Дискуссии и отклики читателей
УДК 614.3 + 614.7):678
В. О. Шефтель
НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИМЕРНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев
Гигиеническая регламентация химических веществ лежит в основе большинства гигиенических мероприятий по охране окружающей среды. В последние годы интенсивно развивается концепция гигиенического нормирования (регламентации). При этом не только повысилась научная обоснованность нормативов, возросло их количество, но появились новые, ранее не использовавшиеся в практике санитарного надзора регламенты (ОБУВ, ДУ, ДКМ и др.). Однако разрыв между требованиями промышленности и существующими возможностями экспериментального обоснования нормативов сохраняется. В практике гигиенического нормирования остается ряд нерешенных теоретических и методических вопросов.
Несомненные достижения в разработке методов ускоренного и расчетного нормирования закреплены в ряде инструктивно-методических документов и, таким образом, уже эффективно применяются государственным санитарным надзором. Научные исследования в этом направлении продолжаются, но уже сегодня очевидна эволюция классических схем обоснования ПДК.
Говоря о широком использовании методов ускоренного и расчетного нормирования, уместно напомнить о двух мало применяемых в современной отечественной токсикологии параметрах токсикометрии: максимально переносимой дозе (ЬО0) и пороговой дозе в подостром (90-днев-ном) эксперименте. Вопрос об информативности, преимуществах и недостатках ЬОо уже рассматривался [1, 4]. Что касается пороговой дозы в 90-дневном эксперименте, то этот параметр может с успехом использоваться для регламентации химических факторов, воздействующих на организм в убывающем режиме.
Идея использования допустимых уровней (ДУ) миграции вредных веществ при осуществлении санитарного надзора за применением полимерных материалов в водоснабжении была выдвинута 10 лет назад [31. При этом для некоторых веществ были установлены новые нормативы, а для большинства обоснование ДУ проводилось на основе их ПДК в воде водных объектов. Однако опыт гигиенического изучения полимерных материалов показывает, что загрязне-
ние питьевой воды вредными веществами является кратковременным и продолжается, как правило, не более 3—6 мес. Исследуя рецептуры по-ливинилхлорида (ПВХ), содержащие заведомо высокие количества свинца, С. Е. Катаева показала, что через 20 дней промывки полимера уровень миграции снижается вдвое, через 3 мес — примерно в 10 раз, а через 6 мес достигает ДУ. Примерно те же закономерности выявляются при изучении миграции других компонентов полимерных материалов. Пластмассы, миграция вредных веществ из которых продолжается более 6 мес, не допускаются к использованию в водопроводной практике. Учитывая, что процессы миграции ограничены во времени, Г. Н. Красов-ский и соавт. [2] указали на «очевидную актуальность задачи установления дифференцированных во времени нормативов вредных веществ, мигрирующих в питьевую воду из полимерных материалов».
Как известно, длительность хронического опыта при обосновании ПДК ориентирована на воздействие вредных веществ в течение всей жизни или нескольких десятилетий. В то же время на практике довольно часто необходимо регламентировать кратковременное или эпизодическое загрязнение, примером чего может служить использование полимерных материалов и гербицидов.
За рубежом 90-дневные эксперименты на животных часто используют для обоснования гигиенических нормативов при отсутствии указаний на возможные отдаленные эффекты. Мы считаем, что пороговая доза, полученная в подобном опыте, может служить основой для разработки ДУ миграции химических веществ из полимерных материалов, применяемых в водоснабжении. Как известно, сроки эксперимента на лабораторных животных устанавливаются с учетом соотношения продолжительности жизни животных и человека, хотя строго научного обоснования для такого подхода пока нет. Руководствуясь подобными расчетами, легко убедиться, что предлагаемая длительность эксперимента обеспечивает значительный запас надежности при установлении ДУ миграции. При этом неизбежно возникает вопрос о том, насколько могут раз-
ПДК в воде водных объектов, установленные по санитар-но-токсмкологическому показателю вредности, СССР и ДУ миграции (страны Европейского экономического сообщества) некоторых ингредиентов полимерных материалов (в мг/л)
Вещества пдк ДУ ДУ пдк
Акриламид 0,01 0,2 20
Акриловая кислота 0,5 2,0 4
Ва:
окись 0,1 5,0 50
сульфат 0,1 60,0 600
Бутанол 0,1 60,0 600
Капролактам 1,0 15,0 15
Метилметакрилат 0,01 2,0 200
Титан 0,1 60,0 600
Формальдегид 0,05 5,0 100
Фталевын ангидрид 1,0* 40,0 40
Цинк 1,0 60,0 60
Этилацетат 0.1 60,0 600
* Вместо ПДК приведена подпороговая концентрация в хроническом санитарно-токсикологнческом эксперименте.
