миграции из строительных полимерных материалов в воздух.
Таким образом, проблема гигиенической оценки миграции вредных веществ из пластмасс в убывающем режиме остается открытой для изучения и дискуссий. Первоочередным условием се окончательного решения является достаточно полное описание закономерностей миграции химических веществ из пластмасс во временном аспекте.
Поступила 19.05.87
УДК 614.31:664
Л. К■ Квартовкина, Н. И. Латышевская, Е. М. Маркова, Н. А. Корнеева
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Волгоградский медицинский институт
Улучшение качества выпускаемых продуктов питания возможно не только путем усовершенствования техколо-^ гического процесса, но н посредством оптимизации соци-альных и гигиенических факторов, определяющих профессиональную активность работника.
Были изучены условия и организация труда на 12 пищевых предприятиях (производство хлеба, макаронных изделий, пищевых жидкостей). Одним из ведущих вредных факторов производственной среды является неблагоприятный микроклимат. Высокие температуры воздуха (35—45°С) — следствие недостаточной теплоизоляции оборудования (температура поверхности достигает 60°С). Низкие температуры (2—8°С) в сочетании с высокой влажностью воздуха (95—98 %) обусловлены технологическими требованиями. Длительное пребывание работниц в таких условиях является причиной нарушения их теплового статуса. Например, в производстве хлеба у работниц, занятых выпечкой, средневзвешенная температура кожи не соответствует тепловому оптимуму и достигает 32 °С. В производстве жидких пищевых продуктов на стадиях сушки и варки средневзвешенная температура кожи работниц выше (34,1 °С), а на стадиях брожения— ниже (30,02 °С) допустимой. Как правило, работающие не обеспечены спецодеждой и спецобувью, создающими эффективную теплозащиту. Спецодежда работающих в условиях охлаждающего микроклимата состоит из ватного комбинезона, ватной хлопчатобумажной фуфайки. Хлопчатобумажная ткань обладает высокой гигроскопичностью и при попадании во влажную среду бы-
стро увлажняется. Вата, применяемая в качестве утеплителя, под влиянием частых увлажнений быстро теряет теплозащитные свойства [3]. Резиновые сапоги не обеспечивают должной защиты ног от холода, что подтверждается показателями температуры кожи на ди-стальных участках нижних конечностей: температура кожи стопы в течение смены снижается до 17—19 °С, а температура кожи большого пальца стопы —до 7 "С.
На обследованных предприятиях высока доля физического труда (выполнение ручных операций составляет 12—35 % сменного времени). Такие операции, как чистка зерносушилок, мойка чанов и танков, выемка хлеба из печи, передвижение дежи с тестом и другие, соответствуют 2—3-й категории тяжести труда, расход энергии составляет 3,4—4,2 ккал/мин. Особенностью организации труда женщин на пищевых предприятиях является необходимость пребывания в позе стоя или ходьбы в течение всей смены (80—90 % времени). В рабочей зоне отсутствуют рабочие сиденья, в связи с чем женщины не имеют возможности проводить мнкропаузы в позе сидя. По данным анкетирования, к наиболее распространенным проявлением усталости относятся жалобы на тяжесть и неприятные ощущения в ногах (64,4 % опрошенных), отеки нижних конечностей (30,1 %), тяжесть и неприятные ощущения в пояснице (52,1 %). При медицинском осмотре работниц пищевых предприятий выявлено, что 24—33 % женщин страдают плоскостопием, 18—21 % — варикозным расширением вен.
Все вышеперечисленные факторы обусловливают бы-