личаться величины безвредных уровней воздействия различных веществ, полученные в условиях 3- и 6-месячных экспериментов. Анализ экспериментальных данных по разработке ПДК некоторых компонентов полимерных материалов (акриловая кислота, изопропилбензол, цикло-гексаноноксим, дифенилгуанидин, пентаэритрит, оловоорганические соединения) в воде показал, что пороговые изменения возникали, как правило, во второй половине хронического опыта. Таким образом, пороговые дозы ряда веществ в 3-месячном эксперименте могут превышать эти дозы в 6-месячном эксперименте в 10 раз и более. Особенно сильно эти различия должны проявиться для высококумулятивных веществ, способных накапливаться в организме или вызывать накопление повреждающих эффектов.
В западноевропейских странах, где применение полимерных материалов в водоснабжении и пищевой промышленности достигло значительных размеров, также используются единые нормативы, регламентирующие ДУ миграции веществ как в воду, так и в пищевые продукты. Принципы и критерии установления ДУ в этих странах во многом совпадают с принятыми в нашей стране, но длительность эксперимента за рубежом чаще всего составляет 90 дней [5]. Хотя нельзя полностью ориентироваться на зарубежные регламенты, интересно провести сравнение ДУ миграции и ПДК в воде водоемов некоторых ингредиентов пластмасс (см. таблицу). Сравнение показывает, что использование ПДК в качестве ДУ в ряде случаев может явиться преградой к внедрению многих полимерных материалов.
Сегодня невозможно точно определить, для скольких веществ понадобятся эксперименты по установлению ДУ. В первую очередь, разумеется, должны быть использованы имеющиеся ма-
териалы по обоснованию ПДК в воде веществ. Однако в составе пластмасс все время появляются новые, неизученные ингредиенты: мономеры, стабилизаторы, пластификаторы и др. В настоящее время некоторые установленные ПДК пересмотрены или пересматриваются в сторону уменьшения с учетом влияния на репродуктивную функцию (дибутилфталат, диоктилфталат, | капролактам и др.) для использования в качестве ДУ.
Важным аспектом стратегии научного поиска является очередность вопросов, подлежащих научной разработке. Если говорить о проблеме комбинированною, сочетанного и комплексного действия факторов окружающей среды, то токси-колого-гигиеническая регламентация смесей химических загрязнителей, очевидно, наиболее актуальна. Смеси веществ встречаются наиболее часто и могут воздействовать на значительные контингенты населения. Их гигиеническое нормирование необходимо для оценки как комплекса летучих веществ, выделяющихся из полимерных материалов, так и воздушной среды жилых, судовых и производственных помещений.
Следует признать, что поступление одного и того же вещества в организм различными путями: с воздухом, водой и через кожу — встреча- • ется достаточно редко и касается главным образом малых групп населения — чаще всего работающих на производстве, где вредное действие можно эффективно ограничивать. Немногочисленные исключения, относящиеся к глобальному загрязнению биосферы ДДТ и еще несколькими веществами, только подтверждают выдвинутый тезис. Сказанное в определенной мере относится и к сочетанному действию.
Если говорить о полимерных материалах, то на роль универсального загрязнителя претендует главным образом формальдегид. Решение проблемы токсиколого-гигиенической регламентации формальдегида сопряжено с большими трудностями ввиду опасности канцерогенного и аллергенного действия данного мономера, а также его участия в метаболизме ряда пищевых • продуктов. До сих пор отсутствуют достаточно полные данные о загрязнении формальдегидом воздуха, воды и пищевых продуктов в различных районах и городах.
Разработаны многочисленные приемы изучения комбинированного действия газовоздушных смесей. В то же время дальнейший прогресс в этой области может быть достигнут установлением ПДК для групп веществ, определяемых общими химическими методами и обладающих сходным типом и степенью выраженности биологического действия (некоторые спирты, эфиры и амины, соли некоторых кислот и др.).
Из сказанного выше отнюдь не следует, что комплексное нормирование не может быть отнесено к первоочередным задачам эксперимен- * тальной гигиены. Развитие исследований в этом
направлении неизбежно ведет к преодолению несогласованности ПДК веществ, установленных в разных средах. Установление безвредной суточной дозы должно являться важнейшим критерием обоснования ПДК и ДУ разных веществ при различных путях поступления в организм.
Литература
1. Жолдакова 3. И. //Гиг. и сан. — 1985. — № 11 — С. 60-62.
2. Красовский Г. II., Васюкович Л. #., Егорова Н. Л. // Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. — Л., 1979. — С. 33—35.
3. Шефтель В. О.// Гиг. и сан. — 1976. — № 10. — С. 88-90.
4. Шефтель В. О. //Там же. — 1984. — № II. — С. 66— 67.
5. Substances Used in Plastics Materials Coining Into Contact With Food: 2nd. Ed. — Strasbourg, 1982.
Поступила 10.03.86
УДК 613.632 + 61 1.7J:Gl6-056.43-C92:612.0l7.1 +612.017.1.014.46-057
С. В. Алексеев, 10. Н. Зубжицкий, Н. С. Шляхецкий ГИГИЕНА И ИММУНОЛОГИЯ, ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Среди вопросов современной профессиональной патологии значительное место занимает проблема аллергизации, включая и аутосенсибили-зацию как промышленных и сельскохозяйственных рабочих, так и населения энерго- и агропромышленных комплексов.
Эта проблема приобретает особую актуальность, если принять во внимание нынешние тем-Щ пы и перспективы развития микробиологической промышленности и генной инженерии с учетом сложности разработки эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты трудящихся от воздействия комплекса неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды.
Научно-техническая революция поставила в центр внимания отношения между оператором, манипулятором и экологической средой. Создание современных технологических процессов, появление новых профессий, концентрация энергопромышленных комплексов ставят перед гигиенической наукой задачи особенно широкого масштаба по охране здоровья рабочих коллективов, их семей и экологической среды. Производство требует новых подходов к отбору и раздачу нальному трудоустройству кадров, методов оценки здоровья работающих, способов профилактики профессиональных болезней и отдаленных последствий неблагоприятных условий труда. Такая область иммунологии, как иммунология клиническая, взяла на себя контроль, исследование и лечение уже больных людей. Между тем «профилактика — гвоздь профессиональной гигиены» и именно ей гигиена труда уделяет основное место. Факторы, воздействующие на оператора и экологическую среду, разнообразны и требуют для изучения особого подхода, поэтому исследования на стыке двух наук открывают новые возможности в предупреждении специфической патологии, возникающей вследствие врожденных и приобретенных нарушений иммунного статуса, а также за счет воздействия биологических факторов окружающей среды.
Синтез иммунологического и гигиенического подхода к биологическим явлениям в условиях биотехнологизации народного хозяйства, исследование конкретных вредных факторов, влияющих на оператора и экологию, могут внести необходимый вклад в дело охраны здоровья рабочих даже в условиях автоматизации и роботизации и резкого уменьшения численности занятых в производстве.
Как известно, возникновение профессиональных заболеваний, а также неспецифической патологии определяется генетической спецификой организма, с одной стороны, и неблагоприятными факторами производственной и окружающей среды — с другой. При этом необходимо отметить, что у каждого человека существует индивидуальная чувствительность к определенным неблагоприятным факторам производственной и внешней среды, которая зависит от антигенной структуры тканей, кодированной геномом. Индивидуальные отличительные антигенные черты строения тканей человека могут быть определены главным образом иммунологическими методами. Работами ряда автором [3, 5, 8] показано, что генетическая предрасположенность организма человека к той или иной патологии зависит от антигенного состава его тканей и нередко может проявляться только под действием неблагоприятных химических, физических или биологических факторов окружающей среды. Комплексные гигиенические и иммунологические исследования дают возможность выявить пусковые механизмы нарушения иммунологического гомео-стаза организма, найти пути для совершенствования защиты иммунной системы каждого представителя рабочего коллектива. Использование иммунологических методов и представлений необходимо буквально на всех этапах функционирования человека как активной общественной единицы.
Необходимо определение иммунного статуса организма уже при приеме на работу, имеющую вероятную вредность. Определение типа антиге-
3 Гигиена и санитария № 7
— 65 —